Главная / Человек / А вы знаете, почему правильно ставить веник ручкой вниз?
5 декабря 2022

А вы знаете, почему правильно ставить веник ручкой вниз?

Рейтинг: 5 / 5

Про этот предмет в народе сложили немало загадок, поговорок и примет. Вот, например: «В лесу родился, а дома хозяйничает». Или такая: «Скручен, связан, по избе скачет». А ещё, помимо прямого назначения, на Руси его применяли как защитный оберег. Конечно, это такой разный, но до сих пор востребованный веник.

Маленький хозяин любого дома — как веники из сорго покорили весь мир

Привычный нам вид хозяйственный веник принял относительно недавно — чуть больше 200 лет назад. Всё оттого, что раньше веники вязали из других растений, а вот сегодня они изготавливаются из побегов специально выведенного веничного сорго. В России о таком растении долгое время почти ничего не знали, ибо произрастало оно в Индии, Китае и Африке.

Зёрна из щётки

Один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин, чей портрет красуется на 100-долларовой купюре, живо интересовался окружающим миром. Когда приятель прислал ему из Индии пару одежных щёток, Франклин обратил внимание, что они сделаны из стеблей неизвестного в Америке растения. В этих стеблях сохранилось несколько зёрен. Изобретатель извлёк их и посадил на своём участке. Вскоре из зёрен выросла необычная трава, которую Франклин срезал и подсушил, а затем получил из неё несколько отличных веников. Только позднее он узнал, что это растение называется сорго, и в зависимости от сорта оно используется для кормления скота и птицы, а также для получения муки и даже сиропа. Сорго — однолетний или многолетний злак родом из Африки. Но к XVIII веку оно уже широко распространилось в Азии, а затем, к моменту смерти Франклина — по всей Америке. В 1797 году фермер из города Хэдли (штат Массачусетс) Леви Дикинсон, устав слушать жалобы жены на хрупкость домашних веников, решил сделать их из таких стеблей, чтобы они выдерживали все нагрузки. На полях Дикинсона росло много разных растений, в том числе и сахарный тростник. Связав высушенные стебли тростника, Леви получил отличный веник. Его супруге так понравился этот вариант веника, что она рассказала о нём соседям и друзьям. После чего те попросили продать и им такого помощника. Леви сделал новую партию веников и продал по сходной цене. Однако вскоре его попросили продать веники уже совсем незнакомые люди. Закончилось это тем, что все имеющиеся площади Дикинсон засадил тростником, но не с целью получить сахар, а для производства веников. Впоследствии он только увеличивал площади и с помощью нанятых работников вязал веники тысячами штук. В начале XIX века Дикинсон сколотил себе состояние на веничном производстве. В России же на тот момент о вениках из сорго никто не слышал. Знаменитый словарь Владимира Даля, составленный в середине XIX века, утверждает, что «веник — связка срезанных молодых гибких прутьев с листвой». Оно и понятно, чудо-злак в те годы в родном отечестве распространён не был, поэтому люди делали веники из того, что было в наличии.

Читайте также: Загадки про машины для детей 4 5. Загадки, пословицы и стихи про автомобили. Загадки про марки машин для взрослых

Колядный веник

Ритуал рассечения веника. Веники, которыми мели дом на Коляды (период от Рождества до Крещения), в Полесье считали нечистыми, опасными, подлежащими уничтожению (их выбрасывали, сжигали) и заменяли новыми. В зоне Нижней Припяти и междуречья Припяти и Днепра уничтожение колядного веника приобрело характер особого обряда рассечения веника, исполняемого обычно в канун Крещения (иногда после него), т. е. по истечении Святок (когда мусор после метения хаты не позволялось выносить из дома).

Делали это женщины или девушки в доме на колоде или на пороге, рассекая веник топором на мелкие части и приговаривая: «Что вязала — развязывайся, что шила — расшивайся, что секла — рассекайся». Это действие и заговор должны были освободить от греха, связанного с нарушением запрета работать на Святки.

Разрубленный веник, на котором оставались все грехи, сжигали в печи, разбрасывали по двору, по хлеву, выносили вместе в мусором в сад под плодовое дерево. Нередко эти действия понимались как оберег от нечистой силы, колдовства, порчи, болезней или как магия (напр., «чтобы скотина нормально рожала»). В сев. р-нах Черниговщины, выбрасывая разрубленный веник, девушки часто гадали: выносили веник и мусор на заслонке к перекрестку и слушали, с какой стороны донесется лай собак или другие звуки, по которым судили о своем замужестве.

