Художественный портрет в литературе
Одна из главных проблем в литературном творчестве – это создание образа персонажа. Для этого требуется изучение различных стилистических приемов и средств, которые способствовали бы выражению наиболее точного содержания произведения и создания портрета персонажа.
Литературный герой – это вымышленный образ, но в то же время и личность, существующая в воображении читателей. Он движется, живет в художественном произведении, органично входит в него. Поэтому создание персонажа – это не только наделение его каким-либо характером и мышлением, но и «оживление» его в мыслях читающего. Читателя нужно заставить увидеть героя, что не так уж и просто.
Портрет персонажа – это его описание. Но, как и внешность человека, так и внешность героя способны многое рассказать о нем. Вспомним, например, Гоголевских «Мертвых душ». Каждого героя автор описал внешне, но тем самым дал нам ясное представление внутренних качеств того же Чичикова, Коробочки или Плюшкина. Читатель увидел не только их облик, но и смог представить характер, повадки, жизненные ценности каждого из них.
Как утверждал Л.А. Юркин, портрет персонажа содержит в себе три главные черты: природные, социальные (то есть его повадки или манеры) и выражение лица, рассказывающее о переживаниях, чувствах и прочих эмоциях героя.
Однако, жесты, манеры и фигура могут не только «говорить», но и «скрывать», или же вообще ничего не значить, кроме как своего существования. Именно поэтому, создать художественный портрет порой не так уж и просто. Ведь каждый писатель хочет, чтобы его герой «ожил» не только на бумаге, но и в воображении читателей.
- Ящик ПандорыКогда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов (см. «Прометеев огонь»), отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного — и они завоевали бы себе полное счастье… Тогда Зевс решил наслать на них...