Исследовательская работа » Народные приметы в пословицах и поговорках»
Традиционно осень на Руси – пора земледельческих праздников и жатвенных обрядов. В это время собирали урожай, что обеспечивало счастливую и сытую зиму, достаток и благополучие в семье.
Малые формы фольклора, такие как пословицы, сохранили в речи и отразили важность плодоносного времени года в жизни человека, зависимого от природы. Посредством пословицы, в краткой, сжатой форме люди проводили аналогии между хорошим урожаем и богатством («В осень и у вороны копны хлеба»), отмечали сезонные изменения в мире животных и растений.
Важность погоды стала причиной разделения пословиц по фенологическим периодам, то есть по климатическим особенностям. Так выделяют раннюю осень – светлый, радостный период, отражающий красоту и щедрость природы, золотую – прекрасное время увядания листьев и путешествий перелетных птиц, и предзимье – пора непредсказуемых ненастий, знак готовиться к зиме. Всем этим фазам тематически соответствуют свои виды пословиц. Каждый осенний месяц тоже почтен особыми изречениями.
Пословицы про осень выражают первостепенные интересы земледельца: здоровье скота, народные приметы на погоду, которая может отразиться на хозяйстве, стремление к достатку и миру.
Украинские поговорки, речения и цитаты XIX века
Оригинал | Совр. орфография | Перевод |
— А багато було людей в церкві? — Людей, мамо, не було нікогісінько, тілько самі за себе москалі — так що й голки не було б де встромити. | — А бага́то було́ люде́й в це́ркві? — Людей, мамо, не було нікогісінько, ті́льки са́мі за себе́ моска́лі — так що і го́лки не бу́ло б де встроми́ти. | — А много ли было людей в церкви? — Людей, мама, не было никогошеньки, только сами за себя москали — так что и иголки б некуда было воткнуть. |
Вижу, що чорт москаля ніс у хижу (Саркастичный ответ не «москальский» вопрос «Что видишь?» вместо «Що бачиш?») | Ви́жу, що чорт моска́ля ніс у хи́жу | Вижу, что чёрт москаля нёс в клеть. |
З москалем бувай, а камінь в пазусі тримай. | З моска́лем бува́й, а ка́мінь в па́зусі трима́й. | C москалем будь, а камень за пазухой держи. |
Казав москаль «право», тай й збрехав браво. | Казав москаль «право», тай й збрехав браво. | Сказал москаль «право», да и наврал браво. |
Коли москаль каже «сухо», то певно буде по ухо. | Ко́ли моска́ль ка́же «су́хо», то пе́вно бу́де по ву́хо. | Коли москаль говорит «сухо», то поди будет по ухо. |
Коли чорт та москаль що вкрали, то поминай, як звали. | Ко́ли чорт та моска́ль що вкра́ли, то помина́й, як зва́ли. | Коли чёрт да москаль что украли, то поминай как звали. |
Мабуть москаль тоді красти перестане, як чорт молицьца Богу стане. | Мабу́ть моска́ль тоді́ кра́сти переста́не, як чо́рт моли́ться Бо́гу ста́не. | Поди, москаль тогда красть перестанет, когда чёрт молиться Богу станет. |
Москалеві годи як трясці, а все біcом дивицця. | ? | Москалю (хоть) угождай как лихоманке, а всё бесом смотрит. |
Москаль з бісом порадились, та й на лихо понадились. | ? | Москаль с бесом посоветовались, да на лихо понадеялись. |
Москаль козака як раз огулить, а москаля й чорт не одурить. | Моска́ль козака́ як раз огули́ть, а моска́ля і чо́рт не одури́ть. | Москаль казака точно обманет, а москаля и чёрт не обдурит. |
Москаль ликом въязаний, у ликах ходе, та й всіх у ликах воде. | ? | Москаль лыком вязаный, в лыках ходит, да всех в лыках водит. |
Москаль ликом чваницца й кожному під ніс з ним пхаецца. | ? | Москаль лицом чванится и каждому под нос с ним пихается. |
Москаль на слёзи не вдаря. | Моска́ль на сльо́зи не вда́ря. | Москаля на слезу не пробьёшь. |
Москаль не свій брат, не помилуе. | ? | Москаль не свой брат, не помилует. |
Москаль як ворона, та хитріший чорта. | ? | Москаль как ворона[1], да хитрей чёрта. |
Не великий москаль, та страшний. | ? | Не велик москаль, да страшен. |
На вовка помовка, а москаль кобилу вкрав. | ? | На волка пеняют, а кобылу москаль украл. |
Не впадає москаля дядьком звать, а все «дядюшка». | ? | Негоже москаля дядьком звать, только «дядюшка». |
Не за те москаля бъють, що краде, а за те, щоб умів кінці ховати. | Не за те моска́ля б’ю́ть, що краде́, а за те, щоб умів кінці́ хова́ти. | Не за то москаля бьют, что крадёт, а на то, чтоб умел концы прятать. |
