Главная / Народы РФ и мира / Смысл названия пьесы Островского «Бедность не порок»
23 октября 2022

Смысл названия пьесы Островского «Бедность не порок»

Лица:

Гордей Карпыч Торцов

, богатый купец.
Пелагея Егоровна
, его жена.
Любовь Гордеевна
, их дочь.
Любим Карпыч Торцов
, его брат, промотавшийся.
Африкан Савич Коршунов
, фабрикант.
Митя
, приказчик Торцова.
Яша Гуслин
, племянник Торцова.
Гриша Разлюляев
, молодой купчик, сын богатого отца.
Анна Ивановна
, молодая вдова.
Маша
,
Лиза
— подруги Любови Гордеевны.
Егорушка
, мальчик, дальний родственник Торцова.
Арина
, нянька Любови Гордеевны.
Гости
,
гостьи
,
прислуга
,
ряженые
и
прочие
.

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время святок.

Что по этому поводу сказал Достоевский

Известный писатель Федор Достоевский когда-то продолжил эту пословицу, сказав, что бедность — не порок, а нищета — это порок. Он имел в виду, что как раз-таки нищета — это то самое состояние, до которого человек сам себя опускает. Все мы знаем, что все находится в руках самого человека, но если, будучи бедным, он скатывается в нищету, то виноваты вовсе не окружающие и уж, тем более, не случай, а он сам.

Сейчас Коулунг-Тонг — один из самых богатых районов Гонконга, все дело в зелени

Читайте также: «Воспитательный потенциал лезгинских пословиц и поговорок и использование его на уроках родного языка».

Девушка уехала преподавать и была поражена условиями жизни в Южной Корее

Самые высокооплачиваемые боксеры мира. Российский спортсмен в первой пятерке

Кроме всего прочего, не стоит забывать того, что нищета способна порождать в человеке самые разные пороки, из-за чего становится очень неблагоприятным явлением. Выходит, со временем бедность может привести к нищете, которая уже является пороком — вот чего нужно опасаться.

Однако где же проходит та самая грань между бедностью и нищетой? Точно этого сказать никто не может, но в обществе сложилось такое понимание вещей, что бедность — это положение, при котором человек может позволить себе лишь самое необходимое, не имея ничего в запасе, а нищета — это уже недостаток тех самых жизненно важных вещей.

Читать онлайн «Бедность не порок» автора Островский Александр Николаевич — RuLit — Страница 2

Пелагея Егоровна. Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.)

Заходи, Митенька.

Митя. Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна. Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.

Гуслин. Хорошо-с, это нам не в труд, а еще, можно сказать, в удовольствие-с.

Пелагея Егоровна. Ну, прощайте. Пойти соснуть полчасика.

Гуслин и Митя. Прощайте-с.

Пелагея Егоровна уходит; Митя садится к столу пригорюнившись;

Читайте также: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»

Гуслин садится на кровать и берет гитару.

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Митя и Яша Гуслин.

Гуслин. Что народу было на катанье!… И ваши были. Что ж ты не был?

Митя. Да что, Яша, обуяла меня тоска-кручина.

Гуслин. Что за тоска? Об чем тебе тужить-то?

Митя. Как же не тужить-то? Вдруг в голову взойдут такие мысли: что я такое за человек на свете есть? Теперь родительница у меня в старости и бедности находится, ее должен содержать, а чем? Жалованье маленькое, от Гордея Карпыча все обида да брань, да все бедностью попрекает, точно я виноват… а жалованья не прибавляет. Поискал бы другого места, да где его найдешь без знакомства-то. Да, признаться сказать, я к другому-то месту и не пойду.

Гуслин. Отчего же не пойдешь? Вот у Разлюляевых жить хорошо – люди богатые и добрые.

Митя. Нет, Яша, не рука! Уж буду все терпеть от Гордея Карпыча, бедствовать буду, а не пойду. Такая моя планида!

Гуслин. Отчего же так?

Митя (встает).

Так, уж есть тому делу причина. Есть, Яша, у меня еще горе, да никто того горя не знает. Никому я про свое горе не сказывал.

Гуслин. Скажи мне.

Митя (махнув рукой).

Зачем!

Читайте также: Как разобрать пословицу он бьет баклуши , а ты развесил уши

Гуслин. Да скажи, что за важность!

Митя. Говори не говори, ведь не поможешь!

Гуслин. А почем знать?

Митя (подходит к Гуслину).

Никто мне не поможет. Пропала моя голова! Полюбилась мне больно Любовь Гордеевна.

Гуслин. Что ты, Митя?! Да как же это?

Митя. Да вот как-никак, а уж сделалось.

Гуслин. Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу никогда не бывать, да и не р□живаться.

Митя. Знамши я все это, не могу своего сердца сообразить. «Любить друга можно, нельзя позабыть!…» (Говорит с сильными жестами.)

«Полюбил я красну девицу, пуще роду, пуще племени!… Злые люди не велят, велят бросить, перестать!»

Гуслин. Да и то надоть бросить. Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, – да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего. А то заберешь в голову, потом еще тяжельше будет.

Митя (декламирует).

