Главная / Народы РФ и мира / Обработка рук: гигиеническая и санитарная обработка рук медицинского персонала, виды и алгоритм обработки
9 июня 2022

Обработка рук: гигиеническая и санитарная обработка рук медицинского персонала, виды и алгоритм обработки

ОМОВЕНИЕ РУК (HANDS, WASHING OF)

В руках выражается сама сущность человека. Руки демонстрируют характер поведения человека, и ими он выполняет свою работу. Они бывают красноречивее слов, ибо дела рук исходят от сердца. Руками совершаются благословение и исцеление или кровопролитие и нечестивые дела. В состоянии рук отражается состояние их владельца. Не удивительно, что в Библии неоднократно говорится о крови на руках (Быт. 4:11; 2Цар. 4:11; Иез. 23:37, 45). Говорится также о зле, предательстве и вине «в руке» (1Цар. 14:10; 26:18).

Грязные руки символизируют прошлые ошибки, а чистые руки – раскаяние и новое начало. Храмовый обряд предписывал омовение рук (Исх. 30:17–21). Для служителей омовение рук должно было быть «уставом вечным», чтобы не умереть при приближении к жертвеннику. В других библейских отрывках омовение рук символизирует невинность и чистоту сердца. Старейшины города должны омыть руки в знак своей непричастности к убийству человека, найденного вблизи города (Втор.21:6). Но евреи не были монополистами такой очевидной символики. Пилата вряд ли можно заподозрить в пристрастии к еврейским обычаям, однако он тоже умыл руки перед толпой, дабы продемонстрировать свою невиновность в смерти Иисуса (Мф. 27:24).

Чистые руки служили заверением в невиновности в случае не только с убийством, но и с любым другим проступком. Еврейские поэты описывают искренние заявления о невиновности и чистоте со ссылкой на «чистые руки» (Иов 17:9; Пс. 23:4; 25:6). В увещевании Иакова проводится параллель между двумя понятиями: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8).

Стремление к обретению святости часто приводило к распространению на мирян требований, предъявлявшихся к священникам. Фарисеи отнесли на свой счет необходимое для священников условие омовения рук и обвинили учеников Иисуса в том, что они ели хлеб «неумытыми руками» (Мк. 7:1–8; Лк. 11:38). Их возмущение нежеланием учеников следовать более строгим нормам дало Иисусу повод высказать учение о символическом значении омовения рук. Человек духовно загрязняется не нечистыми руками, а нечистыми делами.

В некоторых случаях ритуальное Омовение выглядит недостаточно адекватным выражением сожаления и раскаяния. Мысль о руке как об инструменте совершения греха Иисус ярко подчеркнул в предупреждении (гиперболическом, надеемся!): «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:30). Раввинское истолкование с достаточными на то основаниями связывало «грех правой руки» с мастурбацией. (В Матфея при обсуждении вопроса о похоти отсечение подразумевается его разрешением.) В предложении такого крайнего средства подчеркивается мысль, что внешнее следование закону или добропорядочное поведение подобны чистым рукам, в которых выражается только символическое действие и которые не могут очистить душу человека от склонности ко злу. То есть, в делах рук опять же проявляется нечистота сердца.

Читайте также: «Со своим уставом в чужой монастырь…» А мой ли он и кто я?

Как в Ветхом, так и в Новом Завете показано, что в стремлении человека к обрядовой чистоте, к символической чистоте сердца и даже к бытовой чистоте находит выражение видимый образ чистых рук как символа состояния невидимого сердца пред Богом.

См. также: ВИНА, ГРЕХ, МЫТЬЕ, НЕВИННОСТЬ, ОЧИЩЕНИЕ, СЕРДЦЕ, ЧИСТОТА.

