Устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки
Пословицы и поговорки
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча1).
Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.
Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.
Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.
В.И. Даль понимал пословицу как «суждение, приговор, поучение». В своем «Толковом словаре» он дал следующее определение:
«Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи».2
Поговорка, по определению Даля, это:
«складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться».3
К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.4
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Неслучайно В.И. Даль в своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок расположил материал по темам: работа – праздность, двор – дом – хозяйство – земледелие, суеверия – приметы – счастье – удача, добро – милость – зло и т. п.5
В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления («вещий сон не обманет»); особенности крепостной жизни («вот тебе, бабушка, и юрьев день»); события вражеских нашествий и войн («пусто, словно Мамай прошел»); храбрость, мужество и героизм народа («смелость города берет», «волков бояться, так и в лес не ходить»). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд («без дела только небо коптить», «труд кормит, а лень портит»), выражается чувство глубокого достоинства человека («гол, да не вор», «денег ни гроша, да слава хороша», «беден, да честен»).
Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах «до поры до времени не сеют семени», «доброе семя, добрый и всход».
Пословицы возникали и в среде ремесленников – «без топора – не плотник, без иглы – не портной», и в среде бурлаков – «нужда научит калачи есть».
В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («хмель шумит – ум молчит», «ставить палки в колеса»), антитезы, т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология6 («от добра добра не ищут», «слыхом не слыхано, видом не видано»).
По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные («хвали рожь в стогу, а барина – в гробу»).
Пословицы могут строиться на противопоставлении («мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе»). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма («червь точит дерево, печаль крушит сердце»).
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова («без труда не вынешь и рыбку из пруда»), отдельные части или вся пословица («на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай»). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог («из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать», «Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь»).
Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно-художественную роль, вливаясь в народную культуру.
►
Устное народное творчество — пословицы — как средство развития речи
Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики.
При разработке методик учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолении препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира.
Во время общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.
Пословицы могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе.
Учителя — новаторы предлагают следующие формы работы с пословицей:
для концентрации внимания;
как настрой на положительную эмоциональную волну;
снятие напряжения, проводят разминки, пятиминутки.
Как для разминки, так и для пятиминутки подбираются пословицы, которые могут быть обыграны.
Варианты обыгрывания пословиц:
проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно);
проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями);
импровизационное инсценирование (персонально или по группам);
создание приветствий.
Одной из форм работы с пословицами является мастерская по знанию пословиц.
Готовясь к открытию мастерской, необходимо позаботится о создании праздничного настроения.
Для этого продумать все до мелочей, начиная с написания сценария, мотивирования школьников, оформления помещения.
Оформление необходимо, чтобы сразу создать атмосферу волнующего праздника.
Все играющие делятся на команды. (Этот процесс может быть тоже обыгран, например, следующие обозом: карточки, на которых написаны пословицы, разрезаются: каждый вытягивает свой кусочек карточки, после чего нужно быстро собрать пословицу и, следовательно, объединиться вкоманду. Группа, сделавшая это, быстрее других, хором произносит свою пословицу) [8].
Затем предлагают игры-конкурсы, в которых принимают участие все команды. В качестве заданий могут быть использованы следующие:
«Кто кого переговорит»:
Представители команд или команды хором произносят пословицы по очереди. По условиям игры повторять пословицы нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех и без штрафных очков.
«Пословичный круг»:
для этого понадобится эстафетная палочка или предмет ее заменяющий (игрушка, ручка, ключ, брелок и т.д.) все команды вступают в игру одновременно. В каждом кругу игроки по очереди произносят пословицы и передают эстафетную палочку. По условиям игры ранее названные пословицы повторять нельзя.
«Пословичная лента»:
для игры требуется длинная лента, концы которой закреплены на двух палочках. Два игрока, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.
«Пословичный обменный пункт»:
два человека встречаются в обменном пословичном пункте, они приходят для того, чтобы обменять известные пословицы на неизвестные. Один из участников обмена предлагает свой товар, а другой выбирает. Затем они меняются ролями.
«Продолжи начатое»:
в игре используется мяч.
Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало пословицы и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец пословицы и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех становится ведущим [8].
Данные игры выполняют огромную роль в развитии детской речи. Их применяют, как в детских дошкольных учреждениях, так и в начальной школе.
Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает, учащихся народной мудростью, развивает и обогащает речь. Пословицам уделяют внимание на всех уроках. Обратим внимание на работу с пословицами на уроках русского языка [11].
Отбор (подбор) пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовав тельными, развивающими и воспитательными.
Пословицы могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся. Для изучения конкретной темы по русскому языку составляется картотека пословиц (с обязательным научно-методическим объяснением значения их смысла, доступным для понимания учащимися данного возраста), большинство пословиц, которые используются уроках, оформлены на плакатах. Так, при объяснении правила правописания безударных гласных в корне приводятся пословицы, оформленные на плакате:
[Конец — делу венец] [Кончил дело — гуляй смело!]Так пословицы используются при изучении различных тем русского языка [5].
Т.П. Королева считает, что очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включение пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно. Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица дается в качестве заголовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным [5].
Не менее интересно сочинение на определенную тему с включением пословиц. Например, в IV классе учащиеся писали сочинение на тему «Зима», используя пословицы о зиме. Подготовительной работой к этому сочинению, явились прочитанные на уроках чтения рассказы и стихотворения о зиме.
Учащимся можно предложить для написания сочинений с включением пословиц такие темы: «Наша школа», «Уборка урожая», «Времена года», «Моя Родина», «Мои друзья», «Дело, труд», «Мама», «Отчий дом», «Ложь и честность», «Зло и добро», «Учение».
Итак, систематическая работа над пословицей очень многое дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, уважения к русскому народу, создавшему такие пословицы [9].
Заключение
В работе рассмотрены вопросы применения пословиц на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе. В работе использованы разработки современных педагогов, приведены примеры методик и игр, рассматривались подходы классиков.
Как писал К.Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во вторых, по своему содержанию. По форме — это животрепещущее проявление родного слова… По содержанию темы, важны… тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» [10].
С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. Придя в школу, они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества. Традиционно большинство программ по литературному творчеству, а затем и по литературе, включают в себя произведения устного народного творчества, как русские, так и переводные.
Расположение материала по обозначенным темам условно, так как одни и те же пословицы могут быть использованы на уроках по разным темам.
Дошкольный возраст и младший школьный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому применение пословиц на занятиях в детских дошкольных учреждениях и начальных школах считается наиболее эффективным и необходимым для развития детской речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Введение в урок пословиц и поговорок — сокровищниц русской народной речи и народной мудрости — необходимо как для воспитательного воздействия, так и длязапоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
Пословицам уделяют внимание на всех уроках. Отбор пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовательными, развивающими, воспитательными.
Изучение пословиц обогащает речь учащихся, развивает ее, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.
Пословицы способствуют развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности; дарит великую эстетическую радость.
Список литературы
1. Бурлакова М.К. Советы логопеда, — М.: В. Секачев, 2001. — 64с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. — М.; Академия, 1999. — 168с.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1980 Т.3, с.335
4. Кирюхина О.О. используйте на уроках русского языка. Начальная школа. — 2001, №9 с.50 — 55.
5. Королева Т.П. работа с пословицами на уроках русского языка. Начальная школа. 2000, №7, с.58 — 61.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 160с.
7. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-метод. Пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, — М.: В. Секачев, 2002. — 256с.
8. Рендакова Е.М. использование методик для развития речи младших школьников. Начальная школа. 2000. №11, с.34 — 37.
9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.; Изд. Института психотерапии, 2001. — 240с.
10. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся. — собр. Соч. — Т.6.
11. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактического материала К.Д. Ушинского. Начальная школа. №10, 2001. — с.27-31.
- Перекати-полеОсенью по южным степям, гонимые ветром, перекатываются шарообразные клубки высушенных солнцем степных растений. Народ давно окрестил их своеобразным и очень удачным именем «перекати-поле». Выйдешь — поневоле! Тяжело, хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч… — говорит А. А. Фет в одном из своих «осенних» стихотворений. Народ создал точное и образное слово, он...