Что еще сломать?
Фразеологических оборотов со словом ломать в русском языке очень много, они имеют разное значение и происхождение. Сложно представить, почему этот разрушительный глагол пользуется такой популярностью. Итак, что же мы можем иносказательно сломать? В первую очередь, конечно, голову. Ломать голову — значит, искать решение какой-то проблемы, отсюда же происходит популярное название интеллектуальных игрушек — головоломки. Это выражение считается русской калькой французской или немецкой поговорки, которые стали активно проникать в русский язык в XVIII в.
Существует выражение бежать сломя голову, то есть очень куда-то торопиться. Здесь возможны два варианта происхождения фразеологизма: либо в результате вольной интерпретации выражения стремя голову или стремглав, либо как расширенная версия слова сломиголова (то же, что и сорвиголова). Так что здесь вполне вероятна ситуация происхождения одного фразеологизма от другого.
Логические версии возникают при расшифровке многих крылатых выражений. Например, фраза ломаного гроша не стоит значит не имеет никакой ценности. Здесь все просто. Грош на Руси издревле был самой мелкой монетой, как бы символом безденежья. Ломаный, то есть смятый или погнутый, грош становился уже абсолютно непригодным для расчетов. Отсюда и происхождение фразы.
Можно также ломать копья или ожесточенно спорить. Этот образ закрепился в языке со времен рыцарских поединков, где это было просто буквальной частью состязаний. Но концепция противостояния в выражении сохранилась.
Если же человек ломает шапку, это значит, что он заискивает перед кем-либо, принижается. Представьте себе сжатую и нервно перебираемую в руках шапку, снятую перед какой-нибудь важной особой. С другой стороны, заломить шляпу, наоборот, относится к образу лихого, отважного человека.
Можно даже ломать комедию. Это выражение означает кривляться, поясничать, скорее всего, оно имеет давние связи с актерской профессией, однако конкретной этимологии выражения не установлено.
- Нужда научит калачи естьЭту пословицу, может быть, и не следовало бы сюда включать — ведь разных пословиц очень много. Однако удивляет ее видимая нелепость; калач — дорогое мучное изделие: зачем же «учиться его есть»? Скорее уж хлеб с мякиной, каким питались крестьяне в старой России, сумеет есть не каждый. На эту странность обратил внимание тонкий знаток народного языка...