Главная / Работа / Разработка классного часа на тему: Умелые руки не знают скуки.
5 февраля 2022

Разработка классного часа на тему: Умелые руки не знают скуки.

Умелые руки не знают скуки почему так говорят?

Алла Шубина

Открытое занятие «Умелые руки не знают скуки»
Занятие – игра «Умелые руки не знают скуки»
Цель: Способствовать формированию у воспитанников позитивного отношения к труду, как жизненной необходимости. Задачи: • Развивать творческую активность, желание экспериментировать. • Развивать умение работать в группе. • Развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение. • Расширять кругозор. • Учить правильно организовывать свободное время. • Развивать внимание, память, сообразительность, фантазию. • Воспитывать любовь к труду, доброту. • Убедить воспитанников в том, что их главная цель – учёба. Тип
занятия: комбинированное Форма проведения: занятие – игра. Время проведения: 40 минут. Место проведения: учебный класс. Оборудование: ноутбук, проектор, цветная бумага, клей, листы белой бумаги, пластилин, ватман. Наглядные пособия: толковый словарь, карточки с пословицами, карточки с кроссвордами для игры, карта острова, рисунок указательного камня, предметные картинки. Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель: Добрый день! Я приветствую всех собравшихся в этом классе. Сегодня мы с вами проведём игровое занятие. Все вы любите играть, отгадывать загадки, читать сказки. Вот и сегодня мы проверим ваши знания. Дети, встаньте в круг и покажите мне свои ладони. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаём друг другу хорошее настроение, пожелание здоровья, доброту. Улыбнитесь друг другу. Зарядите друг друга положительной энергией которая нам пригодится на занятии. Спасибо! Молодцы! Проходите на свои места. 2. Выявление знаний воспитанников о труде. Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, зачем человеку нужны руки? (Ответы детей)
Давайте попробуем отгадать загадку. Отгадав загадку, мы с вами узнаем тему нашего
занятия. Кто из обезьяны смело Человека может сделать? И какой волшебник дети Помогал в процессе этом? (Труд)
Молодцы! Загадку отгадали правильно. Да,
руки человека поистине создают чудеса. А как вы понимаете пословицу: «Умелые руки не знают скуки»
Вот и тема нашего
занятия так и называется «Умелые руки не знают скуки»(Вывешивается название на доске)
Воспитатель: Как вы уже догадались сегодня мы с вами будем говорить о значении труда в жизни человека. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут такие слова: Сколько надо каждому Для жизни сделать важного, Быть может, незаметного, Но доброго и светлого. 3. Изучение материала Заглянем в
«Толковый словарь»
Ожегова. Каково же значение слова
«труд»
? 1. Труд – работа,
занятие. 2. Труд – умение, направленное на достижение чего – либо. 3. Труд – целенаправленная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. А согласно толковому словарю Владимира Даля Труд – это работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы. Воспитатель: Необходимость в труде существует всегда. Труд и жизнь – это неразделимые понятия. Вот сегодня при помощи игр, пословиц, сказок мы постараемся подробнее узнать о значении труда. Игра «Доскажи словечко»
Кто на свете самый главный, Самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Дети хором: Это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый, самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Дети хором: Это труд! Воспитатель: Время быстро летит, Никому эту скорость не сбавить, То зима, то весна, То с листвы осыпается медь. Нужно вам поспешить Что – то яркое в жизни оставить И такой выбрать труд, Чтобы честно народу служить. Дел немало вокруг, Вам повсюду найдётся работа, И не нужно искать никакого покоя и впредь. Нужно так жизнь прожить, Чтобы сделать счастливым кого – то, Чтоб своею работой людям радость дарить. Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Кажется к нам в гости пришла сказка. (Появляется Буратино. Приносит большой конверт и сообщает что принёс письмо.) Буратино: Я так к вам спешил чтобы принести этот конверт. Воспитатель: Буратино, а что лежит в этом конверте? Буратино: Вертит конверт, и говорит:
«Я не ходил в школу и не умею читать»
Помогите мне ребята. Воспитатель: Ребята! Давайте поможем Буратино. Игра
«Шифровальщики»
С древних времён люди, если они не хотели, чтобы их письмо или послание прочитал кто – то кроме адресата, пользовались специальными шифрами. Эти шифры могли быть простыми и очень сложными, цифровыми и буквенными. Вот сейчас мы попробуем себя в роли шифровальщиков и попробуем расшифровать что здесь написано. Детям раздаются карточки. Они расшифровывают пословицы. 1. Без труда нет добра. 2.
