Технологическая карта по литературному чтению на тему «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы» (3 класс)
Пословицы и поговорки о рыбе
Почему пословицы и поговорки о рыбе имеют отдельное место в русском устном народном творчестве? Дело в том, что сельский народ был вынужден много рыбачить, это обеспечивало ему пропитание. Занятие это требовало удачи и терпения, отсюда столько крылатых высказываний. «Без труда не вытащить и рыбки из пруда», «Ловись, рыбка, малая и большая».
С другой стороны наблюдение за рыбой наталкивало на размышления об её поведении. Насколько законы водоплавающих применимы и в человеческой жизни? «Большая рыба маленькую целиком глотает», «Бьется как рыбина об лед». Подобные выражения помогают задуматься о многих бытовых ситуациях.
- Как рыба в воде.
- Рыба в реке — не в руке.
- В воде рыбы много, всей не выловишь.
- Всякая рыба хороша, коли на удочку пошла.
- Щука знает свою цену.
- Что-то ловля плоха – улыбнётся, знать, уха.
- Мы с тобой, что рыба с водой: я на лед, а ты под лед.
- Рыбка мелка, да уха сладка.
- Рыбка хороша, да бережок крут.
- Хоть рыбы не есть, да в воду не лезть.
- Учи астраханца рыбу пластать.
- Как щука ни остра, а не возьмёт ерша с хвоста.
- Ерш бы в ухе, да лещ в пироге.
- Рыба гниет с головы.
- Рыбу ешь, да рыбака-то не съешь.
- Рыба ищет где глубже, а человек, где лучше.
- С рыбки глаза будут прытки.
- Рыбка да рябки — потеряй деньки.
- Выловили карася, выловят и щуку.
- Судья в суде — что рыба в пруде.
- На безрыбье – и рак рыба.
- Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.
- Карась сорвется — щука навернется.
- В мутной воде хорошо рыбу ловить.
- Где чайки, там и рыба.
- Не грози щуке морем.
- Рыбу ловить — при смерти ходить.
- Рыбку удит, а придет — ужина не будет.
- Поешь рыбки — будут ноги прытки.
- Он рыбку за рыбкой вытаскивает.
- Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
- Стар пескарь, да уха сладка.
- Плохо ловить рыбу под чужим берегом.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- И от маленькой рыбки сыт бываешь.
- Послать со дна рыбу ловить.
- Держись берега, и рыба будет.
- Нем, как безголосая рыба.
- Рыбу переваривай, а мясо не доваривай.
- И рыба, и птица хвостом правит.
- С рыбки глаза прытки.
- Рыба от головы тухнет.
- Он рыболов: пятерней нащупает и поймает.
- Рыба мелка, да уха сладка.
- Крут бережок, да рыбка хороша.
- На всякую рыбу едок найдется.
- Крупная рыба в мелкой воде не водится.
- Река рыбки даст, рыбка хлебом накормит.
- Была бы рыба, а хлеб будет.
- Рыба – не хлеб, но ею сыт будешь и про еду забудешь.
- Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
- Рыба в море не имеет цены.
- Лаком, что македонская княгиня: со щучки одни щёчки кушает.
- Маленькая рыбка лучше большого таракана.
- Не учи рыбу плавать.
- Без костей рыбки не бывает.
- Авось и рыбака толкает под бока.
- Ловись рыбка, и большая и маленькая.
- Хорош ерш в ухе, а сиг в пироге.
- Как рыба об лед бьется.
- Щуке дремать – добычи не поймать.
- Рыба и мала, да не хуже гриба.
- Рыбка свежа не придёт лежа.
- Рыба посуху не ходит – без воды не может жить.
- Бьется как рыбина об лед.
- Рыба с головы гниет.
«Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг». Русская пословица. — презентация
«Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг». Русская пословица
Нравственно — патриотическое воспитание детей – одно из важных условий успешного развития современного российского общества, главным ориентиром которого должны стать вечные абсолютные общечеловеческие ценности «Истина – Добро -Красота».
Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Задачи нравственно-патриотического воспитания -воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн); — формирование элементарных знаний о правах человека; — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям; -воспитание уважения к труду; -воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости); -воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений; -становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Принципы: Принцип индивидуального подхода к детям Принцип сотрудничества Принцип интеграции Принцип личностно-ориентированного подхода Принцип деятельностного подхода Принцип компетентности педагога Принцип доступности Принцип систематичности и последовательности Принцип игровой подачи материала
Возрастные особенности нравственного развития дошкольников раннее детство (до 6,5 лет)- «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка (спонтанность выражения чувств, эмоциональная бесконфликтность, подверженность быстрым сменам одномоментных впечатлений, свобода выражения чувств); пик развития моральных качеств, которые уменьшаются с возрастом: душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность, сострадание; отношение к окружающему миру: представления о нем носят одушевленный характер-весь мир для ребенка полон жизни; дошкольное детство-период наибольшей обучаемости и податливости педагогическим влияниям; повышенная восприимчивость к социальным воздействиям, подражаемости; потребность в общении-важная социальная потребность; врожденная привязанность к близким, эмоциональная зависимость от взрослых.