Од чорта одхристисся, а від москаля не одмолисся. | Од чо́рта отхре́стишся, а від моска́ля не одмо́лишся. | От чёрта открестишься, а от москаля не отмолишься. |
Про ідного москаля (вариант жовніра) війна буде. |
? | Об одном москале (вариант жолнёре) война будет. |
Собака брехне — москаль віри пойме. | ? | Что собачьему лаю, что москалю верить. |
— Тату, лізе чорт у хату! — Дарма, аби не москаль. | ? | — Папа, лезет чёрт в хату! — Пустое, лишь бы не москаль. |
Ти, москалю, и добрий чоловік, та шенелія твоя злодій. | ? | Ты, москаль, и хороший человек, да шинель твоя — вор. |
Хоч добрий чоловік, та москаль… | Хоч до́брий чолові́к, та моска́ль… | Хоть и хороший человек, да москаль… |
Хоч убий москаля, та він зуби вискаля.. | ? | Хоть убей москаля, а он зубы оскалит. |
Чорзнащо в лаптях, та й то москаль. | ? | Чёрт-те что в лаптях, да и то москаль. |
Приводится по: [books.google.ru/books?id=WZJBAQAAMAAJ&pg=PA18#v=onepage&q&f=false Москаль] // Украінські приказки, прислівъя и таке инше / М. Номис. — СПб., 1864. — С. 18—19. |
Народные приметы на апрель
Всю землю в цветы апрель одевает, всех людей к радости призывает, листвою деревья венчает. Теплый апрель, мокрый май — значит будет урожай. Апрель водою богат, если на Крещение (19 января) было полнолуние — будет большой разлив рек. Весна рекой прольет — капли не видно, осенью просеет — ведром черпай. Апрель с водой — май с травой. Ранний взлет пчел — к красной весне. Из березы течет много сока — к поздней осени. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету. Когда береза перед ольхой лист распустит — лето будет сухое, но если ольха наперед березой — лето будет мокрое. Много хрущей — к засухе. (Хрущ — жук с пластинчатыми усиками). Первый гром гулкий — к ядреным хлебам. Первый гром при северном ветре — холодная весна, при восточном — сухая и теплая, при западном — мокрая, при южном — теплая (северная часть России, Сибирь). Летит много паутин — лето будет жарким. По холодной весне — градобойное лето. Сильная завязь ореха — к грозам. Кукушка на сухом дереве закуковала — к заморозкам. Утки кричат и плещутся — к дождю. Кошка крепко спит — к теплу. 1 апреля. Дарьи месяц открыли. В эти дни на Руси белили хаты. 2 апреля. Почки южного дерева — абрикоса готовы распуститься. Невелика беда — услужить неблагодарному, но большое несчастье — принять услугу от подлеца. Любой наш недостаток будет более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть. О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется. 4 апреля — Василий — солнечный. 7 апреля — Благовещенье. Третья встреча весны. (Вторая была 18 марта). В этот день певчих птиц выпускают на волю. 9 апреля — Матренин день. Отбирали на семена репу. 12 апреля — средний срок цветения южных черешен. Знак того, что пора сеять кукурузу и свеклу. 14 апреля — Марья-Заиграй овражки. На Юге России зацветают вишни. Пора сажать дыни, арбузы, тыкву. 18 апреля — день Федула-ветренника. Говорили: «С Федула теплынью тянет». До «Федула» хозяйки не решаются открывать законопаченные на зиму окна: «Раньше Федула окна настежь — весеннему теплу дорогу застишь!» 19 апреля — в день памяти преподобного Евтихия и мученика Иеремии — тихая погода предвещает хороший урожай яровых: «На Евтихия день тихий — к урожаю ранних, яровых». На Акулину (20 апреля) дождь — хороша будет калина. 21 апреля — «Родион воды принес». В средней полосе России на Родиона пахали землю под овес. На Юге России в этот день зацветала сирень. 23 апреля — Юрьев день. Говорили: «На Юрьев день Луна молодая, сев яровых будет ровный. Ожидаются ранние заморозки, а если Луна на ущерб, с севом можно не спешить — морозов до поздней осени не будет». 24 апреля — день Антипа-половода. 25 апреля — день Василия Парийского. Весна землю парит. Василий — серьезный святой. В эти дни говорили: «Выверни оглобли, закинь сани на поветь» 29 апреля — Ирины-урви берега. Схлынули вешние воды, вязки речные берега, пылит орешник. 31 апреля — чествуется память святого Ивана Нового. В этот день у огородников принято засевать морковь и свеклу.
