Манкуртов, не помнящих родства и не помнящих уроки истории -история и настигает…
Не надо здесь реальной жизни! Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры. |
« | Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино… | » |
— Александр Пушкин. «Борис Годунов» |
« | Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. | » |
— Автор действительно неизвестен |
Иван, родства не помнящий
— это человек без исторической памяти, равнодушный к своей семье, своей родине, своим истокам, своему народу, а то и вовсе отвергающий их с презрением; человек, зачастую либо недалёкий, либо бездушный и себялюбивый, для которого дом там, где кормят. В принципе, обычно это личное дело каждого, но мы говорим о художественных произведениях, а в художественных произведениях необходим конфликт. Поэтому наш Иванушка непременно себя проявит. И хорошо ещё, если просто козлом, а не полным чудовищем.
Загадить родную землицу токсичными отходами? Подумаешь, это всего лишь почва!
Смести памятники архитектуры бульдозером и отгрохать небоскрёбы и торговые центры? Да кому сдались эти трухлявые сараи, двадцать первый век на дворе!
Отправить родную мать в самую дешёвую богадельню? Подумаешь, старуха! На кой чёрт тащить такую обузу? Какая разница, где ей помирать? И вообще, от неё воняет. Старостью.
Переметнуться на сторону вражеской державы? Дык у них есть печеньки!
Да и вообще, все эти так называемые «собратья» — просто жалкие неудачники и нищеброды, копошащиеся в грязи, которые так ничего в жизни и не добились. Нехай они все сгниют.
Исторически же это нарицательное выражение не имело того смысла, что вкладывают в него сейчас, и возникло благодаря беглым каторжанам, которые, будучи случайно изловлены, представлялись «Иванами» и заявляли, что «родства не помнят».
Соседний типаж — Смердяков; разница в том, что Смердяков именно ненавидит и презирает
свою родину/семью/нацию/биологический вид и
сознательно
стремится дистанцироваться от сородичей, а для Ивана это «ничего личного, просто бизнес».
Обратная сторона той же фальшивой монеты — Горе-патриот. Кстати, последние очень любят лепить ярлыки «Иванов» и «Смердяковых» на всех, кто не согласен с их взглядами на государственное и общественное устройство; не уподобляйтесь же и вы грешным сим, когда будете приводить здесь примеры. Кто из этих типажей хуже? В терминальной стадии — все три.
В фантастической версии, если это связано с превращением персонажа в представителя иной расы, это называется предательский постчеловек.
Человек Неизвестного Звания
В царской России с незапамятных времён провинившихся зачастую ссылали на каторжные работы. И, конечно же, народ с каторги нередко бежал. Когда полиция задерживала такого беглого каторжанина и требовала назвать имя, мужик, не желая открывать свои настоящие данные, звал себя Иваном. На вопрос: «А по батюшке?» — стандартный ответ: «Не помню». Паспортной системы ещё не существовало, и установить реальное имя человека было крайне непросто. Поэтому полицейский так и записывал: «Иван, родства не помнящий». Долгое время существовал даже отдельный юридический термин — «не помнящий родства».
Помимо беглых каторжников, свои имена и происхождение зачастую хотели скрыть сбежавшие от жестокого помещика крепостные, солдаты и просто ищущие другой жизни люди. Про всех таких «потерявших память» писали стандартное: «Иван, родства не помнящий». Это было довольно массовым, распространённым явлением. О нём упоминает и Чехов в своём «Острове Сахалин»: «У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотчества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Человек Неизвестного Звания…»
Со временем выражение потеряло первоначальный смысл, и сегодня мы называем «Иванами, родства не помнящими» не тех, кто скрывает свою подноготную, а людей без принципов, неблагодарных своим корням, родине, истории и культуре предков.
Кстати, слово «подноготная» также имеет довольно старинное происхождение.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Строго говоря, туркестанские манкурты
относятся не к этому тропу, а к тропам живой зомби и пытки ломают личность. Согласно подтвержденному некоторыми очевидцами преданию, манкурт — это пленник, над которым проведена была садистская процедура: ему на голову надевали тугой шлем из смоченной верблюжьей шкуры, которая, высыхая, сдавливала череп, и переживший эту пытку становился покорным рабом, не помнящим ни своего имени, ни родни, ни прошлого, живущим лишь верным служением своему хозяину. И хотя манкурт совершенно в этом не виноват, сам образ и слово сделались нарицательными благодаря Чингизу Айтматову, использовавшему эту легенду в своем романе «Буранный полустанок» как аллегорию на тех самых «Иванов» с изуродованной душой.