Что на свете прежестоко? —

Прежестока есть любовь!

(Ходит по комнате.)

Яша, читал ты Кольцова?
(Останавливается.)
Гуслин. Читал, а что?

Митя. Как он описывал все эти чувства!

Гуслин. В точности описывал.

Митя. Уж именно что в точности. (Ходит по комнате.)

Яша!

Гуслин. Что?

Митя. Я сам песню сочинил.

Гуслин. Ты?

Митя. Да.

Гуслин. Давай голос подберем, да и будем петь.

Читайте также: Еврейские пословицы и поговорки с толкованиями

Митя. Хорошо. На, вот. (Отдает ему бумагу.)

А я попишу немного – дело есть: неравно Гордей Карпыч спросит.
(Садится и пишет.)
Гуслин берет гитару и начинает подбирать голос;

Разлюляев входит с гармонией.

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

Те же и Разлюляев.

Разлюляев. Здравствуйте, братцы! (Наигрывает на гармонии и приплясывает.)

Гуслин. Эко дурак! На что это ты гармонию-то купил?

Разлюляев. Известно на что играть. Вот так… (Играет.)

Гуслин. Ну уж, важная музыка… нечего сказать! Брось, говорят тебе.

Разлюляев. Что ж, не брошу разве!… Коли захочу, так и брошу… Вот важность! Денег что ли у нас нет? (Бьет себя по карману.)

Звенят. У нас гулять – так гулять!
(Бросает гармонию.)
Одна гора высока,А другая низка;Одна мила далека,А другая близко.

Митя (ударяет Митю по плечу),

а Митя! Что ты сидишь?

Митя. Дело есть. (Продолжает заниматься.)

Разлюляев. Митя, а Митя, а я гуляю, брат… право слово, гуляю. Ух, ходи!… (Поет: «Одна гора высока» и проч.)

Митя, а Митя! весь праздник буду гулять, а там за дело… Право слово! Что ж, у нас денег что ли нет? Вот они!… А я не пьян… Нет, так гуляю… весело…

Митя. Ну гуляй на здоровье.

Разлюляев. А после праздника женюсь!… Право слово, женюсь! Возьму богатую.

Гуслин (Мите).

Ну, вот слушай-ка, так-то ладно ль будет?

Разлюляев. Спой-ка, спой, я послушаю.

Гуслин(поет).

Нет-то злей, постылееЗлой сиротской доли,Злее горя лютого,Тяжелей неволи.Всем на свете праздничек,Тебе не веселье!…Буйной ли головушкеБез вина похмелье!Молодость не радует,Красота не тешит;Не заноба-девушка -Горе кудри чешет.

Во все это время Разлюляев стоит как вкопанный и слушает с чувством; по окончании пения все молчат.

Разлюляев. Хорошо, больно хорошо! Жалко таково… Так за сердце и хватит. (Вздыхает.)

Эх, Яша! сыграй веселую, полно канитель-то эту тянуть – нынче праздник.
(Поет.)
Ух! Как гусара не любить!Это не Годится!

Подыгрывай, Яша.

Гуслин подыгрывает.

Митя. Полно вам дурачиться-то. Давайте-ка лучше сядемте в кучку да полегоньку песенку споем.

Разлюляев. Ладно! (Садятся.)

Гуслин(запевает; Митя и Разлюляев подтягивают).

Размолодчики вы молоденькие,Вы дружки мои…

Входит Гордей Карпыч; все встают и перестают петь.

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Те же и Гордей Карпыч.

Гордей Карпыч. Что распелись! Горланят, точно мужичье! (Мите.)

И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперед!
(Походит к столу и рассматривает бумаги.)
Что бумаги-то разбросал!…

Митя. Это я счета проверял-с.

Гордей Карпыч (берет книгу Кольцова и тетрадь со стихами).

А это еще что за глупости?

Читайте также: Нахиджеванцы так и говорили: любой голод-холод вытерпим, только не воевать

Митя. Это я от скуки, по праздникам-с, стихотворения господина Кольцова переписываю.

Бедность не порок, но большое свинство

Пирамидальность богатства и бедности.

Как только появились общественные отношения, появились и разгроничения между людьми, и как не борятся до сих пор будущие коммунизма нам достичь тяжеловато будет. Из различий биологических, потом экономических, а впоследствии как всегда и политических и в основе всего конечно религиозных.

Особенно появилось разграничение сил. Представьте себе 2 пирамиды. У основании пирамид, которая вершиной сверху а вторая вершиной книзу находится природная свобода, равенство, братство любого народа.

Верхняя пирамида – это пирамида всегда побеждающего сила (сила хозяина) слово хозяин опять начинается с буквы Х (крест) – 4 распростертых конца, состыкованных в середине. Буква Х – очень интересная буква, это самая первая буква когда раздеились люди на богатых и бедных. Появился хозяин и бессилие (подчиняющиеся форма человека с древности его называли рабом).

То есть лабость, определенная, которая находилась в нижней пирамиде. Верхняя – это сила, а нижняя – это слабость.

