Главная / Человек / Русские пословицы и поговорки на тему «Сосед — рубеж»! Пословицы о соседях Пословицы о соседях
25 февраля 2023

Русские пословицы и поговорки на тему «Сосед — рубеж»! Пословицы о соседях Пословицы о соседях

Соседи — это важнейшая часть нашей повседневной жизни. Народ давно придумал пословицы про соседей. От них зависит, каково будет проживание в вашем гнездышке. Вам могут попасться шумные, которые любят послушать громко музыку и устраивать вечеринки или скромные и тихие домоседы, люди доброжелательные отзывчивые или же мастера ремонта, которые с самого утра предпочитают сверлить и не давать спать другим соседям. Но так или иначе, нам приходится с ними жить, потому что соседей, как известно, не выбирают.

Пословицы про соседей. Отношения с ними

Как уже все знают, соседи бывают разные. И есть три типа взаимоотношений с ними:

В жизни бывают разные ситуации, и может быть такое, что помощь наших соседей просто неизбежна. И вам повезло, если вы с ними в дружеских отношениях, но если вы враждуете, то это не всегда приводит к добру. На этот счет у в народе есть и свои пословицы про соседей.

Хорошо, когда вы со своими соседями еще и лучшие друзья или просто приятели. Сейчас это настоящая редкость. Ведь не к каждому соседу ты можешь обратиться с просьбой о паре яиц для вечернего пирога, чашки муки или же просто посидеть часик-другой с ребенком. На этот случай у народа тоже есть пословицы про соседей, русские:

Читайте также: Стишок про ноябрь для детей. Пословицы и поговорки про ноябрь

Близкий сосед лучше дальнего родственника

Этика взаимоотношений с соседями

Мусульманин, следуя положениям своей религии, лучше всех должен обходиться со своими соседями независимо от их национальности и вероисповедования, проявлять к ним наибольшую доброту и оказывать им поддержку, ибо Ислам отводит отношениям с соседями высокое место.
Всевышний Аллах в Коране повелевает, чтобы мы хорошо относились к соседям и делали им добро. С соседом, состоящим с мусульманином в родстве, объединяют не только соседские отношения, но и узы родства или общее вероисповедание.

Во многих хадисах сообщается о том, что Благородный Посланник (мир ему и благословение) повелевал людям хорошо относиться ко всем своим соседям независимо от того, являются ли они родственниками и единоверцами, тем самым подчёркивая важность, придаваемую в Исламе отношениям между соседями. Так, например, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Джабраил (мир ему) не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников».

Оказание соседу благодеяний и отказ от нанесения ему каких бы то ни было обид – один из признаков веры в Аллаха и Судный день и наилучшее доказательство воздействия этой веры на человека. В хадисе сказано: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, хорошо относится к своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, оказывает почёт своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или хранит молчание!» «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, не обижает своего соседа…», – гласит другой хадис.

Читайте также: Язык, достойный праздника

Верующий должен проявлять великодушие по отношению к соседу, желать ему то, что желает самому себе, помня о духе социальной солидарности, который воспитывал в душах мусульман Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

«Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед», – гласит хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В хадисе также говорится, что человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла, не войдёт в Рай.

Мусульманин должен терпеливо сносить мелкие неприятности, доставляемые ему соседом, и обиды, которые сосед наносит ему. Если сосед причиняет ему зло, он не должен отвечать тем же. И когда тот увидит, что его сосед-мусульманин не отвечает на его зло, а проявляет терпение, кротость и выдержку, он может исправиться и прекратить обижать его. Таким образом, терпение и кротость – одни из наиболее достойных и благородных качеств и в то же время одни из самых действенных воспитательных методов, способствующих искоренению того дурного, что нашло себе место в некоторых душах.

Коротко говоря, сосед имеет право на то, чтобы ты первым приветствовал его, не задавал ему слишком много вопросов о его положении, навещал его во время болезни, утешал его в горе, вместе с ним переносил беды, поздравлял его по случаю радостных событий, показывал ему, что ты разделяешь с ним его радость.

Кроме того, чтобы ты прощал его ошибки, не смотрел с крыши своего дома на то, что посторонним видеть не полагается, не чинил ему препятствий и не мешал доступу к его дому, не высматривал, что он несёт домой, скрывал то, что обнаружится из его недостатков, подбадривал его, если с ним стрясётся беда, присматривал за его домом во время его отсутствия, не допускал, чтобы другие говорили о нём плохо, отводил глаза от женщин из его семьи, мягко говорил с его детьми и направлял его к правильному в религиозных и мирских делах. Всё это необходимо соблюдать наряду с уважением к тем правам, которыми он пользуется, как и любой другой мусульманин.

По этому случаю хотелось бы привести один прекрасный пример. Во времена великого имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) по соседству с ним в г. Багдаде жил один иудей. Рядом с забором дома Абу Ханифы находился его туалет, и все нечистоты из него стекали во двор имама. Иудей об этом не ведал, и имам, проявляя терпение и не желая ставить его в неловкое положение, сам убирал их и чистил свой двор. Так всё это продолжалось в течение сорока лет. И после того, как Абу Ханифа покинул этот мир, сосед-иудей, узнав о том, что происходило в течение долгого времени, был поражён поведением и чистотой имама и задался вопросом: «Что же его побуждало к этому?» Ответ был один: «Ислам и следование пути Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)». После этого тот человек принял Ислам и стал примерным мусульманином.

