Читать онлайн «За край свой насмерть стой (Пословицы и поговорки народов СССР)» — RuLit — Страница 44
Алла приехала с родителями в наш город зимой и пришла в новую школу сразу после зимних каникул.
— Ой, тебе повезло, — сразу сказала ей староста класса Рита. — Ведь наш пятый «А» — самый лучший в школе.
Пятый «А» занимал первое место по успеваемости, по дисциплине, по санитарному состоянию и по самодеятельности. А в школьной стенгазете красовалась заметка: «Наш лучший класс». И на доске Почета больше всего было портретов ребят из этого класса, а в таблице «Кто впереди» пятиашники летели на ракете, в то время как соседний пятый «Б» плелся сзади на детском трехколесном велосипеде.
— Вот какой наш класс! — радовалась Алла и, придя домой, рассказала папе и маме, как дружно они собирали металлолом, как все до одного пришли на воскресник и как помогали по русскому языку заболевшему Феде. — Мы очень дружные, — говорила Алла. — Поэтому лучше всех.
— Да, мы лучше всех! — подтверждали ребята. — Мы всех обогнали. Куда до нас пятому «Б»!
— А не очень ли вы хвастаетесь, друзья? — как-то спросила мама подружек Аллы, которые зашли за ней перед уроками.
— Нет, что вы! Мы просто гордимся тем, что мы такие.
Но, видно, у ребят из пятого «А» голова закружилась. И не у одного, не у двух, а сразу у всех. Возомнили они о себе, будто уж никого лучше их быть не может.
А тут как раз пионерская дружина решила провести общешкольный КВН. Какой из пятых классов окажется самым веселым и находчивым?
— Ну, конечно, наш! — сказали пятиашники, но когда все классы начали готовиться к соревнованиям, они все еще раскачивались.
— Успеем! — говорила Рита. — Нам что? Мы такие. Возьмемся, так всех обгоним. Главное, у нас уже свой гимн есть с припевом.
И все соглашались с Ритой и громко пели:
Мы гордимся, что у насСамый дружный в школе класс.
Наступил долгожданный вечер. В большом зале за накрытым красной материей столом расположились учителя и родители — жюри. А у стенок, опоясывая зал нарядной цепочкой, расселись пятиклассники — все в белых рубашках и кофточках, в пионерских галстуках.
— Мы проводим сегодняшний КВН под девизом «Мир и дружба», — объявила старшая пионервожатая. — Начнем с приветствий.
Соревнование началось. Выходили один за другим капитаны команд и ответственные за домашнее задание — художники, физики, юмористы, певцы и поэты, — отвечали на всевозможные вопросы жюри, задавали сами каверзные вопросы соперникам и выполняли неожиданные требования: кто быстрее пришьет пуговицу? Или: кто лучше очистит картофелину?
— Ура! — ликовали пятиашники, когда на черной доске, где ставились очки, перед их классом появлялась какая-нибудь большая цифра. — Мы побеждаем!
Но они рано ликовали. У пятого «Б» и у пятого «В» очки были не хуже. А потом, когда чистили картошку, пятый «Б» вырвался вперед, перегнал всех и занял первое место.
— Что? Как? Не может быть! Это ошибка! Это неправильно!
— Тише, тише, — успокоила пионервожатая. — Все правильно. Победил пятый «Б», и никто не виноват, что вы плохо подготовились.
— Мы плохо? Это жюри судило плохо!
В таком возбужденном состоянии обиженные пятиашники пришли в класс, в котором были сложены их вещи и где до начала соревнований «артисты» репетировали. Это была комната пятого «Б».
И я уж не знаю, кому первому пришла в голову злая, нехорошая мысль, но только после ухода побежденных пятиашников хозяева класса обнаружили вредительство. Да, да, самое настоящее вредительство! Стоял их класс до начала КВН чистенький, аккуратный, с плакатами на стенах, с красочной сатирической газетой «Гром и молния». А когда «гости» ушли, оказалось, что газета сорвана, на фотографиях лучших учеников подрисованы усы, листок картона на преподавательском столике изрезан бритвой, а на полу валяются клочки бумаги и всякий сор. Хозяева класса немедленно подняли тревогу, позвали учителей и директора. В раздевалке задержали всех пятиашников, вернули их в зал, и директор спросил: «Кто это сделал?»
Но все отрицали свою вину, а староста пятого «А» Рита прямо возмутилась:
— Неужели вы думаете на нас? Да неужели наш класс способен на такое безобразие? Наверное, это хулиганы из пятого «В».
А ученики пятого «В» доказывали, что они этого не делали, да и не могли сделать, потому что вышли из класса раньше учеников пятого «А».
