Главная / Человек / Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
2 апреля 2022

Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

19 Октябрь 2020 admin Главная страница » Педагогика » Пословицы

Ежегодно миллионы детей садятся за школьную парту, и каждый год миллионы юношей и девушек оканчивают среднюю школу. Они оставляют школу, получив в ней широкий круг знаний, умений и навыков по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, истории, географии и другим предметам, сформировав здесь своё мировоззрение и характер, готовые к дальнейшему продолжению своего образования в высшем учебном заведении. Все это — драгоценные плоды педагогического труда учителей. В пословицах и поговорках на тему «Учитель» выражена народная мудрость об учителе и учениках, об особенностях педагогической профессии.

Пословицы об учителе и педагогической профессии

Учитель в школе, что посев в поле. Дерево и учитель познаются по плоду. От умного научишься, от глупого разучишься. Детей учить – не лясы точить. Учение — путь к умению. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается. Ученого учить — только портить. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Век живи, век учись. Не учили, покуда поперёк лавки укладывался; а во всю вытянулся – не научишь. И медведя плясать учат. Каждый великий учитель близок врачеванию и искусству. Сперва аз да буки, а потом науки. Детей учить — не лясы точить. Учи других и сам научишься. Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки. Что посеешь, то и пожнешь. Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит. Учить — ум точить. Учи народ, учись у народа. Если учитель ест стоя, то ученики едят на ходу. Ученику — удача, учителю — радость. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. Учи других и сам научишься. Родители создают тело, учителя создают душу. Чтоб других учить, надо свой разум наточить. Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми. И груда книг не заменит хорошего учителя. По ученику и об учителе судят. Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. Знание — сила. От учителя наука. Хорошо того учить, кто слушает. Каждый учитель учит по-своему. Новому путь – дальше старого, ученику – дальше учителя. Верная указка — не кулак, а ласка. Строгость учителя лучше ласки отца. Учитель лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно. Учитель один не считает годин. Воспитать ребёнка – не выпустить цыпленка. Добрый дядька придаст ума дитятко. Ученый без дела, как туча без дождя. Детей учи без людей. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

Читайте также: Пословицы про талантливых людей. Цитаты про талант. Если не верить в самого себя, нельзя быть гением

В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», — говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», — советуют киргизы.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.

Большинство миниатюр народ слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст».

В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например : «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими», «Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.

Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травы, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» или другая – «Если женятся двое хороших – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д.

Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг : « Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни.

Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности.

В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного — смыслового звучания афоризмов.

Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой её части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляются разные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос : « Разве слышанное сравнить с виденным ? ». Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой.

Перейти на страницу: 1

Читайте также: По щучьему велению. «По щучьему веленью». Русская народная сказка

Пословицы о методах обучения

Нужно учить не рассказом, а работой и показом. Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Чтоб других учить, надо свой разум наточить. Наказывать легче, воспитывать труднее. Хороший пример – наилучшая проповедь. Учение — путь к умению. Верная указка — не кулак, а ласка. Строгость учителя лучше ласки отца. Побои мучат, а не учат. Немой упрёк тяжелее сказанного. Без строгости и щенка не вырастишь. Детей учи без людей. Плетью и дубиной не научишь. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает. Добрый пример лучше ста слов. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь. Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит. Хорошая порка еще никому не помешала. Умному слово пуще дубины. Немой упрёк тяжелее сказанного. Добрый пример лучше ста слов. Живое слово дороже мертвой буквы. Добро добро покрывает. На хотенье есть терпенье.

Пословицы об учителях и учениках

Диплом имеет, а дела не разумеет. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. По ученику и об учителе судят. Человек неученый — что топор неточеный. Спросить не стыдно, стыдно — не знать. Переученный хуже недоученного. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Не учась и лаптя не сплетешь. Не учи рыбу плавать. Кто много знает, с того много и спрашивается. Кто учится смолоду, не знает на старости голоду. Ученому везде дорога. Сытое брюхо к ученью глухо. Много ученых, мало смышленых. Голодное брюхо к ученью глухо. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Тетрадь — зеркало ученика и учителя. Почитай учителя как родителя. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. Яйца кур не учат. Водила за ручку — получила белоручку. Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Учиться никогда не рано и никогда не поздно. Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. Что посеешь, то и пожнешь. Ученый водит, неученый следом ходит. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Стихи про учителей

стихи про учителей

Стихи про учителей

***

Александр Межиров — Своих учителей умел я радовать

Своих учителей умел я радовать, На муки шел, науки грыз гранит. Но никогда не понимал, где складывать, Где вычитанье делать надлежит.

