Смысл названия пьесы Островского «Бедность не порок»
Лица:
Гордей Карпыч Торцов
, богатый купец.
Пелагея Егоровна
, его жена.
Любовь Гордеевна
, их дочь.
Любим Карпыч Торцов
, его брат, промотавшийся.
Африкан Савич Коршунов
, фабрикант.
Митя
, приказчик Торцова.
Яша Гуслин
, племянник Торцова.
Гриша Разлюляев
, молодой купчик, сын богатого отца.
Анна Ивановна
, молодая вдова.
Маша
,
Лиза
— подруги Любови Гордеевны.
Егорушка
, мальчик, дальний родственник Торцова.
Арина
, нянька Любови Гордеевны.
Гости
,
гостьи
,
прислуга
,
ряженые
и
прочие
.
Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время святок.
Что по этому поводу сказал Достоевский
Известный писатель Федор Достоевский когда-то продолжил эту пословицу, сказав, что бедность — не порок, а нищета — это порок. Он имел в виду, что как раз-таки нищета — это то самое состояние, до которого человек сам себя опускает. Все мы знаем, что все находится в руках самого человека, но если, будучи бедным, он скатывается в нищету, то виноваты вовсе не окружающие и уж, тем более, не случай, а он сам.
Сейчас Коулунг-Тонг — один из самых богатых районов Гонконга, все дело в зелени
Девушка уехала преподавать и была поражена условиями жизни в Южной Корее
Самые высокооплачиваемые боксеры мира. Российский спортсмен в первой пятерке
Кроме всего прочего, не стоит забывать того, что нищета способна порождать в человеке самые разные пороки, из-за чего становится очень неблагоприятным явлением. Выходит, со временем бедность может привести к нищете, которая уже является пороком — вот чего нужно опасаться.
Однако где же проходит та самая грань между бедностью и нищетой? Точно этого сказать никто не может, но в обществе сложилось такое понимание вещей, что бедность — это положение, при котором человек может позволить себе лишь самое необходимое, не имея ничего в запасе, а нищета — это уже недостаток тех самых жизненно важных вещей.
Читать онлайн «Бедность не порок» автора Островский Александр Николаевич — RuLit — Страница 2
Пелагея Егоровна. Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.)
Заходи, Митенька.
Митя. Приду-с.
Гуслин входит.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Те же и Гуслин.
Пелагея Егоровна. Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.
Гуслин. Хорошо-с, это нам не в труд, а еще, можно сказать, в удовольствие-с.
Пелагея Егоровна. Ну, прощайте. Пойти соснуть полчасика.
Гуслин и Митя. Прощайте-с.
Пелагея Егоровна уходит; Митя садится к столу пригорюнившись;
Гуслин садится на кровать и берет гитару.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Митя и Яша Гуслин.
Гуслин. Что народу было на катанье!… И ваши были. Что ж ты не был?
Митя. Да что, Яша, обуяла меня тоска-кручина.
Гуслин. Что за тоска? Об чем тебе тужить-то?
Митя. Как же не тужить-то? Вдруг в голову взойдут такие мысли: что я такое за человек на свете есть? Теперь родительница у меня в старости и бедности находится, ее должен содержать, а чем? Жалованье маленькое, от Гордея Карпыча все обида да брань, да все бедностью попрекает, точно я виноват… а жалованья не прибавляет. Поискал бы другого места, да где его найдешь без знакомства-то. Да, признаться сказать, я к другому-то месту и не пойду.
Гуслин. Отчего же не пойдешь? Вот у Разлюляевых жить хорошо – люди богатые и добрые.
Митя. Нет, Яша, не рука! Уж буду все терпеть от Гордея Карпыча, бедствовать буду, а не пойду. Такая моя планида!
Гуслин. Отчего же так?
Митя (встает).
Так, уж есть тому делу причина. Есть, Яша, у меня еще горе, да никто того горя не знает. Никому я про свое горе не сказывал.
Гуслин. Скажи мне.
Митя (махнув рукой).
Зачем!
Гуслин. Да скажи, что за важность!
Митя. Говори не говори, ведь не поможешь!
Гуслин. А почем знать?
Митя (подходит к Гуслину).
Никто мне не поможет. Пропала моя голова! Полюбилась мне больно Любовь Гордеевна.
Гуслин. Что ты, Митя?! Да как же это?
Митя. Да вот как-никак, а уж сделалось.
Гуслин. Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу никогда не бывать, да и не р□живаться.
Митя. Знамши я все это, не могу своего сердца сообразить. «Любить друга можно, нельзя позабыть!…» (Говорит с сильными жестами.)
