Главная / Народы РФ и мира / «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»
6 декабря 2022

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива. »

Сочинения по литературе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива. »

Я думаю, что, когда автор подбирает эпиграф к своему произведению, он проделывает очень кропотливую работу.

Ведь эпиграф — это своего рода ключ, с помощью которого читатель может глубже проникнуть в содержание произведения, а иногда даже постигнуть то, что автор хотел сказать между строк.

В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н. В. Гоголь взял известную народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Гоголь придавал пословицам огромное значение: «…в них всё есть: издевка, насмешка, попрек, словом — шевелящее и задевающее за живое».

Интересно, что эпиграф появился не сразу, а только через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры. Были вскрыты все общественные пороки, порожденные крепостническим строем, — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество и многие другие. Гоголь показал их так ярко и убедительно, что комедия приобрела силу документа, обличающего существующий строй.

Читайте также: Пословицы и поговорки про собак

Критики обозлились не случайно: Гоголь обладал даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый мог найти как свои черты, так и черты своих знакомых. Так, многие российские почтмейстеры узнавали себя в Шпекине. Ведь они точно так же, как и он, вскрывали частные письма и посылки.

Известно, что сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин. Гоголь обратился к нему с просьбой дать ему какой-нибудь сюжет «смешной или не смешной, но русский чисто анекдот». Он поклялся Пушкину, что комедия будет «смешнее черта». Пушкин дал Гоголю сюжет, и Гоголь сдержал клятву: комедия действительно оказалась невероятно смешной.

Сюжет ее необычайно прост: в уездном городе ожидают приезда ревизора. Впопыхах принимают за ревизора другого человека, а когда он уезжает, ошибка выясняется, и тут приезжает настоящий ревизор. Просто? Да, на первый взгляд. Рукой гениального художника был сотворен шедевр, который вот уже более полутора веков приводит в восторг читателей и зрителей. Первое действие начинается словами городничего — фразой, которую, наверное, каждый житель России знает наизусть: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Таким образом, первая же реплика стала основой завязки сюжета. И вот все они — городничий, судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер и другие чиновники — с ужасом ждут этого события. Они ждут его как часа расплаты за все свои грехи. Им есть чего бояться — у каждого «рыльце в пуху». Каждый из них знает, во что превратился их уезд. А потому нужно немедленно что-то делать, «чтобы все было прилично». Например, привести в порядок богоугодные заведения, чтобы «колпаки были бы чистые и больные не походили бы на кузнецов», а также что-то сделать с присутственными местами, где «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками».

Городничий дает последние наставления: «…разметать наскоро старый забор… и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку», убрать мусор, которого «навалено на сорок телег», а главное, если приезжий чиновник будет спрашивать: «Довольны ли?», отвечать: «Всем довольны, ваше благородие». Сам же он при этом восклицает: «Что это за скверный город!»

Но самое неприятное заключается в том, что ревизор должен приехать инкогнито, то есть подозревать можно каждого нового в городе человека. Выбор падает на первого попавшегося приезжего, поселившегося в местной гостинице. Прежде чем Хлестаков появляется на сцене, мы всё узнаем о нем от его слуги Осипа. Это — коллежский регистратор («елистра-тишка простой»), который второй месяц, как сбежал из Питера: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится». Поселившись в гостинице, Хлестаков уже успел вкусить «прелести» местной жизни. Поэтому он не может понять, что за делегация к нему явилась во главе с городничим. В результате «оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза». Хлестаков и городничий до смерти боятся друг друга — об этом свидетельствуют ремарки: «робея», «храбрясь», «вытянувшись и дрожа всем телом» и др.

Но как все меняется, когда Хлестаков наконец догадывается что происходит! Он призывает на помощь всю свою неудержимую фантазию и старается максимально извлечь пользу из сложившейся ситуации. Он с радостью принимает взятки, лицемерно изображая, что берет «взаймы». Он очаровывает жену и дочь городничего, которые настолько глупы, что легко попадаются на эту удочку: «Ах, какой приятный!» — говорит одна, «Ах, милашка!» — восклицает другая.

Хлестаков лжет так вдохновенно, что едва ли сам не начинает верить в свои выдумки. Чиновники же, дрожащие от страха перед «грозным ревизором», даже не задумываются о том, может ли такое быть на самом деле.

Хлестаков делает предложение Марье Антоновне (городничий в такое счастье даже поверить не может). Однако лошади готовы, и счастливый жених собирается уезжать: «На одну минуту только… на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад».

