Народные пословицы и поговорки о богатых, помещиках и кулаках
Пословицы и поговорки про бедность
- Бедность не порок, но большое свинство.
- У бедняка вошь в кармане и блоха на аркане.
- Голому собраться — только подпоясаться.
- И бедный, и вредный.
- Бедный да честный.
- Бедным родился — нищим помрешь.
- Бедный спит крепче.
- Хуже нищеты только смерть.
- Нищему не укажешь, на каком боку торбу (суму) носить.
- Беден как церковная крыса.
- Голь на выдумки хитра.
- Беден, да честен.
- Бедному жениться — и ночь коротка.
- Бедному зятю и тесть не рад.
- Бедному кусок за целый ломоток.
- Бедному смерть не страшна.
- Бедность и мудрого смиряет.
- Бедность крадет, а нужда лжет.
- Бедность не грех, а до греха доводит.
- Бедность не порок.
- Бедность учит, а счастье портит.
- Бедный вздохнет, богатый всхохочет.
- Бедный знает и друга и недруга.
- Бедный и к празднику у соседа отпрашивается.
- Бедный разоряется, а богатый радуется.
- Беден как церковная мышь.
- Беден часто озирается, хоть и не его кличут.
- Бедному везде бедно.
- Бедному все в глаза ветер дует.
- Бедному все сапоги по ноге.
- Бедному да вору — всякая одежа впору.
- Бедному Кузеньке бедная и песенка.
- Бедному нигде места нет.
- Бедному подле богатого жить — либо плакать, либо тужить.
- Бедному с богатым судиться — лучше в море утопиться.
- Бедному Савке нет покою ни на печи, ни на лавке: на печи пекут, на лавке секут.
- Бедности дана мудрость.
- Бедность не грех, а неволя не смех.
- Бедность не порок, а без шубы холодно.
- Бедность не порок, а вдвое хуже.
- Бедность не порок, а несчастье.
- Бедность не стыд.
- Бедность плачет, богатство скачет.
- Бедный в нуже — что жаба в луже.
- Бедный две семьи кормит: свою да богатого.
- Бедный молодец честью богат.
- Бедный песни поет, а богатый только слушает.
- Бедняк всю жизнь тянет лямку, покуда не выроют ямку.
- Бедняк что муха — где забор, там и двор; где щель — там и постель.
- Бедняка и на верблюде собака укусит.
- Бедняку так жилось; хоть кинь да брось, да пойди врозь.
- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
- У бедного и два гроша — куча хороша.
- У бедного шуба овечья, а также душа человечья.
- У бедной вдовы ни дров, ни воды.
- У бедности дыр много.
- Богатого за стол усаживают, а бедного и так выпроваживают.
sbornik-mudrosti.ru
Богатый бедному не брат
Рекомендация от премьера: брать пример не с тех, кто создавал промышленную мощь СССР и России, а с тех, кто превратил ее в частную собственность
В конце советских времен был создан замечательный мультик по мотивам книги «Остров сокровищ». А в нем была чудесная песенка «о мальчике Бобби, который любил деньги», в песенке был припев: «Делай деньги, делай деньги, позабыв покой и лень, делай деньги, делай деньги, а остальное все дре-бе-бе-день…»
Тогда это вызывало улыбку… Но с той поры отечественные мальчики Бобби подросли, а отношение к деньгам в обществе кардинально изменилось. Оказалось, что общечеловеческие ценности заключаются именно в том, чтобы «делать деньги», а не в равенстве и братстве, не в коллективизме и взаимопомощи, а в индивидуализме.
В народе традиционно не любили тех, кто работает исключительно на свой карман. Чувство коллективизма у нас всегда было существенным фактором в защите от внешних врагов и сохранении суверенитета. Как возник класс «эффективных собственников» в эпоху убийства СССР, еще не все забыли – через ваучеризацию и залоговые аукционы, через рэкет и бандитские разборки. А наиболее успешными из представителей возрожденного класса собственников становились чаще всего те, кто мог позволить себе больше других пренебрегать совестью и честью. Те, кто мог пойти по трупам в прямом и переносном смысле.
По мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, в обществе сложилось отношение к бизнесменам не такое, которого они заслуживают, и россиянам необходимо его изменить. Медведев заявил: «В России бизнес и экономика еще находятся на пути развития. Но так как эта сфера имеет сложное идеологическое наследие, то граждане страны должны воспринимать предпринимателей не как враждебный класс, а как пример для подражания, так как эти люди только собственным нелегким трудом добились успеха в жизни». Только у очень черствого человека такой текст не вышибет слезу. Как же тяжело живется предпринимателям в России! Впрочем, кому-то из них тяжело живется на Туманном Альбионе, кому-то на других островах и в разных европах. Хотелось бы уточнить, а какое идеологическое наследие Дмитрий Анатольевич считает таким сложным? Уж не то, без которого невозможно было создание колоссальной промышленной мощи Советского Союза, впоследствии в результате ограбления населения ставшей основой благосостояния «примеров для подражания»? Медведев предлагает брать пример не с тех, кто создавал бывшую общенародную собственность, а с тех, кто «нелегким трудом» по ее отъему «добился успеха в жизни». Не поэтому ли он считает «предпринимательство самой уважаемой профессией в стране», призывая народ «обратить внимание на такие его взгляды»?
Хорошо, не все предприниматели жулики, воры и бандиты. Существуют компании, созданные с нуля, например, в области информационных технологий или в сфере обслуживания. Но не они составляют основу экономики. А все же промышленные гиганты, в том числе и в отраслях, занимающихся добычей природных ресурсов. Даже такую важную для экономики страны все же нельзя теперь назвать «государственной». Ее акционеры – Российская Федерация в лице Росимущества (38,373%), ОАО «Роснефтегаз» (10,970 % – из них 100% принадлежат государству в лице Росимущества), ОАО «Росгазификация» (0,889%): итого 50,232%. Также совладельцами являются держатели американских депозитарных расписок (28,392%) и прочие зарегистрированные частные лица (21,376%). Доля государства лишь мизерно больше половины – на 0,232%, да и она в действительности еще ниже, т.к. в госсобственности – 74,54% акций, а значит общая доля государства в «Газпроме» – 50,005%.
В России уже сложился класс собственников и даже растет их второе поколение – к управлению огромными ресурсами подбираются дети тех, кто в 90-е лично сколачивал состояние. Они тоже станут «предпринимателями», но уже по наследству. И такое положение закреплено законодательством – частная собственность неприкосновенна. И у них тоже тяжелая судьба – немало времени пришлось провести вдали от родины и от своих родителей – в британских школах, американских университетах. Что для них означает слово Родина? Они тоже станут «примером для подражания», как советует Медведев? Что собой представляет современная «золотая молодежь», не так давно в очередной раз все могли увидеть в новостных сюжетах по ТВ – сын старшего вице-президента «Лукойла» Руслан Шамсуалов в компании таких же мажоров устраивал гонки с экипажами полиции.
Премьер-министр заявил, что «как только люди поменяют свое отношение к бизнесменам, то появится возможность изменить в общем ситуацию с экономикой в РФ, а также провести реформы в социальной сфере в сторону улучшения для населения». Не голова, а «черный ящик»! На входе мы имеем «изменение отношения к бизнесменам», а на выходе – «улучшение для населения»? Какая связь? Вероятно, Медведев взял за основу известную поговорку «богат не тот, у кого много, а тот, кому достаточно»? Но почему-то капиталу все время мало, а населению должно быть достаточно и того, что есть. Простые люди должны беспокоиться лишь о том, как бы не лишиться того, что имеют. То, что Медведев в одной компании с Улюкаевым, Кудриным и Набиуллиной, ни для кого не секрет. Но что-то слишком много откровений в последнее время от либерального крыла российского руководства?
Ну да, денег для вас нет, дорогие россияне, но вы там держитесь. Берите пример с тех, кто вас эксплуатирует, неудачники.