Причины негатива, которые возникают между соседями

Наиболее популярные из них:

  1. Дележка парковочных мест. На сегодняшний день иметь машину — уже не роскошь, и поэтому есть семьи, у которых сразу по 2-3 машины. Понятное дело, что в маленьком дворе мест для всех них не хватит.
  2. Топот маленьких ножек. Поверьте, когда вы хотите отдохнуть, но слышите эти звуки, то вам сразу хочется вспомнить все скверные словечки.
  3. Зависть.
  4. Собаки и кошки.
  5. Вечный ремонт.
  6. Курение на лестничной клетке и даже на балконе.

С соседями и правда хорошо иметь дружеские отношения, нежели враждовать. Надеемся, статья поможет вам в этом.

В коротком тексте пословицы всегда заключена народная мудрость и назидание будущим поколениям. Иногда несколько пословиц содержат один и тот же вывод. Например: «Временем и ломоть за целый хлеб» и «Мал ломоть, да век кормит» или «Без соли, без хлеба худая беседа» и «За хлебом-солью всякая шутка хороша». Как и многие произведения устного народного творчества пословицы содержать прямой и скрытый (переносный) смысл. Текст пословицы обычно зарифмован.

Пословицы о гостеприимстве, дружбе, добрососедстве.

И собака на того не лает, чей хлеб ест. Добрый сосед, как хлеба сусек. Старая хлеб-соль не забывается. Рад бы душой, да хлеб чужой. За хлеб-соль не платят, кроме спасибо. Чужой хлеб петухом в горле запоет. Для того свинья чужим голосом запела, что хлеба чужого поела. И хлеб по своей стороне скучает. Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги. Чья земля, того и хлеб. Чей хлеб ешь, того и обычай тешь. Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет. Как живем? Хлеб жуем, в воду помачиваем, да так и оторачиваем. Не примечать, так и хлебушка не едать. Хлеб-соль вместе, а табачок врозь. Хлеб-соль кушай, а добрых людей (хозяина) слушай. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Чей хлеб ем, того и песенку пою. Хлеба нет и друзей не бывало. Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.

Пословицы о добре и веселье.

За хлебом все добро. За хлебом-солью всякая шутка хороша. Будет хлеб — будет и песня! Хлеб да пирог и во сне добро. Кто пашеню орет — всегда песни поет, кто торгует — тот всегда горюет. На хлеб да на детей недолго посердишься.

Хлеб-соль и во сне хорошо. Без соли, без хлеба худая беседа. Без хлеба нет обеда. Хлеба ни куска — и в горнице тоска. Без хлеба куска везде тоска.

Читайте также: Что значит «легок на помине» и какова история происхождения выражения?

Прочие пословицы и поговорки.

Хлеб в пути не тягость. Каша — мать наша, а хлеб — кормилец. Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Чужие хлебы приедчивы. Ржаной хлебушко — калачу дедушка. В лесу дров много, да хлеба нет. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Хлеб везде хорош — и у нас и за морем. Много снегу — много хлеба, много воды — много травы. Хлеб — всему голова. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Без хлеба и медом сыт не будешь. Не хлебом единым сыт человек. Земля — матушка, а хлеб — батюшка. На бездонную кадь хлеба не напасешься. Мал ломоть, да век кормит. Картофель хлебу подспорье. На соль пьется, на хлеб спится. Голодный и патриарх хлеба украдет. Запас беды не чинит и хлеба не просит. Хлеб в человеке воин. Временем и ломоть за целый хлеб. Хлеб да вода — крестьянская. И пес перед хлебом смиряется. Говорят — хлебы варят, а щи пекут. За краюшкой погонишься — каравай потеряешь. Ешь мякиши, а корки береги вперед. Ешь щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом. У кого хлеб родится, тот всегда веселится. Хлеб да капуста лихого не попустят. Одинокому где хлеб, там и угол. Не для Иисуса, а для хлеба куса. Когда хлеб посеешь в погоду, больше родится приплоду. Хлеб да крупы на здоровье лупи. Ржаной хлеб — всему голова. Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! — Да негде сесть. Снега надует — хлеба прибудет, вода сена наберется. Хлеб с солью не бранится. Кто голоден, тот и холоден. Хлеб не шуба, а греет. Не всякий в старцы стрижется для Иисуса, иной — и для хлеба куса. Калач скоро приестся, а хлеб никогда. Где сорняк цветет, там хлеб вянет. Хлеб сердце человеку укрепит. Круто замешено, да не пропечено. Завидливому и свой хлеб не сладок. Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Хлеб-соль ешь, а правду говори.