Театр[править]
- «Мадам Баттерфляй» — крайне трагический вариант: главгероиня, японская гейша, вышла за американского военного моряка и изо всех сил стремилась стать американкой сама, чтобы сделать приятное мужу — кончилось это разрывом с семьёй. А супруг в итоге поматросил и бросил…
Литература[править]
- Оскар Уайльд, «Мальчик-Звезда»: узнав, что его родная мать — оборванная нищенка, заглавный герой с отвращением прогоняет её.
- Рафаэль Сабатини, «Одиссея капитана Блада» — полковник Бишоп. «Эти белые свиньи не умеют работать и быстро дохнут в нашем климате». Так и хочется спросить: «А ты сам-то кто?» А он ответит: «Белый человек белому человеку рознь. Я — соль земли, британский дворянин, офицер, опора короны в здешних землях. А они — проклятые мятежники, рабы, белая свинота, которая работает гораздо хуже черномазых скотов, да ещё и выносливостью не отличается!»
- Синклер Льюис, «Кингсблад, потомок королей» — часть родственников главного героя оскорбилась, когда он объявил, что у истоков их рода стоял негр. Дело происходит в США 1940-х.
- В каждом романе о временах Дмитрия Донского наверняка будет выведен Некомат-Сурожанин — ловкий купец, а по совместительству ещё более оборотистый шпион: поставляет сведения Москве, Твери, Рязани, Орде, генуэзцам — всем, кто больше заплатит. Описывается человеком без родины, а заодно — без чести и совести, готовым предать и продать кого угодно. И не сказать, чтобы без оснований.
- «1984» — Партия в своих интересах методично уничтожает не только историческую память, но даже саму историю. И всё это — под патриотическими лозунгами. Ничего удивительного: война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
- «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина — молодое поколение равнодушно к тому, что деревня, где они родились, дома их родителей, могилы их предков будут погребены под водой ради строительства электростанции. А старики с этим смириться не могут и готовы погибнуть — лишь бы на родной земле. Но, с другой стороны, невозможно превратить всю страну в подобие музея-заповедника, где нельзя ничего трогать. ГЭС, единственный в наши дни по-настоящему эффективный способ использования возобновляемой энергии, строятся на реках. В старые времена люди селились исключительно вдоль рек, то есть, крупных рек с незаселёнными берегами практически нет. Где же ещё строить ГЭС, не в пустыне же? Надо искать компромиссы: например, переносить кладбища предков и/или исторические памятники в новые места проживания переселенцев, технически это возможно. Консерватизм не должен выходить за пределы здравого смысла. Вообще-то есть конструкции, позволяющие использовать течение реки для получения электроэнергии без перегораживания плотинами. Так что совсем не обязательно устраивать затопление территорий.
- Почему же их не используют?
Кино[править]
- «Манкурт» 1990 года по легенде из романа Айтматова.
- «Плач матери о манкурте» 2004 года — ещё одна экранизация той же истории.
- «Прощание» Ларисы Шепитько и Элема Климова по мотивам повести Валентина Распутина.
- «Нечистая сила» 1989 года — главный герой Иван становится сабжем в результате удара по голове и перенесённых испытаний. В финале, увидев похороны матери, опомнился.
- «Кто подставил Кролика Роджера» — Судья Рок, безжалостно убивающий мультяшек и готовый ради прибыли уничтожить Мульттаун… притом, что САМ является мультяшкой. Кстати, его приспешники-хорьки под троп, возможно, тоже подпадают (при условии, что они знали о планах своего нанимателя).
- «Дрожь земли-3» — раздражающий подросток Марвин из первой части возвращается в родной городок Совершенство богатым дельцом и планирует начать масштабную застройку (не интересуясь мнением на сей счёт горожан, с которыми провел все детство и юность). По такому случаю Берт даже оставил в живых одного грабоида, дабы Марвин не рыпался (а убить червя ему не позволено законом — вымирающий вид-с!)