Отрывок, характеризующий Поговорки и речения о москалях
– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением. – Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его. Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви. – Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер. Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами. Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они прошли на паром. Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. – Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите? – Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу. Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он. – В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея. – Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда. – Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей. – Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю! – Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул… – Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог. Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили. – Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Пословицы — приметы про осень
Теплая осень — к долгой зиме.
Упал с дерева один лист – жди осени Иван постный пришел – лето красное увел (11 сентября). Упал с дерева один лист — жди осени. В сентябре синица просит осень в гости. Много тенетника на бабье лето, к ясной осени и холодной зиме. Если много тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают – осень протяжная и сухая. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень. В сентябре если паутина стелется по растениям — к теплу. Октябрьский гром — зима бесснежная. Теплая осень – к долгой зиме. Бабье лето ненастно – осень сухая Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой. Придет осень, за все спросит. Осень — запасиха, зима — подбериха. Осень — погод восемь. Первый снежок не лежок. Осенняя ночь на двенадцати подводах едет. Семен день, семена долой. Грех хлеб сеять.(14 сентября). Семен лето провожает. Семен бабье лето наводит. Малая пречистая. Аспасов день. Осенины. Вторая встреча осени (21 сентября). В Федору лето кончается, осень начинается. Третья встреча осени. И бабье лето до Федоры не дотянет (24 сентября). На Артамона змеи уходят в леса (в вертепы) и прячутся (25 сентября). Вздвижение – кафтан с шубой сдвинулся (27 сентября). Вздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет. На вздвиженье птица в отлет двинулась. На вздвиженье зазимки – мужику не беда. На Астафья примечай ветер: северный к стуже; южный к теплу; западный к мокроте; восточный к вёдру. Если с дерева лист не чисто спадет (то есть не вся листва опадет до снега) – к холодной зиме (примета) На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем – дорогою на теплый воды лететь (13 сентября). Птицы улетают низко – к теплой зиме, а если летят высоко – к холодной зиме. Строгой зима будет, если птицы в отлет дружно пошли. Воздвиженье осень к зиме двигает. Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. Раннее опадание листвы — к ранней зиме. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Покров – первое зазимье. Свадьбы. Срок наймам и сделкам (14 октября). На покров закармливают скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держат дома. На покров ветер с востока – зима холодная. Придет покров, девке голову покроет. Если снег выпадает на покров – счастье молодым. Отлет журавлей до покрова – на раннюю, холодную зиму. Коли белка в покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша (пермск.). Заяц сед, навидался бед (начал линять и стал заметен на выпавшем снегу) В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. Со студита станет холодно и сердито (25 ноября). Со Студита стужа – что ни день, то хуже. Федор Студит – землю студит.
Народные приметы на май
Древнерусское название месяца — «травень». Всюду начинают зеленеть травы, развивается листва. Май холодный — год хлеборобный. Женишься в мае — спокаешься, всю жизнь промаешься. В май жениться — весь век маяться! Дождь в мае — жди урожая. Холодный и ветренный май полезен для урожая. Ненадежное майское тепло. 1 мая — зацветение ивы-бредины указывает на начало сева укропа, редиски, моркови. 5 мая — сей лук, он — от семи недуг. 6 мая — прилетают ласточки, запахивают пашню. Выгоняют скот в поле. 10 мая — ясный восход солнца — к ветренному лету. 11 мая — память Святых апостолов Иасона и Сосипатра, по обычаю, начинали собирать березовый сок. Он сладок и быстро начинает бродить, поэтому его называют «хмельным»: «Пьяную березовицу навеселяют хмелем!» Деревенские знахарки собирают березовый сок не для лакомства, а для лечения. Особенно помогает березовый сок людям, страдающим лихорадкой. Но перед этим, по примете, необходимо было выкупать больного в дождевой воде или еще лучше — натереть мартовским позимним снегом. Солнечный день 11 мая служит лучшей приметой того, что лихорадка отпустит больного. В этот день принято было выходить на дорогу и ждать теплого ветра с полудня. Этот ветер в представлении знахарок тоже является целебным. Как только начинал дуть южный ветер, знахарки выставляли ему навстречу ладанки и особыми нашептываниями загоняли ветер в них, чтобы после, положив ладанку на больного, излечить его. 12 мая — день девяти мучеников — тоже считался днем лечения. Над больным читали специальный заговор, в котором соединились языческие верования и христианский церковный канон. День 13 мая отмечен в русской традиции особыми приметами. Если вечером этого дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер — то, по подмосковной примете, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. В Рязанской области было принято наблюдать в этот день восход солнца: если небо на востоке окажется чистым и безоблачным — лето будет хорошим, если же солнце встанет в облаках — все лето будут идти дожди. 