Умелые руки не знают скуки. 3. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. 4. Маленькое дело, лучше большого безделья. 5. Взялся за дело – доделай его до конца! 6. Делали наспех, а сделали на смех. 7. Труд человека кормит, а лень портит. 8. Хвалят – не гордись, учат – не сердись. 9. Счастье не в воздухе вьётся, руками достаётся. Воспитатель: Что же у вас получилось? (Пословицы)
. Давайте их прочитаем. Так в русском народе детей учили трудиться с самого раннего детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде сейчас мы проверим. Конкурс
«Как ты понимаешь пословицу»
Воспитатель: Наша сказка продолжается. Перед вами всем знакомый
«Цветик – семицветик»
На лепестках цветка записаны пословицы. Нужно взять лепесток, прочитать пословицу и объяснить её смысл. 1.
«Начиная дело, думай о конце.»(Заранее продумайте цель и результат своего труда.)
2.
«Поспешишь – людей насмешишь»(Планируй свою работу, рассчитывая силы и время на её выполнение.)
3.
«Каков мастер, такова и работа»(Накапливай знания и умения для успешного выполнения работы.)
4.
«Кому работа в тягость, тому неведома радость»(Находи сам дела по душе, не жди уговоров и принуждения.)
5.
«Была бы охота, заладится всякая работа»(Не бойся начинать новое, незнакомое дело.)
6.
«Хорошая работа два века живёт»(Делай работу аккуратно, используй имеющиеся знания и умения.)
7.
«Есть терпенье, будет и уменье»(Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда.)
8.
«Что посеешь, то и пожнёшь»(Как постараешься сделать работу, такой и получишь результат.)
9.
«В большом деле и маленькая помощь дорога»
.
(Принимай посильное участие в коллективном труде.)
10.
«Муравей невелик, да горы копает»(Настойчиво доводи начатое дело до конца.)
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием все справились хорошо. Скучая и ничего не делая, люди учатся делать дурное. Труд освобождает нас от трёх зол:
скуки, порока и нужды. Таким образом мы подходим к выводу, как говорят в народе: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»
, т. е. хочешь жить красиво и в достатке, необходимо много трудиться. Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества. Труд основа нашей жизни, Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень. Воспитатель: Какое слово противоположно по значению слову труд.
(Лень.)
Обратимся к
«Толковому словарю»
. Согласно ему:
«Лень – это отсутствие желания трудиться, склонность к безделью»
– Как назвать человека который не хочет работать?
(Лентяй, лодырь, симулянт, бездельник, трутень.)
– Как вы думаете, почему человек ленится? – Кому лучше живётся на свете- ленивому или трудолюбивому человеку? Почему? Послушайте внимательно сказку В. Сухомлинского
«Лентяй и Солнце»
– Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко. Солнце рассмеялось: – Разве мыслимое это дело, чтобы Солнце передвигалось, куда Лентяю захочется? Лентяй рассердился и закричал: – Значит, ты не хочешь передвинуться? – Не хочу, – ответило Солнце. – Ах так! – сказал Лентяй. – Тогда я назло тебе буду лежать здесь. – А как бы вы поступили в этой ситуации? Найдите пословицу, которая больше всего подходит к этой сказке. 1.
«Лень – мать всех пороков.»
2.
«Не сиди сложа руки – не будет и скуки»
3.
