От Понтия к Пилату

Вот еще одно из многочисленных древних выражений, основанных на ошибке.

По легенде, когда был схвачен и предан суду Иисус, ни иудейский царь Ирод, ни римский наместник «понтийский Пилат», или «Понтий Пилат», не хотели взять на себя ответственность за его казнь и несколько раз направляли его под разными предлогами друг к другу. Можно было бы сказать, что его «гоняли от Ирода к Пилату». Но наших предков смутило два имени римлянина (а это было вещью вполне естественной: сравни Юлий Цезарь, Сергий Катилика, Септимий Север). В их головах Пилат разделился на двух человек: на «Понтия» и «Пилата». А потом перепутали и самую историю. Так и возникло представление, что Иисуса передавали «от Понтия к Пилату».

Теперь же у нас эти слова служат насмешливым определением, всякой волокиты, когда человека гоняют от одного начальника к другому, вместо того чтобы быстро решить дело.

От Понтия к Пилату

Подписаться
Уведомление о
guest
4 Комментарий
Newest
Oldest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Егор
Егор
8 лет назад

Я бы предложил более понятную версию: говоря От Понтия к Пилату, имели ввиду, что от одного человека к нему же, иронически имея ввиду, что заканчивалось тем, с чего начиналось.

Сергей
Сергей
10 лет назад

До недавнего времени противники христианства слепо кричали, что Понтий Пилат – вымышленный герой библии. Но в 1960е годы в Иерусалиме нашли массу доказательств того, что Понтий Пилат – реальный человек. Например: Надписи на стенах из Именем этого намесника Рима в Иудеи.

Chlorian
Chlorian
12 лет назад

С советских времен с тем же оттенком говорят: \оказалось, Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не муж и жена, а четыре разных человека\.

Юлия
Юлия
13 лет назад

Интересно заметить,что в испанском языке,например,аналогичное выражение образовано без ошибок: “Ir de Herodes a Pilatos”(т.е.”Ходить от Ирода к Пилату”)

Сказал как отрезал:
  • В чужой монастырь со своим уставом (не суйся)
    Опять мы переносимся в прошлое. До революции на Руси было несметное множество монастырей. Каждый из них управлялся по своим особым правилам, и крепко держался за них. Это и были монастырские «уставы». Плохо приходилось тому чернецу (монаху), который, привыкнув, скажем, к «печерскому» обычаю, переходил в Соловецкий монастырь: тамошний начальник – игумен – всегда мог допечь его...
Top