— Ну, что же, — сказал наконец директор. — Разберемся завтра, сейчас идите.
Шагая по улице, Алла сказала подругам:
— Какая пакость! Ну, кто бы это мог сделать? Нас приютили, а какой-то пакостник все напортил.
И тогда Рита, оказавшаяся рядом, зашептала:
— Тише ты! Это же сделал Вовка.
— Вовка? — Алла даже остановилась. Отличник Вовка, чей портрет тоже висит на школьной доске Почета! — Зачем?
— А пусть не задаются, что нас победили.
— Так мы же сами проиграли. А теперь, выходит, отомстили? Из мести, да? Вот вам и КВН под девизом «Мир и дружба».
— Молчи, молчи, — снова зашептала Рита. — Наш класс действительно дружный, Вовку не выдадим, никто и не узнает.
— А дружба не в том, чтобы пакостников покрывать! — крикнула Алла.
Рита прищурилась:
— Конечно! Ты же новенькая. Тебе наплевать на наш класс. Слышите, девочки! Слышите, мальчики? Она против всех идет. Хочет выдать Вовку.
Все, кто шел с Ритой, окружили Аллу.
Я не могу сказать, что все — все до одного! — ученики в этом классе были плохие. Кто-то, конечно, думал, как и Алла, но или их не было в эту минуту рядом с ней, или они побоялись выступить открыто и молчали. Вот и стояла Алла одна перед всеми, и все кричали на нее, что она новенькая и поэтому не дорожит честью класса, если хочет выдать Вовку.
Она переждала, пока все выговорятся, и сказала:
— А Вовка сам во всем признается. Пошли, Вовка!
— Не ходи! — взвизгнула Рита, а несколько девочек даже уцепились за него. — Не ходи.
Но Алла повторила:
— Пойдем, Вовка, если ты человек.
И он вырвался из девчоночьих рук и пошел за Аллой.
Я не знаю, что заставило его так поступить. Может, он понял, что мстить победителям глупо и подло. Сначала-то, под горячую руку, набезобразничал, а теперь опомнился. В общем, двинулся он за Аллой, а Рита бросилась наперерез.
— Стой! О себе только думаешь? А про класс тоже забыл? Ведь на весь класс тень бросишь. Скажут — вот они какие хорошие!
— Но обманом-то все равно хорошим не будешь, — возразил кто-то.
— Ага, значит, и ты? И ты против класса? И ты?
Рита запрыгала от одного ученика к другому, но даже те, кто до этого не хотел вмешиваться и молчал, теперь поддержали Аллу.
И вернулись они назад в школу. И во всем признались директору.
Не буду подробно рассказывать, что было дальше — как директор беседовал с Вовкой, а потом с Ритой и со всеми, кто неправильно понимал дружбу. Класс, конечно, потерял право называться лучшим в школе, но кому нужна фальшивая слава?
И хорошо, что Алла приняла и выдержала бой сразу со многими ребятами. Она поступила по-честному, иначе свила бы в их классе гнездо ложь.
Видите теперь, как много может сделать человек, который непримиримо относится к плохому? Он один — даже совсем один! — может повернуть на хорошее дело десять, двадцать, тридцать человек, а то и больше! Надо только быть мужественным, не бояться говорить правду и всегда твердо стоять за нее. Недаром говорится: «За правое дело стой смело!»
Чтобы всегда по справедливости | Страница 1 | Онлайн-библиотека
Называться человеком легко, быть человеком трудно.
Народная пословица
Девочку обидел на улице мальчишка. Она заплакала и побежала домой.
— Мама! Хочу скорее быть взрослой.
— Почему, Мариночка?
— Чтобы меня никто не обижал.
— А сама обижать никого не будешь?
— Нет, нет, что ты! Хочу, чтобы всегда по-справедливому.
— Как же это, Мариночка?
— Ну, как-как? Очень просто. Не понимаешь? Ничего не ответила ей на это мама, но подумала: «А так ли уж это просто?»
… И я тоже хочу спросить у вас, ребята: «Так ли это просто: чтобы всегда по справедливости?»
А давайте — поговорим.
И, может быть, даже поспорим?…
МИШИНА ОБИДА
Мишин дядя — моряк дальнего плавания. Письма от него приходили из многих портов мира. На конвертах разные марки: индийские, африканские, даже австралийские «кенгуру».
Можете себе представить, с каким нетерпением Миша ждал дядю Борю.
Он явился неожиданно под вечер — высокий, плечистый, в нарядной морской форме. Остановился перед калиткой, поставил у ног чемодан и на всю улицу громыхнул басом:
— Где тут живет великий путешественник Михаил Громов?
