Главная / Человек / Хлеб Анадама. Говорят, его испек голодный муж, проклиная жену: «Anna, damn her» Но хлеб — просто фантастический.
8 декабря 2022

Хлеб Анадама. Говорят, его испек голодный муж, проклиная жену: «Anna, damn her» Но хлеб — просто фантастический.

Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этой статье мы попытаемся раскрыть смысл наиболее известных пословиц о хлебе. В статьях «Дело и хлеб», «Пословицы о хлебе, деньгах и богатстве», «Добро, дом и гостеприимство» указаны некоторые краткие толкования.

«Будет хлеб — будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.

«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний — уже привычный и самый вкусный.

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.» Того, что сделано, уже не изменишь.

«Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.» Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.

Читайте также: Загадки и пословицы про лису. Загадки, пословицы и стихи о лисе

«Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

«Говорят — хлебы варят, а щи пекут.» Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.

«Не для Иисуса, а для хлеба куса.» Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.

«Круто замешено, да не пропечено.» Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.

«Без закваски хлеба не месят.» Без подготовки к делу не приступают.

В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.

Isgerd (опубликовано 148 статей)     (1)

Дело и хлеб

«Горька работа, да хлеб сладок,» — говорили наши предки. Тяжелым трудом добывали они…    Читать дальше

Голодный хлеб

30.04.2019
Вряд ли и самые сведущие историки знают точно, сколько неурожайных, голодных лет случалось на Руси. Одно можно сказать уверенно — было их немало. В руских летописях совсем не редкость скупые и горестные слова о минувших лихих годинах: «… и бяше притужно людям велми,… и многи з глада мряху…»

Лавровская летопись, 1207 год: «Того же лета рожь не родися по всей нашей земли, и дорого бысть жито».

Новгородская летопись, 1366, 1371, 1374 годы. Великая засуха. Воздух дымился — тлели болота, сох на корню хлеб.

Но хуже были морозы, особенно в сочетании с зимними оттепелями, которые побивали озимую рожь. Рожь издавна служила основой питания руского крестьянина. Традиционный чёрный хлеб, ржаные кашицы и каши, различные жидкие блюда — затирухи, заварухи, болтушки, саломаты — без них трудно представить себе руский простонародный стол по крайней мере до середины XVI века.

Читайте также: Пословицы о совести. Зачем нужна совесть?

И снова Новгородская летопись, 1303 год: «Бысть зима тепла без снега и на лето бысть хлеб дорог вельми». 1304 год: «Изби мраз (мороз. — Авт.) всяко жито, и бысть драгость люта, … бяше же та драгость много время». 1420-1422 годы: «На всю Рускую землю бысть глад велик на три годы: и прежде в Новгороде и по всемь их волостем, и на Москве, и по всей Московской и по всей Тферской. И толми бысть тамо дорог хлеб, яко на едином ковризе дати полтына…»

Земля-кормилица, которая не в состоянии вспоить своей иссохшей грудью хлеба, все же иными путями помогла людям выжить. Как и чем? Дадим опять слово летописцам. 1106 год: «Ядаху люди лист липов, кору березовоу». 1208 год: «Ини де мох ядахоу, сосноу, кору липовоу». Англичанин ДуФлетчер, побывавший на Руси в конце XVI века, писал: «Иногда они принуждены бывают печь себе хлеб из корня (называемого vagnoy

) и из средней коры соснового дерева». Трудно сказать, какое именно растение имел в виду Флетчер, но, без сомнения, в пищу шли многие крахмалистые корни — лопуха, кувшинки, кубышки, рогоза, иван-чая.

А вот о хлебе из коры известно несколько больше. Двумя столетиями позже Флетчера руский естествоиспытатель Н. Рычков запишет в своём дневнике о голодном 1769 годе, когда крестьяне в окрестностях города Хлынова (ныне Киров) ели «пихтовый хлеб» из сухой перемолотой коры. «Возмужавшим людям пища сия нестолько вредна, но жалостно видеть бедных младенцев, оным же питающиимся». Тут, как говорится, комментарии излишни.