Формы работы Наблюдения Организация экскурсий и целевых прогулок Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок,изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников) Проектная деятельность Моделирование и решение проблемных ситуаций Придумывание сказок, историй и их театрализация Трудовая деятельность Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН) Познавательно-исследовательская деятельность Чтение Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым Игровая деятельность
Средства нравственно-патриотического воспитания Живая природа Неживая природа Эмоциональное благополучие Любовь окружающих взрослых и сверстников Игровая Познавательная Трудовая Творческая Коммуникативная Художественная литература Изобразительное искусство Музыка Кино Художественные средства Собственная деятельность детей Природа Окружающая обстановка (социум)
Методы и приемы Упражнения Поручения Требование Воспитывающие ситуации Положительный пример взрослого Формирование нравственного поведения Объяснение Внушение Просьба Этическая беседа Пример Формирование нравственного сознания Поощрение Соревнование Одобрение Награждение Методы стимулирования
Механизм нравственного становления личности: Нравственное качество Знания и представления Мотивы Чувства и отношения Навыки и привычки Поступки и поведение
Условия реализации создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.) опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.); эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка; взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать- созидать); организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.); сотрудничество с семьей
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С.Михалков
Литература: Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. -М., Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. — М., Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Пословицы про рыбалку и ловлю рыб
Настоящие рыбаки знают, что рыбалка – это не только сам процесс ловли рыбы. Прежде всего, для настоящего мужчины, рыбалка – это отдых, возможность побыть наедине с собой или побыть в компании таких же любителей, пообщаться на интересные темы. Я лично знаю многих бизнесменов, которые совмещают приятное с полезным: со своими партнерами именно на рыбалке решают самые важные и принципиально значимые вопросы бизнеса.
Рыбалка – это что-то совсем неописуемое. Так, на реке или озере порой можно услышать такое, что после фраза входит в обиход, становится популярной и продолжает «жить» ещё много лет. Например, чего только стоит фраза: «Клевало вчера и завтра». Думаю, что многие её слышали. И более того, эту фразу можно смело использовать и в повседневной жизни, на работе, когда в данный момент что-то или не получается или не хочется делать. Вот, вчера я бы мог это сделать, или завтра сделаю…, но, никак не сегодня. А если попробовать вспомнить, откуда это изречение появилось, скорее всего, представится картина полного безклевья, когда один из рыбаков вдруг неожиданно и спонтанно выдал сей опус.
Рыбалка – это творчество, и творчество не только в умении как-то более изысканно и «хитро» ловить, но и творчество ума. Не зря, Л.П. Сабанеев в своей книге писал, что «Время, проведенное на рыбалке, в счет жизни не засчитывается». Такие чистые мысли, такой порыв души и такая глубина охвата. Это – русская душа.
Отдых, охота и рыбалка в Карелии
Лауреат конкурса “Лидеры карельского турбизнеса”
“ЗАОНЕГО.РУ”
Виртуальный тур
Отчеты о рыбалке в Карелии.
Бронирование
Фотоальбомы
Афоризмы, поговорки, пословицы и частушки
Рыба
Не учи рыбу плавать.
Где вода, там и рыба. (индонезийский)
Рыба любит воду, в которой плавала. (корейский)
Нет рыбы, которая не умела бы плавать. (лакский)
Рыбу дождем не испугаешь.
Рыба должна быть в воде, канатоходец — на канате. (турецкий)
Рыба ищет глубже (где глубже), человек лучше(где лучше).
Рыба собирается, где хорошая тина; люди — где хорошие нравы. (калмыцкий)
Рыба ищет где глубже, человек — где лучше.
Рыба — вода, ягода — трава, а хлеб.— всему голова.
Рыба любит где глубже, мулла — где больше дают. (башкирский)
Рыба, которая в каждом червяке видит крючок, долго не проживет. Збигнев Холодюк
Не все перенять, что по воде плывет.
Мы с тобой как рыба с водой.
Большая рыба маленькую целиком ест. (вьетнамский, украинский)
Большие рыбы мелких едят. (македонский, словацкий, сербский, французский)
Крупная рыба мелкую ест. (персидский)
Большая рыба маленькую целиком глотает.
Мальки плавают следом за крупной рыбой. (вьетнамский)
Маленькие рыбы — пища для большой. (мал.)
Чужим всяк тороват. Дешева рыба на чужом блюде.
Дядя Мосей любит рыбку без костей.
Рыба хвостом дерется. (осетинский)
Рыба в воде, а глаза снаружи. (турецкий)
Спела б и рыбка песенку, когда б голос был.
Рыба, плывущая против течения (о трудном деле). (телугу)
Как рак на мели. Как рыба без воды.
Рыба гниет с головы. (даргинский)
Рыба тухнет с головы, а не с хвоста. (персидский)
Одна рыбешка всю воду мутит. (корейский)
Рыба портится с головы. (ассирийский, узбекский)
Рыба портится с головы, тополь гниет с сердцевины. (тувинский)
Рак рыбу осуждает. (индонезийский)
Краба покупаешь — смотри на клешни, рыбу покупаешь – смотри на жабры. (вьетнамский)
Если рыба захочет, вода уступит.
