Главная / Народы РФ и мира / Поп — смысл, толкование, значение слова:
23 июля 2022

Поп — смысл, толкование, значение слова:

Ахилла

Просмотры: 1 847

Из книги Александра Амфитеатрова «Русский поп XVII века. Этюды» (Белград, 1930). Как объясняет сам автор, эта книга — извлечение из его другой книги по бытовой истории XVII века «Соломония Бесноватая». Предлагаем вашему вниманию отрывок из главы «Грех невежества».

***

В 1702 г. умнейший и талантливейший из тогдашних русских иерархов, ученый и святой жизни человек, Димитрий Ростовский, едучи в Ярославль, остановился в одном попутном селе и пожелал посетить церковь. Встреченный священником, архиепископ задал ему вопрос: «Где суть животворящии Христовы Тайны?» — и не получил ответа. «Поп той не разуме словесе моего, и яко недомысляй, стояше молча. Паки рех: где Тело Христово? Поп же ничего словеси познати можаше».

Тогда один из сопровождавших архиепископа священников, человек опытный, дал понять владыке, что он мудрено спрашивает, с сельскими попами надо проще. «Егда же един от со мною бывших искусных иереев рече к нему: где запас? Тогда он взем от угла сосудец зело гнусный, показа в нем хранимую оную в небрежении столь велию святыню, на нюже ангели смотрят со страхом. Удивися о сем небо, и земли ужаснитеся концы! О, окаяннии иереи! аще сами Христа Бога в пречистых Христовых тайнах не знаете: то како простых людей истинного богознания научите».

Читайте также: Поговорка деревню из человека. Эх ты, деревенщина! Психология деревни. «Пальцы торчат, как у волка из “Ну, погоди”»

Из всех исторических свидетельств о глубочайшем религиозном невежестве древнего русского духовенства это едва ли не самое сильное, так как исходит оно не от гостей Московии, враждебно предубежденных иностранцев и иноверцев, вроде Флетчера, Ульфельда,Петра Петрея, Вармунда, Олеария и др., посвятивших русскому белому и черному духовенству очень много неприязненного внимания, — но от огорченного православного архипастыря. Если же послушать иностранцев, то и в архипастырской среде легко обретались экземпляры, мало отличные от сельского невежды попа, столь огорчившего Димитрия Ростовского, и от Николы Знаменского (..).

Флетчер, познакомившись с вологодским архиереем, «интервьюировал» его по вопросам веры. Оказалось, что владыка не знал, сколько было евангелистов, a об апостолах полагал, что их, кaжется, было двенадцать. (..)

Никола Знаменский не знал, что значит слово «прихожанин»; слушая пение «исполла эти деспота», полагал, что «ребятки в ризах» поют песню «с полатей на полати»; не понимал, зачем его посвящают сначала в дьяконы, когда ему хочется и обещано от благочинного и «большого дьякона» (протодьякона) в попы; при посвящении, возглас «аксиос» протодьякона принял за «ахти вошь!» и «больно испугался: штучки-то эти y меня-таки водились». (..)

Карикатурное посвящение Николы Знаменского, таким образом, оказывается тем более живою действительностью, чем глубже уходим мы в благочестивую старину. «Прежнее архиерейское слушание ставленников, — пишет Посошков, — вельми ми не понравилось, понеже архиерейские служители y новоставленников приемлют дары, и, приняв дары, дадут ему затвердить по псалтири некоторые псалмы, и заложа дадут при архиерее тому ставленнику прочести. Архиерей, видя твердо читающа псалтирь, возмнит, яко бы и во всяком чтении таков, благословит его в пресвитерство». (..)

Богослужение древних русских священников отразилось в ряде очень странных пословиц, изображающих его как бы плодом вдохновения и свободного творчества священнослужителей. «Всякий поп свою обедню служит». «У всякого попа свой обиход». «Всякий поп по-своему поет». (..) «Каков поп, таково и благословение». (..)

Прихожанин из язвительных знатоков богослужения справедливо находил, что «врут и попы, не только бабы гадалки». Выведенный из терпения поповским «враньем», любитель церковного благолепия и истовой службы, советовал со злобной насмешкой: «Не учи попа, его чорт учит».

Народные сатирические анекдоты о плохом богослужении безграмотных попов сливаются в тождество с наблюдениями иностранных путешественников. Народный юмор, и анекдотом, и песнею, подметил слабость попов, умеющих читать евангелие только по своей книге.

Дьячок, поссорившись с попом, подсунул ему другую. Поп раскрыл книгу на закладке, возгласил наизусть:

«Рече Господь своим ученикома, — да на том и сел, дальше не тямит [не смыслит, не понимает], — только, знай, твердит, долбит, как дятел: «рече Господь» да «рече Господь». Плут дьячок спрашивает:

«Батюшка, что же рече Господь?» — «Он рече, что ты» (следует непечатная ругань).