Хлестаков уезжает, и тут выясняется, что это был вовсе не ревизор. Причем выясняется обычным для местных нравов способом: почтмейстер, по своему обыкновению, вскрыл письмо Хлестакова. После чтения письма, из которого чиновники узнали, что Хлестаков думает о них на самом деле, после поиска виновников всего случившегося произошло то, что и должно было произойти: приехал настоящий ревизор.

Комедия заканчивается немой сценой. И почему-то кажется, что в эту минуту замерли не только герои пьесы — замерла вся Россия перед сокрушительной правдой, брошенной ей в лицо гениальным Мастером.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива.» (Эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)

В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н. В. Гоголь взял известную пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Эпиграф появился не сразу, а через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры. Были вскрыты общественные пороки, порожденные крепостническим строем, — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество, и многие другие. Гоголь показал их так ярко и убедительно, что комедия приобрела силу документа, обличающего существующий строй.

Сюжет ее необычайно прост: в уездном городе ожидают приезда ревизора. Впопыхах принимают за ревизора другого человека, а когда он уезжает, ошибка выясняется, и тут приезжает настоящий ревизор. Первое действие начинается словами городничего — фразой, которую, наверное, каждый житель России знает наизусть: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Таким образом, первая же реплика стала основой завязки сюжета. И вот все они — городничий, судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер и другие чиновники — с ужасом ждут этого события. Они ждут его как часа расплаты за все свои грехи. Им есть чего бояться — у каждого «рыльце в пуху». Каждый из них знает, во что превратился их уезд. А потому нужно немедленно что-то делать, «чтобы все было прилично». Например, привести в порядок богоугодные заведения, чтобы «колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», а также что-то сделать с присутственными местами, где «сторожа завели домашних гусей с маленькими гу-сенками».

Городничий дает последние наставления: «…разметать наскоро старый забор… и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку», убрать мусор, которого «навалено на сорок телег», а главное, если приезжий чиновник будет спрашивать: «Довольны ли?», отвечать: «Всем довольны, ваше благородие». Сам же он при этом восклицает: «Что это за скверный город!»

Но самое неприятное заключается в том, что ревизор должен приехать инкогнито, то есть подозревать можно каждого нового в городе человека. Выбор падает на первого попавшегося приезжего, поселившегося в местной гостинице. Прежде чем Хлестаков появляется на сцене, мы всё узнаем о нем от его слуги Осипа. Это — коллежский регистратор («елистратишка простой»), который второй месяц, как сбежал из Питера: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится». Поселившись в гостинице, Хлестаков уже успел вкусить «прелести» местной жизни. Поэтому он не может понять, что за делегация к нему явилась во главе с городничим. В результате «оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза». Хлестаков и городничий до смерти боятся друг друга — об этом свидетельствуют ремарки: «робея», «храбрясь», «вытянувшись и дрожа всем телом» и др. Но как все меняется, когда Хлестаков наконец догадывается, что происходит! Он призывает на помощь всю свою неудержимую фантазию и старается максимально извлечь пользу из сложившейся ситуации. Он с радо- . стью принимает взятки, лицемерно изображая, что берет «взаймы». Он очаровывает жену и дочь городничего, которые настолько глупы, что легко попадаются на эту удочку. «Ах, какой приятный!»— говорит одна, «Ах, милашка!» — восклицает другая.

Читайте также: Лариса Малмыгина: Голь на выдумки хитра. Фантастическая повесть

Хлестаков лжет так вдохновенно, что едва ли сам не начинает верить в свои выдумки. Чиновники же, дрожащие от страха перед «грозным ревизором», даже не задумываются о том, может ли такое быть на самом деле.

Хлестаков делает предложение Марье Антоновне (городничий в такое счастье даже поверить не может). Однако лошади готовы, и счастливый жених собирается уезжать: «На одну минуту только… на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад».

Хлестаков уезжает, и тут выясняется, что это был вовсе не ревизор. Причем выясняется обычным для местных нравйв способом: почтмейстер, по своему обыкновению, вскрыл письмо Хлестакова. После чтения письма, из которого чиновники узнали, что Хлестаков думает о них на самом деле, после поиска виновников всего случившегося произошло то, что и должно было произойти: приехал настоящий ревизор.

Комедия заканчивается немой сценой. И почему-то кажется, что в эту минуту замерли не только герои пьесы — замерла вся Россия перед сокрушительной правдой, брошенной ей в лицо гениальным Мастером.

