Главная / Не к месту / Художественный портрет в литературе
25 марта 2014

Художественный портрет в литературе

Одна из главных проблем в литературном творчестве – это создание образа персонажа. Для этого требуется изучение различных стилистических приемов и средств, которые способствовали бы выражению наиболее точного содержания произведения и создания портрета персонажа.

Литературный герой – это вымышленный образ, но в то же время и личность, существующая в воображении читателей. Он движется, живет в художественном произведении, органично входит в него. Поэтому создание персонажа – это не только наделение его каким-либо характером и мышлением, но и «оживление» его в мыслях читающего. Читателя нужно заставить увидеть героя, что не так уж и просто.

Портрет персонажа – это его описание. Но, как и внешность человека, так и внешность героя способны многое рассказать о нем. Вспомним, например, Гоголевских «Мертвых душ». Каждого героя автор описал внешне, но тем самым дал нам ясное представление внутренних качеств того же Чичикова, Коробочки или Плюшкина. Читатель увидел не только их облик, но и смог представить характер, повадки, жизненные ценности каждого из них.

Как утверждал Л.А. Юркин, портрет персонажа содержит в себе три главные черты: природные, социальные (то есть его повадки или манеры) и выражение лица, рассказывающее о переживаниях, чувствах и прочих эмоциях героя.

Однако, жесты, манеры и фигура могут не только «говорить», но и «скрывать», или же вообще ничего не значить, кроме как своего существования. Именно поэтому, создать художественный портрет порой не так уж и просто. Ведь каждый писатель хочет, чтобы его герой «ожил» не только на бумаге, но и в воображении читателей.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Живинка в деле
    Это выражение, давно известное на Урале, получило широкое хождение после того, как П.П.Бажов озаглавил так один из своих уральских сказов (1943). Дед Нефед, обучив Тимоху Малоручко всем тонкостям угольного дела, говорит: «Теперь, брат, никуда не уйдешь, поймала тебя живинка, до смерти не отпустит». И дальше: «Она (живинка)… во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и...