Значение слова нечистый

Нечистый, неопрятный, грязный, сорный, сальный, замаранный, замазанный, запачканный, загрязненный. Нечистая ветошка. Они нечисто живут. | Смешанный с чем-либо, подмешанный, с примесью чего худшего. Хлеб нечистый, много торицы. Нечистые конские масти, где примесь иной шерсти; и пр.: пегая, чубарая, чалая. | Запрещенный церковным законом, или поверьем, обычаем; поганый, скверный. Собака и мышь нечистые животные; лошадь чистое, кошка ни то, ни другое. Он лицом чист, бел, без сыпи или веснушек. Нечистый выговор, неправильное произношенье некоторых букв. Дело это нечисто, плутовато, нечестно. Нечисто ходить, неопрятно. Чисто около стекла ходить, пьяница. Он нечист на руку, вор. Он в этом деле чист, прав. У кого совесть нечиста, у тою подушка в головах вертится. Нечистая сила, нечистый, враг, дьявол, сатана. У нас в доме нечисто, ходить нежить, привидения, домовой, кикимора и пр. На межах и на распутьях нечистая сила. Нечистик м. твер. ниж. нечистая сила, дьявол. Нечисткая ткань, платье, которое дурно чистится. Нечистота ж. всякого рода сор либо дрянь, грязь, пыль, все, что марает, грязнит, гадит, пачкает, сорит. | Свойство или состоянье нечистого, в прямом и переносном, знач. Нечистота душевная паче нечистоты телесной. Нечистота в пище, поганое, по вере или обычаю. Нечисть ж. нечистота, более в первом значении; | всякая накожная болезнь: чесотка, сыпи, болячки, лишаи и пр. | Болезнь сифилитическая. | Погань, скверна; плотоядные насекомые; поганая пища, напр.: конина, заяц; народ или люди, признаваемые почему либо погаными, нечистыми, с которыми не должно сообщаться, хлебать из одной чашки и пр.

Значение слова нечистый в толковом онлайн-словаре Даля В. И.

Нечистый, -ая, -ое; -ист, -иста, -исто, -исты и -исты. 1. Лишенный чистоты, загрязненный. Н. воротничок. Н. цвет (с примесью другого тона). Нечистые мысли (перен.: порочные). 2. полн. ф. Неаккуратный или неправильный. Нечистая работа. Нечистое произношение. 3. Нечестный, основанный на обмане. Нечистая игра. 4. нечистый, -ого, м. В народных поверьях: злой дух, черт (устар. и прост.). Н. попутал. — Нечистая совесть у кого — о том, кто виноват и знает о своей вине, проступке. Жалок тот, в ком совесть нечиста (афоризм). Нечист на руку кто (разг.) — недостаточно честен, вороват. Нечистая сила — в старых народных представлениях, поверьях: злые духи, черти. || сущ. нечистота, -ы, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

Значение слова нечистый в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.

Толкование Евангелия на каждый день года.Среда 12-й седмицы по Пятидесятнице

Мк., 4 зач., 1, 23–28

Тогда человек некий, одержимый духом нечистым был в синагоге, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

Как только Христос начал проповедовать, Он начал – в удостоверение истинности Своего учения – творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек – полностью во власти беса, до потери самосознания – так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал – от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим. Нечистый дух не желает иметь ничего общего со Христом – он отвергает возможность быть спасенным Им и страшится неизбежности своей погибели. Но тщетно сатана просит и молит Господа: «Оставь! Что Тебе до нас?» Его власть должна быть сокрушена, и несчастный человек освобожден от жестокого насилия. Христос заграждает уста зла, не имеет значения – умоляет оно о пощаде или лает. Но это еще не все. Бес должен не только замолчать, он должен выйти из человека. Христос учит как власть имеющий, и исцеление Он совершает со властью.

«Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Не имея возможности прикоснуться ко Христу, исполненный ненависти к Нему, он вымещает свою злобу на этом бедном создании. Когда Христос благодатию Своею освобождает чью-то душу из рук нечистого, это происходит не без болезненных сотрясений для этого человека. Бес вскричал громким голосом, чтобы показать, какой он страшный и напугать всех.

«И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это?» Но это уже был не страх перед нечистым духом, а священный ужас перед присутствием Божиим: «Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Несомненно, это должно быть от Бога, Который таким образом свидетельствует о Своем приходе к ним. Неужели для них теперь неясно, что в их интересах – вступить в дружбу с Ним, а не отвергнуть Его? «И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее». И доныне весть о Том, Кто столь чудесно совершает Свой путь ко Кресту и Воскресению, на устах у всех. До скончания мира будут свидетели, что только словом Христовым будет побеждена вся ложь земли и преисподней, и только Его силой можно сокрушить зло, взявшее небывалую власть над людьми.

Здороваться и присягать

Запрет на использование левой руки во время приветствия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Именно правой рукой удерживалась рукоятка меча, а протягивая пустую ладонь при встрече, человек демонстрирует благие намерения и отсутствие угрозы. Впрочем, подобная трактовка характерна не только для ислама.