Если колядные веники не уничтожались, они становились орудием порчи: их собирали в течение 7—9 лет, затем перебрасывали через хату, чтобы вызвать раздоры в семье (брест.). Вне указанного ритуала рассечение веника на пороге дома практиковалось как способ изгнания нечисти (насекомых, гадов) на Новый год, в Чистый четверг; для лечения некоторых болезней; для снятия порчи (рассекали веник, если через него переступала беременная).

И помощник, и защитник

Быт крестьянской семьи на Руси был незатейлив и прост: сохой пахали, ведром воду носили, на санях ездили по снегу. А вот сор из избы или во дворе мели связанными прутьями, называемыми веником. По одной из версий, «веник» — слово старославянское и означает «пучок». Разумеется; для двора был один веник или метла, а для избы — другой. Для избы веник вязали из гибких берёзовых прутьев с листьями. Иногда использовали ветки осины или ольхи. Причём ломать их на веники нужно было только весной, когда они были сочными и гибкими. А вот дворовые веники предпочитали делать из побегов такого растения, как чилига, или дикая акация, отличавшегося прочными и гибкими ветвями. Для избы они были слишком грубы, а вот по земле — самый раз. Вязали веники и из дерезы обыкновенной — кустарника, больше известного как волчья ягода. Особым шиком было подмести избу ароматным веником, изготовленным из зверобоя, полыни или душицы. После такой уборки в помещении появлялся приятный запах, но сам веник в этом случае был одноразовым. На Руси считали, что если мести избу веником из камыша, то из неё выведутся пауки, плетущие паутину в углах. Во многих губерниях бытовало поверье, что в венике может жить домовой, и наряду с метлой его ассоциировали с местом притяжения нечистой силы. Когда начинали исчезать вещи, а домочадцы ругались, веником били о входной порог, чтобы прогнать чужого домового. Бытовало поверье, что колдунья, чтобы лишить корову не понравившегося ей человека молока, сначала сбивала веником росу с трав, а после дотрагивалась этим веником до вымени животного. А если ведьма волочила веник по посевам, то их владелец лишался урожая. При этом в других случаях веник был и оберегом, и талисманом. Так, предписывалось ставить веник в доме ручкой вниз, чтобы привлечь в дом богатство. Злому человеку, который мог сглазить или навести порчу, старались кинуть вслед веник, чтобы он никак не мог навлечь беду на хозяев дома. После похорон предписывалось вымести пол от места, где стоял гроб с покойным, до порога, а после сразу сжечь веник. Похожим образом поступали и с отслужившим своё веником — голиком. Его не выбрасывали, а сжигали на Масленицу. В русских деревнях считалось недопустимым махать веником выше уровня стола. А переступать через веник беременной означало накликать на себя тяжёлые роды. В новой избе строго предписывалось мести только новым веником, так как старый мог хранить в себе отрицательную энергию старого места. Собранные вместе прутья веника считали примером силы в единстве. В русском языке есть поговорка: «Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь». Не исключено, что именно она подтолкнула писателя Льва Толстого написать притчу о том, как отец велел своим сыновьям попробовать сломать веник, да ничего из этого не вышло. А после разрешил им переломать его по прутику, и те легко справились.

Веник в метеомагии

Связь веника с ветром, дождем, градом находит отражение в полесских и польских верованиях о том, что сжигание старых веников в печи вызывает сильный ветер, бурю. Отсюда запрет бросать веник в печь. С другой стороны, когда ветер был необходим для работы ветряных мельниц, для веяния зерна, перемены погоды, рекомендовалось сжигать веник (в Великопольше для этой цели сжигали 12 старых березовых веников).

Веник могли использовать как для вызывания, так и для прекращения дождя. В Полесье, чтобы вызвать дождь, бросали в колодец сухой веник или разбрасывали его прутья на перекрестке дорог (брест.), жгли на перекрестке 12 веников (гомел.), обходили вокруг села с веником (гомел.). Для прекращения дождя и отгона градовых туч из дома во двор выбрасывали веник вместе с хлебной лопатой, кочергой и другими предметами (Полесье, Карпаты, Сербия, Хорватия). На Львовщине для отгона тучи метлу и кочергу забрасывали на крышу.

Связь веника с демонами природных стихий (планетниками, предводителями туч, здухачами и др.) подтверждает отмеченный в Болгарии, в р-не Плевны, обычай изготавливать обрядовую куклу Гермав из веника. Такая кукла чаще служит для прекращения дождя (в этом случае веник должен быть взят у впервые родившей женщины), но может быть использована и для вызывания дождя (тогда веник следовало украсть в доме девочки — пеперуды или додолы).

