Генезис социалистического реализма
Горький специально не обрисовывал принципы пролетарской литературы. Его страстная полемика с декадентами находится в той же плоскости, что и высказывания остальных писателей-реалистов – Бунина, Толстого – и подкреплялось апелляцией к литературным традициям девятнадцатого столетия.
Статью Ленина «Партийная литература и партийная организация» тоже нельзя рассматривать в качестве литературного манифеста. Несмотря на то, что в ней и были определены кое-какие принципы "партийной литературы", однако в общем она была посвящена партийной печати, а не вопросам развития художественной литературы. Канонизация ее положений случилась намного позже, а не в рассматриваемое время.
Таким образом, в начале столетия социалистический реализм существовал в качестве художественной тенденции, которая не носила никакого названия, а иногда её вообще не осознавали. Она созревала в реалистически-романтическом художественном творчестве раннего Горького.
Если сравнивать с Короленко, Гаршиным, которые тоже тяготели к неоромантизму, аллегории и легенды Горького характеризовались более мажорной звучной нотой, более доступной и понятной широкому кругу художественной формой, более непосредственно выраженной надеждой. В творчестве Горького, который вступил в литературу вместе с нарастанием движения рабочих, были во много раз усилены эстетические и идеологические поиски, которые характерны его старшим современникам. Последующая художественная реализация рабочего настроения в образах персонажей, за которыми, как выразился Бялик, стояла своя новая среда, конечно было новаторством Горького.
- Альтер эго (alter ego)В переводе латыни «alter ego» значит «второй я». Мы называем иногда так самых близких друзей, тех, кому доверяем, как самому себе. Распространенным это выражение стало благодаря обычаю, принятому в некоторых государствах Европы в прошлом: когда король передавал всю свою власть какому-нибудь наместнику, он награждал его званием «королевского второго я» - «альтэр эго регис». Считается, что...