Миша мгновенно вылетел из дома и очутился в сильных дядиных руках. Колючая щека, смеющиеся серые глаза — такие же, как у мамы. Выбежала и мама, за ней папа. Посыпались радостные восклицания. Взрослые оттеснили Мишу, стали обниматься.
Едва переступив порог, дядя раскрыл чемодан и вытащил подарки: маме какую-то особенную кофточку (она даже ахнула от радости), папе трубку с собачьей головой, а Мише диковинную раковину, зуб крокодила и головной убор индейского вождя из разноцветных перьев. Но Миша отложил в сторону и зуб крокодила, и раковину с волнистыми краями, и это индейское украшение — что он, маленький, что ли, нацеплять его на себя! — и заканючил:
— Рассказывай!
Мама тоже сказала дяде:
— Не томи его, столько ждал твоих заморских новостей.
— Что же тебя интересует?
— Все! — И Миша вмиг выпалил, видел ли дядя обезьян прямо в джунглях на берегу Африки? Сидел ли на рифах их корабль? Попадали ли они в тайфун? Гналась ли за ними когда-нибудь в море акула? Ел ли он хоть раз сердце кита?
Дядя засмеялся: «Программка у тебя!» Но пока мама накрывала на стол, ответил на все вопросы да впридачу еще на многие другие.
Наконец мама сказала:
— Хватит на сегодня.
— Дай теперь нам поговорить, — добавил папа.
Они начали разговаривать о неинтересном. А Миша сидел за столом и ждал, когда сможет задать новые вопросы. Да не дождался. Мама сказала: «Пора спать».
— Да ну, — воспротивился Миша. Но папа строго повел бровью: «Иди!»
— Завтра поговорим, — пообещал дядя. Конечно, чуть свет Миша был около дяди.
— А в открытом море с чужими кораблями вы встречались? — задал он первый из приготовленных вопросов.
— Как же! — ответил дядя, фыркая под краном. — Был такой случай… — И, уже вытираясь, он рассказал, как однажды ночью они увидели в море горящий английский корабль. Советские моряки подплыли к нему и спасли всех английских моряков.
— И ты спасал?
Дядя не успел ответить — пришли его бывшие школьные друзья. Они явились шумной гурьбой, крича с улицы: «Да здравствует моряк Борька Завьялов!»
— А вы-то сами хоть раз «SOS» кричали? — попытался Миша еще обратить на себя дядино внимание.
Но дядя отмахнулся, идя навстречу гостям: «Потом, потом».
— Оставь дядю в покое, — сказала мама уже в сердцах. — Так и ходишь по пятам, надоел!
— А что он не рассказывает!
— Да как не рассказывает? Вчера весь вечер, сегодня…
— Где же весь вечер? И что — сегодня? Сегодня-то только началось.
— Хорошо, хорошо, говорю — дядю оставь!
Вот вечно у взрослых так: обидят несправедливо, а попробуй докажи!
Дядя стал куда-то собираться с друзьями.
— И я с ними хочу, — сказал Миша.
— Не придумывай, — оборвала мама. — Нечего тебе делать со взрослыми.
— Потерпи, путешественник, — сказал и дядя. Он вышел из соседней комнаты наутюженный, побритый, наодеколоненный. — У нас с тобой все впереди.
— Впереди, впереди, — передразнил Миша недовольным тоном.
И послышался мамин окрик:
— Как разговариваешь?
Но Миша уже не в силах был остановиться:
— Вот и разговариваю. В письмах-то он что обещал? Рассказывать. А теперь?
— Замолчи, в конце концов! — крикнула мама.
— Ну и ладно, и ладно! И ты тоже… И все вы! — Миша выскочил из дома. Он прошмыгнул мимо изумленного дяди и онемевших его друзей, стоящих во дворе. Юркнув под ветки груши, он пробежал вдоль малинника в дальний конец сада и вскарабкался на сараюшку. Здесь была дырка на сеновал. Миша кинулся в сено.
Сквозь щелястую крышу просачивались тонкие лучи солнца. В их золотистых нитях прыгали пылинки. И сердце у Миши прыгало. И стучало так, что было слышно, наверное, на улице. А перед глазами стояла картина: покачивая сокрушенно головой, мама жалуется дяде на непутевого сына — стал такой грубый, такой невозможный, совсем отбился от рук. Она часто жалуется теперь на Мишу родным, соседям, даже учительнице в школе.
А нет, чтоб рассудить по справедливости. Ведь как он ждал дядю с его рассказами! Как ждал! И не разноцветные перья ему нужны. Не зубы крокодиловы. Вот убежит он сам в какой-нибудь морской порт, проберется на корабль и спрячется в трюме. А корабль выйдет в открытое море, и моряки уже не высадят беглеца на берег, когда обнаружат его. И никто там не будет его ругать, а будут только по-флотски похлопывать по плечу да нахваливать: «Молодец, наш товарищ юнга Михаил Громов!»
