Бесплатный фрагмент — Своя ноша не тянет
Своя ноша не тянет
Государство принимает меры, направленные на прирост численности занятых в реальном секторе экономики. Планируется заинтересовать тех, кто выезжает на заработки за пределы Беларуси, трудоустроить большее число инвалидов, кое-кто предлагает даже увеличить пенсионный возраст. Но, пожалуй, самая интересная идея — применить административный ресурс для ограничения количества учеников в старших классах. Мол, в стране не хватает рабочих кадров из-за того, что возник переизбыток специалистов с высшим образованием — бухгалтеров, педагогов, делопроизводителей, экономистов, юристов. Поскольку для достижения успеха в жизни не обязательно иметь высшее образование, не надо, дескать, ориентировать выпускников школ на поступление в вузы. Но действительно ли в стране не хватает рабочих? В настоящее время завершается создание общереспубликанского банка данных о наличии свободных рабочих мест, в том числе для временного трудоустройства граждан. Да, в этом банке свободных мест насчитывается немало. На 1 января текущего года — 50 тысяч 770 вакансий. Но ведь и количество официально зарегистрированных безработных почти такое же — 44 тысячи 78 человек. А сколько еще тех, кто не зарегистрирован в центре занятости, хотя и не работает?.. Почему же не заняты вакантные места, если рядом десятки тысяч людей не имеют работы?.. Ответ найти несложно: данные о количестве вакансий и безработных относятся ко всему населению страны, а вот по регионам республики ситуация не столь однозначна. Так, в Минске вакансий в 5,2 раза больше, чем безработных (на 3,7 тысячи безработных приходится свыше 19,2 тысячи свободных рабочих мест). Но уже, к примеру, в Брестской области заботы прямо противоположные: как трудоустроить 8 тысяч находящихся там безработных и куда пристроить 30 тысяч работающих за пределами области, ведь они в любой момент могут вернуться домой? Да и в остальных областях (кроме Минской) численность безработных превышает количество свободных рабочих мест. Поэтому уже сейчас даже из Дрогичина и Иванова ездят на работу в Минск и Минскую область каменщики и сварщики. Но ведь не все могут месяцами находиться вне дома и своей семьи. Переехали бы в другой регион семьей, да где жить?.. Значит, выявляется существенный резерв для обеспечения рабочей силой социально-экономической сферы, простите за официальный стиль: неурегулированность массивов и потоков трудовых кадров и отсутствие действенного механизма их регуляции, в первую очередь, через зарплату и жилье. Использовать его максимально — важнейшая задача, так как страны Евросоюза «открывают объятия» подготовленной у нас высококвалифицированной рабочей силе. Есть и другой резерв. Несколько странно, что рост количества образованных людей стал вызывать тревогу. Диплом о высшем образовании и безработица воспринимаются чуть ли не синонимами. Вдумайтесь в смысл все чаще звучащих слов: «перепроизводство людей с высшим образованием»! Тезис «в Беларуси слишком много умных, а рабочих рук не хватает» не выдерживает критики: во-первых, умных людей в избытке никогда не бывает, а во-вторых, рабочих рук у нас много, да не все руки хотят работать. Выпускник, не найдя работу, соответствующую записи в дипломе, часто предпочитает не работать вообще, чтобы «не портить свой имидж и трудовую книжку». Подобные настроения следует искоренять, причем как можно скорее. Ведь в течение ближайших пяти лет на рынок труда выйдут около 400 тысяч выпускников вузов, и такую «армию» работой по полученной в вузе специальности никто не сможет обеспечить. Чтобы жить, они должны будут заниматься любым (причем не всегда любимым) делом, приносящим доход. Кто-то возразит: а зачем же тогда пять лет учиться, чтобы выполнять функции рабочего? Отвечу так: мы слишком много внимания уделяем вопросу о сроках обучения. Для работодателя неважно, сколько лет вы учились и какой у вас диплом. Важно, что вы умеете делать. Учиться надо не пять и даже не десять лет, учиться надо всю жизнь. Потому что более высокий уровень образования означает и более широкий выбор при трудоустройстве, более высокую конкуренцию человека на рынке труда. Образование и способность человека к самообразованию становятся главным условием успешности в жизни. И на традиционных рабочих местах уже требуются специалисты с высшим образованием. Например, на станциях техобслуживания автомобилей уже работают слесарями люди с дипломами технических вузов, так как человек, не обладающий специальными знаниями, умеющий лишь махать кувалдой и зубилом, уже не может качественно отремонтировать иностранный автомобиль. В приемных руководителей даже среднего ранга трудятся секретари со знанием иностранного языка, юриспруденции. Слесарь-сантехник должен уже не только владеть гаечным ключом, но и разбираться в химии (современные трубы — из металлопласта), электронике (во многих домах установлены газовые котлы и санузлы с электронной начинкой). На систему образования нельзя смотреть лишь как на рынок образовательных продуктов и услуг. С целью рационального расходования ресурсов государство обязано сокращать количество бюджетных мест в вузах на невостребованных специальностях, одновременно увеличивая их по специальностям, востребованным работодателями. А вот ограничивать число желающих учиться за свои деньги не следует. Пусть учатся, — науку за плечами не носят. Только поступающим нужно прямо говорить: «Вы найдете работу, но государство не гарантирует вам работу в соответствии с полученной специальностью». С помощью административного ресурса нам надо не ограничивать стремление молодежи к получению знаний, а поддерживать его и поощрять. При этом нужно постоянно разъяснять молодым людям, что образование им понадобится в любом виде деятельности, а к жизненному успеху можно идти разными путями. Не потеряет, а приобретет, к примеру, выпускник лингвистического университета, знающий испанский язык, если закончит еще и строительное ПТУ и начнет трудовой стаж в Венесуэле. Что же касается успешности… Действительно, и без высшего образования кое-кто стал знаменитым и богатым. Говорят, Билл Гейтс. Но поставьте и такой вопрос: а если бы у этого человека прежде было высшее образование, не сопутствовал ли бы ему тогда еще больший успех?..
- Терра инкогнита (terra incognita)Древним были известны только три части света: Европа, Азия и Африка, которые омывались единым неделимым Океаном-Морем. Но вот в конце XV века Колумб открыл Новый Свет – Америку. Началась эпоха великих открытий. Как никогда прежде, развивалась картографическая наука. Появились десятки карт и глобусов, на которые наносились земли давно известные, вновь открытые и воображаемые. Неисследованные места...