Не последнюю роль среди этих продуктов голодных лет играла лебеда (лобода или лобеда). В занятном сочинении конца XVIII века под названием «Деревенское зеркало, или Общенародная книга» об этом растении говорится так: «Лебеда трава своими семенами и листьями составляет великое пособие в голодное время: высушив, их толкут и с прибавкою муки пекут хлебы».

«Голодный хлеб» — так называли хлеб из лебеды, имеет давнюю историю. Родился он, возможно, в Киеве. Летопись свидетельствует, что в неурожайном 1092 году черноризец Печерского монастыря Прохор пёк из этого растения хлебы и раздавал их голодающим, за что получил прозвище «лебедник». Лебедовая мука наряду с ржаной и пшеничной продавалась на базарах вплоть до начала XX века.

Ну а каков был этот «голодный хлеб»? Представьте себе чёрный каравай, напоминающий, по словам очевидца, ком земли или, вернее, торфа. Корка его трещиноватая легко отделяющаяся от тяжёлого липкого мякиша. На зубах хрустит необрушенная кожура семян. Хлеб этот сильно солёный: пекари старались солью хоть немного отбить неприятный привкус. Чисто лебедовый хлеб выпечь не удаётся — он попросту разваливается. Поэтому во всяком таком каравае присутствует толика ржаной муки.

Был проведён химический анализ и определена пищевая ценность «голодного хлеба». Оказалось, что лебедовая мука содержит до половины крахмала и других безазотистых и экстрактивных веществ, около 17 процентов белка, много клетчатки (для сравнения: в зерне пшеницы обычно 20-30 процентов белка, 60-64 процента углеводов, около 2 процентов масла). Но дело не только в химическом составе. Усвояемость хлеба из лебеды очень низкая. И всё же…

Вспомните рускую песню: «Посею лебеду на берегу, мою крупную рассадушку, мою крупную, зелёную». Неужели лебеду действительно специально сеяли? Думаю, вряд ли. Лебеда — один из наиболее обычных сорняков в посевах ржи. Существует определённый баланс: чем лучше рожь, тем меньше в ней сорняков. В неурожайные годы при выпадении озимых лебеде было раздольно. Крестьянин осенью убирал с поля своего рода ржано-лебедовую смесь. Отсюда понятны иронический оттенок приведенной песни (дескать, посеял рожь, а выросла лебеда) и происхождение руской поговорки «не беда, что вместо ржи — лебеда».

И, наконец, ботанический аспект рассказа об этом растении. Надо заметить: сейчас лебедой ботаники называют не совсем то, что в старые годы. Фактически тогда в средней полосе России так именовали все растения семейства маревых — различные виды собственно лебеды (Atriplex) и мари (Chenopodium). Приведённые здесь рисунки позволяют судить, что при всём внешнем сходстве, эти растения имеют довольно чёткие различия в некоторых мелких деталях: у лебеды цветки однополые (мужские или женские), у мари — обоеполые. При этом женские цветки лебеды обычно бывают окружены двумя прицветниками, которые, срастаясь, образуют своеобразный чехол, в котором созревает семя. Наши предки тоже различали эти растения. Марь носила самостоятельное, сейчас почти не применяемое название «мучник» (то ли по характерному мучнистому налёту на листьях, то ли в связи с использованием плодов для изготовления муки).

Рассказ о лебеде был бы не полон, если бы мы забыли другие применения этого интересного растения. По словам побывавшего в 1768 году на Валдае санкт-петербургского академика С. Г. Гмелина, крестьяне готовили рыбу, сваренную с листьями мучника вместо кислой капусты. Эти же листья охотно использовали для приготовления щей. Известный украинский этнограф середины прошлого века Н. Маркович описал даже особое блюдо лободянку, которое делается по следующему рецепту. «Взять молодой лободы, искрошить и перемыть в холодной воде, поставить варить. Как будет готова, положить пшена, толчёного свиного сала и ставить варить опять, чтобы загустела, как каша». Попробуйте.