МОЖНО ЛИ ПРОЖИТЬ БЕЗ ВРАНЬЯ?
Размечтался Миша, притаившись на сеновале. И вдруг услышал внизу какое-то бормотание.
«Верка!» — подумал он и приник к щели.
Так и есть. В соседнем сарае, стоящем вплотную к их сеновалу, на дырявом старом кресле сидела, поджав ноги, конопатая Верка в синем платье. Что-то бормоча, она жестикулировала, будто с кем-то разговаривала. Но, кроме нее, в сарае никого не было.
«Опять беседует», — решил Миша и, отодвинув доску, спрыгнул в Веркин сарай.
Этот лаз они открыли очень давно, еще «с до школы». И Вера нисколько не удивилась, увидев перед собой Мишу. А он, усевшись у двери на чурбаке, спросил вместо приветствия:
— Беседуешь?
Она кивнула.
В темный, пыльный сарай она залезала всегда, когда ей хотелось говорить со своим Советчиком-Беседчиком. Так звали крохотного человечка, которого Вера выдумала. Выдумала очень давно, когда была совсем маленькая. И Миша тогда был тоже маленький и верил, что человечек существует. Забираясь в сарай, он слушал, как Вера разными таинственными заклинаниями вызывает Советчика-Беседчика и беседует с ним.
Потом Миша подрос и понял: Советчик-Беседчик — это просто Верина мечта. Но он не стал смеяться над Веркой, а по-прежнему приходил сюда, слушал ее и удивлялся, как она сообразила придумать такого хорошего всезнающего друга.
У Веры был неродной отец. Миша слышал, что Иван Григорьевич — неплохой человек, да и Вера на него никогда не жаловалась. И все-таки она чувствовала себя в семье неважно. У отчима была своя дочка Нина, она училась в девятом классе, считала себя уже взрослой, на Верку покрикивала. Мама и отчим не обижали девочек, но каждый из них старался, наверное, показать, как хорошо он относится к неродной дочери. И вот мама баловала Нину, а отчиму говорила: «Не порти мне Веру!» И сама была с Верой строгая сверх всякой меры. «Я, говорит, по справедливости». Но Вере обидно: с Ниной мама добрее, чем с ней. А Нина быстренько поняла: если ей отец что-нибудь не разрешает, она сразу к Вериной маме. Короче, подлизывалась. Вера же к Ивану Григорьевичу подлизываться не хочет. Вот ей и сиротливо в доме, вот почему она и выдумала себе Советчика Беседчика.
Миша понял, что и сейчас дома у Веры произошло что-то такое, отчего ей захотелось вызвать своего доброго человечка на задушевную беседу. Только расспрашивать он не стал — захочет, сама расскажет. И действительно она рассказала.
— Знаешь, — начала она, — позавчера вечером Нинка пришла домой поздно, отчим отругал ее. «Больше не пойдешь!» А вчера она опять попросила ее отпустить. «Нет», — сказал отец. Тогда она к маме подластилась. «Мамочка Катя, мне надо Зою проводить»… Ну мама и сказала Ивану Григорьевичу: «Пустим подругу-то проводить». Отпустили. А потом мама меня за, хлебом послала, и я эту самую Зойку встретила: никуда она уезжать и не собиралась! Понимаешь? Наврала, Нинка и всех обманула. Я ей сегодня так и сказала: «Что же ты, говорю, всех бессовестно обманываешь!» А она засмеялась: «Без вранья, говорит, не проживешь!» — «Неправда!» — сказала я. А она глаза прищурила: «Ах, неправда? Тогда скажи — отпустили бы меня, если б не наврала? Да ни за что бы не отпустили? Зато я с Вадимом увиделась. Он скоро уезжает навсегда учиться в другой город. Или, по-твоему, я не должна была с ним в последний раз увидеться?» — «Ну, должна», — ответила я, а она сказала: «Aгa! Вот и молчи. Потому что все по справедливости получилось». — «Какая же это справедливость, если вранье?» — «А это уж ты как хочешь понимай!»
- Наука побеждатьТакой горделивый заголовок на небольшой книге прозвучал бы как чванливое хвастовство, если бы имя ее автора не было Александр Суворов. Великий русский полководец имел полное право и сам озаглавить так составленное им руководство для боевой подготовки войск. Однако заглавие «Наука побеждать» принадлежит не Суворову, а первому издателю руководства Антоновскому. Постепенно заголовок стал крылатым словом. Мы...