Верхней пирамидой является переход от духовного к материальному, потому что накопительство идет в верхней пирамиде власти, там где сила, а нижняя пирамида – это переход от материального к духовному, потому что прежде всего, только виртуальность рождает прежде всего равенство и переход от материального к духовному, хотя многие это считают слабостью.

Но все равно это пирамида дуализма, человеческого сознания и самоосознания, которое состоит в том, что сознание приводит любого человека к самосовершенствованию себя в окружающем мире, изменяя его, а сам осознание приводит человека к самосовершенствованию себя в окружающем мире, приспосабливаясь к нему.

Более подробно, в чем состоит сила хозяина? Состоит в то, что он победив в себе раба, то есть не уступая обстоятельствам, самосовершенствуя свои знания, характер, как лпичность, формируется в борьбе, развивает в себе человеческие качества, основанные на 3 качествах силы:

  1. Сила воли. То есть возвышение себя над другими.
  2. Сила борьбы – подчинение себе других.
  3. Сила морали – это самосохранение, предпочтение жизни на коленях смерти стоя.

Почему? Потому что для чего тогда достигать, если это кончится жертвоприношением себя самого и т.д.

Бессилие раба состоит в том, что он погасив в себе хозяина, уступил косвенным обстоятельствам ради себя, своих близких и родных, подчинил свои умственные, физические, духовные качества для развития альтруистического мышления, развил в себе милосердие, взаимопомощь, сопереживание, и в конце концов все свои силы потратил развив в себе 3 бессильных качества. Это :

  1. человечность – уничижение себя перед другими.

завалинка

«Бедность не порок, это истина… Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».

Я вновь не удержался и решил поделиться своими мыслями о прочитанном.

А прочитал я опрос от июля 2020 «Украина на грани бедности», в котором утверждается, что «Более 70% украинцев считают, что они живут в бедности. Это в 1,3 раза больше, чем в 2008 году», «А доля считающих себя средним классом сократилась в 2,7 раза — с 1,9% в 2008 г. до 0,7% в 2015-м. В полтора раза сократилась доля домохозяйств, относящих себя к «промежуточной категории» между не бедными, но и не средним классом, — с 41,2 до 27,0%.»

Я решил понять для себя, что такое бедность, что такое нищета, кого можно считать бедным, а кого нищим. Правы ли те, кто называет себя бедным или относит к среднему классу. И оказывается, что черта бедности, о которой нам говорят правительства и России и бывшей Украины это черта нищеты, а бедность начинается намного раньше.

В прошлом году был установлен нижний порог бедности (порог нищеты). Это 1,9$ в день на человека. А верхний порог 17$ в день на человека. Другими словами, семья из четырёх человек считается бедной если имеет меньше 132 600 рублей в месяц. На бывшей Украине соответственно это 51 000 гривен.

А кого можно считать принадлежащим к среднему классу? В России это 195 000 рублей на семью с двумя детьми, а на бывшей Украине 64 000 гривен. Что бы считать себя средним классом в России надо иметь не менее 40 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи и 2-3 легковые машины на семью, 2-3 раза в год выезжать на отдых за границу. На бывшей Украине критерии конечно отличаются. Это наличие своего или съёмного жилья, 1-2 автомобиля не старше 10-ти лет, 1-2 раза в год возможность отдохнуть и расходы на питание не больше 50% от дохода. Кто из вас имеет такие доходы? Не важно где вы живёте, важно то, что нам далеко до этого.

Даже в Москве минимальная зряплата установлена в размере 8,87$ в день, а по России 3,85$. На бывшей Украине ещё хуже – 1,93$. Средняя зряплата в России 17,69$ в день, средняя зряплата на бывшей Украине 6,65$ в день. Особо радоваться россиянам не приходится. Большинство из нас живёт в бедности.

Ещё хуже пенсионерам. Статистики по среднему размеру пенсии у меня нет, но общаясь с большим количеством пенсионеров могу сделать вывод, что её средний размер в России около 8 000 рублей или 4,10$ в день. Для бывшей Украины это соответственно 1 300 гривен или 1,73$ в день.

Самое интересное, что по уверениям социологов человек, больше трёх лет живущий в нищете или близко к этому уровню, уже никогда не сможет подняться выше. И дети его, выросшие в нищете, никогда не разбогатеют честным трудом. И так мне стало обидно за нас, за наши народы. «Вроде не бездельники и могли бы жить», а получается нас всех родили в понедельник.

Написал я всё это, прочитал и пришёл к выводу, что ни россиянам, ни гражданам бывшей Украины ещё долго не придётся отдыхать.

Хочу предложить всем, кто прочитает эту заметку попробовать отнести себя к какой-то группе. Да, чуть не забыл. Когда в очередной раз будете меня ругать, то не забывайте приводить какие-нибудь цифры.

С уважением, Виктор Борисович.

0

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Осиновый кол вбить
    Очень уж суеверными были наши предки. Чего они только не боялись, во что они только не верили — в чертей и ведьм, в колдунов и прочую ерунду! Хорошо нам смеяться надо всем этим, а им было не до смеху. Куда ни ступи — приметы или поверье. Об одном из таких поверий напоминает нам сейчас выражение...