Главная / Не к месту / Виктор Олегович Пелевин (1962)

Виктор Олегович Пелевин (1962)

Пожалуй, самый загадочный из писателей современности. О его биографии настолько мало известно, что довольно долгое время было распространено мнение, что никакого Пелевина и вовсе не существует, а его загадочные романы создает группа писателей, компьютерная программа, Фредерик Бегбедер (нужное подчеркнуть). Даже его фотографические изображения, появлявшиеся в прессе, до смешного немногочисленны.

Его рассказы начали публиковаться с конца восьмидесятых годов в журнале «Химия и жизнь», в разделе фантастики. Широкая известность настигла Пелевина после появления повести «Омон Ра» – история советской космонавтики изображалась в ней как одно грандиозное мошенничество. После ее публикации писатель прочно утвердился в рамках постмодернизма – об этом свидетельствуют синкретизм его творчества, интертекстуальность, пародийность, метод коллажа, широкое использование мировых культурных архетипов (героев классической литературы, героев анекдотов и т.д.), так называемая «игра с читателем». По мнению некоторых критиков, тексты Пелевина можно отнести к направлению «магический реализм», а самого его можно сопоставить с Борхесом, Кортасаром и Кастанедой (в основном это утверждение применимо к роману «Чапаев и Пустота»).

В качестве центрального мотива пелевинского творчества большинство литературоведов называют «метафизику побега»: большинство его героев, кем бы они ни были, в ходе повествования неизбежно осознают иллюзорность мира и пытаются сбежать из него в подлинную реальность. Побег выступает не как стремление к конкретной цели, а как состояние души: персонажи бегут ради того, чтобы бежать.

По большому счету мифология Пелевина строится на неразличении настоящей и иллюзорной действительности, его романы находятся «на стыке» между реальностями. Политическая тематика органично сочетается с мистикой, идеями дзен-буддизма и элементами фантастики, образуя совершенно особый, ни на что не похожий пелевинский стиль.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Сказал как отрезал:
  • Не свыше сапога (судить)
    Вместо того чтобы длинно объяснять происхождение этого изречения, вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Сапожник»: в нем рассказана положенная в основу этого выражения легенда: Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво… И эта грудь не слишком ли нага?..» Тут Апеллес...
Top