Нужда научит калачи есть
Эту пословицу, может быть, и не следовало бы сюда включать — ведь разных пословиц очень много. Однако удивляет ее видимая нелепость; калач — дорогое мучное изделие: зачем же «учиться его есть»? Скорее уж хлеб с мякиной, каким питались крестьяне в старой России, сумеет есть не каждый.
На эту странность обратил внимание тонкий знаток народного языка А. С. Пушкин. В его записной книжке дано такое объяснение этой поговорки: «То есть — «нужда — мать изобретения и роскоши». Что он этим хотел сказать?
На Севере всегда была дорога белая пшеничная мука; северные жители мало ели белого хлеба, «не умели его есть». Но нужда гнала их в более богатые южные места: они уходили бурлачить на Волгу, косить травы в степи и там привыкали к дешевому и обильному пшеничному хлебу, «научались калачи есть».
Вот каково действительное происхождение этой странной пословицы.
Читаешь: «калачи есть», а понимать надо: уходить в далекие края за заработками.
Довольно замысловато!
Нужда научит калачи есть
- Забубённая головушкаУ слова «забубенный» есть прямая связь с древними актерами – скоморохами, которые распевали свои лихие песни и разыгрывали разные сценки сатирического характера (направленные против церкви, бояр и т.п.) под бубны, домры, сопели. Этих отчаянных людей и могли называть «забубенными головушками». Позднее это выражение могло ассоциироваться с картежниками (на старинных русских игральных картах бубновой масти были...
Bы сами-то подумайте, уходить на заработки\ — и \изобретение и роскошь\ — где тут связь?
Поговорка гораздо древнее, да и калачи пришли из древнего Египта, где считались средством священных таинств. В Библии они упомянуты как \хлебы предложения\. Калач — это тот самый \антидор\, вот почему он с дыркой посредине. Он же — освящённый \артос\, ломти которого хранили в жилище у икон, и употребляли при недомогании или прочих бедах, то-есть только при крайней нужде.