Как быть со старым веником

Изучая приметы про веник, стоит обратить внимание на ритуалы, связанные с утилизацией старого предмета обихода. Запомните, что его категорически запрещено выбрасывать рядом с местом жительства. Дело в том, что веник содержит энергетику вашего дома. И если предмет попадет в руки недоброжелателей, то высок риск порчи.

Также веник запрещено сжигать. Ведь, помимо негативной, он также содержит вашу позитивную энергетику. А вот огонь может перекрыть благоприятные потоки. Идеальный вариант, как избавиться от старого предмета обихода — выбросить или закопать его как можно дальше от дома (где-нибудь в другом районе).

Приметы про новый веник

Покупка нового веника — не такое простое событие, как кажется. С этим действием связывают такие приметы и ритуалы:

приметы про веник в доме

Веник в очистительных обрядах

В некоторых р-нах Болгарии во время весенних обрядов (1 марта, Тодоров день, Благовещение), направленных на отгон гадов, насекомых, было принято поджигать старые веники, обходить с ними двор с криками: «Вон, блохи!» или «Убегайте, змеи, ящерицы!» (р-н Преслава).

В Софийском окр. в Чистый понедельник одна женщина выносила горящую метлу, а другая шла за ней и спрашивала: «Что ты выкуриваешь?», а та отвечала: «Выкуриваю блох».

В зап. Полесье на Благовещение подметали дом, двор и сжигали веник с этой же целью, а украинцы Закарпатья после метения хаты ломали и выбрасывали веник, «чтобы нечисть не шла в дом». На Карпатах в Чистый четверг сжигали мусор вместе с веником и по дыму от костра гадали. Во многих р-нах Полесья в этот день (реже — в Страстную субботу) сжигали во дворах старые веники, сопровождая это произнесением отгонных заклинаний.

Читайте также: «Медведь на ухо наступил»: происхождение, прямое и переносное значение фразеологизма, объяснение одним словом, примеры предложений

Лужичане сжигали старые метлы перед Пасхой или накануне 1 мая, называя это действие «сжиганием ведьм». В Полесье на Новый год совершались превентивные обряды изгнания блох и клопов: в печи сжигали веник, выбрасывали на улицу старый веник или, наоборот, запрещали жечь старые веники в печи, чтобы в доме не заводились жуки.

Веник в купальском обряде

К празднику Ивана Купалы у вост. славян были приурочены обряды уничтожения старых веников (наряду с прошлогодними купальскими травами) и заготовки новых веников (вместе со сбором свежих купальских трав). В Болгарии в Иванов день женщины срезали «метличину» для изготовления новых метел; считалось, что с этого дня в растениях уже нет «злых духов».

Этими вениками пользовались до следующего Иванова дня. Белорусы Виленской губ. выставляли новые ивановские веники на длинных шестах возле домов и впоследствии этими вениками мели пол по большим праздникам, чтобы защитить детей от сглаза.

Сожжение старых веников на Купалу более характерно для восточно- и западнославянской традиций. Их накапливали, собирая в течение года специально, чтобы сжечь в купальском костре. В некоторых чешских селах с березовыми вениками сначала обходили вокруг села, защищаясь от ведьм, а затем их сжигали. В Словении на св. Яна молодежь бросала зажженные метлы вверх. Так же поступали в Польше и вост. Словакии (при этом говорили: «Яна сжигаем», «Чаровниц сжигаем»).

В Краковском воев. с горящими метлами, насаженными на высокие жерди, парни обегали засеянное поле. В Брестской обл. с горящими вениками обходили свою хату. В Подгалье из старых веников сплетали большое колесо, зажигали и пускали с горы. Остатки недогоревших веников разбирали на прутья и втыкали в капустные грядки против гусениц (вост. Словакия). В некоторых местах, где купальских костров не жгли, веник вместе с другими травами (крапивой, чертополохом, бодяком) втыкали в песочную кучу и перепрыгивали через такие «букеты» (в.укр.).

Читать также Водяницы

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Волк в овечьей шкуре
    Так мы называем злых людей, прикидывающихся добряками, хищников всякого рода, которые прячутся под маской кротости, чтобы ввести в заблуждение и удобнее напасть на легковерных. В наше время нередко «волками в овечьих шкурах» именуют, например, империалистов, когда они пытаются осуществить захват власти в маленьких странах, лицемерно крича о защите этих стран от нападения. Взят этот образ...