- Avatar — положительный пример. Протагонист отверг своё человеческое прошлое, выступил против земных колонизаторов на стороне аборигенов. С точки зрения полковника Куоритча вполне себе отрицательный пример. Существует и другой взгляд на события фильма: земляне вовсе не выступают там единым фронтом. В фильме показан конфликт двух противоборствующих группировок — земных учёных, которые считают инопланетную биосферу и знания о ней важным приобретением для Человечества, и земных вояк, которые в этом ценности не видят, а видят в ископаемых минералах и простом удовлетворении от военных побед. С этой точки зрения главгерой с коллегами «отвергли своё человеческое прошлое» не более, чем лесник, вступивший в перестрелку с браконьерами.
- Фильм 1957 года «Звёздный мальчик».
Мультфильмы[править]
- «ВАЛЛ-И» — канонический пример: люди загадили родную Землю до невозможности, после чего покинули её, оставив разгребать срач роботов-уборщиков, а сами отправились в космос, где и стали жить-поживать да жирка наживать. Правда, по прошествии 700 лет ленивые и наивные, но добродушные жители станции «Иванами» быть отказались и таки вернулись на родную планету, чтобы помочь жизни на ней восстановиться, но вот жадный и беспринципный глава корпорации, ответственный за экологическую катастрофу и тайно встроивший в Автопилот программу с запретом возвращаться на Землю — это уже терминальная стадия.
Видеоигры[править]
- Игры Вселенной Х. Аргонцы до такой степени забыли про свои земные корни (сознательно отказываясь от истории, чтобы после катастрофы 2146 года начать жизнь с чистого листа), что даже само существование Земли за прошедшие столетия у них считалось мифом, который превратился в религию (верует в Землю фракция пацифистов под названием «гонеры»). Но с такими родителями никаких врагов не надо — земляне в данном сеттинге после трогательного воссоединения (X³: Reunion) оказались кончеными козлами: мало того, что порядочные ксенофобы[1], так еще и параноики[2], засылающие шпионов ко всем подряд, включая родственников аргонцев. Из-за действий и высокомерия землян началась сначала холодная война между Землёй и Содружеством (события X³: Terran Conflict), а затем и прямая война между Землей и Аргоном (события X³: Albion Prelude) как последствие раскрытия масштабной шпионской сети землян в рядах аргонцев. Младшие братья тоже оказались хороши: путём шпионажа с помощью криминальных элементов пытались заполучить земные технологии, а во время войны Сая Хо совершила ещё одно настоящее преступление против человечности по плану аргонской секретной службы — был уничтожен Земной Торус, станция, опоясывающая экватор Земли на геостационарной орбите. Вторая атака машин, подобных тем, что устраивали геноцид и экоцид в 2146 году, не могла не нанести новую психологическую травму жителям Земли. Поэтому разрыв всех связей с культурной и биологической родиной в случае аргонцев, хотя безусловно трагичен, был неизбежен.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — с некоторой натяжкой таковыми можно считать хаоситов, сознательно перешедших на сторону Губительных Сил. Хаос совершенно точно не несет ничего хорошего человечеству, даже при всей неоднозначности местного добра. Но переметнувшихся интересует только могущество и власть, а что будет с человечеством им обычно все равно. С очень большой натяжкой, так как во-первых, с точки зрения самих хаосистов жизнь на тех же Боевых лунах Талакса просто замечательная. А то что слугам Бога-трупа кровавые ритуалы не нравятся, так их и не звали сюда. Это еще не заводя веселый срач на тему ритуалов серых рыцарей вымазанных в крови сестер битвы («Возвращение Кровавого Прилива»). Во-вторых, хаосистов вовсе не обязательно интересует власть. Просто, сравнение качества жизни на колдовском мире и рабской жизни на мире имперском опять же потянет на полноценный срач. Ну, тут зависит от. В различных книгах, где описывается Космодесант Хаоса (автор правки вспоминает «Тёмный апостол» Рейнольдса и «Чёрный легион»), упомянуто, что своих человеческих помощников (которые таки их рабы в самом прямом смысле) хаосмарины ценят не шибко выше туалетной бумаги и могут использовать как пушечное мясo по желанию левой пятки, да и в хаоситском кодексе обычные культисты Хаоса описываются как вооружённые и защищенные сугубо тем, что смогут сами откопать и припрятать, ополченцы, используемые как живой щит и для давки числом. Впрочем, в том же хаоситском кодексе подчеркнуто, что в культисты идёт столь много народу больше потому, что их задолбала жизнь в Империуме.