Акулу в море не утопишь.
Акула будет рада, если весь мир откажется под водой.
Что ни хвать, то ерш да еж.
Вот тебе ершок, свари ухи горшок.
Ерши не спорое кушанье: на грош съешь, а на гривну хлеба расплюешь.
В щучьей голове, что в холопской клети; в язевой, что в барской.
Ерши не спорое кушанье: на грош съешь, а на гривну хлеба расплюешь.
Не поймал карася – поймаешь щуку.
Карасева ушица — гостиная еда. Щерба да уха на языке верещит (жидка).
Карась сорвется – щука вернется.
Линь по дну, а щука по верху.
Постится щука, а пескарь не дремли.
Убирай плотву, что щучинку.
Щука сома не съест.
Угря, и не маслив руки, упустишь.
Стали щуке грозить: хотят щуку в реке утопить.
Простор богатому, как щуке в воде.
Уснула щука, да зубы не спят.
Утопили щуку.
Утопили щуку, да зубы остались (или: да зубы целы).
Щука сама умрет, но зубы останутся. (казахский)
Щуку съели, да зубы целы.
Щука умерла, да зубы остались.
В щучьей голове, что в холопской клети; в язевой, что в барской.
Не думай, щука, как влезть; думай, как вылезть (из верши).
Рыба ловит птицу
Удивительно, но некоторые рыбы охотятся на птиц! Правда, увидеть (и тем более — снять) это удаётся редко.
Многие птицы едят рыб, но порой и рыбы (например, акулы) охотятся на представителей орнитофауны. Живущий на Сейшелах гигантский каранкс (лат. Caranx ignobilis) очень эффектно ловит птиц, выпрыгивая из воды; за этим занятием его подкараулили операторы BBC Natural History.
Гигантский (желтопёрый) каранкс – крупнейший представитель семейства ставридовых и главный хищник в экосистеме коралловых рифов. Крупнейшие из них могут достигать больше полутора метров (170 см) и весить под 80 кило. Гигант питается рыбами, моллюсками и ракообразными, а в желудках некоторых крупных особей были найдены останки черепах и дельфинов.
Теперь, располагая такими редкими кадрами, в рацион хищника ученые смогли с полным правом включить и птиц. Также стало больше известно о тактике охоты: в данном случае каранксы сформировали группу, что увеличивает шансы на победу.
Комментируя видео, знаменитый британский телеведущий и естествоиспытатель сэр Дэвид Аттенборо говорит: «Поразительно, как мозг этой рыбы способен вычислить скорость, высоту полета и траекторию птицы». Источник
Африканская тигровая рыба (Hydrocynus vittatus) способна охотиться на ласточек: рыбы устраивают засаду у поверхности воды и набрасываются на глиссирующих птиц.
Исследованием поведения тигровых рыб занимались ученые из Северо-Западного университета Южно-Африканской Республики. Им удалось снять процесс рыбьей охоты. Наблюдения велись в районе водохранилища Шрода; за 15 дней биологам удалось зафиксировать 20 успешных нападений.
В своей итоговой работе, опубликованной в Journal of Fish Biology, ученые поясняют, что в природе существует по меньшей мере 14 000 видов пресноводных рыб, но не более пяти из них питаются птицами. Нападения на птиц чаще можно встретить у морских видов рыб, таких как акулы.
А те пресноводные рыбы, которые питаются пернатыми, обычно нападают на упавшую в воду птицу, либо же атакуют водоплавающих птиц. Но тигровая рыба устраивает настоящую охоту, выжидая, когда ласточка низко пролетит над поверхностью воды.
В среднем охота заканчивалась удачно примерно в четверти случаев, однако ученые отмечают необыкновенное мастерство тигровых рыб. Им необходимо просчитать скорость полета птицы и учесть угол преломления света над водой, после чего в молниеносном прыжке ухватить ласточку за крыло и утянуть ее под воду.
Тигровая рыба относится к отряду харацинообразных. Она может достигать в длину 105 сантиметров, весить — до 28 килограммов. Hydrocynus vittatus обитает в реках и озерах Африки южнее Сахары. Биологи считают, что навыки охоты на птиц выработались у этих рыб в результате стабильной нехватки пищи.
Для Hydrocynus vittatus ласточки являются постоянной и важнейшей частью рациона. Кроме того, эти рыбы известны каннибализмом, то есть едят себе подобных. Тигровая рыба также может быть опасна для вошедших в воду людей, поскольку ее зубы способны нанести глубокие раны. Источник
- Погибоша аки обреОбрами в Древней Руси наши предки называли авар — тюркское (то есть родственное туркам, татарам и др.) племя, населявшее в VI веке н. э. территорию нынешних Венгрии и Австрии и основавшее там свое государство. Оно просуществовало три века и затем бесследно исчезло: авары были частично уничтожены венграми, частично слились с ними. В русских летописях об...