Главная / Не к месту / Ирина Захарчук «Война и слово: Военная парадигма литературы социалистического реализма»
25 сентября 2013

Ирина Захарчук «Война и слово: Военная парадигма литературы социалистического реализма»

До недавнего времени в украинской науке о литературе не хватало современного исследования художественного творчества соцреализма. Но поскольку свято место пусто долго не бывает, то частичным его заполнением занялась в своей докторской диссертации Ирина Захарчук. Так в свет вышла ее монография, в которой исследуется военная тематика и проблематика в украинском социалистическом реализме. Знаково, что на сегодня пока что нет и широкой огласки в отношении этой работы, хотя то, что сделала литературовед, вполне оправданно претендует на получение надлежащего внимания и заслуживает исключительного уважения.

В трех разделах Ирина Захарчук довольно интересно анализирует военную стратегию и парадигму национального мышления в тех художественных формах, появившихся в ХХ веке. В формах грандиозных, однако чрезвычайно тенденциозных и идеологизированных. Подробное освещение самого понятия войны в советской системе приводит к многим интересным выводам: про осознание ее как процесса, а как состояния общества, о подъеме героической гибели и осуждения вражеской измены, про тотальность и тоталитаризм как ведущие параметры тогдашней литературы.

И. Захарчук удачно акцентирует внимание на двойственности украинского восприятия войны: истинно национального и эмиграционного. Лучше всего это отражается при сравнении двух дневниковых исповедей художников — Александра Довженко и Аркадия Любченко (второй раздел монографии). „Переписывание” предыдущего опыта у обоих писателей является очень важным свидетельством идейной расслоенности украинской интеллигенции, когда даже вопрос консолидации творческих сил не может найти почвы для взаимопонимания хотя бы в таком плане: против кого и за кого бороться, и нужна какая-то борьба вообще. Если словеса Довженко свидетельствуют преимущественно советский взгляд на войну и ее причины-последствия, то свободный рассказ Любченко — это неоднозначный взгляд беглеца на оставленое родное ад (Украину) из ада чужого (Европа). Тогда и возникает проблема: эта освободительная война, это новое порабощение, и что в конце концов тогда предостерегает настоятельная иконизация героев и демонизация врагов.

Ну а если вас интересует Суперб — посетите сайт europa-auto-nt.ru. Только атм вы найдете официального дилера Шкода в Тагиле.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Буриданов осел
    Иной раз кого-либо говорят: «Он оказался в положении буриданова осла». Что означает? Чем осел Буридана отличается от своих собратьев? Кто такой Буридан? Философы позднего средневековья выдвинули теорию, по которой поступки живых существ зависят не от их собственной воли, а исключительно от внешних причин. Принято считать, что ученый Буридан (точнее, Бюридан), живший во Франции в XIV...