, ибо печеньки у т’ау вкусные, и их в 90 % процентах случаев[3] вполне позволяют есть.
- Как и в сорокотысячнике, людские племена, поклоняющиеся Хаосу и гномы Хаоса. Они не то, чтобы как-то особенно ненавидят сородичей, а просто мечтают стереть с лица земли всё живое и уничтожить мир.
Подноготная и подлинная правды
Подноготной сегодня мы называем тщательно скрываемые сведения, всю, самую сокровенную правду. И однокоренное «ноготь» здесь неспроста. Дело в том, что в давние времена, выпытывая необходимую информацию у человека, палач под ногти загонял несчастному иглы или длинные гвозди. Таким зверским образом и добывалась «подноготная правда». Со временем эта пытка ушла в историю, а слово так и осталось в языке.
Похожим образом вошло в русский и слово «подлинный», «подлинная правда». В царской России батоги и плети, битьё которыми часто назначалось в наказание провинившемуся или пытаемому человеку, назывались «линниками». Избиваемый, чтобы остановить наказание, рассказывал обо всём, что знал. Поэтому информация, полученная из-под «линников», называлась «подлинной правдой».
Гол как сокол
Ещё одна поначалу не совсем понятная фраза с древней историей. Так говорится об очень бедном человеке, но при чём здесь птица сокол и почему вдруг она оказалась голой?
Согласно первой версии происхождения выражения, изначально оно звучало по-другому — «гол как сукол». В стародавние времена славяне мастерили заборы для посевов из гладких кольев, «голых» от веток и сучков, а для того, чтобы заборы не кренились, для их поддержки ставили одинарные колья побольше. По осени заборы часто разбирали на хозяйственные нужды, а колья для поддержки оставались торчать в поле одиноко и уныло, как ничего не имеющие за душой сироты. Поэтому и получал такое сравнение бедный человек.
Вторая теория говорит о том, что сокол всё-таки «виновен» в происхождении устойчивого выражения, однако это не сокол-птица, а сокол-орудие, которое мастерилось для пробивания стен и ворот. Оно представляло собой толстенное увесистое бревно, обитое железом или чугунным брусом. Поверхность такого «сокола» была абсолютно гладкой, «голой». Отсюда и пошло в дальнейшем известное нам сравнение.
«Иваны, не помнящие родства»
Так называли разного рода бродяг, беглых — каторжников, крепостных, солдат и т. д. Стараясь скрыть своё прошлое, они отказывались называть фамилию, «не помнили» её (отсюда и распространённая фамилия – «Непомнящий»). Эти люди отрекались от своих социально-родовых корней, от «фамилии», но при этом «выбирали» одно и то же имя – «Иван».
Данный выбор весьма символичен. Имя «Иван», «Иоанн» производят от еврейского «Йоханан», что в переводе означает: «Яхве пожалел», «Яхве смилостивился», «Яхве помиловал». Иоанн (греческая форма еврейского имени), таким образом, означает «помилованный». И здесь прослеживается некая любопытная связь с теми бродячими и беглыми «иванами», которые надеялись на милость правосудия.
В то же самое время, имя «Иван» можно прочитать и по-славянски, по-индоевропейски. Тут надо вспомнить об именах Ив и Айвэн. (Кстати, в латыни «Иван» читается именно как «Айван».) Древних эллинов назвали «йавана», что выводит данную тему на уровень этнонимов.
