Писарев Д. И.
Наука… она формирует не специального исследователя, а человека, она закаляет его ум, она приучает его действовать этим умом во всех обстоятельствах вседневной жизни.
Если вы когда-нибудь любили, то вы… получите тогда легкое понятие о том, каким образом знающие естествоиспытатели относятся ко всем трудам, неприятностям и страданиям той деятельности, которая наполняет всю их жизнь.
Пробудившееся стремление анализировать и всматриваться не может быть по вашей воле погружено в сон.
В деле изучения и завоевания природы нет места личному произволу; тут нельзя изобретать, надо только наблюдать и понимать, пользоваться от века существующими силами и разгадывать от века существующую связь причин и следствий. Открытие есть встреча между вечным явлением и вечным умом человечества.
Мысль, работающая для блага человечества, действует обыкновенно по одному из двух главных путей: или она прилагает к современной жизни людей те результаты, которые уже добыты… или же она добывает для будущего времени новые результаты, т. е. производит исследования, наблюдения и опыты.
…Мы хотим, чтобы исследование историка раскрывало нам настоящие причины процветания и упадка отживших цивилизаций. Мы читаем книги единственно для того, чтобы посредством чтения расширить пределы нашего личного опыта. Если книга в этом отношении не дает нам ровно ничего, ни одного нового факта, ни одного оригинального взгляда, ни одной самостоятельной идеи, если она ничем не шевелит и не оживляет нашей мысли, то мы называем такую книгу пустою и дрянною книгою… автору такой книги мы всегда, с искренним доброжелательством, готовы посоветовать, чтобы он принялся шить сапоги или печь кулебяки.
Удачное выражение, меткий эпитет, картинное сравнение чрезвычайно много прибавляют к тому, удовольствию, которое доставляется читателю самим содержанием книги или статьи.
…Всякая умственная деятельность велика и плодотворна только до тех пор, пока она остается неразлучною с искренностью и твердостью глубокого убеждения.
…Надо же помнить, что не люди существуют для науки и искусства, а что наука и искусство вытекли из естественной потребности человека наслаждаться жизнью и украшать ее всевозможными средствами.
Очень немногие люди, и притом самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю».
…Облагораживают человека не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке тогда, когда он начинает приобретать знание.
…Умственный труд непременно должен быть полезным, то есть он не только должен быть направлен к известной разумной цели, но он, кроме того, должен достигать этой цели.
…Естественные науки, при всем своем великом значении, не исчерпывают собою всего круга предметов, о котором человеку необходимо составить себе понятие.
Человек боится подойти к тем гипотезам, которые величественнее Казбека и Монблана, а мысль не боится — и подходит, и ощупывает эти гипотезы, и вдруг докладывает, что все это пустяки. Человек приходит в ужас, но ужас этот оказывается бессильным в борьбе с мыслью; мысль осмеивает и прогоняет ужас, и человеку остается только качать головою, стоя на развалинах своего миросозерцания. Наконец… начинается новая умственная жизнь, в которой мысль пользуется неограниченным могуществом и не встречает себе нигде ни отпора, ни сопротивления. В этом царстве мысли живется светло…
…Критика не имеет ничего общего с враждою, без постоянной, строгой и тщательной критики невозможно никакое разумное и плодотворное чтение и… всякое умственное идолопоклонство вредит той самой идее, во имя которой оно производится.
Словом: надо думать.
- Драконовы (драконовские) законы (меры)Не следует думать, что речь тут идет о мифическом чудище – драконе. Дракон (точнее, Драконт) – имя древнего афинского законодателя, который впервые собрал и записал действовавшие в Афинском государстве старые законы. Они оказались чрезмерно суровыми: даже за кражу плодов Дракон требовал смерти. Именно поэтому под выражением «драконовские законы» или «меры» мы и разумеем крайне суровые,...