Главная / Не к месту / Как подобрать обучающие задания для младших школьников
20 апреля 2020

Как подобрать обучающие задания для младших школьников

Младшие школьники – это название возрастной группы, в которую входят дети 6-11 лет (1-4 классы).

С поступлением в школу дети включаются в новую ведущую деятельность – учебную, которая заменяет игру и на протяжении многих последующих лет играет ключевую роль в развитии ребенка. Так как именно в процессе обучения в школе происходит активное развитие психических процессов и свойств ребенка. К ним относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение, речь, эмоции, воля, внимание, характер, направленность, способности, самосознание.

Известные психологи, исследователи в сфере развития ребенка (такие, например, как Р.С. Немов, Т. В. Черниговская) утверждают, что обычные дети в младших классах школы вполне способны усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Следовательно, для того, чтобы развитие ребенка происходило как можно более эффективно, можно и нужно давать ему дополнительные обучающие задания.

Для того, чтобы извлечь из обучающих заданий максимальную пользу, необходимо знать и учитывать особенности когнитивного и эмоционально-волевого развития психики детей младшего школьного возраста. К ним относятся следующие:

  1. Внимание младшего школьника становится все более произвольным, хотя все еще уступает непроизвольному. Поэтому обучающие задания должны быть яркими, интересными для ребенка, чтобы они могли привлекать его непроизвольное внимание. Развивать внимание можно с помощью таких обучающих занятий: https://childdevelop.ru/worksheets/484/.
  2. У младшего школьника механическая память преобладает над смысловой: ему легче запомнить логически несвязанный материал, чем связанный. Ученые предполагают, что причина такого, казалось бы, парадоксального явления кроется в следующем: для того, чтобы запомнить логически связанный материал, его нужно сначала понять, осмыслить, а это уже не только работа памяти, но и мышления, это уже тяжелее. Отсюда и возникла формула «заучил, сдал, забыл». Не понимая сути того, что учит, ребенок запоминает материал чисто механически, забывая его сразу же после контрольной работы. Поэтому для уравновешивания развития видов памяти стоит давать ребенку обучающие задания, направленные на запоминание материала, имеющего для него смысл. Например, выучить стих, содержание которого ребенку понятно, близко. Хорошо, если ребенок сначала объяснит материал так, как он его понимает, а потом учит на память. Также помогает усвоение навыка строить ассоциации: ребенку предлагается слово, которое он должен запомнить. А чтобы не забыть, нужно нарисовать то, с чем у него ассоциируется данное слово. И так несколько слов. После этого ребенку предлагают, смотря на свои рисунки, вспомнить те слова, которые были заданы. Ассоциация – это один из процессов мышления, подключая которое, ребенок развивает смысловую память.
  3. У младшего школьника формируется словесно-логическое мышление. Он уже имеет возможность оперировать понятиями, не воспринимая объекты, которые они обозначают. Например, для того, чтобы понять, сколько будет 2+3, ребенок представляет себе цифры 2 и 3, которые суммируются. Ему уже не надо представлять два яблочка, к которым положили три яблочка. И уж, тем более, не нужно видеть эти яблочки. Дошкольники уже могут рассуждать логически и пользоваться понятиями. Поэтому, для лучшего развития мышления ребенка, стоит предлагать ему обучающие задания типа: https://childdevelop.ru/worksheets/1708/.
  4. У младшего школьника активно развивается и обогащается речь. Чтобы улучшить этот процесс, нужно, чтобы он произносил воспринимаемый материал вслух, словами воспроизводил ход своей мысли, анализируя условия задания и то, как он планирует поставленную задачу решать. Это нужно, во-первых, для осознания того, что ребенок делает (вместо простого копирования), а во-вторых, таким образом ребенок переводит свою внутреннюю речь (более сжатую) во внешнюю (максимально развернутую, полную). В отличие от дошкольника, младший школьник активно занимается письмом. Письменная речь учит ребенка более грамотно выстраивать и высказывать свою мысль. Поэтому нужно давать ребенку обучающие задания, направленные как на проговаривание того, что он делает, так и на письмо.
  5. Среднестатистический младший школьник способен контролировать свои эмоции, особенно в присутствии одноклассников, друзей, учителей и прочих не близких людей. У него постепенно происходит потеря непосредственности в социальных отношениях, идет развитие самоконтроля. Для него становится очень важным то, как на него реагируют окружающие. Это учит его все лучше и лучше разбираться в разнообразии эмоциональных проявлений людей. Чтобы улучшить понимание эмоций, рекомендуется предлагать ребенку обучающие задания, в которых необходимо распознавать и предугадывать разные эмоции и объяснять их возможные причины.
  6. Воображение младшего школьника становится все более произвольным, он все чаще им пользуется, ведь в процессе обучения ему часто приходится представлять то, о чем говорит учитель или пишется в учебнике. Поэтому можно и нужно давать ему обучающие задания, в которых требуется или воспроизвести услышанное/увиденное (репродуктивное воображение), или же создать новый образ (продуктивное воображение).
  7. Ближе к концу этого возрастного периода в ребенке зарождается желание понять, какой он. До этого представление о себе у ребенка складывается на основании того, что о нем говорят и как на него реагируют другие люди. Например, если родители говорят ребенку, что он невнимательный, он будет о себе такого же мнения. Хотя родители могут ошибаться. Для развития представления ребенка о себе, для формирования его Я-концепции и самооценки, можно давать ребенку обучающие задания, выполняя которые, он будет учиться лучше понимать самого себя. Эти, а также прочие обучающие задания, можно найти на сайте «Развитие ребенка» (https://childdevelop.ru/worksheets).

Автор – Оверченко Алина, кандидат психологических наук, практический психолог.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Сказал как отрезал:
  • Узнать всю подноготную
    «Не скажешь подлинной (правды), скажешь подноготную», – говорили палачи обвиняемому, если считали, что он продолжает отпираться. И тогда наступал черед следующей, еще более ужасной пытки. Несчастному загоняли под ногти пальцев рук и ног железные гвозди. «Правда, выведанная при этом истязании, называлась «подноготной». Отсюда «узнать всю подноготную» значит: проникнуть в тайну, выведать всю правду. Заметьте, что...
Top