В поле — по хлеб, в лес — по дрова. Хлеб-соль — заемное дело. Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель. Не жди урожая, сей жито — хлеб будет. Едешь на день, хлеба бери на неделю. Слово к ответу, а хлеб — к обеду. Хлеб-соль — конец обеду. Лучше хлеб есть с водою, чем жить со злою женою. Около хлеба и мысли водятся. Пока есть хлеб да вода — все не беда. Брось хлеб назади, очутится впереди. Хлеб-соль кушал, а нас не послушал. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. Хлеб хлебу брат. Всем досыта есть, так и хлеба не станет. Без хлеба и у воды худо жить. Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари. Без хлеба и ситник в честь. Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит. Хлеб да мякина — Самсона сила. Хлеб на ноги ставит, а вино валит. Близорук — через хлеб да пирог. Хлеба нет — и корочки в честь. Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет. Считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне. Был бы хлеб, а зубы сыщутся. Хлебушка — калачу дедушка. Во всяком хлебе не без мякины. Бог на стене, хлеб на столе. Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда. Все едино, что хлеб, что рябина: оба кислы. Без хлеба смерть, без соли смех. Без соли, без хлеба — половина обеда. В город хлеб, из города кумач. Густые хлеба в поле — будет и на столе хлеба вволю. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Была бы голова на плечах, а хлеб будет. Вздулся, как тесто на опаре.

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и взаимовыручке. В сознании людей прочно укрепилась мысль о том, что добрый человек всегда поделится свои хлебом с тем, кто оказался в беде, а радушный хозяин предложит гостям и кров, и пищу. Было (и сейчас остается) очень важным уметь делиться с близкими и дорогими людьми не только и не столько сокровенными мыслями, сколько своим достатком, символом которого и был хлеб. Ведь настоящие друзья познаются в беде и нужде.

Пословиц про соседей существует множество, ведь с этими людьми приходится жить бок о бок, а возможность выбора обычно отсутствует. Соседи — важная часть повседневной жизни, ведь от них во многом зависит спокойствие и благополучие. Они бывают разными: дружелюбными или конфликтными, любителями громкой музыки и веселых вечеринок или тихими домоседами. Отдельная категория — трудолюбивые мастера-самоделкины, которые с утра пораньше хватаются за перфоратор и приступают к благоустройству своего жилища.

Ближний сосед лучше дальней родни

Екатерина Ворсина — одна из самых молодых глав муниципальных образований в НСО. Но проблемы ей достались застарелые.

Расположенные на левом берегу Берди поселения и земли сельсовета вплотную примыкают к Бердску — от речного моста до аэродрома. Это посёлки Агролес (административный центр сельсовета), Зональный и Мичуринский. Лишь деревня Бердь находится поодаль. В поселениях живут родственники, друзья, сослуживцы бердчан. На землях — дачные общества.

И хотя на территории Мичуринского сельсовета обитают немногим более 2,6 тысячи человек (одна сороковая от стотысячного Бердска), по площади он лишь в два раза меньше нашего города: 3 400 гектаров против 6 700. Соответственно, стеснённый в границах Бердск имеет свои серьёзные экономические виды на этот сельсовет, в том числе в рамках создания и развития Новосибирской агломерации.

Но готовы ли к более тесным отношениям с Бердском наши самые близкие соседи?

— Екатерина Владимировна, кем вы, здешние жители, больше себя ощущаете – искитимцами или бердчанами?

— И теми, и другими. Мичуринский сельсовет по-своему уникален. Административно мы относимся к Искитимскому району, но наша жизнь неразрывно связана с Бердском. Например, два наших фельдшерско-акушерских пункта и амбулатория полностью обслуживаются сотрудниками Бердской городской больницы. По вызовам к нам сначала приезжает бердская полиция, и лишь потом — искитимская. Посёлки Агролес и Мичуринский имеют прямое автобусное сообщение с Бердском. Естественно, наши жители пользуются и бердским железнодорожным вокзалом.

Справка

Екатерина Ворсина – глава Мичуринского сельсовета Искитимского района.

Родилась в Бердске в 1985 году. С 1994 года проживает в Агролесе. Имеет два высших образования: Новосибирский институт международных отношений и регионоведения (переводчик с английского языка) и Томский государственный университет (юрист).

Имеет почти десятилетний стаж муниципальной и государственной службы: три года работала в администрации Мичуринского сельсовета специалистом по имущественным и земельным отношениям; четыре года — в Государственной жилищной инспекции НСО в качестве старшего инспектора по Бердску, Искитиму и Искитимскому району. После открытия в Бердске филиала Новосибирской госжилинспекции ещё два года трудилась на аналогичной должности в нашем городе.

22 мая 2020 года решением Совета депутатов Мичуринского сельсовета Екатерина Ворсина на конкурсной основе избрана главой муниципального образования.

— Не проще ли будет, если Мичуринский сельсовет в обозримом будущем юридически станет частью Бердска? И вашим жителям было бы удобней, да и городу остро не хватает земли для расширения.

— Идея присоединить Мичуринский сельсовет к Бердску горячо обсуждалась в 90-е годы. Тогда город был готов нас взять, но наши учителя и медицинские работники запротестовали: в сельской местности они уходят на пенсию на пять лет раньше. К тому же энергоресурсы у нас дешевле, чем в городе, более низкие ставки налога, скидки на ОСАГО… А в двухтысячных годах уже и Бердск сказал, что нас не возьмёт. Мол, земли у вас нет, а проблем много.

