Герцен А. И.
Около… (XVI в.) является торжественная и не прерывающаяся процессия людей, мощных и сильных, приготовивших пропилеи новой науки: во главе их (не по времени, а по мощи) Джордано Бруно, потом Ва-нини, Кардан, Кампанелла, Телезио, Парацельз и др. Главный характер этих великих деятелей состоит в живом, верном чувстве тесноты, неудовлетворенности в замкнутом круге современной им науки, во всепоглощающем стремлении к истине, в каком-то даре провидения ее.
Нет мысли, которую нельзя высказать просто и ясно, особенно в ее диалектическом развитии. Буало прав: «Все, что хорошо продумано, выражается ясно, и слова для выражения приходят легко».
…Тут не дар пророчества нужен, а навык добросовестного изучения, привычка наблюдать — вот оттого-то я и рекомендую укреплять, изощрять ум естественными науками. Натуралист привыкает не вносить, до поры до времени, ничего своего, следит, выжидает; он не проронит ни одного признака, ни одной перемены, он ищет истину бескорыстно, не подкладывая ни любви своей, ни своей ненависти.
Наука не достается без труда… в науке нет другого способа приобретения… как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремление всем сердцем не заменяют труда.
Века должны были пройти прежде, нежели наука могла развить методой те истины, которые Джордано Бруно высказал восторженно, пророчески, вдохновенно.
Без естественных наук нет спасения современному человеку; без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни.
Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания.
- Плоть от плотиДревняя формула, употреблявшаяся для обозначения самого близкого, сыновнего родства, звучала, видимо, так: «Ты (он, она) — кровь от крови моей и плоть от плоти моей», то есть все в тебе рождено мною. Теперь мы повторяем древнее речение, не только говоря о кровном родстве, но всегда, когда нужно указать на тесную, непосредственную близость к старшему поколению....