Алексей ЛИННИК
Алексей ЛИННИК
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
1. бе́дный, бе́дная, бе́дное, бе́дные, бе́дного, бе́дной, бе́дного, бе́дных, бе́дному, бе́дной, бе́дному, бе́дным, бе́дный, бе́дную, бе́дное, бе́дные, бе́дного, бе́дную, бе́дное, бе́дных, бе́дным, бе́дной, бе́дною, бе́дным, бе́дными, бе́дном, бе́дной, бе́дном, бе́дных, бе́ден, бедна́, бе́дно, бе́дны, бедны́, бедне́е, победне́е, бедне́й, победне́й 2. бе́дный, бе́дные, бе́дного, бе́дных, бе́дному, бе́дным, бе́дного, бе́дных, бе́дным, бе́дными, бе́дном, бе́дных
Поделиться значением слова:
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Старше, чем феодализм — Евангелие от Матфея, гл. 19. Иисус Христос: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши[1], нежели богатому войти в Царство Божие». Ничего подобного. Богатство воспринималось (и воспринимается) как что-то плохое людьми, совершенно не знающими матчасти христианства. Богатство само по себе вовсе не плохо, плохо неправильное им распоряжение. И об этом много в Библии говорится: Псалтирь (где авторы благодарят Бога за богатство), книга Иова (очень хорошо показано), послание Иакова (вся вторая глава). Или знаменитые слова Христа: Мф. 25:31-46. Вот, оказывается, где проходит разделительная линия… Если почитать хотя бы Иоанна Златоуста, Григория Нисского — они, как и многие другие, говорят именно о пользе богатства, если только его употреблять на помощь людям. При этом Златоуст говорил: никто ещё не был осуждён за неукрашение церкви, а вот за отказ от помощи братьям-сёстрам — сколько угодно. А сама указанная фраза — это лишь подсветка простой истины: чем человек богаче (а следовательно — независимее и властнее), тем проще ему сорваться в грех и отпасть от Бога.
- Вообще куча народных сказок.
Театр[править]
- Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» — парадоксальная субверсия, т. к. обе стороны совмещаются в одном лице. Шан-То, шлюха с золотым сердцем, использует неожиданно привалившие деньги так же, как Али-Баба из примера ниже — помогает бедным, но как-то очень быстро обнаруживается, что бедные подтягивают за собой всю свою родню, а родня та груба и некультурна, а то и просто криминальна, да и деньги скоро закончатся — и тогда она переодевается и выдает себя за своего брата Суи-Та. «Брат» оказывается человеком решительным, шлёт всех дармоедов лесом, деньги пускает в оборот, открывает фабрику и становится богатым и уважаемым человеком в городе. Вот только куда же пропала добрая Шан-То; неужто брат убил её, а деньги присвоил??
- Пьеса Вениамина Смехова «Али-Баба и сорок разбойников».
« | Брат Касым — старший брат — стал наследство копить, Торговать, покупать, прибавлять и растить. Младший — Али-Баба — стал дарить-угощать, Всё гостям раздавать, бедняков баловать. | » |
- Иными словами, старший — гад, потому что разбогател, а младший, пустивший наследство на ветер — молодец. Протестантская мораль не одобряет.
- Нет, старший — гад, потому что жадный, а младший — молодец, потому что щедрый и добрый. Надо сказать, что в оригинальной сказке и Касым, и Али-Баба получили в наследство кукиш с маслом — просто Касым удачно женился на богатой вдове!
- Ой ли? Такие ли уж состоятельные? Кошка им на новоселье объясняет, что такое стул и что такое шкаф… Так это культурные особенности гостей, а не бедность. Какой-нибудь монгольский нойон мог владеть несметными стадами и при этом не держать в своей юрте ни стула, ни шкафа.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Владимир Маяковский, «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий».
- Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания». «На костемольном заводе катастрофа: рухнула высокая стена сушилки. Хозяин велел положить на неё слишком много костей для сушки, а она была старая. Хозяина предупреждали. Стена не выдержала, упала. Пятьдесят рабочих под ней осталось».
- Антон Орлов, «Мир-ловушка» — именно с такой меркой подходит к людям афарий Равлий Титус. Когда в другом мире ему выпадает возможность повлиять на общественный строй, он реализует свою давнюю мечту — создаёт Гильдию бедняков и наделяет её особыми правами и полномочиями. Костяком Гильдии стали грабители и изуверы, в понимании Равлия, доведённые до такой жизни бедностью и угнетением. Нетрудно представить, какое
общество получилось, когда эта малограмотная, безжалостная и не имеющая моральных ограничений публика получила всю полноту власти. - Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». Благодаря своему везению и талантам жулика Насреддин неоднократно мог разбогатеть и зажить тихой жизнью городского богача, но каждый раз, когда ему представлялась такая возможность, он раздавал деньги нуждающимся. Антагонисты обеих частей — Джафар и Агабек — разбогатели, обирая бедняков. Один — ростовщик, второй — владелец водохранилища. Оба не знают меры в своих аппетитах, да ещё и с дамами не по-джентльменски себя ведут — не удивительно, что на них в итоге обратил внимание Ходжа Насреддин. С предсказуемыми последствиями (один мёртв, другой — разорён, опозорен и отправлен в каменный мешок, причём пожизненно).