Агролес: тихий, уютный, зелёный, патриархальный.

— Как так, нет земли? Вон какие просторы!

— Увы, нам и самим некуда развиваться. Действительно, территория большая, но основная часть земель – это федеральная собственность, по большей части отданная в ведение государственного предприятия «Новосибирская зональная станция садоводства имени Мичурина». А где можно было — даже все неудобные места: лога, обрывы — всё отсыпано и застроено. У нас нет ни одного свободного квадратного метра! И это при том, что земельные потребности сельсовета далеко не удовлетворены.

У нас в очереди на бесплатное получение земли под индивидуальное строительство одних только льготников около 160 человек, включая и жителей Бердска. По закону мы никому из льготников не можем отказать, но и выделить им участки тоже не можем. У нас на территории есть ещё порядка 20 дачных обществ, причём некоторые из них тоже хотят активно развиваться – а куда?

— Мне недавно довелось прокатиться по вашим краям. Там же сплошняком брошенные земли!

Читайте также: Пословицы на тему мальчиков. Пословицы для детей

— Так и есть. Плодово-ягодная станция имени Мичурина, государственное предприятие, в советские годы процветало и обеспечивало работой большинство наших сельчан. Однако уже лет 10-15 она в полном запустении. Никакая научная работа там не ведётся: ведущие сотрудники давно уволились. Последние несколько лет станция находилась в стадии банкротства, в результате чего были распроданы практически все здания и техника, и почти весь оставшийся народ оттуда разбежался, в основном найдя себе работу в Бердске. Лишь семь человек, не считая конторских, сейчас обрабатывают соток 50: саженцы прикапывают и продают. Но это же меньше одного процента от числящейся за плодово-ягодной станцией земли!

Соответственно, сотни земельных гектаров не только не используются как сельскохозяйственные, а вообще никак не используются. Земля поросла многолетними травами и даже древесными рощами. Там расплодилась конопля, с которой разорённая плодовая станция не борется. Земля хоть и федеральная, а уничтожать коноплю приходится сельсовету, причём за свой счёт.

— Но ведь должны быть способы вовлечения пустующих земель в хозяйственный оборот?

— Как глава сельсовета я уже обращалась в новосибирское «Росимущество», чтобы неиспользуемую землю передали из федеральной собственности в наш муниципалитет. Пока ответ отрицательный. Да куда я только не обращалась! Уже и до Москвы дошла. Кругом море брошенной земли, а у нас нет ни кусочка! Как мы будем развивать муниципалитет? Надеюсь, в рамках развития Новосибирской агломерации удастся сдвинуть этот вопрос с места. В любом случае я буду им заниматься.

Бердск тоже должен быть заинтересован в решении нашей проблемы, ведь мы отнюдь не бедные его соседи, почти родственники. Кстати, на нашей территории есть современные коттеджные посёлки, где живут и бердчане, и новосибирцы. У нас прекрасная река, пляжи, чистый воздух и хороший лес, который мы очень бережём. Даже возле администрации прыгают белочки.

Здесь комфортное географическое и транспортное положение. У нас есть газопроводы, асфальтированные дороги, водопроводы и своя насосно-фильтровальная станция, электричество, транспортное сообщение, включая остановочный пункт Морозово для электричек, а также школа, детсад… Словом, есть всё для успешного развития территории – кроме земли.

— Помимо решения стратегических вопросов у главы сельсовета есть уйма текущих обязанностей. Да ещё и семейные дела. Справляетесь?

— Стараюсь. Сама приняла решение выдвинуть свою кандидатуру на должность главы, никто насильно не тянул. Я люблю свою работу, занимаюсь ей с раннего утра до позднего вечера. Когда надо, сотрудничаем с бердской властью, но больше, конечно, с властью Искитимского района. За три месяца у нас уже есть небольшие успехи: заменили две нитки водопровода в деревне Бердь, установили для школьников автобусную остановочную платформу в этой же деревне. Скоро и в Агролесе появится такая же платформа, плюс обустраиваем два пешеходных перехода около школы и детсада. Начинаем асфальтирование дороги между Агролесом и деревней Бердь…

Я всегда на связи по телефону и электронной почте. Все работы проверяю сама. Получается, что наш трёхлетний сынишка больше растёт под папиным присмотром. Но мы счастливы. Просто я люблю Агролес и весь наш район. Здесь живут мои родители, здесь я выросла, здесь мой дом.

Такими буйными зарослями покрыты поля, которые раньше обрабатывали специалисты плодово-ягодной станции. А расположенный по соседству Бердск задыхается от нехватки земли.

Виталий Шапран, фото автора

Отношения с соседями и пословицы о них

Есть три типа взаимоотношений с соседями: приятельские, недоброжелательные и нейтральные. Быть друзьями — это неплохо, ведь всегда приятно заглянуть заглянуть в гости к хорошему человеку, одолжить чашку сахара или муки, попросить присмотреть за ребенком. Для таких случаев есть подходящие пословицы про соседей:

Близкий сосед лучше дальней родни.

Худое дело — обидеть соседа.

