Феоктистов К. П.
Иногда задаются вопросом: имеют ли право ученые рисковать жизнью людей, скажем, в космических экспериментах? Космонавты, как и врачи, и различные испытатели, понимают, что есть определенный риск, понимают меру опасности, но им интересно и важно узнать новое, и они сами ставят опыт, а не над ними ставятся опыты. Проводить же эксперименты против воли испытуемого аморально. В этой связи можно вспомнить историю с испытателем первого воздушного шара. Людовик XVI предложил отправить в полет преступника, осужденного на казнь, но изобретатель запротестовал, сказав, что это будет позором для человечества, если первым в небо поднимется преступник.
…Без каких-то нравственных задатков человек не может заниматься наукой. Но крупный негодяй тоже может быть ученым, он может обладать волей, работоспособностью, интересом к познанию. И эти прекрасные сами по себе качества далеко не всегда могут быть нацелены на хорошие дела. Ведь критерии нравственности не заключены внутри науки, они — вне ее.
Несомненно хорошая литература будит фантазию. Нельзя жить в аскетической, высушенной атмосфере и придумывать что-то новое. Искусство помогает жить полной жизнью. Будоражит энергию не только наука, которой занимаешься, а что-то соседнее или даже совсем противоположное.
- Забубённая головушкаУ слова «забубенный» есть прямая связь с древними актерами – скоморохами, которые распевали свои лихие песни и разыгрывали разные сценки сатирического характера (направленные против церкви, бояр и т.п.) под бубны, домры, сопели. Этих отчаянных людей и могли называть «забубенными головушками». Позднее это выражение могло ассоциироваться с картежниками (на старинных русских игральных картах бубновой масти были...