И в этом плане особенно показательна «уменьшительно-ласкательная» форма имени Иван – «Ваня». Оно заставляет вспомнить название группы скандинавских богов – ванов, противников асов. Согласно эддической традиции, ваны являются выходцами из Ванахейма – страны расположенной в Северном Причерноморье, западнее Дона (Ванаксвиля), в скифских землях. И данное имя следует сопоставить с этнонимом «венед-венет», которое использовалось для обозначения всех славян или их западной ветви. Кроме того, напрашивается сопоставление с именем некоей славянской страны – «Вантит», которое приводят средневековые арабские авторы (и которую считают державой вятичей). И в этой оптике выражение «русский иван» и «русские иваны» приобретает новый смысл. Можно даже говорить о том, что русские это и есть ваны. В связи с этим интересны различные попытки сближения этнонимов вен
еты-сло
вен
е-сла
вян
е-
ск
ла
вин
ы-
ск
олоты-
ск
ифы. Особенно, если учесть, что тема скифо-славян теснейшим образом связана с темой гипербореев, а, значит, и с Великой Северной Традицией. (
«Солнечная Славия и скифская традиция»)
Иван является центральной
фигурой всей русской сказочной традиции. Это некий базовый архетип, который наполняет собой всё «подсознательное» народа. Иван выступает и как «дурак», и как «царевич». Характерно, что оба Ивана являются
потерянными, но нашедшими сами же себе
субъектами. Иван-дурак, будучи третьим братом, лишается наследства, а Иван-царевич — своего царства, причем третируется двумя старшими братьями. Иваны
оказываются
на периферии социального пространства сказки, но покидают её и проникают в самый центр. Иван-дурак побеждает противника, получает богатство и славу, женится на царской дочери, то есть поднимается до царского уровня. Иван-царевич возвращает своё царство или же своих царственных родителей, одновременно получая и приз победителя – чужое полцарства и т. д.
Безусловно, образ «дурака» («простака») и «третьего сына» есть в других традициях, но в русской традиции он выражен полнее и ярче. Он выражает положение русских иванов, которых, на протяжении очень долго времени, пытаются оттеснить на периферию «цивилизационного ядра», лишить «индоевропейского» наследства
и даже собственного
царства
. При этом, русские оказываются в тени, условно говоря, Запада и Востока, за которыми признается глубокая древность. Русские иваны этой древности лишены, они забыли про неё и потеряли свою «фамилию». Они выступают как
иваны, родства не помнящие
.
Однако, в соответствии со сказочным архетипом, для них характерно стремление вырваться с периферии и достичь центра, вернув себе царство, обрести славу и богатство. В русском архетипе одновременно сочетаются сила и слабость – и оба этих качества выражены с предельной
мощью (тут можно говорить о «мощной слабости»). На поэтическом уровне такое состояние описал Н. А. Некрасов: «Ты и могучая, Ты и обильная, Ты и богатая, Ты и бессильная, Матушка Русь».
Для Русского Ивана характерна неотмирность, стремление творить некий высокий художественный образ. Не случайно Иван-дурак является поэтом
и музыкантом. Он загадывает и отгадывает загадки, говорит некую «заумь», играет на гуслях. Для русских иванов также характерно стремление покинуть земной план, отрешиться от него. Не случайно русский Иван первым вышел в космос и осуществил грандиозный социальный эксперимент, направленный на создания «земного рая». Здесь очень характерен образ былинного богатыря Святогора, связанного с Северной (Сиверской) горой. Он желает побороть тягу земную и перевернуть небо с землей. (А другой богатырь – Микула Селянинович – запускает свою сошку в небо, на манер космического корабля.) Русский Иван
полярен
– он устремлен к Полюсу, к Северу, к некоей идеальной, абсолютной точке.