Без брата проживу, а без соседа не проживу.

Жить в соседах — быть в беседах.

Соседство — взаимное дело.

Это прекрасно, когда соседи — лучшие друзья или хотя бы добрые приятели. Однако народная мудрость и на этот счет имеет мнение:

В соседи за умом не пойдешь.

Соседским теплом не согреешься.

Стоит учесть, что стремление к близкой дружбе должно быть взаимным, иначе можно прослыть навязчивым занудой. Ситуация, когда необходимо что-либо поделить или пожертвовать своими интересами ради других, как правило, приводит к конфликту. В таком случае даже самые приятельские отношения вмиг становятся враждебными. Народная мудрость никогда не врет, на этот счет существуют соответствующие пословицы про соседей:

С соседом дружи, а тын городи.

Сосед спать не дает — хорошо живет.

Межи да грани — ссоры да брани.

На обеде все соседи, а пришла беда — сосед испарился как вода.

С соседом дружись, но за саблю держись.

Bookitut.ru

§ 10. «Близкий сосед лучше дальней родни»

Русская народная пословица
В России очень важны отношения между соседями.[41] Специфика отношений с соседями во многом отражает специфику решения жилищной проблемы в СССР (см. об этом ч. II, гл. 1, § 1). Очень часто дружеские отношения между целыми семьями возникали в коммуналках или бараках в 30-е годы. Через 30 лет многие соседи разъехались, получив свои квартиры, но дружба не прерывалась еще долгие годы. Многие русские могут поделиться с вами таким опытом.

Разобщенность современной городской жизни и в России создает ситуации, в которых соседи подолгу не встречаются, не знают друг друга, а при встрече не здороваются. Однако, как говорит народная мудрость, «От соседа не уйдешь» (в отличие от родственников или друзей), поэтому соседские связи играют огромную, даже близкую к семейной роль в быту россиян. И в условиях современной России они имеют определенную ценность, которой не стоит пренебрегать. Например, если выбираете квартиру для съема, важно не только знать ее расположение и благоустройство, но и поинтересоваться ближайшими соседями. Совместное проживание на ограниченной территории, забота о чистоте или цветах на вашей лестничной площадке, некоторые общие дела по дому (установка домофона, выбор консьержки и т. д.), благоустройство двора — все это помогает сближению с соседями, установлению первых контактов.

Соседей оценивают с точки зрения взаимопомощи в повседневном быту и в экстренных случаях, когда поблизости нет родственников, а нужно, например, вызвать «скорую помощь» и т. п. В случае необходимости считается нормальным оставить свои ключи от квартиры именно у соседей — чтобы поливать цветы, давать корм рыбкам или кормить домашнего кота. В Европе эти функции выполняет консьержка, причем за определенную оплату. В России к консьержкам еще не совсем привыкли, их считают «людьми со стороны», которым не стоит доверять слишком. Мало ли кто может устроиться на работу консьержкой в твоем доме, в любом случае это чужой человек. Он сидит за определенные деньги при входе в подъезд и следит за посторонними, но это совсем не доказательство его кристальной совести. А вот хорошему соседу можно доверить не только ключи от дома, но даже попросить, например, встретить ребенка из школы или уложить его спать, когда родители задержались в гостях или отправились в театр, кино и т. д.

Услуги обычно бывают взаимными. Таким образом, между соседями устанавливаются прочные взаимоотношения и взаимопомощь. При постоянном общении между хорошими соседями может завязаться и душевная близость. Она выражается в обмене информацией, жизненно важными советами, в выработке общих взглядов, в совместном проведении досуга — в зависимости от возраста людей и взаимной приязни. Женщины, например, часто обмениваются кулинарными рецептами, информацией о моде. Можно занять у соседа деньги «до получки», или «стрельнуть» сигареты или хлеба в неурочный час. Можно посоветоваться с соседкой о подробностях в воспитании ребенка или просто вместе провести вечер за телевизором или чашкой чая, обсуждая новости.

И это не сравнимо с визитом в гости, даже к самым близким друзьям. Ведь туда надо ехать или идти далеко, на транспорте, быть одетым соответствующим образом, запастись цветами или чем-то еще и т. д. А сюда вы можете в любое удобное для вас время забежать в домашней одежде минут на пять, а задержаться на пару часов. Любимых соседей приглашают в дом на семейные праздники.

Соседей стоит ценить не только потому, что они полезны в бытовой жизни и с их помощью можно решить многие проблемы. В России они выполняют и своеобразную функцию контроля за общественным порядком. Чаще всего это старушки-пенсионерки. В этом мог убедиться каждый, кто приходит в гости к русским. Уже подходя к дому, издали вы видели лавочки около дома, а на них стайки старушек, которые провожают глазами каждого входящего и оживленно обсуждают это событие между собой. Над ними можно посмеяться, что и делают часто молодые люди: мол, бабушки умирают от безделья и развлекаются сплетнями.