Куда ни поползу, куда ни кинусь, Один вопрос томит меня опять: Под знаком плюс или под знаком минус Все то, что осознал, воспринимать?

***

Любовь Сирота — Наш старший друг

Наш старший друг, наш друг бесценный, Наш неизменный костровой! Огня могучее растенье Шумит негибнущей листвой.

И он превыше наших споров, И развлечений, и затей – Огонь живительный, который Вы сберегли, наш Прометей.

Вы это имя заслужили. Вы бескорыстием своим Нас заражали и учили, Светя другим, сгорать самим.

Не раз, топорща злые перья, Как Прометея среди скал, Орёл бездушья, недоверья Вас беззастенчиво клевал.

Но, одолевшая напасти, Как прежде светит, тьму круша, Исполненная высшей страсти, Неугасимая душа.

Читайте также: Эгоизм — цитаты, афоризмы, высказывания

Дарит от старости спасенье, И наша молодость жива, И на негибнущем растенье Шумит зелёная листва.

***

Вадим Малков — Пришла учительница в класс

Пришла учительница в класс, Сама чуть-чуть постарше нас, И провела такой урок, Что мы забыли про звонок. Нам хотелось больше знать, И взрослыми быстрее стать, И выбрать в жизни верный путь, И в будущее заглянуть. Быть может, кто-нибудь из нас Войдет вот так же в школьный класс И проведет такой урок, Что все забудут про звонок.

***

Виктор Викторов — Учитель щедро учит нас тому

Учитель щедро учит нас тому, Что очень нужно будет в жизни: Терпенью, чтенью, счету и письму, И верности родной Отчизне.

***

Надежда Веденяпина — Учитель

Учитель – три слога Не так уж и много, А сколько умений вмещает оно! Уменье мечтать! Уменье дерзать! Уменье себя работе отдавать! Уменье учить! Уменье творить! Уменье детей беззаветно любить! Учитель – три слога. Но как это много! И это призванье вам Богом дано!

***

Наталья Иванова — Пожелания учителям

В большую жизнь вы нам открыли двери, Вы нас не только азбуке учили. Учитель! Мы вас любим, мы вам верим! Мы доброты уроки получили! Наш путь по жизни только-только начат, Спасибо вам — он начат так, как нужно. Желаем вам здоровья и удачи, Учеников — хороших и послушных!

***

Марина Цветаева — В классе

Скомкали фартук холодные ручки, Вся побледнела, дрожит баловница. Бабушка будет печальна: у внучки Вдруг — единица!

Смотрит учитель, как будто не веря Этим слезам в опустившемся взоре. Ах, единица большая потеря! Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая, В белых кругах уплывает страница… Разве учитель узнает, какая Боль — единица?

***

Анна Ахматова — Учитель

Памяти Иннокентия Анненского

А тот, кого учителем считаю, Как тень прошел и тени не оставил, Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем,

предзнаменованьем, Всех пожалел, во всех вдохнул

томленье — И задохнулся…

***

Читайте также: Улыбка. Добрые мысли об улыбке. Мудрецы об улыбке

Ольга Панчишкина — Такая есть профессия – учитель

Такая есть профессия – учитель. По-моему, её важнее нет. Преподаватель, мастер, просветитель, Хранитель знаний, детских душ творитель, Учитель держит на себе весь свет.

Он, каждый год шлифует поколенья, Как ювелир топаз, или алмаз. Уместно будет это здесь сравненье, Учитель, не имеющий терпенья, Профессию оставит в тот же час.

Ведь сколько надо приложить усилий, Чтоб научить детей чему-нибудь. Порой учитель плачет от бессилья И оттого, что труд в стране России Его не ценят. Как тут не всплакнуть.

Зато вопят на каждом перекрёстке Ему: «Халтуришь! Выпускаешь брак!» Обидны те слова, конечно, хлёстки. Так перевозбуждённые подростки Куражатся в предвосхищенье драк.

Возможно, обвиненья справедливы, И грош ему, учителю, цена. Ведь дети курят, лживы, нечестивы, Грубы, циничны и душой ленивы, Но только ли учителя вина?

***

Владимир Евплухин — Слово об Учителе

Я поэтов видел в бронзе и граните, И царей встречал на медных скакунах. Имена великих в позолоте литер Ярко полыхают в солнечных лучах.

Я – за справедливость! Надо бы поставить Где-нибудь на улочке скромный пьедестал – Памятник Учителю… И на нём бы надпись: «Без него бы Пушкин Пушкиным не стал.

