Главная / Афоризмы о науке / Павловский Е. Н.

Павловский Е. Н.

Современник М. Ломоносова русский писатель и философ А. Д. Кантемир использовал поэтическую форму произведения для борьбы с широко распространенными во всех слоях общества суевериями и предрассудками, противопоставляя им научное знание.

Чтение великой книги природы дает глубокое удовлетворение уму и открывает особенно много красивого, восприятие которого зависит от остроты художественного чутья и зоркой наблюдательности ученого.

Наука возникла не сразу, и начало ее было неизмеримо более ранним, чем возникновение письменности.

Первым русским ученым, применившим стихотворную форму изложения для запечатления научной мысли и объяснения ее практического значения, был М. В. Ломоносов.

Едва ли не первым применением стихотворной речи для научной цели в России были стихи, в которых излагалось содержание систем мира Птолемея, Тихо де-Браге, Декарта и Коперника. Помещены они были на первой печатной русской звездной карте, опубликованной в 1707 г. в Москве под наименованием «Глобус небесный иже о сфере небесной».

Замечательно то, что астроном Галилей был одним из немногих творцов классического стиля итальянской прозы. Своеобразным, почти парадоксальным явлением в истории мировой литературы является то, что совершенство художественной формы в области прозы достигнуто было на поприще естествознания!

Развитие науки тесно связано с книгопечатанием.

Ученому стихотворцу легче подметить характерные черты описываемой им картины природы, не впадая в резкий анахронизм явлений, которые никогда не могут быть одновременными, например, весеннее цветение ландышей и созревание желтеющей нивы в конце лета; но гениальный поэт, не будучи натуралистом, может точно подмечать особенности описываемой им в высокохудожественной форме картины природы. Таким поэтом был А. С. Пушкин.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Желтая пресса
    Беспринципную, лживую и продажную печать называют «желтой прессой». Почему именно «желтой»? Рассказывают, что лет сто назад одна американская газета пленила публику картинками, изображавшими невероятные приключения малыша, одетого в желтую рубашку. Соперничая с ней, другая газета тоже пустила на свои страницы такого же желтого мальчугана. Возникли спор и судебное дело между редакциями о праве на изображение...