На других языках[править]
- Роберт Бёрнс:
« | Кто честной бедности своей стыдится и всё прочее, Тот самый жалкий из людей, трусливый раб, и прочее. При всём при том, при всём при том, пускай бедны мы с вами, Богатство — штамп на золотом, а золотой — мы сами! | » |
— «Честная бедность» |
- Омар Хайям
« | Если труженик, в поте лица своего Добывающий хлеб, не стяжал ничего — Почему он ничтожеству кланяться должен Или даже тому, кто не хуже его? | » |
— рубаи |
- Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — ну ещё бы в проповеди социализма бедняки не были солью земли!
- Джанни Родари, сказка «Приключения Чиполлино», стихотворение «Чем пахнут ремёсла».
- Роальд Даль, «Чарли и шоколадная фабрика».
- Эрнст Теодор Гофман, «Неизвестное дитя». Бедная (не нищая, правда — побочная ветвь дворянского рода) семья главных героев — безусловно положительная, а богатые родственники — неприятные личности. По этой книге ещё и получается, что когда дети воспитываются в богатой семье, получают качественное образование, обучаются хорошим манерам, имеют дорогие игрушки и находятся под присмотром — это плохо. А вот если растут, как трава — это хорошо, поскольку позволяет сохранить детскую внутреннюю чистоту. А главный антагонист книги… гувернёр, которого наняли богатые родственники для главных героев. Скорее, Гофман изобразил добрых и искренних людей, которым не хватало денег, и их богатых родственников, которые, так уж вышло, были эгоистичными и фальшивыми[2]. Главные герои сохранили внутреннюю чистоту, потому что перед глазами у них был пример родителей — хороших людей, и потому что родители не заставляли их притворяться. Но ни родители, ни автор не говорят, что хорошее образование и воспитание не нужно. Родители еще как расстраиваются из-за того, что вынуждены жить в глуши, где детям не получается дать приличного образования. Но автор показывает, что это меньшее из двух зол: эти дети и физически здоровы, и добры, да и не так уж неразвиты, а их кузен и кузина болезненны и злы. Судя по всему, родители их замучили постоянной муштрой. И не в богатстве беда. Вот в «Щелкунчике» дети жили не в бедности, но были совсем не такими. А гувернер, которого прислал родственник, сразу же уколол детей булавкой, когда с ними здоровался, да и вообще потом оказался злым гномом, превращавшимся в муху. Это изображение плохого учителя, а не вообще любого (сам Гофман тоже одно время работал домашним учителем).
- Таки есть, и не один. Самый яркий пример, кстати, находится именно днём с огнём: староста Эктор Ляабс в сцене огненных ордалий. Спасённая от ложного навета ясновидящая и раскалённая подкова в штанах страдающего неумеренной подозрительностью жреца прилагаются. Благоразумный, справедливый и ненавидящий религиозное мракобесие кмет — пан Анджей, полноте, вы ли это писали?
Так что скорее субверсия.
Кино[править]
- «Свадьба в Малиновке» — «У других девиц богатых сундуками полны хаты, есть поплины, есть сатины, только пусто за душой»…
- «Остров сокровищ» 1937 г. В оригинале Трелони — адмирал[3], лучший стрелок в команде и человек, финансировавший все это. Но он богач, а богачи и СССР — вещи несовместимые! Поэтому Трелони в фильме гад, козёл и предатель. Пополам с Идеология в адаптации.
- «Капитан Фракасс» (фильм Владимира Савельева) — ради того, чтобы остаться с Сигоньяком и труппой, Изабелла покидает замок свежеобретённого отца-герцога. В оригинале, напротив, она остаётся с отцом и братом, а Сигоньяк становится её супругом и находит сокровища предков.
- «Кольца Альманзора» — экранизация пьесы Тамары Габбе «Оловянные кольца». Главная положительная героиня — принцесса Алели, способная отдать свою обувь первой встречной. Впрочем, она Житель Страны Эльфов даже по меркам сказочного мира.
- Внезапно «Железный человек 2» предоставляет весьма странный зигзаг. Бомжеватого вида Ванко — очевидный антагонист, тогда как миллиардер Тони столь же положителен. Тем не менее, первый обозлился на второго именно потому, что Старки очень крепко ему досадили, оставив за бортом. Но, опять же, история мутная. «Железный человек 2» — не советский фильм, мягко говоря, так что ничего удивительного. В то же время русский злодей Ванко в фильме столь харизматичен, что тянет на антизлодея.