«Полюбил я красну девицу, пуще роду, пуще племени!… Злые люди не велят, велят бросить, перестать!»
Гуслин. Да и то надоть бросить. Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, – да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего. А то заберешь в голову, потом еще тяжельше будет.
Митя (декламирует).
Что на свете прежестоко? —
Прежестока есть любовь!
(Ходит по комнате.)
Яша, читал ты Кольцова?
(Останавливается.)
Гуслин. Читал, а что?
Митя. Как он описывал все эти чувства!
Гуслин. В точности описывал.
Митя. Уж именно что в точности. (Ходит по комнате.)
Яша!
Гуслин. Что?
Митя. Я сам песню сочинил.
Гуслин. Ты?
Митя. Да.
Гуслин. Давай голос подберем, да и будем петь.
Митя. Хорошо. На, вот. (Отдает ему бумагу.)
А я попишу немного – дело есть: неравно Гордей Карпыч спросит.
(Садится и пишет.)
Гуслин берет гитару и начинает подбирать голос;
Разлюляев входит с гармонией.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Те же и Разлюляев.
Разлюляев. Здравствуйте, братцы! (Наигрывает на гармонии и приплясывает.)
Гуслин. Эко дурак! На что это ты гармонию-то купил?
Разлюляев. Известно на что — играть. Вот так… (Играет.)
Гуслин. Ну уж, важная музыка… нечего сказать! Брось, говорят тебе.
Разлюляев. Что ж, не брошу разве!… Коли захочу, так и брошу… Вот важность! Денег что ли у нас нет? (Бьет себя по карману.)
Звенят. У нас гулять – так гулять!
(Бросает гармонию.)
Одна гора высока,А другая низка;Одна мила далека,А другая близко.
Митя (ударяет Митю по плечу),
а Митя! Что ты сидишь?
Митя. Дело есть. (Продолжает заниматься.)
Разлюляев. Митя, а Митя, а я гуляю, брат… право слово, гуляю. Ух, ходи!… (Поет: «Одна гора высока» и проч.)
Митя, а Митя! весь праздник буду гулять, а там за дело… Право слово! Что ж, у нас денег что ли нет? Вот они!… А я не пьян… Нет, так гуляю… весело…
Митя. Ну гуляй на здоровье.
Разлюляев. А после праздника женюсь!… Право слово, женюсь! Возьму богатую.
Гуслин (Мите).
Ну, вот слушай-ка, так-то ладно ль будет?
Разлюляев. Спой-ка, спой, я послушаю.
Гуслин(поет).
Нет-то злей, постылееЗлой сиротской доли,Злее горя лютого,Тяжелей неволи.Всем на свете праздничек,Тебе не веселье!…Буйной ли головушкеБез вина похмелье!Молодость не радует,Красота не тешит;Не заноба-девушка -Горе кудри чешет.
Во все это время Разлюляев стоит как вкопанный и слушает с чувством; по окончании пения все молчат.
Разлюляев. Хорошо, больно хорошо! Жалко таково… Так за сердце и хватит. (Вздыхает.)
Эх, Яша! сыграй веселую, полно канитель-то эту тянуть – нынче праздник.
(Поет.)
Ух! Как гусара не любить!Это не Годится!
Подыгрывай, Яша.
Гуслин подыгрывает.
Митя. Полно вам дурачиться-то. Давайте-ка лучше сядемте в кучку да полегоньку песенку споем.
Разлюляев. Ладно! (Садятся.)
Гуслин(запевает; Митя и Разлюляев подтягивают).
Размолодчики вы молоденькие,Вы дружки мои…
Входит Гордей Карпыч; все встают и перестают петь.
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
Те же и Гордей Карпыч.
Гордей Карпыч. Что распелись! Горланят, точно мужичье! (Мите.)
И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперед!
(Походит к столу и рассматривает бумаги.)
Что бумаги-то разбросал!…
Митя. Это я счета проверял-с.
Гордей Карпыч (берет книгу Кольцова и тетрадь со стихами).
А это еще что за глупости?
Митя. Это я от скуки, по праздникам-с, стихотворения господина Кольцова переписываю.
Бедность не порок, но большое свинство
Пирамидальность богатства и бедности.
Как только появились общественные отношения, появились и разгроничения между людьми, и как не борятся до сих пор будущие коммунизма нам достичь тяжеловато будет. Из различий биологических, потом экономических, а впоследствии как всегда и политических и в основе всего конечно религиозных.