А ведь с другой стороны, есть от них и польза. Они приглядывают за детьми, за их поведением на улице и во дворах городских домов, за «правильностью» поведения молодежи, за незнакомцами на их «территории». Они делают замечания детям, могут рассказать о плохом поведении детей их родителям, например, если те сломали дерево во дворе, не здороваются с соседями, нескромно ведут себя и т. п. Родители, если они умны, с благодарностью относятся к тем, кто вовремя подал сигнал неблагополучия с ребенком. Словом, эти бабушки без всякой команды выполняют роль старого общественного контроля, который ведет свое начало еще от общинных порядков.

Так что соседей, даже если иногда они доставляют огорчения из-за своего шумного поведения, излишней общительности, когда отрывают вас от дел, все же стоит ценить.

Оглавление

Русские пословицы про соседей и сплетни

Всем известно, что обсуждать чужие дела — любимая тема разговора практически для любого соседа. Кто с кем проводит время, сколько зарабатывает и прочие личные вопросы становятся достоянием общественности. Пословицы про соседей предупреждают:

Бык привязан за рога, а сосед — за язык.

Знает наседка, узнает и соседка.

Говорил бы много, да сосед у порога.

Народная мудрость, накопленная за века, не обманет, поэтому стоит прислушаться к поговоркам и взять их советы на вооружение. Отношения с соседями похожи на отношения с родственниками: их не выбирают и от них никуда не денешься, так что лучше постараться сделать общение дружеским и приятным.

Евразийское обозрение

Немного географии и истории

Читайте также: Пословицы про добро и зло: 50 поговорок со смыслом ✍

Наверное, россияне еще не забыли, что Монголия – это развивающееся государство в центре Евразии, которое граничит с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Действительно, исторически сложилось так, что у Монголии всего две границы – российская на севере и китайская, протяженностью более 4 тыс. км – с трех остальных сторон. Мы часто называем Россию «Северным соседом», а Китай – «Южным». Отношения Монголии с Китаем – это «отдельная песня», а сегодня бы хотелось поговорить о ситуации в сотрудничестве с Россией, тем более что в 2021 году мы отметим 100-летие установления дипломатических отношений между Монголией и Россией.

Население Монголии небольшое (округляя, можно говорить о трех миллионах человек), достаточно однородное. В основном это – монголы-халха (и близкие к ним ойраты: дурвуды, баяды, торгууды, казахи, буряты, дархаты и др.), которые издревле вели кочевой образ жизни, жили в юртах и пасли скот. Пастбищное животноводство до сих пор наряду с экспортом полезных ископаемых является главной отраслью народного хозяйства, которая, можно сказать, кормит страну. В прошлом году по всей Монголии насчитали около 70-ти миллионов скота, и это при 3-х миллионном населении! Основная религия – буддизм в тибетско-монгольском варианте (он же ламаизм) и шаманизм. Население – молодеющее, две трети его составляет молодежь от 16 до 35 лет.

После переломных 90-х годов, когда СССР раскололся, и мировая система социализма распалась, Монголия оказалась представлена самой себе со своими проблемами. Как известно, «свято место пусто не бывает», а тем более политическое «свято место» не терпит пустоты, и монгольское руководство вынуждено было “глобализироваться”, открыв свои рынки для всех желающих. Объявилось немало развитых стран-«друзей», готовых по мировым рыночным законам и ценам оказывать услуги, необходимые Монголии для ее дальнейшего существования и развития.

Но обычно, когда чего-то недостает или поломалось, обращаются в первую очередь к самым ближайшим соседям, и только потом к тем, кто живет дальше. В последнее время у нас, в Монголии, эта добрососедская традиция утрачена…. Да и «новые друзья» стараются вовсю, чтобы монгольские руководство не вспоминало об истории взаимоотношения соседей, России и Монголии.

А ведь история говорит о том, что русские купцы с давних пор торговали с монголами, что поставки мяса, лошадей, овчины и другой продукции животноводства из Монголии в Россию сыграли немаловажную роль в ходе Русско-Японской войны, а также в годы Первой мировой, и особенно – в годы Великой Отечественной войны. В свою очередь Красная Армия помогла Монголии отразить попытки японских милитаристов присоединить нашу страну к государству Маньчжоу-го, и разгромить их на Халхин-голе.

Но в целом широкое сотрудничество развернулось после получения независимости Монголии (в чем Советская Россия тоже сыграла, надо отметить, решающую роль), в ходе совместной (и не безуспешной) попытки строительства социалистического общества в нашей стране.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием

Военное дело, развитие медицины, реализация совместных экономических проектов – все это очень важно, но, на мой взгляд, огромное значение для Монголии имело то, что СССР обеспечил подготовку национальных кадров для нашей страны. Поскольку я сама много лет работала в образовательной сфере, мне хотелось бы подробнее остановиться на вопросе нашего сотрудничества с Россией в области высшего и профессионального образования.

За время с 1921-го по 1999 гг. было подготовлено, и выпущено советскими вузами около 60-ти тысяч монгольских специалистов. Эти выпускники по сей день являются стержнем национальной профессиональной элиты в науке, образовании, экономике, промышленности, горнодобывающей отрасли, медицине, оборонной системе, юриспруденции Монголии. Ассоциация монгольских выпускников советских и российских вузов является самой представительной и многочисленной неправительственной организацией в Монголии и, кстати, имеет большой потенциал в деле организации сотрудничества между нашими странами. Но в результате «перестройки» России стало не до Монголии, и обучение монголов в российских вузах практически сошло на нет. А те, кто всё-таки рискнули поехать за высшим образованием в Россию, учились за собственный счет.