Впрочем, народное остроумие не щадило и тех святош и ханжей, которые, гордясь своим знанием на зубок церковной службы, не стеснялись поправлять ошибки священника в возгласах богослужения или подсказывать их ему, запнувшемуся. Священник, читая Евангелие, начинает: «И приидоша»… Старушка спешит подсказать: «в Капернаум». Священник, обернувшись с выразительным жестом: «Ну, и врешь, дура: во Иерихон». (..)

Олеарий тоже говорит, что в его время русский священнослужитель, держа в руках Евангелие или Псалтирь, лишь притворялся, будто читает книгу, a на самом деле знал в ней только зачала и, исходя из них, городил что-то от зачала до зачала, по памяти, как попало, своими собственными словами. Чтобы не сбиться в зачале для чтения завтра, сегодня он, кончая, закапывал место, где остановился, воском.

И этот курьезный прием подхвачен был на зубок народным остроумием в анекдоте о дьячке, который, растерявшись в «апостола Павла чтении», сердито захлопнул книгу с неожиданным возгласом: «закапано, заляпано, ничего не видать!» (..)

Вопреки огромному числу свидетельств, можно было бы заподозрить достоверность некоторых, по полемическому пристрастию и предубеждению авторов католиков и лютеран против православной церкви; по надменному отношению людей высшей культуры к народу, едва тронутому цивилизацией; по неосведомленности или дурной осведомленности; наконец, просто потому, что очень часто новейший писатель о Московии брал факты y старейшего, не подвергая их поверке. Но и тут опять-таки обличителем, суровейшим всех иностранцев, выступает свой владыка — все тот же Димитрий Ростовский. По его свидетельству, были на Руси монастыри, которых настоятели не знали, когда жил Илья Пророк — до Рождества Христова или по Рождестве Христовом. «И много слышал я других смешных речей между духовным чином. Например, следующее: «которым ножом св. Петр усек Малхово ухо, тем впоследствии св. Илия перерезал жрецов вааловых».

Допустимость «всякому попу свою обедню служить», при глубоком невежестве попов-мужиков, в соединении с их простонародною памятью на изустные сказания, привело к широкому засилью, в умах и симпатиях духовенства, предания над Писанием и апокрифа над каноном.

Читайте также: Чужой — смысл, толкование, значение слова:

Значение слова «Поп» в толковом словаре Даля

м. а стар. иногда попин, священник, иерей, пресвитер; человек поставленный, посвященный, помазанный, рукоположенный в духовный чин или сан пастыря душ. Черный поп, стар. иеромонах. Поп, папа, конечно общего корня, отец; поминается у нас впервые в Песнословии Пророков, 1047 г. Купить попа, стар. облюбовав попа из чужого прихода, давали туда вклад, или на богадельню. | Поп, в игре городки, рюхи, чушки: выбитая из кона чушка, ставшая опять торчком или на попа, что говор. и о бочке, или тюке; стойком, торцем, торчмя; в игре в козны, бабки, при конании, то же, стоячее положенье бабки. Поп да петух и не евши поют. У попа не карманы, а мешки. Поп большой маленка, чувашское. Врут и попы, не токмо, что бабы, о гаданье. Коли б то быть зимою котом, летом пастухом, а на велик день попом! зап. Поп все покроет. Каков поп, таков и приход. Без попа — не приход. Поп свое, а черт свое. Всякий поп свою обедню служит. У всякого попа свой обиход. Всякий поп по своему поет. У всякого попа по-своему поют. Каков поп, таково и благословенье. Попа и в рогоже узнаешь. Знать попа и в рогоже. Поп попа родит, солдат солдата (по старым законам, о кантонистах). Не наше дело попа учить, пусть его черт учит. У Сидора попа не одна хлопота (дочь пристроить да жену уберечь). Знают и без попа, что воскресный день свят. Перед тобой — что перед попом. Сыщи у татарина кобылу (украденную), а у раскольника попа! Не бывать попу в холопах, что холопу в попах. Лучше жить в попех, нежели в холопех. Поп сидя обедню служит, а приход (миряне) лежа Богу молятся. У нас, что ни поп, то и батька. Не поп, да обычаем добр. Кто попу не сын, тот собачий (сукин) сын. Перед попом утаишь, а перед Богом не утаишь. Согрешили попы (или: дьяки, т. е. приказные) за наши грехи. Спекла про попа, а съел кто попал. Поп в гости, черти на погосте. И у соборных попов не без клопов. От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь. Это поп, да не тот да переправленный, переделанный, раскольничий обычай). Попу, роз оженившись, да навек закаяться. У каменного попа, дажелезные просвиры. Сытому попу пояс не к сану. На лес — и поп вор. Деньга попа купит и Бога обманет (поп грехи скроет). Ехал Пахом за попом, да убился о пень лбом. Поп попа хвалит, только глазом моргает. Пот Федьку не обманет, а Федька попу правды не скажет. Поп со всего возьмет, а с попа ничего не возьмешь. Ему говори про попа, а он про Емелю дурака. Пот не покончал (не дочел), а дьякон затянул (запел). Встретил попа — не хорош выход. Поп, монах дорогу перешел. На Сидора попа не одна беда пришла. Поп да дьяк, да порожние ведра — дурная встреча. Поп, человек, соборованный, вдовец, холостяк, вдова, девка — недобрая встреча. Худой (глупый) поп свенчает, хорошему (умному) не развенчать. Поп не венчает, за сына чает. Будешь на том свете попа в решете возить. Поп ждет покойника богатого, а судья тягуна тороватого. Рада бы Маша за попа, да поп не берет. Родись, крестись, женись, умирай — за все попу деньгу подавай! Смелого ищи в тюрьме, глупою в попах. Не бери у попа денег взаймы: у завистливого рука тяжела. Знает и крестьянин, что поп не боярин. Пришло по-та, что подай попа. Быть попу в уезде — брать и тестом. Уела попа граматка. Нет у попа сапог, служит и в лаптях. Позвал пот кота, середи поста, поди, кот, возьми пирога в рот: а кот привел с собой и кошурку, да и сел с нею в печурку. Стоит поп на копне, колпак на попе: копна под попом, поп под колпаком, скороговорка. Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича, скороговорка. При попе, по попе, а без попа, на попа. Стоит поп низок, на нем сто ризок? (вилок, качан). Бились попы, колотилися попы — в клеть пошли, перевешались (цепы). Стоит поп, разинувши рот? (овин). Если у попа распояшется пояс, то женщина в селении скоро родит. | Попы, растен. Leucanthenum vulg., см. белик. Попов, пск. попин, все что лично его; поповий, что к нему относится; поповский, то же, ему, им свойственый. Поповские земли, церковные. Попова душа не берет барыша. Поповы детки, что голубые кони: редко удаются. Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын! не проведешь. Поповий норов себе норовит. Поповские замашки. Попова курица, ворона. Попова собачка, мотылек из сумеречников, Воmbyх саjа, или В. рrocessioneа, вернее мохнатая гусеничка его. Попово гуменце. попова скуфья, растен. Таrахасum, хасимова трава, одуванчик, дикий (желтый) цикорий и пр. Кто попа, кто попадью, кто попову дочку, любит. Житье — хуже поповой собаки. Умница — как попова (как пестрая) курица. Не все поповым ребятам Димитрова субота (т. е. поминки). Попову собаку не батькой звать. Не наше дело, попово, не нашего попа, чужого. Завистлив, что поповские глаза. Это попова дочка: где кормят, туда и ходит. Пошел (он) глодать кости на попов двор. Поповского брюха не набьешь. Поповское брюхо из семи овчин сшито. Поповство ср. священство, иерейство, пресвитерство: сан, чин, званье попа. Поповотво холопство, а дьяконство барство, говорит поп. Поповщина ж. собират. попы; весь причт; все поколенье духовенства. | Все раскольничьи толки, признающие попов, а с ними и таинства; но, требуя отреченья от нынешних обрядов, служенья, половщина принимает только беглых попов, переправляя их. Поповец м. раскольник поповщины; | ниж. семинарист. Попович, поповка, пск. попенок, сын или дочь попа, дети священника. Удача — попович, просвирнин сын (т. е. редко удается). Попадья, попадейка, жена или вдова попа, матушка. Последняя у попа жена (прибавляют да и та попадья)! Одна у попа попадья, да и та последняя (останная). Житье, что попадье за попом (она береженая, другой у попа не будет). Поп как поп, да попадья не поповна. Я говорю про попа, ты про попадью, а он про попову дочку. Как так — муж дьяк, а жена попадья? Попадьин, попадейкин огородн. Попадейские индюшки. Не надейся попадья на попа (как на работника), держи своего батрака (или казака). Вдовая попадья всему миру надокучит. Как попадья, задом места ищет! почетного, т. е. тискаясь. Жила-была попадейка, песня. Поповник, растен. пастернак, борщ, козелки, Раstinаса. Попки, растен. пушок, пушник, заячий пух, — лен, прострел, Еriophorum angustifolium.
Поделиться значением слова:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Зеленая улица
    Это сочетание слов великолепно показывает, как быстро и сильно меняется наш язык. Сто лет назад оно вызывало у всех дрожь ужаса: «зеленой улицей» называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен зеленой палкой, точнее, гибким длинным прутом, «шпицрутеном». По такой «улице» прогоняли или протаскивали осужденных. На них с обеих сторон сыпались жестокие удары,...