Главная / Не к месту / Литературный процесс в конце ХХ — начале XXI века
20 июня 2013

Литературный процесс в конце ХХ — начале XXI века

Начало XXI века можно охарактеризовать как качественно новый этап в развитии мировой истории, и, соответственно, литературы. Система ценностей, организовывающая человеческую жизнь в ХХ веке, утратила свою очевидность. Уже в 50-е годы прошлого века западноевропейские мыслители заговорили о проблеме антропоцентрического кризиса, о «мутации» человека в мире информации. В этой связи следует прежде всего назвать имя Мишеля Фуко.

Изучение современного капиталистического общества привело Фуко к мысли о том, что прежний человек, труженик и индивидуальность, создатель послевоенной цивилизации, уже умер. На смену ему пришел человек «одномерный», контролируемый государством, покорно принимающий роль объекта управления и манипулирования. Идеи Фуко развивались и углублялись Ж.-Ф. Лиотаром и Ж. Бодрийяром. Они первыми заговорили о хаотическом сознании современного человека, об утрате им смыслового центра и фундамента мышления и сознания, об исчезновении понятий ценности и истины с горизонта современной культуры. Их герой – «человек ошеломленный». В этом смысл известного постулата Бодрийяра: «Конец ХХ века есть время агонии самой реальности». Причиной такой трансформации сознания философ считал средства массовой коммуникации.

Лиотар в своих трудах пришел к сходным выводам: сознанию, находящемуся в «постмодернистской кондиции», реальность представляется как нечто сомнительное. Искусство, в частности, литература, помогающая осмыслять и легитимировать мир, теперь становится чем-то необязательным.

Закономерно поэтому, что в литературе постсовременности, постмодернизма реальная действительность, внутренняя жизнь человека превращается в знаки, идиомы, абстрактные формы, моделирующие многообразие мира. В результате в постмодернистских произведениях жизнь не столько отображается, сколько интерпретируется. При этом современный писатель осознает себя целиком в сфере культуры, в некоем культурном пространстве, и с своем творчестве свободно манипулирует образами, темами, мифологемами (последнее в какой-то мере объясняет элитарность постмодернистской литературы). В целом степень постижения авторского замысла зависит исключительно от степени начитанности читателя.

Лучший выездной ресторан вы найдете на сайте www.vkusnyy.com.ua. Только там есть все для организации торжеств и праздников на высоком уровне.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Кануть в лету
    В пушкинском «Евгении Онегине» юный поэт Ленский, го­товясь к дуэли со своим другом, написал такие стихи: …быть может, я гробницы Сойду в таинственную сень, И память юного поэта Поглотит медленная Лета… В другом стихотворении Пушкина, в ядовитой эпиграм­ме, говорится о бездарном поэте, который сначала пишет стихи. Потом всему терзает светуСлух,Потом печатает, и — в Лету...