Жан-Франсуа Ревель «Оживления демократии»
Есть два пути обманывать себя. Первый — ничем не интересоваться и жить в плену общественных стереотипов. Второй — логично обосновать собственную глупость и жить, удовлетворившись ею. К тому же, обосновать это нужно в совершенстве, чтобы ни одна собака не подкралась сзади и не ударила тебя каким-то тяжелым аргументом по голове, когда ты не готов к этому.
Книга — безотносительно к этому субъективному впечатлению — написана и переведена достаточно хорошо и понятно, по крайней мере для тех, кто интересуется глобализационными процессами в мире. Но если от созерцания штурма американскими вертолетами вьетнамского села и бомбардировки самолетами Б52 «плохих» сербов у вас не смеются от удовольствия глаза, то, очевидно, книга вызовет достаточно сильное внутреннее сопротивление. Во-первых, преимущества так называемой либеральной демократии в книге априори признаются наибольшей ценностью, которую только придумало человечество. Во-вторых, большинство проблем, по мнению Ревеля, можно решить жесткой позицией — тем самым бомбардировками и штурмами. Однако если приоритетность демократии после Оранжевой революции в Украине также считается чем-то заранее определенным, то в тоталитарных странах, где все СМИ показывают только то, чего хочет власть, преимущества демократии до сих пор сомнительные. Если постоянно «промывать мозги» населению, что демократия — это плохая форма правления, что народу нужна только «сильная рука», то никакие танковые атаки вместе с Б52 не смогут изменить этот стереотип извне.
В книге много говорится про постсоветские страны, а еще больше — об отношениях тоталитарного СССР и демократического Запада, причем автор обвиняет всех подряд в опосредованной поддержке советской власти. Оправдывает только Штаты, которые якобы никогда таких ошибок не делали. Ведь, по мнению Ревеля, лучшим «сотрудничеством» с тоталитарными странами есть прямое политическое и военное противостояние.
- Каша-малашаВообще это не слишком одобряемая детская игра: малыш размешивает палочкой, лопаткой, а то и прямо руками густую дорожную грязь и приговаривает: «Каша-малаша, вкусная каша!» Можно спорить, сохранилось ли в этой приговорке воспоминание о Маланьиной свадьбе или просто дитя утверждает, что даже миргородская лужа будет мала для его каши, но в любом случае ясно одно: взрослые...