Бочку катить

В течение столетий одним из основных продуктов питания русского человека была рыба. Поговорка твердила: щи да каша – пища наша. Однако, вспомним, что щи с убоиной угощение весьма дорогое, а на пустых щах не поработаешь. Так что щи варили рыбные, а случалось и в кашу крошили сушёную или солёную рыбу. Причём сладкая пресноводная рыбка также нечасто попадала на мужицкий стол. Взять хотя бы чеховский рассказ “Hалим”: никому из действующих лиц и в голову не приходит, что изловленную рыбу будет есть не помещик. То же и с другими рыбами. “Поповы щи – с снетком!” – завистливо восхищается некрасовский Лука. Единственное счастливое исключение – ёрш. Вот как он говорит о себе в народной “Сказке о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове”:

“Ах ты рыба-сёмга, бока твои сальны!
И ты, рыба-сельдь, бока твои кислы!
Вас едят господа и бояра,
Меня мелкая чета крестьяна –
Бабы щей наварят
И блинов напекут,
Щи хлебают, похваливают:
Рыба костлява, да уха хороша!”

Однако ерши да окуньки не могли прокормить огромную Россию, поэтому основная масса рыбы привозилась издалека, дорогая – из Астрахани, подешевле – с Мурмана. Так что казанский и астраханский походы Ивана Грозного были в первую очередь “войной за рыбные ловы”. И во время восстания Степана Разина головной болью правительства была не пограбленная патриаршья казна, а разбитые караваны с рыбой. Ведь это значило, что в стране начнётся голод.

И каждый год по Волге и Двине, а затем и по всем прочим судоходным рекам тащились баржи и расшивы, гружёные бочками с солёной рыбой. Hа пристанях грузчики скатывали бочки на берег, перегружали на телеги. Каждая бочка весила около полутонны и можно представить, что сталось бы с человеком, неловко оказавшимся на пути подобного груза, ведь бочки на наклонных сходнях разгонялись весьма ощутимо. Отсюда – первейшее правило грузчиков: не катить бочку на человека. А поскольку промысел этот бытовал по всей России, то и выражение “катить бочку” было понятно всюду, а не только в портовых городах, хотя оно никогда не считалось литературным. Да и трудно рассчитывать, что идиома, родившаяся на самом дне русского общества, будет с восторгом принята культурной прослойкой. И сегодня выражение это считается вульгарным, неприемлемым в приличном обществе, хотя значение его вполне безобидно. Катить на кого-либо бочку значит неспровоцированно нападать, угрожать или обвинять в чём-либо этого человека. Причём совершенно неважно, справедливы обвинения или нет. Важен сам факт нападения на человека, который лично тебе ничего плохого не сделал.

Бочку катить

avatar
16 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Ирэн ДегорМатроскінГалинкаСтрижЭММИ Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Ирэн Дегор
Гость
Ирэн Дегор

Щи с рыбой? Что за извращение? Уж лучше – УХА! И потом, а куда курица подевалась? Убоина дорогая… ну мясо то есть… это понятно, но куры то в каждом мужичьем доме бегами… а то и десятками! ))))

Матроскін
Гость
Матроскін

– Кто там?
– Не кати бочку, дятел! Я вам письмо от дяди Фёдора принёс 🙂

Галинка
Гость
Галинка

Так интересно тут у вас, а то часто употребляешь крылатые выражения, а смысл нередко точно не ясен.

Стриж
Гость
Стриж

Кого-то на феню потянуло.

ЭММИ
Гость
ЭММИ

ВАУ!!!

Мариша
Гость
Мариша

Спасибо Вам большое))) Замечательный сайт!!!

Макс
Гость
Макс

Всем спасибо мне понравилось

Сфагнум
Гость
Сфагнум

Помните, в мультфильме почтальон Печкин говорил: \А если вы на него бочку катите, это уже контейнерная перевозка получается. Этим трансагентство занимается\.

Марина
Гость
Марина

ну…мне нужно афоризмы.а тут…но интересно!!!

Андрей
Гость
Андрей

Мурманчанин., как вы определяете был в то время Мурман или нет? В тексте даже столетие не указано.
До начала XX века Мурманом называли северное побережье Кольского полуострова – от Святого Носа до норвежской границы. В дальнейшем понятие Мурман расширилось, и под ним стали подразумевать весь Кольский полуостров.

Сказал как отрезал:
  • Американский дядюшка
    В  XVI–XVII веках началась колонизация Америки. Туда потоком хлынули из Европы искатели приключений, люди, жаждавшие наживы, неудачники в надежде, что им улыбнется там счастье. Случилось, что некоторым из них действительно удавалось разбогатеть и тогда они нежданно-негаданно обогащали своих терпевших нужду родственников, не только близких, но и дальних: племянников и проч.В литературе и в театре XVIII–XIX...
Top