Марек Краевский «Голова минотавра»
Старый добрый Львов… Настоящий, то есть польский со знанием немецкого, местами еврейский и лишь где-то на низах и неприятно-романтических и опасных закоулкам маргинально-батярский. Львов — единственный, кому Краевский открыто признается в любви, — вкусным пирогом с разнообразием ингредиентов. Его кусок нам любезно преподнес автор. От немецкого (не худшего, чем у Рейха!) и изысканному польскому к аборигенному привлекательному говору — такой является языково-национальная амплитуда романа. Город грехов, трепетного уюта и яркой жизненной меланхолии, что подстерегает тебя в каждом месте и шагу.
«Львов Краевского» стал уже чем-то вроде «Петербурга Достоевского». Это не сказочная средневековая приманка, а скорее, всем знакомый Содом. 1937 год. Зима, Новый Год. Ужасное убийство в Бреслау, следы которого тянутся до Львова. Комиссар львовской полиции Эдвард Попельский начинает сотрудничество со своим немецким коллегой, которого высылают в страну варваров» до Лемберга. Их соединило «дело Минотавра», которое два года назад шокировало всю Польшу. Двое почтенных мужей должны найти таинственную «тварь», которая насилует, убивает и обгрызает девственниц. Следствие продолжается не без проблем и пикантных деталей. Бесспорно, в процессе появляются новые трупы. Наконец, единственный ребенок Попельский, дочь Рита, оказывается в опасности из-за неизвестного поклонника. Природный фон в романе не найдешь.
Есть только городское, социальная среда — стены и дома, транспорт, улицы без деревьев; мир привычек, слабостей, усилий, напряженных взаимоотношений и недоразумений. Бессилие закона и его охранников, взаимная зависимость людей, «заброшенность в Бытие», как сказал бы кто-то из тех, кому по вкусу пофилософствовать… Цветовая гамма тяготеет к серо-темному диапазону, более того — солнечный свет даже вредит главному герою-епилептику. Лета и тепла также нет, только холодная половина года. Чувствуется и гендерная дисгармония. На первом плане мужчины — активные, деятельные, грубоватые.
- Валаамова ослицаВалак, царь моавитян, рассказывает Библия, послал гонцов за волхвом Валаамом, чтобы тот пришел и волшебством уничтожил израильтян, осадивших моавитский город Иерихон. Валаам сел на свою ослицу и пустился в путь. Но библейский Бог был на стороне Израиля: он запретил ослице идти. Смирное животное начало останавливаться на каждом шагу. Валаам дважды побил ослицу. На третий раз...