Главная / Не к месту / Литературный процесс в конце ХХ – начале XXI века

Литературный процесс в конце ХХ – начале XXI века

Начало XXI века можно охарактеризовать как качественно новый этап в развитии мировой истории, и, соответственно, литературы. Система ценностей, организовывающая человеческую жизнь в ХХ веке, утратила свою очевидность.  Уже в 50-е годы прошлого века западноевропейские мыслители заговорили о проблеме антропоцентрического кризиса, о «мутации» человека в мире информации. В этой связи следует прежде всего назвать имя Мишеля Фуко. 

 Изучение современного капиталистического общества привело Фуко к мысли о том, что прежний человек,  труженик и индивидуальность, создатель послевоенной цивилизации, уже умер. На смену ему пришел человек «одномерный», контролируемый государством, покорно принимающий роль объекта управления и манипулирования. Идеи Фуко развивались и углублялись Ж.-Ф. Лиотаром и Ж. Бодрийяром. Они первыми заговорили о хаотическом сознании современного человека, об утрате им смыслового центра и фундамента мышления и сознания, об исчезновении понятий ценности и истины с горизонта современной культуры. Их герой – «человек ошеломленный». В этом смысл известного постулата Бодрийяра: «Конец ХХ века есть время агонии самой реальности». Причиной такой трансформации сознания философ считал средства массовой коммуникации.

 Лиотар в своих трудах пришел к сходным выводам: сознанию, находящемуся в «постмодернистской кондиции», реальность представляется как нечто сомнительное. Искусство, в частности, литература, помогающая осмыслять и легитимировать мир, теперь становится чем-то необязательным.

Закономерно поэтому, что в литературе постсовременности, постмодернизма реальная действительность, внутренняя жизнь человека превращается в знаки, идиомы, абстрактные формы, моделирующие многообразие мира. В результате в постмодернистских произведениях жизнь не столько отображается, сколько интерпретируется. При этом современный писатель осознает себя целиком в сфере культуры, в некоем культурном пространстве, и с своем творчестве свободно манипулирует образами, темами, мифологемами (последнее в какой-то мере объясняет элитарность постмодернистской литературы). В целом степень постижения авторского замысла зависит исключительно от степени начитанности читателя.

Лучший выездной ресторан вы найдете на сайте www.vkusnyy.com.ua. Только там есть все для организации торжеств и праздников на высоком уровне.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Сказал как отрезал:
  • Тридцать сребренников
    Самым презренным предателем в истории считается легендарный Иуда Искариот, один из учеников Христа. Он предал своего учителя за тридцать сребренников, то есть за тридцать серебряных монет. Вот почему выражение «тридцать сребренников» давно понимается как «цена предательства», «цена крови». Так же легенда дала нам много иносказательных слов и выражений. Имя «Иуда» является синонимом слова «предатель». Сочетание...
Top