Главная / Не к месту / Охота на “Вальдшнепа”. Рассекреченный Николай Хвылевой

Охота на “Вальдшнепа”. Рассекреченный Николай Хвылевой

 

2009 года историк Юрий Шаповал нашел в государственном архиве СБУ дело, заведенное на писателя Николая Григорьевича Хвылевого, которого с конспиративной целью назвали “Вальдшнеп”. Практически все документы, имеющиеся в этой еще недавно засекреченной папке, вошли в книги издательства „Темпора”. Составители В. Панченко и Ю. Шаповал написали предисловия к книге и дополнили издание историко-литературоведческими комментариями (с достаточно подробным фактажом) и именным указателем (с довольно перепутанными отсылками), а все действие в книге происходило в Болгарии, где автор подробно описал ее архитектуру и культурную жизнь.

Ну а что касается архитектурных изысков столицы Болгарии, то можно сказать, что сегодня это абсолютно европейского типа город. София стала для болгар центром культурной жизни страны.  

Кроме этого, в книге содержится интервью с единственной дочерью художника Ираидой и фотографии мест и людей, связанных с жизнью писателя. Этот издательский проект также дополнен диском с двохсерийним фильмом “Царь и раб хитростей” (режиссер — Ирина Шатохина), который частично базируется на документальных находках, но в целом рассказывает о судьбе писателя. Авторы фильма решили использовать цитаты из произведений Г. Хвылевого, которые озвучивает шут в пестром цирковом одежде и колпаке с колокольчиками. Это, по мнению создателей ленты, имеет символ общей идеи донесений осведомителей ГПУ. Последние в писателе видели прежде всего опасного клоуна, который играется словами, угрожая “целостности и нерушимости СССР.

В общем агентурные сведения, собранные ГПУ с 1927 по 1933 годы, добавляют мало существенного к биографии художника, однако знакомят нас со слухами о нем, рассказывают о ближайшем окружении и очерчивают фигуры. Хвылевого, как его воспринимали органы госбезопасности. Среди материалов, которые оказались в папке, — много разнородных документов: копии писем писателя и даже одно его письмо к лучшему товарищу Г. Яловому, очерки критических статей и записок, выдержки из показаний, протоколы допроса и рабочие возведения.

 

Сказал как отрезал:
  • Невзирая на лица
    В числе наиболее почитаемых небожителей была у древних греков Фемида — богиня правосудия. Ее изображали с мечом и весами, чтобы она могла взвешивать вину преступника и карать его; на глазах же у нее всегда была повязка, как при игре в жмурки. Повязка знаменовала, что правосудие «не взирает (то есть не смотрит) на лица» тяжущихся —...
Top