Гельвеций
…Именно страсти всегда поддерживали в трудах таких людей, как Ньютон, Локк, Бейль и т. д. Их открытия были плодом их размышлений. Эти открытия опирались на страстное, постоянное, настойчивое преследование истины, а это преследование и есть страсть.
Гений есть лишь непрерывное внимание.
…Истинно широкий ум занимается проблемами, интересующими все народы.
Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения ее.
…Разве можно быть в одно и то же время неспособным к вниманию и одаренным большими талантами? Неужели думают, что если бы Локк и Ньютон не были прилежными, то они пришли бы к своим великим открытиям?
Единственная истинная религия — это нравственность, основанная на истинных принципах.
Слава, которой человек обязан заблуждению, есть иллюзия славы, которая разрушается при первых же лучах разума и истины.
Источником, порождающим наибольшее число общественных бедствий, является невежество.
…Хорошее воспитание способно умножить число выдающихся людей в данной нации, а из остальных граждан сделать людей здравомыслящих и умных. Этих выгод хорошего воспитания достаточно, чтобы побудить изучать науку, от совершенствования которой отчасти зависит счастье человечества.
Если ум обременен грузом ученого невежества, то он уже не поднимется к истине.
…Опыт показывает нам, что самое возвышенное открытие, если оно ясно изложено, понятно всем.
Раз гений подметил истину и изложил ее ясным образом, то в то же мгновение все обыкновенные умы улавливают и усваивают ее.
Для человека с ясными идеями почти всегда достаточно обыкновенного языка.
Что это за момент, когда самые высокие истины становятся доступными самым обыкновенным людям? Это момент, когда истины, освобожденные от неясностей слов и сведенные к более или менее простым предложениям, переходят из области деятельности гения в область науки.
Недостаточно иметь ясные и истинные идеи. Чтобы сообщить их другим, надо еще уметь выражать их ясно.
…Без страстей нет ни великих артистов, ни великих полководцев, ни великих министров, ни великих поэтов, ни великих философов.
- Ни аза не знать (не смыслить)Называя буквы азбуки, мы говорим сейчас: «а», «бэ», «вэ» и так далее. Лет сто назад еще заучивали славянские их названия: «аз, буки, веди, глаголь…» Тот, кто не знал ни аза, не знал или не смыслил решительно ничего, даже самого начала науки. В таком значении слова эти живут и по сей день. Ни аза не знать...