Интересно, что лебеда считалась пищевым растением не только на Руси, но и в совершенно противоположном районе земного шара, а именно … в Южной Америке. Правда, тамошняя лебеда особая. Научное название её киноа (Chenopodium Quinoa).

Возделывается она в Андах на высоте до 4000 метров над уровнем моря. Семена её содержат около 19 процентов белка, свыше 47 процентов крахмала, 4,8 процента жира, но, в отличие от нашей лебеды, требуют вымачивания в воде, иначе сильно горчат. Из киноа не пекут хлеб. Семена варят, как рис, и приправляют душистым перцем.

Читайте также: Улыбка. Добрые мысли об улыбке. Мудрецы об улыбке

В список мало известных теперь, но достаточно популярных прежде растений непременно следует поставить борщевик, или, как его тогда называли, борщ (Heracleum sibiricum). В средней России этот вид не редкость на заливных лугах, по лесным опушкам, обычен он и на сорных местах вблизи поселений.

Родственник, хотя и отдалённый, моркови, петрушке, сельдерею, укропу и другим растениям семейства зонтичных, борщевик выделяется своими характерными крупными перистыми или, как говорят ботаники, дланевидно-раздельными листьями с острыми концами долей. Выбросив высокий цветонос с зонтиком жёлто-зелёных мелких цветков, он к осени шелестит на ветру многочисленными плоскими овальными плодиками. Их-то и собирали для того, чтобы высеять наряду с культурными овощами в огороде.

Книга «Домострой» — широко известный памятник светской литературы XVI века, своего рода свод правил ведения домашнего хозяйства, описывая устройство образцового огорода, упоминает: «… а возле тына, около всего огорода, борщу сеют, где крапива ростет, и с весны его варит про себя много … и до осени борщ, режути, сушить: что всегда пригодится и в год и в даль (впрок. Дет.)».

Борщевик нередко составлял основу весенних щей (не путать с борщом — привилегией украинской кухни). В эти же щи шли также крапива («жгуча крапива родится, да в щах пригодится!» — была по сему поводу поговорка), щавель, сныть — первая пищевая зелень после долгой зимы. В одной описи кушаньям, датированной 1590 годом, упоминается, что на обеде были «шти борщовые да лапша с перцем».

Ели борщевик и в сыром виде. Один из первых руских учёных-ботаников Н. М. Максимович-Амбодик писал в конце XVIII века в своей книге «Врачебное веществословие»: «Мне случалось в России видеть многих, весною жующих и идущих младые стволы борща сырые, да и самому оные отведывать и жевать: но они отнюдь не имеют в себе никакой остроты, ни едкости, ни противности, но наипаче вкусу приятны, сочны и солодковаты быть кажутся».

Гораздо чаще, чем сейчас, наряду с борщевиком использовалось другое зонтичное — сныть. Сеять её не надо было, поскольку она в изобилии водилась в огородах в качестве многолетнего корневищного сорняка, встречалась она и в ближайшем лиственном лесу, где нередко господствовала среди других трав. «Сныть по причине употребления оной всеми деревенскими жителями в вешнее время на варение щей, всем оным так известна, что не требует никакого описания», — говорит Д. Т. Болотов в своём «Экономическом магазине». Описание сныти, может быть, и не требуется, а вот рисунок её, пожалуй, пригодится современным любителям ранней зелени, идущей в весенние витаминные салаты. Щи из сныти обычно были без мяса, постными. Их ещё называли ленивыми или рахманными, то есть сделанными на скорую руку.

Упомянем здесь ещё гороховник — кустарник, известный сейчас главным образом в озеленении городов под названием жёлтая акация или, точнее, карагана древовидная. Это растение было привезено в Петербург из Сибири в начале XVIII века и впервые украсило аллеи любимого Петром I Летнего сада. Однако в статье петербургского садовода Г. Я. Эклебена «О сибирском гороховом дереве и великой его пользе», опубликованной в 1765 году, оно рекомендуется не в качестве декоративной, а в качестве пищевой культуры. «Плоды его походят на спаржевый горох, и по справедливости можно оные назвать горохом. Сей горох есть весьма изрядная и питательная пища как для людей, так и для скота. В нынешнем году варил я оный в разных приправах и делал из него блины и ел. Можно его также молоть и печь из него хлебы. Я нашёл, что он не только вкусен, но и сытен».