Автор книги о жизни Пророка Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури напоминает, что для рукопожатия на основании известных сунн лучше использовать правую руку, которой благоверные присягали Мухаммаду. В сборнике Амра бин аль-Аса, в частности, приведены следующие слова: «Протяни (Пророку) правую руку, и я присягну тебе». При этом правильным будет использование только одной руки, то есть мусульманин не должен закреплять рукопожатие правой рукой, накладывая на нее кисть левой. Причины приветствия правой рукой вполне прозрачны: нельзя желать добра и процветания той рукой, которой удаляются нечистоты.

Зная о подобных правилах, сложно избежать логичного вопроса: «А как быть, если правая рука отсутствует или человек-левша?». Исламский богослов Мухйиддиин Ан-Навави разъяснял, что запрет на прием пищи или выполнение богоугодных действий левой рукой действует до тех пор, пока исполнению правила ничто не препятствует, например, болезнь или травма.

Чистая и грязная

В исламе левая и правая сторона тела четко разграничены. Ямин, что в переводе с арабского буквально означает «правая рука», – «чистая» и богоугодная, противопоставляется левой руке – «грязной» и пригодной лишь для выполнения «причиняющих неудобства дел».

Читайте также: Исследовательская работа. «Отражение национального характера и культуры кабардинцев в пословицах»

Считается, что Аллах Всевышний возвышает всю правую часть человеческого тела, оставляя в Раю только «асхабуль-йамин» – правоверных, тех, кто занял «правую сторону». Почитание правой стороны основано на упоминаниях в Коране двух ангелов. Сидящий на правом плече Ракиб записывает благие поступки и богоугодные дела. Сидящий на левом Атид – плохие. Согласно исламской эсхатологии, каждый мусульманин после смерти получит Книгу собственных деяний. Праведникам (или асхаб аш-шимал) ее вложат в правую руку, и они попадут в Рай. Неверующие и грешники получат Книгу в левую руку и отправятся в Ад.

Способ мытья мылом и водой

Мытье мылом и водой – базовый способ профилактики распространения внутрибольничных инфекций, который позволяет остановить дальнейшую передачу возбудителей опасных болезней.

При мытье сотрудники часто пропускают участки кистей:

При частом применении мыла важно соблюдать базовые принципы ухода за кожей.

Молитва

Во время действий, так или иначе связанных с молитвой, мусульмане также стараются не использовать левую руку. Открывать дверь мечети нужно правой рукой, а входить – с правой ноги, что подтверждает благие намерения входящего. И наоборот – выходить из мечети с левой ноги и открывать дверь перед выходом – левой рукой.

Перед молитвой мусульмане совершают ритуальное омовение. Если непосредственно в мечети выполняется тахарат (малое омовение), то до прихода на молитву в бане или душе – гусель (полное омовение). Процедуры можно проводить с использованием обеих рук. Исключение – высмаркивание, для которого предназначена только левая. Омовение обязательно начинают с правой (более достойной) стороны и заканчивают левой.

Нельзя начинать таслим (поворот головы) после намаза с левой стороны и прикасаться левой рукой к Черному Камню – одной из главных реликвий мусульман, которая прибыла из Рая вместе с пророком Адамом.

В семантике ямина (правой руки) заложено значение «помощь», поэтому подавать милостыню (садаку) мусульманин также стремится правой рукой, при этом и просящий не должен использовать для взятия подаяния левую руку.

Одевание и гигиена

Согласно адабу (предписанным нормам шариата), мусульманин обязан начинать одевание с правой стороны. Нельзя надеть пиджак сначала на левую руку и плечо, а затем – на правое. Аль-Альбани считал этот хадис достоверным, напоминая в своем трактате «Сахих аль-Джами», что именно с правой стороны начинал одеваться пророк Мухаммад.

Отдельный адаб посвящен правилам поведения в туалете и при проведении гигиенических процедур. И здесь как раз левая рука чрезвычайно пригождается, ведь только с ее помощью можно правильно справить нужду и выполнить истинджу (подмывание). И, кстати, заходить в отхожее место нужно тоже с левой ноги. Интересно, что с нее же нужно входить в банк (любое место, где даются деньги под проценты) или ресторан (туда, где подают спиртное и звучит музыка).

Нельзя левой рукой подстригать бороду, расчесывать или выщипывать волосы, стричь ногти, брить голову, причем бритье головы обязательно начинать справа, как делал Пророк.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Врачу, исцелился сам!
    Вот интересный пример того, как по грамматическим формам слов можно определить происхождение крылатого выражения. У нас в современном русском языке «врачу» дательный падеж от слова «врач» а тут это форма является формой звательного падежа. Это предложение означает: «Врач! Прежде чем лечить других, вылечись сам». Такая форма звательного падежа существовала раньше в старославянском языке. Из древних...