Европа — прошлое и будущее. Видения и ревизии: Материалы международной конференции памяти Ежи Гедройца
Имя выдающегося польского интеллектуала Ежи Гедройца (1906-2000) является для украинцев почти неизвестным. Это очень странно и даже, в определенном смысле, несправедливо, ведь именно Гедроиц был одним из тех, кому мы сейчас обязаны хорошими украинско-польскими отношениями. Более того — благодаря этому многолетнему главному редактору журнала «Культура» утвердилось мнение о том, что создание независимых демократических государств — Польши, Украины, Литвы и Беларуси — является обязательным и неизбежным.
Обратить внимание на эту фигуру была призвана международная конференция «Европа — прошлое и будущее. Видения и ревизии», посвященная Гедройцеву. Участниками были известные интеллектуалы: Ю. Андрухович, Д. Бовуа, Г. Грабович, Я. Грицак, Я. Корек, Г. Рябчук, Н. Яковенко и др. Как следствие появилась аннотированная книга — очень хороший сборник речей, произнесенных на конференции.
Когда вам нужен ремонт стиральных машин — посетите сайт tomsk-help.ru. Только там есть все чтобы ваши стиральные машины всегда работали и не доставляли вам проблем.
Темы выступлений во многом касаются редактора «Культуры», хотя его фигура можно считать скорее символической. Гедроиц для украинских и зарубежных интеллектуалов, в самом деле, является образцом для подражания, примером того, как нужно в сложных обстоятельствах помогать своему государству. Его силуэт постоянно возникает на фоне большинства речей, несмотря на то, что главными в них все же есть другие темы.
В частности, в центре дискуссий первого раздела («25+. За новый манер Европы») находится проблема определения Европы. Вписываются ли ее границы в границу, которую по традиции проводят Уральскими горами? Или, возможно, стоит давать Европе не географическое определение, а называть этим словом объединения государств на определенных общих культурных и правовых принципах, которые не обязательно находятся в пределах географической Европы? Если же такое объединение претендует на то, чтобы называться Европой, то каковы его задачи? И, наконец, каким должно быть место Украины в таком объединении?
- В чужой монастырь со своим уставом (не суйся)Опять мы переносимся в прошлое. До революции на Руси было несметное множество монастырей. Каждый из них управлялся по своим особым правилам, и крепко держался за них. Это и были монастырские «уставы». Плохо приходилось тому чернецу (монаху), который, привыкнув, скажем, к «печерскому» обычаю, переходил в Соловецкий монастырь: тамошний начальник – игумен – всегда мог допечь его...