В последние годы, к счастью, ситуация изменилась, Россия начала выделять квоты для обучения монгольских студентов в вузах РФ по государственному бюджету, и к 2017-2018 учебному году эта квота составила 500 человек, что является большим достижением в деле нашего сотрудничества за последние 25 лет. К тому же эта квота имеет тенденцию к возрастанию. Хотя спрос на русский язык в монгольском обществе серьезно уступил место английскому, в последние годы количество желающих учиться в вузах России (особенно по инженерным специальностям) растет. Я считаю, что Министерству образования, культуры, науки и спорта Монголии и Министерству образования и науки РФ имеет смысл четко конкретизировать специальности, по которым будут учиться монгольские студенты по квоте госбюджета для того, чтобы выпускники были обеспечены стабильной работой и были мотивированы успешно учиться. Юристов, экономистов, менеджеров мы сегодня способны подготовить и сами. С учетом основных проектов развития Монголии можно сказать, что в ближайшие годы нам будут необходимы инженеры-энергетики, экологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям, инженеры по автомобильным и скоростным автодорогам, железнодорожные (в том числе – специалисты по высокоскоростным магистралям) инженеры, специалисты по переработке и эксплуатации нефти и газа, геологи, IT-инженеры, программисты, электронщики, инженеры наземной и спутниковой связи, земельные кадастровые инженеры, летчики и специалисты пассажирских и грузовых авиаперевозок, архитекторы, строительные и градостроительные инженеры, инженеры-механики, химики-технологи легкой, пищевой и тяжелой промышленностей, металлурги, дизайнеры одежды и жилья, ветеринары, зоотехники, агрономы, преподаватели и исследователи естественных наук и инженерно-инновационных отраслей, юристы по международному праву и бизнесу. Да, сегодня есть возможность отправлять детей за этими специальностями в Европу, в США, в Южную Корею, в Китай и т.д., но справедливости ради надо сказать, что монгольским абитуриентам легче будет одолеть нелегкие технические дисциплины и предметы именно в России – как благодаря кириллице (напомню, что монголы пользуются кириллицей), так и тому, что в нашем языке прижились многие технические термины, пришедшие из России. Да и в последние годы снова заметно повысился уровень подготовки в российских технических вузах. И вот поэтому Россия вновь становится для многих ориентиром в этом плане.

Продолжая говорить о потребностях народного хозяйства Монголии в профессиональных кадрах, могу с уверенностью сказать, что в целях устойчивого развития нашей страны нам срочно требуется пополнить российскими выпускниками ряды учителей-дефектолов, врачей, педиатров, фармацевтов, филологов, переводчиков. Сообществу творческих работников требуются дирижеры и композиторы классической и народной музыки, продюсеры, сценаристы, режиссеры кино и спектаклей, постановщики спектаклей, балетов, каскадеры, цирковые артисты, кино- и театральные художники, художники-постановщики кино и спектаклей, балетмейстеры именно российской школы искусств. Почему срочно?! – да потому что предыдущие выпускники уже являются ветеранами труда предпенсионного или пенсионного возраста.

Большая необходимость имеется и в подготовке и переподготовке учителей и преподавателей русского языка Монголии в профильных вузах России. Сегодня эта переподготовка едва теплится, держась только на 2-хинедельных летних школах монгольских учителей русского языка в Иркутском госуниверситете и в Институте русского языка имени А.С.Пушкина (большое спасибо за это представительству “Россотрудничества” в Монголии, РЦНК!). Требуется вывести на качественно новый современный уровень преподавание русского языка как иностранного в средних школах и вузах Монголии, осовременить программы, учебники, методические пособия для учителей и преподавателей, применять компьютерные учебные видеопрограммы по русскому языку, русской литературе, истории и культуре России, ввести дистанционное обучение русского языка для детей и школьников, живущих в худоне, вдали от аймачных и сомонных центров.

Российское среднее образование представлено в Монголии несколькими государственными и частными школами, ведущими обучение на русском языке. Это подготовительный факультет русского языка (работает в РЦНК), высшее образование РФ представляют филиалы РЭУ имени Плеханова и Бурятского госуниверситета в столице, Улаанбаатаре. Но всё это крайне недостаточно для формирования заметного слоя мотивированных монгольских абитуриентов, нацеленных конкретно для обучения в вузах России. Насколько я понимаю динамику ситуации на данный момент, пока обговаривается вариант открытия Центра Ломоносова (МГУ имени М.В.Ломоносова) и Центра российско-монгольских исследований(Высшая школа экономики при Правительстве РФ) при Монгольском государственном университете.