«Лежебоке и солнце не в пору всходит»
Кто хочет сделаться глупцом, Тому мы предлагаем: Пускай пренебрежёт трудом И жить начнёт лентяем. Сценка Буратино: Я очень сожалею о том, что продал свою Азбуку и не стал учиться в школе. Дайте средство мне от лени от
«могу, но не хочу»
Доктор: Есть душистое втиранье От укусов комаров, Есть микстура от чиханья, Проглотил и будь здоров, Есть микстура от мигрени, А лекарства нет от лени. Буратино: Хорошо бы это средство Поскорей изобрести, Чтобы все лентяи с детства Принимать его могли. Появись лекарство это, я купил бы два пакета. Нет, не два, а целых три. Нужно, что ни говори. Доктор: Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам будить по десять раз. И он не станет говорить, что лень ему вставать, Зарядку делать,
руки мыть и застилать кровать. Успеет он одеться в срок, умыться и поесть, И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть. Запахи дня Если мы строгаем, клеим – Пахнет день столярным клеем. Если лесом день пропах – Мы с корзинкою в руках. Если дымом от костра – На рыбалке мы с утра, А ничем не пахнет день- Значит к нам подкралась лень. Минутка отдыха Ребята! Давайте немножко отдохнём. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Положите руки на парту перед собой. Голову положите на руки. Закройте глаза. Представьте что мы плывём по океану, светит ласковое солнце, слышен шум прибоя и крик чаек. У нас у всех хорошее настроение. Нам всем хорошо. А теперь откройте глаза. Мы с вами оказались на острове. Творческое задание Воспитатель: Получена радиограмма с сигналом SOS с острова Ленивых. – Вы знаете, что означает сигнал SOS? (Ответы детей)
Люди, живущие на этом острове, просят нас о помощи. Они – страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым – в работе. У нас есть возможность помочь жителям этого острова. – Придумайте название главного города этого острова. – А как он выглядит? – Как люди живут в этом городе? – Какие они -люди, населяющие остров Ленивых? – Долго ли сможет просуществовать остров Ленивых? Творческое задание Работа проводится в парах. Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты. Буратино: Да я понял, что нужно и мне учиться. Стихотворение Кровать вцепилась мне в плечо – Не пущу, поспи ещё! Я вырвался, но простыня Схватила за ногу меня: – Постой, дружок, Не убежишь! Ещё немножко полежишь! – Вставанье – дело неприятное – Шепнуло одеяло ватное. Подушки слышен голосок: – Не торопись, поспи часок! Хоть полчаса, хоть полминутки Но я вскочил и крикнул: – Дудки! Я победил сегодня лень! И это будет каждый день! Воспитатель: Ребята! Буратино
сумел победить свою лень. – А вы хотите избавиться от лени? (Давайте вылепим из пластилина лень и спрячем её в коробку.)
Но помните: если вы часто будете повторять слова
«Не хочу, не буду, то лень к вам вернётся»
4. Закрепление материала Сколько надо каждому Для жизни сделать важного, Быть может, незаметного Но доброго и светлого. Разумно поступает тот, кто планирует свой день. Такой человек успевает всё и потрудиться и отдохнуть. К сегодняшнему
занятию я попросила вас, ребята, принести то, что вы сами уже можете делать своими руками. Судя по выставке, в нашей группе ленивых детей нет. Давайте попросим ребят рассказать о своих поделках. Мы талантливый народ, Мастера ручных работ Любим шить, лепить, вязать, В игры разные играть. Мой девиз: «Не даром говорится, что дело мастера боится»
Мы талантливые дети – Школьных конкурсов друзья. Нам без дела не сидится, И лениться нам нельзя. Мы поём, стихи читаем, И со спортом все дружны. И все вместе мы мечтаем Достичь знания вершин. Мы
умельцы молодцы! На все руки удальцы. Мой девиз: «Умелые руки не знают скуки»
Квиллинг это работа с бумагой, Это творчество и красота, Приходите к нам вечерами Мы научим вас без труда. Мой девиз:
«Научился сам, научи и другого»
Дело спорится в руках, Нету времени для
скуки. Про такого говорят: «Золотые руки»
