Виктор Олегович Пелевин (1962)
Пожалуй, самый загадочный из писателей современности. О его биографии настолько мало известно, что довольно долгое время было распространено мнение, что никакого Пелевина и вовсе не существует, а его загадочные романы создает группа писателей, компьютерная программа, Фредерик Бегбедер (нужное подчеркнуть). Даже его фотографические изображения, появлявшиеся в прессе, до смешного немногочисленны.
Его рассказы начали публиковаться с конца восьмидесятых годов в журнале «Химия и жизнь», в разделе фантастики. Широкая известность настигла Пелевина после появления повести «Омон Ра» — история советской космонавтики изображалась в ней как одно грандиозное мошенничество. После ее публикации писатель прочно утвердился в рамках постмодернизма – об этом свидетельствуют синкретизм его творчества, интертекстуальность, пародийность, метод коллажа, широкое использование мировых культурных архетипов (героев классической литературы, героев анекдотов и т.д.), так называемая «игра с читателем». По мнению некоторых критиков, тексты Пелевина можно отнести к направлению «магический реализм», а самого его можно сопоставить с Борхесом, Кортасаром и Кастанедой (в основном это утверждение применимо к роману «Чапаев и Пустота»).
В качестве центрального мотива пелевинского творчества большинство литературоведов называют «метафизику побега»: большинство его героев, кем бы они ни были, в ходе повествования неизбежно осознают иллюзорность мира и пытаются сбежать из него в подлинную реальность. Побег выступает не как стремление к конкретной цели, а как состояние души: персонажи бегут ради того, чтобы бежать.
По большому счету мифология Пелевина строится на неразличении настоящей и иллюзорной действительности, его романы находятся «на стыке» между реальностями. Политическая тематика органично сочетается с мистикой, идеями дзен-буддизма и элементами фантастики, образуя совершенно особый, ни на что не похожий пелевинский стиль.
- Зарубить на носуВот очень интересное сочетание слов; объяснение его происхождения для большинства читателей будет крайне неожиданным. Смысл этих слов довольно ясен — «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки. Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает...