Главная / Не к месту / Собеседники хаоса
27 марта 2013

Собеседники хаоса

Существуют вопросы, которые больше почти на задают. Среди них и такие, к которым возвращают нас Марк Липовецкий и Наум Лейдерман. В несколько заходов, то в одиночку, то в соавторстве, они стараются разъяснить, что нового открылось для современной литературы и куда это ведёт.

Доводилось слышать, что такие занятия несовременны – и бесполезно тратить силы впустую на такие мировые изыскания. Естественно, если сводить работу Липовецкого и Лейдермана к понятийным манипуляциям и словесной эквилибристике, их труды в действительность покажутся многостраничной, обширной ненужностью.

Но если немного вчитаться, не останется сомнений, что то, что написали наши авторы, несёт достоверные знания о жизни и о литературе и врастает в их личный опыт. Похоже, они решили 2 проблемы. Говорили про новое качество литературы и в то же время заявляли своё кредо. Видимо, литературоведы не просто обозначают литературный вектор движения, но стараются послать литературу в данном направлении как в самом перспективном.

Сумма идей следующая. Признаки духовной ситуации  представляют собой разрыв с традициями, неверие в будущее и потерю преемственной связи с минувшим. Его единственная, базисная и неотъемлемая данность – это хаос. Литература, являющая с собой на данный момент опыт самоопределения в кромешном жизненном мраке, в абсолютном хаосе, должна с этим считаться. Сначала авторы играли с хаосом – таким образом появился постмодернизм. Потом вид отзыва на ситуацию изменяется. Среди хаоса автор создаёт свой гармоничный мир, свой собственный свет в сердце тьмы. Это выращивание смысла из бессмыслицы – на пустом месте, без зерна, усилием своего хотения.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Лучше меньше, да лучше
    Так в 1923 году В. И. Ленин озаглавил свою замечательную статью о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Слова эти оказались столь многозначительными и вескими, были так удачно найдены, что скоро из простого заглавия превратились в настоящее крылатое слово со значением: качество может быть важнее количества. Лучше меньше, да...