Генезис социалистического реализма
Горький специально не обрисовывал принципы пролетарской литературы. Его страстная полемика с декадентами находится в той же плоскости, что и высказывания остальных писателей-реалистов – Бунина, Толстого – и подкреплялось апелляцией к литературным традициям девятнадцатого столетия.
Статью Ленина «Партийная литература и партийная организация» тоже нельзя рассматривать в качестве литературного манифеста. Несмотря на то, что в ней и были определены кое-какие принципы «партийной литературы», однако в общем она была посвящена партийной печати, а не вопросам развития художественной литературы. Канонизация ее положений случилась намного позже, а не в рассматриваемое время.
Таким образом, в начале столетия социалистический реализм существовал в качестве художественной тенденции, которая не носила никакого названия, а иногда её вообще не осознавали. Она созревала в реалистически-романтическом художественном творчестве раннего Горького.
Если сравнивать с Короленко, Гаршиным, которые тоже тяготели к неоромантизму, аллегории и легенды Горького характеризовались более мажорной звучной нотой, более доступной и понятной широкому кругу художественной формой, более непосредственно выраженной надеждой. В творчестве Горького, который вступил в литературу вместе с нарастанием движения рабочих, были во много раз усилены эстетические и идеологические поиски, которые характерны его старшим современникам. Последующая художественная реализация рабочего настроения в образах персонажей, за которыми, как выразился Бялик, стояла своя новая среда, конечно было новаторством Горького.
- Как с гуся водаПеред вами не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, знахарка, обливая больных детей «наговорной водичкой», да и заботливые родители, купая их в бане, таинственно приговаривали: «С гуся вода, а с нашего Коленьки (или Петеньки) худоба (то есть болезнь)». И верили, что всякие напасти сбегут с их сынка или доченьки так же быстро и...