Телесериалы[править]
- «Коломбо» — сериал просто кишит богатыми прохвостами, мошенниками, ворами и убийцами. Они живут в роскошных особняках и виллах, питаются деликатесами, плавают в собственных бассейнах, носят шикарные костюмы, покупают часы по цене автомобиля и автомобили по цене дома. Многие из них знамениты и наделены немалой властью, либо стремятся к ней. Однако их состояния нажиты нечестным путём, а слава часто присвоенная или просто дутая. Экстрасенс — жулик; артист, играющий крутого детектива — трус и бывший дезертир; знаменитый композитор на самом деле — бездарность, присваивающая себе плоды чужого таланта; крупные полицейские начальники не борются с преступностью, а сами совершают тяжкие преступления; подающий надежды молодой учёный украл диссертацию и т. д. Хороших людей среди представителей высших классов в сериале практически не показывают. Тогда как простые люди, напротив, показаны с большой симпатией, и даже самые худшие из них морально выше большинства богатых персонажей — как минимум, они не отнимают человеческих жизней. Сам главный герой тоже очевидно небогат. Он ездит на старой раздолбанной машине и считает каждый доллар. Видимо, не слишком хорошо оплачивается разоблачение богатых мерзавцев.
- Передача-сериал «По делам несовершеннолетних»: троп часто играется с зигзагами и субверсиями. Противостояние подростков из бедных и богатых семей регулярно становится подоплёкой преступлений и трагедий. Однако наряду с подонками из числа золотой молодёжи встречаются и не менее отталкивающие юные Шариковы. Обое рябое, словом.
Мультфильмы и мультсериалы[править]
- Советский мультик «Это не про меня» (как и многие другие советские мультики) учит тому, что богач — по умолчанию плохой бессовестный человек, а пытаться разбогатеть — стыдно.
- «Дракон» — советская экранизация вьетнамской легенды об Императоре Ле Лое. Главный герой, победив дракона, начинает и сам становиться драконом в самом прямом смысле этого слова, остановить это превращение у него получается только отказавшись от золота дракона.
- «Аист» — отвратительный богач экономит воду на бедняках.
- «Том и Джерри» серия «Blue Cat Blues» (Блюз грустного кота, Грустная история). Два кота — небогатый, но харизматичный Том и наглый богатый Бутч (теперь он не помоечный кот, а местный нувориш) — соперничают ради внимания одной кошки. Причем Бутч представлен явным козлом, в отличие от романтика Тома. Для Бутча кошка — очередная игрушка, а Том в неё влюблен по-настоящему. И завершается серия жалостно. Вообще-то это жестокая, чёрноюморная пародия на голливудские мелодрамы 1940-50-х годов.
- Прямой пример в 7-м сезоне. В противостоянии между бедной, но честной (ну, почти) Робин Хилл и богатым, бессовестным, корыстным Жаком Шни (кстати, отец Вайсс из примера выше) сразу ясно, за кого болеть.
Комиксы[править]
- «Астерикс: Полный котёл серебра» — пародия на троп, заодно и сатира на алчность и жажду обогащения (но в основном через образ злодея
). По сюжету и акцентам заметно, что название тропа НЕ является формулировкой одного из убеждений авторов (авторы сами очень некисло разбогатели на комиксах об Астериксе). Но надо видеть, как трогательно беспомощны оба героя, не знающие экономики (и никогда не знавшие в своей родной деревне ни богатства, ни нужды, жившие как бы «вне всей этой суеты, происходящей в мире из-за денег»), когда им, чтобы спасти доброе имя одного из них, за короткое время нужно заработать или ещё как-то раздобыть огромную сумму серебром! Заканчивают они банальным ограблением римского сборщика налогов, а Астерикс рычит реплику, пародирующую большевистские призывы к «экспроприации экспроприаторов»: «Рим нас грабит — а значит, и нам не зазорно!». - А перед этим они пытались ограбить банк, но выяснилось, что его сокровищницы пусты, ибо он «лопнул».
Видеоигры[править]
- Серия игр Tropico (за вычетом второй части) — позиция фракции коммунистов. По понятным причинам у капиталистов инверсия. Ирония в том, что индустриальному пути нужнее всего огромные зарплаты рабочих, дающих прирост производительности, ибо именно массовые заводы вливают деньги в страну. Если изначально маржа завода была 25 %, то при +25 % к производительности высоких зарплат она становится двойной, при +50 % от высоких зарплат и либерального рынка — тройной. Абсолютно любой другой путь развития легче совместить с любовью компартии.
Музыка[править]
- «За что вы бросили меня».
- Cocorosie — Houses. Большие дома горят!