Несмотря на такую рекламу, гороховник, однако, не нашёл себе достойного места в российском рационе. Видимо, потому, что он по всем статьям всё же уступал своему травянистому собрату.

Головкин Б.Н.

Из книги «По дедовским рецептам», 1990.

Наши далёкие предки куда лучше нас разбирались в окружавшем их растительном мире, хорошо знали свойства растений, умели их собирать, заготавливать, возделывать и даже создавали такие сорта культур, которым и сегодня нет равноценных. Воскрешая фрагменты из многовекового народного опыта общения с природой, книга учит нас внимательному и бережному отношению к растительному богатству планеты.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Пошаговая инструкция по приготовлению:

  1. Просеиваем муку (можно высшего сорта) в глубокую миску.
  2. Сюда же добавляем кукурузную муку мелкого или среднего помола.
  3. Насыпаем соль и кладем дрожжи.
  4. Обратите внимание, что при приготовлении этого хлеба не должна использоваться кукурузная мука грубого помола – можно брать только мелкого или среднего.
  5. Соединяем воду с теплым сливочным маслом и с патокой.
  6. Перемешиваем все до однородности.
  7. Если вы будете работать миксером, то первые две минуты вымешиваем на скорости «2» из 10 возможных, то есть на низких оборотах.
  8. Руками надо вымешивать тесто минут 15, и не бойтесь, что оно такое липкое и кажется, что его никогда не удастся вымесить, просто продолжайте это делать.
  9. После вымешивания тесто приобретает эластичность, становится приятным и очень мягким на ощупь.
  10. Формируем из него шар, кладем в миску, смазанную растительным маслом, и оставляем на 1,5-2 часа. Тесто должно увеличиться в объеме.
  11. Форму, в которой будем выпекать хлеб, сбрызгиваем растительным маслом. В рецепте использовалась емкость размером 23х13х7 см.
  12. Дно и бока формы присыпаем кукурузной мукой.
  13. Теперь нам необходимо сформировать хлеб на столе или другой рабочей поверхности.
  14. Припыляем ее мукой.
  15. Рукой нажим на тесто, чтобы вышел углекислый газ.
  16. Обминаем его на рабочей поверхности.
  17. Формируем из него прямоугольник длиной равной длине емкости для выпекания.
  18. Сворачиваем тесто в рулет и прижимаем пальцем после каждого оборота, в конце защипываем шов.
  19. Кстати, работать с тестом очень легко, оно послушное и мягкое.
  20. Кладем наш будущий хлеб в форму швом вниз и обязательно поправляем тесто пальцами: от этого зависит форма и красота хлеба.
  21. Накрываем пищевой пленкой и оставляем на 30-60 минут для расстойки.
  22. Тесто должно подняться примерно на 2 см выше формы.
  23. Разогреваем духовку, выставив температуру на180 градусов.
  24. Сбрызгиваем поднявшееся тесто водой из пульверизатора.
  25. Ставим его печься примерно на 45 минут.
  26. После этого вынимаем хлебушек из духовки и даем ему остыть в форме 15 минут.
  27. Затем достаем его из формы, разрезаем и наслаждаемся каждым кусочком!

Посмотрите, какая у него обалденная структура, он мягкий, приятный, не крошится, его вкус очень интересный, благодаря патоке и кукурузной муке. Лично мне очень захотелось отведать хоть кусочек этого великолепного хлеба, а вам?

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Валтасаров пир
    За этим сочетанием слов лежит старая легенда. Вавилон, гордый владыка мира, клонился к упадку. Однажды последний царь вавилонского царства, Валтасар, собрал приближенных на пир. Рекой лилось вино, и разгульные бражники славили чужих богов. Вдруг на стене появилась огненная рука и начертала таинственные слова: «Менэ-тэкел-фарэс». Призвали мудреца Даниила; он разъяснил: «Менэ» значит: «бог подвел итог»; «тэкел»...