Источник

Как дипломат, который курировала вопросы образования и науки на дипломатической службе в Посольстве Монголии в РФ, я имею четкое представление, насколько велик научный и инновационный потенциал России, в том числе интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских институтов Академии наук России и прикладных научно-исследовательских институтов подведомственного значения. Почти 860 вузов и около тысячи научно-исследовательских институтов – это, конечно, громадная интеллектуальная сила, с которой считается весь мир! У Монголии есть много поводов, оснований и возможностей для того, чтобы воспользоваться этим соседским потенциалом! Монголия до сих пор «завязана» на России по многим направлениям, и не только на энергоносителях. Но и у России, у российских предпринимателей есть немало возможностей заработать в Монголии, не ограничиваясь безуспешными, к сожалению, пока попытками закупать монгольское мясо.

До горизонта, и далее

Вот далеко не полный перечень других вариантов монголо-российского сотрудничества: оно может развиваться в решении проблем, связанных с опустыниванием территории Монголии, в создании фермерских хозяйств по новым технологиям, в выпуске комплексных органо-минеральных удобрений, экологической реабилитации деградированных земель и водоемов. Есть перспективы по совместному выпуску экологически чистых витаминизированных и лечебно-профилактических продуктов питания и пищевых добавок, в производстве универсальных и тоже экологически безопасных средств дезинфекции, в строительстве зданий и сооружений, очистке бытовых и промышленных стоков, ресурсосберегающих технологиях, альтернативных источниках энергии и воды и т.д. и т.п. Представляется, что большое будущее для наших стран имеет развитие туризма, в том числе исторического (например, по мотивам Великого Чайного пути), культурного, экстремального, лечебного, шопингового и т.д.

В Монголии вся инженерно-техническая система жизнеобеспечения, вся инфраструктура современных жилых микрорайонов, школ, вузов, детских садов, библиотек, театров, конторских зданий, фабрик, заводов и пр. была рассчитана и построена, в основном, знаниями и руками советских специалистов. И теперь, когда встает проблема обветшалости жилых домов сталинских и брежневских времен, необходимости смены канализационных и других систем, реконструкции очистных систем города Улаанбаатар и других наших городов, увеличения мощности ТЭЦ, представляется наиболее благоразумным, по логике вещей, обратиться сначала к самим строителям этих объектов. А конкретно – к российским профильным организациям (строительным, к управляющим коммунальным компаниям и т.д.) для решения назревшей проблемы, и постараться договориться, чтобы сотрудничество было обоюдовыгодным. А уж монгол с русским договорятся, если есть желание, чтобы там ни говорили. Тем более, как считают все, у нас в менталитетах много схожего.

Нынешнее руководство Монголии придает большое значение развитию сотрудничества между Монголией и РФ. Большой потенциал имеет создание совместных и дочерних предприятий малого и среднего бизнеса между нашими компаниями, особенно создание совместных предприятий малого и среднего бизнеса в приграничных зонах, а также в Свободной экономической зоне в Алтанбулаге, на границе с РФ. Правовые основы ведения бизнеса в Свободной экономической зоне приняты законотворческими органами Монголии и ждут своего претворения с 2020 года. Уверена, что эффективное двустороннее сотрудничество наших стран придаст заметный импульс будущему развитию Большой Евразии.

Цэрэнчимэд САЙНСАНАА, член Российско-Монгольского Делового Совета.

БИОГРАФИЯ

Цэрэнчимэдийн Сайнсанаа родилась в 1963 году в г. Улан-Баторе. Закончила на «отлично» специализированную среднюю школу №23и в 1981 году поступила в Московский педагогический госуниверситет им. В.И.Ленина на физический факультет, закончив его в 1987г. по специальности “физика, астрофизика,преподаватель физики”.Параллельно получила диплом преподавателя русского языка в МПГУ и сертификат о высшем политическом образовании в МГУ имени М.В.Ломоносова. С 2002 по 2005 годы училась на Высших курсах переводчиков английского языка Института иностранных языков и культуры Монгольского госуниверситета, получив диплом переводчика английского языка.С 1987 по 1995 годы работала преподавателем физики в Монгольском педагогическом госуниверситете, в институте Физики и технологии на кафедре физики. С 1995 по 1997 годы работала приглашенным профессором русского языка в Институте монгольского языка и культуры в городе Хух-Хото, в Автономном районе Внутренней Монголии КНР. В 1999-2014гг.работала методистом в отделе последипломного образования МонГУ,С октября 2014- гопо ноябрь 2017- го гг. работала III-м секретарем в Посольстве Монголии в РФ, курирующим вопросы науки и образования. Исследует вопросы истории цивилизации, науки, образования и истории Монголии и монголов. Награждена знаком передового работника системы образования Монголии, орденом “Полярной звезды” Монголии, орденом “Звезда суверенитета” Монгольского демократического союза, медалью “За заслуги в воспитании молодого поколения” Монгольского студенческого союза, памятной медалью “К 300-летию М.В.Ломоносова”(РФ).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • С лихвой (вернуть, хватает)
    Слово «лихва» было в старорусском языке. Значило оно «избыток», «излишек». От него были образованы некоторые производные слова; так, например, проценты, которые человек, дающий деньги взаймы, мог, по дореволюционным правилам, требовать со своего должника, назывались «лихвенными» (избыточными) деньгами. Поэтому «вернуть с лихвой» значит: получить больше, чем сам дал. «Хватает с лихвой» — то же, что хватает...