Особенно появилось разграничение сил. Представьте себе 2 пирамиды. У основании пирамид, которая вершиной сверху а вторая вершиной книзу находится природная свобода, равенство, братство любого народа.
Верхняя пирамида – это пирамида всегда побеждающего сила (сила хозяина) слово хозяин опять начинается с буквы Х (крест) – 4 распростертых конца, состыкованных в середине. Буква Х – очень интересная буква, это самая первая буква когда раздеились люди на богатых и бедных. Появился хозяин и бессилие (подчиняющиеся форма человека с древности его называли рабом).
То есть лабость, определенная, которая находилась в нижней пирамиде. Верхняя – это сила, а нижняя – это слабость.
Верхней пирамидой является переход от духовного к материальному, потому что накопительство идет в верхней пирамиде власти, там где сила, а нижняя пирамида – это переход от материального к духовному, потому что прежде всего, только виртуальность рождает прежде всего равенство и переход от материального к духовному, хотя многие это считают слабостью.
Но все равно это пирамида дуализма, человеческого сознания и самоосознания, которое состоит в том, что сознание приводит любого человека к самосовершенствованию себя в окружающем мире, изменяя его, а сам осознание приводит человека к самосовершенствованию себя в окружающем мире, приспосабливаясь к нему.
Более подробно, в чем состоит сила хозяина? Состоит в то, что он победив в себе раба, то есть не уступая обстоятельствам, самосовершенствуя свои знания, характер, как лпичность, формируется в борьбе, развивает в себе человеческие качества, основанные на 3 качествах силы:
- Сила воли. То есть возвышение себя над другими.
- Сила борьбы – подчинение себе других.
- Сила морали – это самосохранение, предпочтение жизни на коленях смерти стоя.
Почему? Потому что для чего тогда достигать, если это кончится жертвоприношением себя самого и т.д.
Бессилие раба состоит в том, что он погасив в себе хозяина, уступил косвенным обстоятельствам ради себя, своих близких и родных, подчинил свои умственные, физические, духовные качества для развития альтруистического мышления, развил в себе милосердие, взаимопомощь, сопереживание, и в конце концов все свои силы потратил развив в себе 3 бессильных качества. Это :
- человечность – уничижение себя перед другими.
- Нравственность – подчинение себя другим.
- Самопожерствование – предпочтение смерти стоя жизни на коленях.
Но одновременно , согласно пирамидальной философии, сила хозяина, достигшего всех благ успеха во всех достижения отстранилось от истинных ценностей природного естественного характера. Он как бы стал псевдо-рабом обстоятельств, положения, звания, власти в конце концов, которые сам же себе и создал, или проник куда-то в данную вершину той же самой пирамиды власти.
Противоположность этому развивая в себе качества бессилия раба перед жизненными обстоятельствами категория униженных и оскорбленных борьбы за существование и выживания все более отстраняло их от материальных потребностей и одновременно развивало духовно-нравственные качества. На каком уровне – это каждому решать сами себе. На помойке эти качества тоже не так легко найти, но кто то лазит на помойках и не хочет работать в меру каких-то обстоятельств.
Освобождаясь от цепей раба самопознание рабов развилось псевдохозяина, в которых они существуют.
Даже юродьевы, которые сидит возле церкви считает себя выше любого проходящего мимо и даже не обращает внимание счтая что он общается только с богом. Ну дадут на хлебушек и то спасибо, а чаще всего потом вечером сбрасываются и дешевый продукт можно приобрести, особенно горячительный.
Вывод: получается, что первые став неработающими, и богатыми, являются хозяевами, при условии, когда у них есть рабы. Но от них же они и зависят. То есть, скажем так, «рабы» произошло от слова рабочий.
То есть они являются псевдо-рабами обстоятельств, вторые, являясь рабами у хозяев (наемная рабочая сила) – рабочий, раб, корень один. В переносном смысле конечно, здесь никто никого не унижает и не издевается.
Каждый сам себе выбирает место в пирамиде. Но самое интересное, что такие рабы больше развивают в себе духовные качества, и мало заботятся о материальных, но так как без них не могут обойтись хозяева, они как бы превращаются в псевдо-хозяев обстоятельств, забастуют рабочие и все, хозяин потерпит огромные убытки (может не хозяин, это может быть завод, фабрика, как ни крути, появляется дуализм) но самое интересное происходит тогда, когда мы при совокупим к обстоятельствам категорию время. Получится идеальный пирамидальный кристалл, где хозяева псевдо-рабы находятся на одной вершине пирамиды, а рабы псевдо-хозяева на вершине противоположной пирамиды.