Смастерить предмет любой Сможем без проблем, Пусть цветёт талант такой, Дарит радость всем! Мой девиз: «Славен человек не словами, а славен дел Жить очень трудно, Просто беда! Ведь не даётся ничто без труда! Даже какая – нибудь ерунда Нам не даётся, не удаётся, Не удаётся никак без труда! Утром ужасно рано вставать, Вечером трудно ложиться в кровать, Трудно учиться – Что там скрывать! Трудно повсюду свой нос не совать! А знаете вы, что труднее всего? Это – не делать совсем ничего! 5. Заключительное слово воспитателя. Ребята, каждому из вас хочется совершить что – то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели? – Скажите, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас плохо учится? Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать. – И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю красит солнце, а человека труд»
. 6. Подведение итогов. Жизнь нас очень часто ставит перед выбором, хотя указательный камень нам на дороге не встречается, но выбор делать приходится. Я прочитаю вам, что написано на камне, а вы постарайтесь выбрать дорогу, по которой вы бы пошли дальше. Аргументируйте свой выбор. • Влево пойдёшь – богатство найдёшь, но друзей потеряешь. • Вправо пойдёшь – к лёгкой жизни придёшь, но ничего не добьёшься в жизни. • А прямо пойдёшь – себя найдёшь, в пути измаешься, но много добьёшься. При обсуждении воспитатель задаёт и провокационные вопросы. Например: – А разве богатство найти плохо? – Разве вы не хотите жить легко? – Зачем надо искать себя в жизни? Игровое задание На доске вывешиваются пословицы. – Какой жизненный девиз каждый из вас выбрал для себя? Дети, по очереди выходят к доске, берут пословицу, читают девиз, и держат его перед собой. 1.
«Недаром говорится, что дело мастера боится»
2.
«Научился сам, научи и другого»
3.
«Умелые руки не знают скуки»
4.
«Славен человек не словами, а славен делами»
5.
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»
6.
«Труд человека кормит, а лень портит»
7.
«Где труд, там и счастье»
8.
«Кончил дело, гуляй смело»
9.
«Воля и труд, дивные всходы дают»
10.
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Вы только взгляните вокруг: Вся наша жизнь – дела наших рук. Сёла, мосты, города, виадуки – Всё наши
руки, всё наши руки! Умелые руки – основа успеха, Руки – мастерство человека! Руки – о многом они говорят. Глаза только видят, а руки творят. 7. Рефлексия. Вот и подошло к концу наше занятие. Мы проделали сегодня очень большую работу. А теперь, коллективно, все вместе, проанализируем наше занятие. Все дружно составим «Букет настроения»
Методика
«Букет настроения»
-Если вы считаете, что наше
занятие оказалось для вас полезным, то возьмите в руки цветок, если нет, то ничего не берите. – Если во время занятия вам было комфортно работать друг с другом, то приклейте к цветку зелёные листочки, если нет, ничего не делайте. – Если полученные знания на занятии пригодятся вам и в будущем, то выйдите потихоньку к доске, если нет, то останьтесь на местах. – Если вы считаете, что на занятии вы работали активно, то поставьте свой цветок в вазу. Ребята, большое вам спасибо за активное участие в нашем занятии. И для того, чтобы наши цветы не завяли, я добавлю в них водички. (Вывешивается лейка с водой)
. По нашему букету видно, что настроение у всех хорошее, что
занятие вам понравилось. Надеюсь, что знания, приобретённые вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях, но и в жизни. И в заключении мне хочется сказать вам: «Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. Спасибо всем за внимание!

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Под спудом
    «Из-под спуда» — значит из тайника. Но откуда взялось это под спудом? По-старославянски «спуд» — то же, что наше «сосуд». Держать под спудом — прятать под опрокинутым сосудом. Известен такой евангельский образ: «Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике». От него и пошло наше фигуральное выражение «под спудом» — в потаенном месте,...