- Муслим Магомаев, «Песня о дружбе» — «Всё отдал — богаче стал, что сберег — то потерял».
Реальная жизнь[править]
- Древнегреческий философ Антисфен. И если Сократ, его учитель, проповедовал умеренность, то Антисфен провозгласил, что только лишения и аскетизм к лицу честному и добродетельному человеку. В свою очередь философ Диоген, ученик Антисфена, еще сильнее утрировал его взгляды.
- Джайнизм — ортодоксальные джайны не то что обуви, даже одежды не носят.
- Агхори — радикальные аскеты в индуизме, не только голые, но ещё и спят на улице и едят нечистоты в буквальном смысле.
- Ранний Ситхатха Гаутама. Активно проповедовал исключительный аскетизм. Попытавшись прожить неделю на нескольких орехах и листьях, чуть не умер от голода, после чего отказался от аскетизма в пользу умеренности.
- Орден франкисканцев и его основатель. Изначально ходили босиком, сейчас обычно носят сандалии.
- Движение нестяжателей в Московской Руси. Основатель Нил Сорский причислен к лику святых, а перегибающие палку эпигоны преследовались. Впрочем, здесь болтается длинный фитилёк: нестяжатели (и в первую очередь святой Нил) учили о том, что излишки имущества — это может стать
плохо, и не для всех вообще, а для Церкви и её служителей.
- Одновременно советская золотая молодёжь недолюбливала свою же собственную страну за то, что им не дают жить столь же богато, как западным миллиардерам (при том, что по советским меркам они жили лучше всех, и простые люди считали их «зажравшимися»).
- Похожий обычай (потлач) был и у североамериканских индейцев, с той разницей, что желающий всеобщего уважения сначала копил долгие годы на такой пир, и только затем тратил все накопления, щедро угощая и даря подарки соплеменникам, соседям, а порой даже и врагам[5].
В словаре Д.Н. Ушакова
БЕ́ДНЫЙ, бедная, бедное; беден, бедна, бедно. 1. Обладающий очень скудным достатком, неимущий. Бедный человек. Бедная деревня. 2. Скудный, однообразный. Бедна природа на севере. Бедная фантазия. 3. чем. Имеющий недостаток в чем-нибудь, содержащий в себе мало чего-нибудь. Романист, бедный фантазией. Пища, бедная витаминами, может вызвать цингу. 4. Дешевый, незатейливый, простой. Бедное платье. Бедно (нареч.) обставленная комната. 5. Несчастный, возбуждающий жалость, сострадание. «Бедная! как она мало жила, как она много любила.» Некрасов.
В словаре Синонимы 4
беднейший, бедненький, бедняга, бедняжка, бедняк, бедняцкий, бедолага, безденежный, беспорточник, беспорточный, бессчастный, голоштанник, голоштанный, голый, голяк, горевой, горемычный, горький, жалкий, злополучный, злосчастный, малоимущий, маломочный, маломощный, малообеспеченный, мизерный, многострадальный, нагий, небогатый, недостаточный, неимущий, необеспеченный, несчастный, нищенский, нищий, обездоленный, пребедный, приниженный, раздетый, сердешный, сирый, скудный, убогий, убогонький
В словаре Синонимов 2
• прил1. маломощный, маломочный2. неимущий, нищийне имеющий средств к существованию3. скудный, нищий, нищенский, убогийотличающийся бедностью, характерный для бедняка4. небогатый, скудный, нищий, убогийограниченный в каком-либо отношении5. бедняга, бедняжка, бедняк, бедолага, несчастный, сердечныйчеловек, вызывающий сочувствие6. бедняк, неимущий, нищий, голоштанник, беспорточникнеимущий человек7. несчастный, несчастливый, горемычный, бесталанныйиспытывающий несчастье (о человеке) • прил1. маломощный, маломочный2. неимущий, нищийне имеющий средств к существованию3. скудный, нищий, нищенский, убогийотличающийся бедностью, характерный для бедняка4. небогатый, скудный, нищий, убогийограниченный в каком-либо отношении5. несчастный, несчастливый, горемычный, бесталанныйиспытывающий несчастье (о человеке)
- О святая простота! (O sancta simplicitas!)Великий борец за освобождение чешского народа от немецкого засилия Ян Гус (1369 — 1415) был возведен католическим церковным собором на костер как опасный еретик, враг истинной церкви. Стоя на костре, мученик заметил дряхлую старушку, верующую католичку, которая, вполне уверенная, что делает благое дело, принесла на площадь казни свою охапку хвороста и подбросила ее в костер....