Без него б Матросов не пошёл под пули, Не закрыл бы сердцем амбразуры зев. Без него бы люди в космос не шагнули, И не добрый был бы, не разумный сев…»

Жизнь не оборвётся, если есть Учитель: Строгий и не очень, старый, молодой… Если он приходит в школьную обитель – То не остановится шарик наш земной.

Коль порой ночною он сидит усталый, С кипою тетрадок будущих Толстых, Значит, вновь поставят где-то пьедесталы С именами новыми в строках золотых.

Значит, вновь Чайковский где-то народится И волшебной музыкой души восхитит. Значит, вновь России будет кем гордиться, Значит, вновь Учитель землю посетит.

Помните учителя! Много ему надо ли? Весточку, улыбку, передать «привет»… Годы ему в волосы серебром нападали, Но в душе учителя не погаснет свет.

Будет он по-прежнему звездочкой для юности, Не устанет сердце в унисон стучать С детскими сердечками. Огонечки мудрости Он в смышлёных глазках будет зажигать.

Помните учителя где-нибудь под звёздами, Звездолёт уверенно направляя ввысь! Помните учителя! И навек запомните Те слова заветные: «Ты учись. Учись!»

***

Андрей Дементьев — Не смейте забывать учителей

Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых. И, сколько бы ни миновало лет, Случается учительское счастье Из наших ученических побед. А мы порой так равнодушны к ним: Под Новый Год не шлём им поздравлений. А в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним. Они нас ждут. Они следят за нами И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех. Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей!

***

Надежда Веденяпина — Учитель, какое прекрасное слово

Учитель! Какое прекрасное слово. Оно нашей жизни и свет и основа. Сияет для нас путеводной звездой И в мир новых знаний ведет за собой.

Учитель! Какое высокое слово! Его повторяем мы снова и снова. Наш старший товарищ, наш искренний друг. Он – ключ, открывающий кладезь наук!

Можно в жизни всему научиться, Воплотить много новых идей, Но учителем нужно родиться, Чтобы жить на земле для детей.

***

Ольга Повещенко — Быть учителем – призванье

Быть учителем – призванье. Нужно так детей любить, Чтобы душу и старанье Без остатка им дарить. Быть примером подражанья, Интересно объяснять, Чтоб имели все желанье На уроках отвечать.

***

Роберт Рождественский — Учителям

Удачи вам, сельские и городские уважаемые учителя, Добрые, злые и никакие капитаны на мостике корабля! Удачи вам, дебютанты и асы, удачи! Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, другие – как в храм. Удачи вам, занятые делами, которых не завершить всё равно, Накрепко скованные кандалами Инструкций и окриков из гороно. Удачи вам, по-разному выглядящие, с затеями и без всяких затей, любящие или ненавидящие этих – будь они трижды… – детей. Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя! Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого – стать. В нём будет мудрость талантливо-дерзкая, Он будет солнце нести на крыле. Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле!

***

Константин Ибряев — Учитель

Ты помнишь, было вокруг Море цветов и звуков. Из тёплых маминых рук Учитель взял твою руку. Он ввёл тебя в первый класс Торжественно и почтительно. Твоя рука и сейчас В руке твоего учителя. Желтеют страницы книг, Меняют названия реки, Но ты его ученик: Тогда, сейчас и навеки. И если в жизни большой – Вольно или невольно – Ты вдруг покривишь душой, Ему будет очень больно. А если в суровый час Ты выстоишь как мужчина, Улыбка хлынет из глаз Лучами добрых морщинок. Лай на свежем ветру Ярче ей разгореться… Из тёплых маминых рук Учитель взял твоё сердце!

***

Николай Рачков — Учитель

Поймите, не проситель, Не грозный судия, Стоит в стране учитель На грани бытия. Отбросим сантименты: Стоит – да что с того? Увы, все президенты Забыли про него. Стоит, поскольку совесть Не продал никому. Все фурсенки озлобясь Стреляют по нему. Вот-вот и рухнет скоро У школы потолок. Нет никакой опоры, А он ведёт урок. Пусть бедным, но опрятным, От славы вдалеке, Ведёт урок на внятном, На русском языке. Он бросить пост не смеет, Он знает, что нельзя. Разумное он сеет И вечное, друзья. Стыдитесь, бруты, гракхи, Все трепачи страны, Дельцы и олигархи,– Вы все ему должны. Он верит, что на свете Не доллар и не газ, Всего дороже – дети, В них – продолженье нас. Борясь за человека, За свет в его душе, Стоит под дулом века Один на рубеже. Почти один, учтите. Высок его зарок… Горжусь тобой, учитель, Российский педагог.

***

Учителя! Они как свет в пути

Учителя! Они как свет в пути, Какое ж нужно огненное сердце Иметь в груди, чтоб людям свет нести, Чтоб след его вовек не мог стереться! А чем их труд измерить, ты спроси У миллионов армии народной. Подвижников немало на Руси, Но нет мудрее их и благородней!