Но ведь согласно теории циклического вращения пирамидального кристалла по оси колеса истории, это более подробно можете узнать на сайта, в других лекциях, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно, в течение 100 лет с помощью революции, переворотов, природных катаклизмов, политических интриг, из поколения в поколение хозяева судьбы могут превратиться в рабов обстоятельств, и наоборот, рабы могут стать хозяевами. Вся история целых эпох тому подтверждение.
Иногда надменные хозяева думают, что они достигли в жизни всего и расслабляются, хотя раньше были и трудолюбивы, и экономны, и рассчетливы, и справедливы, и тогда на их место могут резко прийти рабы, которые тоже мечтают стать хозяевами.
Вот вам и пирамидальный кристалл, как айсберг резко переворачивающийся в исторических ситуациях. И если не успел вовремя новоявленный хозяин переделать историю, то рано или поздно его прыжок вверх окажется в обратный путь падение вниз.
завалинка
«Бедность не порок, это истина… Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
Я вновь не удержался и решил поделиться своими мыслями о прочитанном.
А прочитал я опрос от июля 2020 «Украина на грани бедности», в котором утверждается, что «Более 70% украинцев считают, что они живут в бедности. Это в 1,3 раза больше, чем в 2008 году», «А доля считающих себя средним классом сократилась в 2,7 раза — с 1,9% в 2008 г. до 0,7% в 2015-м. В полтора раза сократилась доля домохозяйств, относящих себя к «промежуточной категории» между не бедными, но и не средним классом, — с 41,2 до 27,0%.»
Я решил понять для себя, что такое бедность, что такое нищета, кого можно считать бедным, а кого нищим. Правы ли те, кто называет себя бедным или относит к среднему классу. И оказывается, что черта бедности, о которой нам говорят правительства и России и бывшей Украины это черта нищеты, а бедность начинается намного раньше.
В прошлом году был установлен нижний порог бедности (порог нищеты). Это 1,9$ в день на человека. А верхний порог 17$ в день на человека. Другими словами, семья из четырёх человек считается бедной если имеет меньше 132 600 рублей в месяц. На бывшей Украине соответственно это 51 000 гривен.
А кого можно считать принадлежащим к среднему классу? В России это 195 000 рублей на семью с двумя детьми, а на бывшей Украине 64 000 гривен. Что бы считать себя средним классом в России надо иметь не менее 40 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи и 2-3 легковые машины на семью, 2-3 раза в год выезжать на отдых за границу. На бывшей Украине критерии конечно отличаются. Это наличие своего или съёмного жилья, 1-2 автомобиля не старше 10-ти лет, 1-2 раза в год возможность отдохнуть и расходы на питание не больше 50% от дохода. Кто из вас имеет такие доходы? Не важно где вы живёте, важно то, что нам далеко до этого.
Даже в Москве минимальная зряплата установлена в размере 8,87$ в день, а по России 3,85$. На бывшей Украине ещё хуже – 1,93$. Средняя зряплата в России 17,69$ в день, средняя зряплата на бывшей Украине 6,65$ в день. Особо радоваться россиянам не приходится. Большинство из нас живёт в бедности.
Ещё хуже пенсионерам. Статистики по среднему размеру пенсии у меня нет, но общаясь с большим количеством пенсионеров могу сделать вывод, что её средний размер в России около 8 000 рублей или 4,10$ в день. Для бывшей Украины это соответственно 1 300 гривен или 1,73$ в день.
Самое интересное, что по уверениям социологов человек, больше трёх лет живущий в нищете или близко к этому уровню, уже никогда не сможет подняться выше. И дети его, выросшие в нищете, никогда не разбогатеют честным трудом. И так мне стало обидно за нас, за наши народы. «Вроде не бездельники и могли бы жить», а получается нас всех родили в понедельник.
Написал я всё это, прочитал и пришёл к выводу, что ни россиянам, ни гражданам бывшей Украины ещё долго не придётся отдыхать.
Хочу предложить всем, кто прочитает эту заметку попробовать отнести себя к какой-то группе. Да, чуть не забыл. Когда в очередной раз будете меня ругать, то не забывайте приводить какие-нибудь цифры.
С уважением, Виктор Борисович.
0
- Осиновый кол вбитьОчень уж суеверными были наши предки. Чего они только не боялись, во что они только не верили — в чертей и ведьм, в колдунов и прочую ерунду! Хорошо нам смеяться надо всем этим, а им было не до смеху. Куда ни ступи — приметы или поверье. Об одном из таких поверий напоминает нам сейчас выражение...