Святогора переполняет такая сила, что богатыря отказывается носить мать-земля. И, в конечном итоге, он гибнет под тяжестью своей же собственной силы. (Хотя, есть менее распространенный вариант былины, согласно которому Святогор всё-таки остаётся в живых.) Слабость и сила русского Ивана неразрывно связаны друг другом. Причем, изначальна
здесь не слабость, а именно сила. Слабость возникает как следствие непомерной силы, которая переполняет саму полноту русского Ивана, выплёскивается гигантским водопадом. Отсюда и знаменитый «русский альтруизм», который проявился в особенностях имперского строительства (отказ от колониального угнетения) и внешней политики (во многом бескорыстная, идейная поддержка разных стран и движений). В конце движения субъект ослабевает, подходя к некоему пределу. Таким образом, важнейшим качеством русского Ивана является чрезмерная сила (
сверхсила
,
гиперсила
), и данное качество может выступать и как отрицательное. Сверхсила позволяет достичь «полярных» высот, но потом обессиливает народ, и он прекращает своё великое движения, а в чём-то и откатывается назад. Нордизм сменяется зюйдизмом, Арктида оборачивается Антарктидой. Причём, само это движение необходимо, ибо только оно позволяет сохраниться в условиях мощного давления самых разных сил. Русский Иван чужд цивилизационному «ядру» (условно говоря, «Западу»), которое всегда стремится «переформатировать» его в нечто иное.
Когда русский Иван ослаблен собственной силой, то он включает некий защитный механизм. Он старается «отдохнуть» от этой силы и забыть про неё. Русский Иван пытается забыться, именно потому он и становится Иваном, родства не помнящим. Субъект, ослабленный своею же силой, перестаёт быть и «царевичем», и «дураком», оставаясь просто
«иваном». Отсюда и все минусы нашего национального беспамятства и самоумаления. Но в этом и плюсы национального отдохновения и собирания сил. Русскому Ивану снятся «дурацкие» сны о его «царском» величии, и этот сон чреват пробуждением.
Если Святогор – это образ русской сверхсилы, то его побратим Илья Муромец является образом вос-становления силы, «вос-стания», вставания — в смысле воз-вращения (начало нового вращения, движения) к изначальном могуществу. Сам Илья, что символично, долгое время сидит сиднем тридцать леи, после чего получает свою силу и возрождается, точнее рождается – для движения. Он получает силу от умирающего Святогора, вместе с его дыханием. Однако, Илья соглашается принять не всю «силушку», а только «полсилушки»: «Будет с меня силы, братец, не то земля на себе носить не станет». Можно сказать, что это прасила
, которая возрождается (рождается) на новом уровне, в ином обличье. Для русского Ивана присуща потрясающая способность вос-
стан
авливать свой мир, добиваться все новых высот, поднимаясь к ним из низин падения. В этом плане очень интересна концепция академика Б. А. Рыбакова о «пульсирующем характере» русской государственности, для развития которой характерно чередование победоносного расширения и катастрофического сжатия.
Примечательно, что истоки самой этой государственности Рыбаков видит ещё в праславянской цивилизации скифов-земледельцев, сколотов (II-I тыс. до н. э.). Но истоки были и у них, их цивилизация наследует великим древним державам, от которых не осталось имени и которых называют по имени соответствующих археологических культур – Катакомбной, Срубной, Ямной, Среднестоговской и пр. И данные археологии свидетельствуют о том, что это были мощные образования, которые могут быть названы империями. Так, Ямная культурно-историческая общность (3600—2300 года до н. э.), названая по типу захоронения (в ямах), раскинулась на огромнейших просторах от Урала до Днестра, и от Кавказа до Среднего Поволжья. Весьма возможно, что это были тем самые скифы (протоскифы), о которых римский автор Помпей Трог сообщал следующее: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения… Скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения». Согласно ему, скифы владычествовали над Азией трижды – первый раз полторы тысячи лет, до ассирийского царя Нина. А это как раз и есть период существования Ямной культуры. Безусловно, эта (и другие, подобные ей, культуры) восходят к Арктиде; скифская тема, вообще, тесно связана с темой гиперборейской. Мы имеем какое-то представление о материальной культуре этих наших предшественников, но их история нам недоступна, хотя, бесспорно, какие-то источники здесь должны быть. Но нынешнее состояние «Ивана-не-помнящего-родства» делает эту историю недоступной для нас, она пока нам только снится – в качестве какого-то неясного образа.
«Крестьянский Сын и Чудо-Юдо»
«Миссия третьей касты»
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
- В долгий ящик отложитьЕсть предположение, будто это словосочетание, означающее «дать делу длительную отсрочку», «надолго задержать его решение», возникло еще в Московской Руси, триста лет назад. Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до...