Читайте также: Скороговорки со звуком»Р» тренажёр (старшая, подготовительная группа) на тему

***

Учительство — не труд, а отреченье

Учительство — не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство — когда в глазах холодных Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно И знания разбрасывал не зря. Осыпанный цветным дождем букетов И озаренный блеском сотен глаз, Прими, учитель, не слова привета, А часть души от благодарных нас!

***

Профессии прекрасней нет на свете

Профессии прекрасней нет на свете — Источник знаний вы несете детям. И наш учитель — наш кумир, С которым познаем мы мир. И в этот день хотим вам обещать, Что, поднявшись со школьных парт, И мы сумеем людям передать Свой труд, тепло сердец и поиска азарт!

***

Вы повели нас по дороге знаний

Вы повели нас по дороге знаний. Отдав нам много силы и ума. А сколько приложили вы стараний, Чтоб мы учились хорошо всегда! Вы научили нас писать красиво, Решать задачи и себя вести, Всегда спокойно, чутко, терпеливо И к каждому подход сумели вы найти.

***

Прозвучал звонок весёлый

Прозвучал звонок весёлый В жёлто-красном сентябре, Распахнули двери школы Нашей шумной детворе. В долгий жизненный экзамен По дорожке непрямой Поведёт в страну познаний Наш учитель – рулевой.

***

Учитель, сколько же терпенья

Учитель, сколько же терпенья Таите вы в своей душе, Волненья, думы и сомненья – Все пережили вы уже. Какая ж быть должна любовь, Чтоб ее детям посвящать! У каждого характер свой, И каждый нужно понимать. Ведь детям нужно отдавать От сердца своего частицу, Им каждый день добра желать, О них и думать, и молиться. Им нужно знания давать, И научить, к чему стремиться, Когда им трудно, поддержать, Не дать страдать, не дать лениться. Чтоб вы, хотим мы, не грустили, Обида камнем не ложилась, И все добро, что вы вложили, Отдачей к вам чтоб возвратилось.

***

Учительница

Учительница. Все ее черты Прояснены по — утреннему просто: Уединенность тихой доброты, Величие стародавнего строительства. Но снова речь — спокойна и легка, И снова дышат отраженным блеском Гекзаметры старинного стиха, И плеск листвы в былых садах библейских. Отчизна, воля, тот горчайший дым, Что нас разбудит поздно или рано, Но дай хоть раз заплакать покаянно: «Учитель, перед именем твоим…»

***

Учитель! Труд твой кропотливый

Учитель! Труд твой кропотливый, С каким трудом еще сравнишь? Ты словно сеятель над нивой, Бесценный урожай растишь! Ты будто первооткрыватель, Ведешь по жизни молодежь, Ты в тоннах знаний, как старатель, Крупицу золота найдешь!

***

Разными бывают учителя

Разными бывают учителя В человеческом общежитии, Но на них держится наша земля, Наши открытия… Они не ожидают от нас Непременной известности, Но предпочитают известный запас Порядочности и честности. Многие морщатся от болтовни, Пустопорожней бойкости, Личным примером учат они Элементарной стойкости… Имеют крепкий душевный костяк, Уважают свое призвание. Некоторые — заслуженные, Прочие — так, Без всякого звания! Когда постигнешь, что в личной судьбе Не все теоремы докажутся, Старые учителя тебе Такими родными кажутся! Незримо поддерживают плечом Птенцов своего племени. Поговорить бы с ними — и есть о чем — Да все как-то нет времени.

Пословицы ко дню учителя

Век живи, век учись. Родители создают тело, учителя создают душу. Чтоб других учить, надо свой разум наточить. Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми. И груда книг не заменит хорошего учителя. Почитай учителя, как родителя. Высоко дело учительства, но и трудно оно. И груда книг не заменит хорошего учителя. Только уважая учителя, сам станешь учителем. По ученику и об учителе судят. От учителя наука. Каждый учитель учит по-своему. Учитель лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно. Воспитать ребёнка – не выпустить цыпленка.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Волынку тянуть (завести)
    Что такое «волынка»? Загляните в энциклопедический словарь и узнаете: «Волынка – народный духовный инструмент с воздушным резервуаром из телячьей или козьей шкуры…» Вот так раз! Почему же тогда мы говорим: «Ну что ты волынку тянешь! Говори короче!» Читайте дальше: «Волынка издает тягучие, монотонные звуки…» вот и понятно: именно из-за этих звуков волынка стала олицетворением медлительности,...