14 мая — Иремей-Запрягальник. Начало широкого хода весенних полевых работ. Примечали: непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму. Советовали: «Днем раньше посеешь — неделей раньше возьмешь». Забота — вырастить хороший урожай, сберечь его. 15 мая — запел соловей основательно — весна пошла на убыль, а лето — на прибыль. 16 мая — если у черемухи много цветов — лето будет мокрое. 17 мая, высаживали капустную рассаду, соблюдая при этом древний обычай оберега будущего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и клали внутрь выдернутый поблизости кустик крапивы (с корнем). Делалось это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза. Высаживая капусту, приговаривали: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика». 19 мая — Ион-Горошик, Ибн-Росеник, Ион-огуречник. Примечали: «Ясный день на Иона — к урожаю огурцов». Если Ион-Горошник росы распустил — к урожаю овощей. 22 мая — день «Святого Николая». Начало настоящего трудового крестьянского лета. Дождь на «Святого Николая» — жди хорошего урожая. 23 мая — копают коренья на зелья. Заготовляют лечебные травы. 24 мая — Мокей Мокрый. Примечали: «На Мокея мокро — все лето мокро». «Восход солнца багряный, а днем дождь — к мокрому и грозовому лету». 25 мая — день Епифана. Примечали: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». 26 мая — Лукерья Комарщица. Появились комары. Будет потепление в ночную пору. Комары очень чувствительны к атмосферному давлению. При понижении атмосферного давления комары «эшелон полета» меняют. Считается, что комары — любимое лакомство ласточек. Стало быть, ласточки тоже свой полет переносят вниз. Глядя на низко летящих ласточек, мы говорим: «Это к дождю», и в основном бываем правы. Непогоду приносят циклоны и атмосферные фронты, которые е ними связаны. С их приближением атмосферное давление понижается. Чаще всего циклоны приходят с Атлантики и Средиземноморья. При появлении на западе длинных волокон перистых облаков с загнутыми краями — их так и называют «перистые когтевидные», — жди дождя. За перистыми облаками идут перисто-слоистые, покрывая, словно вуалью, небо, постепенно они переходят в высокослоистые и слоисто-дождливые, из которых и идут летом дожди, а зимой — снег. От перистых «дождевые» облака отстают на расстоянии примерно 400 км. В среднем скорость перемещения циклонов и облаков 25-30 км в час. Значит, через 12-15 часов после появления перистых облаков и жди дождя. При значительном падении атмосферного давления в болоте из почвы выходят газы, образуя бульканье на болотах. Сопоставьте полет ласточек с состоянием неба и выведя поправку на «бульканье», составьте собственный прогноз погоды. 27 мая — день Сидора. «На Сидора северко (северный ветер) и все лето таково», лето будет прохладное. Прилетят стрижи и касатки — и принесут тепло. 28 мая — день Пахома Бокогрея. Солнце начинает греть сильнее. «Пришел Пахом — запахло теплом». Примечали: «На Пахом тепло — все лето теплое». 31 мая — Федот Овсяник. Наступление тепла. Прогрелся воздух. «Пришел Федот — принялась земля за свой род». Приметы дня: «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой».
Наблюдения за природой в краткой поэтической форме
И природа, и стихотворения очень красивы и поэтичны. А объединившись, они и вовсе создают великолепный тандем. Небольшие по объему стихотворные произведения о весне можно и нужно использовать в процессе знакомства детей с окружающим миром и народными приметами. Краткость, рифмованные строки, интересное содержание сделало такой материал очень познавательным и доступным для маленьких всезнаек. Заучивание стихотворений о природе помогает развивать словарный запас, кругозор, внимание и память детей.
Весна красна, на все пошла.
Весна говорит — гнило! А лето — мило, лишь бы было!
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Матушка – весна всем красна.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
- Перстень ГигеяГигей — мифический лидийский пастух, владелец волшебного перстня, имевшего те же свойства, что наша русская «шапка-невидимка»: он, при умелом обращении, делал своего владельца незримым. По-видимому, это свойство с глубокой древности казалось людям пределом колдовских возможностей. Сказать про кого-нибудь: «Он владеет перстнем Гигея» — было то же, что назвать его всемогущим человеком, для которого нет ничего...