Главная / Не к месту / Ирина Захарчук “Война и слово: Военная парадигма литературы социалистического реализма”

Ирина Захарчук “Война и слово: Военная парадигма литературы социалистического реализма”

 

 До недавнего времени в украинской науке о литературе не хватало современного исследования художественного творчества соцреализма. Но поскольку свято место пусто долго не бывает, то частичным его заполнением занялась в своей докторской диссертации Ирина Захарчук. Так в свет вышла ее монография, в которой исследуется военная тематика и проблематика в украинском социалистическом реализме. Знаково, что на сегодня пока что нет и широкой огласки в отношении этой работы, хотя то, что сделала литературовед, вполне оправданно претендует на получение надлежащего внимания и заслуживает исключительного уважения.

 В трех разделах Ирина Захарчук довольно интересно анализирует военную стратегию и парадигму национального мышления в тех художественных формах, появившихся в ХХ веке. В формах грандиозных, однако чрезвычайно тенденциозных и идеологизированных. Подробное освещение самого понятия войны в советской системе приводит к многим интересным выводам: про осознание ее как процесса, а как состояния общества, о подъеме героической гибели и осуждения вражеской измены, про тотальность и тоталитаризм как ведущие параметры тогдашней литературы.

 И. Захарчук удачно акцентирует внимание на двойственности украинского восприятия войны: истинно национального и эмиграционного. Лучше всего это отражается при сравнении двух дневниковых исповедей художников – Александра Довженко и Аркадия Любченко (второй раздел монографии). „Переписывание” предыдущего опыта у обоих писателей является очень важным свидетельством идейной расслоенности украинской интеллигенции, когда даже вопрос консолидации творческих сил не может найти почвы для взаимопонимания хотя бы в таком плане: против кого и за кого бороться, и нужна какая-то борьба вообще. Если словеса Довженко свидетельствуют преимущественно советский взгляд на войну и ее причины-последствия, то свободный рассказ Любченко – это неоднозначный взгляд беглеца на оставленое родное ад (Украину) из ада чужого (Европа). Тогда и возникает проблема: эта освободительная война, это новое порабощение, и что в конце концов тогда предостерегает настоятельная иконизация героев и демонизация врагов.

Ну а если вас интересует Суперб – посетите сайт europa-auto-nt.ru. Только атм вы найдете официального дилера Шкода в Тагиле.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Сказал как отрезал:
  • Парфянская стрела
    Помните у Пушкина: Узнаём парфян кичливыхПо высоким клобукам… Римляне столкнулись с парфянами – жителями Передней Азии, кочевниками, скотоводами и великолепными конниками, – в одном из походов на Восток. Легкая кавалерия парфян наголову разбила римское войско. По рассказам спасшихся, парфяне вели себя коварно: они притворялись, что разбиты, убегали и вдруг, на скаку обернувшись, осыпали римлян дождем...
Top