Главная / Не к месту / Литература постмодернизма
20 июня 2013

Литература постмодернизма

Литература постмодерна характеризуется несколькими отличительными особенностями, первая и, пожалуй, главная из которых – интертекстуальность.

Интертекстуальность можно охарактеризовать как бесконечную литературную игру, носящую полубессознательный характер. Интертекст – все бесконечное множество существующих и когда-либо существовавших текстов, понимаемое как некое единство. История и общество в своем развитии могут быть «прочитаны», поэтому вся человеческая культура в целом воспринимается постмодернистами как единый интертекст, который, в свою очередь, служит как бы предтекстом для любого вновь появляющегося произведения.

Еще одна черта, свойственная для постмодернистского творчества – гипертекстуальность – возникла вследствие изменения отношений между критикой и литературой. Все, что традиционно считалось важным для литературы (отраженная в ней историческая действительность, мировоззрение автора, воздействие на нее интеллектуальных веяний эпохи), объявилось наивным и старомодным. Постмодернистская литература свелась к тексту, который оказался всецело во власти критики – более того, оказался порожденным критикой.

В контексте постмодернизма текст рассматривается как некий стерильный продукт, созданный в лаборатории критики по мере расщепления литературы на составляющие, удаления из нее историчности, автобиографичности, культурологичности, философичности, эмоциональности как чужеродных примесей к тексту.

На смену реальности в литературе постмодерна приходит гиперреальность – иллюзия, виртуальная реальность, создаваемая средствами массовой коммуникации и выступающая как более достоверная, точная, «реальная» реальность, нежели та, которую мы наблюдаем вокруг себя. Поддельные события, отражающие несуществующую реальность, обозначаются термином «симулякры».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Распивочно и на вынос
    Так торговали спиртным царские кабаки со времён чуть ли не Бориса Годунова. Целовальник получал казённое вино в бочках сороковках, а продавал его либо в разлив — чарками и кружками, либо в мерной посуде — шкаликах, бутылках, штофах или полуштофах. Само слово «целовальник» произошло от того, что кабатчики клялись (целовали крест), что не будут разбавлять полученную...