Нечего пенять на зеркало, коли рожа крива

Вполне нормальные люди, не злодеи, не лентяи, не отбросы общества выступают против православной церкви, которая учит жизни по заповедям, то есть работает на то, чтобы эти же самые люди жили среди доброго народа, а не среди жуликов и негодяев. Неужели им не хочется жить среди доброго народа? Этого не может быть. И причина их неприязни к церкви заключается в том, что они видят жуликов и негодяев не среди безбожников, а как раз среди церковников. Наглядевшись на непутных христиан, и наслушавшись их дурных речей, люди думают, что плох их Учитель Христос, что Он учит дури, что человек, живущий по Христу, – это раб и овца. Или фанатик. Или лжец. Люди судят о Христе и Его Учении по притворщикам, которые прикрылись Его именем, а сами по Христу не живут, и суждения у людей по вопросам веры Христовой получаются извращёнными, ложными. И в ложных представлениях о вере виноваты ложные христиане, которые только отталкивают и отвращают от Христа всех остальных. Если же они виноваты, то и получают от нормальных людей отпор, а из-за лживости своей винят кого угодно, только не себя. Не хотят признавать, что у них «рожа крива», как подсказывает поговорка.

Надо тогда сказать, что ученики и последователи Христа, о которых людям внушили, как о смиренных овцах, смиряют в себе зверя, смиряют свою злость, и являются победителями над злом. Победители зла и овцы – есть разница? В неотступной борьбе с атакующими силами тьмы, превозмогая дьявольские наваждения в виде всевозможных соблазнов, они движутся вверх, к повышению своих человеческих качеств, к божественному совершенству. Они учатся у Христа труду и победам над силами зла, и при такой учёбе крепнут их добрые силы, и повышается их вооружённость против невидимого глазами врага, против превращающих людей в чертей бесовских и дьявольских сил.

Но сколько бы ни говорить добрых слов об Учении Христа, человеку надо лично углубиться размышлениями в Его наставления, чтобы оценить их по достоинству. Он принёс наставления от Небесного Отца, и они являются словом Божьим, просвещающим человека в важнейших вопросах бытия, и вооружающим его против сил тьмы.

С принятием Слова может вооружиться против зла даже и весь наш народ.

Вооружением являются выводы, сделанные на основе слова Божьего. И в раздумьях над Словом мы приходим к выводам о том, что в нашей жизни есть Бог и есть дьявол, что за порогом жизни есть рай и есть ад. А главное – что у нас есть живой невидимый Спаситель и высший Учитель, ведущий в вечную жизнь, и противодействующий тоже живому дьяволу, увлекающему нас в вечную погибель. И когда бы весь наш народ жил с такими выводами, ясно представляя себе всю перечисленную правду, это было бы праведной всеобщей жизнью, когда мы все живём с Богом, и Он живёт с нами, как наш Отец, Учитель и Вождь. Народ тогда выздоровеет и исцелится от всех язв и пороков, наполнится богатырской силой, и для него станет возможным такое, о чём мы сегодня не можем даже мечтать.

А без личного изучения наставлений Христа по Евангелиям невозможно о Боге ни правильно представить, ни понять, а тем более, невозможно о Нём узнать. И если люди не представляют, что над ними находятся высшие силы, которым противны их грешные дела, то им и не кажется дикостью делать что угодно злое, подлое или непотребное, поэтому они всё это и делают. Когда же бывают наказаны жизнью, они горюют…, а надо бы радоваться, поскольку это доказывает, что Небесный Отец от них ещё не отвернулся, как от неисправимых, конченых негодяев, как от полностью пропащих.

Он не отвернулся ни от одного из тех, кто наказан лишением свободы, не отвернулся ни от одного терпящего бедствие, ни от одного испытывающего страдания. Само любого рода наказание является доказательством, что Бог не отвернулся от грешника, что Он надеется привести его к покаянному отказу от грешных дел и вывести на путь в светлую вечную жизнь. Хотелось бы довести об этом до всех бедствующих.

А людям с доброй судьбой можно сказать, что если они не хотят, чтобы добро от них отвернулось, пусть сами перестанут отворачиваться от слова Божьего. Думайте, люди добрые. В жизни, как в зеркале, – каждое наше дело отражается на нашей дальнейшей судьбе.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Перебиваться с хлеба на квас
    Поговорка эта бытует на севере и северо-западе России, в тех краях, где печёным хлебом называют исключительно хлеб ржаной, а то, что испечено из пшеничной муки, кличут булкой, ситным, калачом и вообще, как угодно, но не хлебом. Hу а квас, как известно, делается из недоеденных, зачерствевших остатков чёрного хлеба. То есть, перебивающийся с хлеба на квас,...