Главная / Работа / Что обозначает выражение горшков надо. Значение пословицы «не боги горшки обжигают»
3 апреля 2022

Что обозначает выражение горшков надо. Значение пословицы «не боги горшки обжигают»

Выражение «не боги горшки обжигают» — означает, что следует быть уверенным в своих силах, что простой человек может справиться с трудным делом, что не надо опасаться тяжёлой работы, скорее всего вы с ней справитесь. Это русская поговорка, хотя и у английских джентльменов нечто аналогичное имеет место быть. «Any man can do what another man has done «, что можно перевести, как «любой человек может делать то, что другой человек сделал «. У немцев также присутствует похожая пословица «Die Holle ist nicht so heiss, wie man sie macht «, что в переводе означает «Ад не такой жаркий, каким его считают «. А французы говорят «Chacun est l’artisan de son bonheur «, что можно перевести, как «Каждый человек является архитектором своего счастья «.

Применение поговорки в литературе

«Эти глупцы Ситниковы нам очень нужны. Нам просто необходимы такие олухи. Не богам же горшки обжигать» («Отцы и дети» Тургенев)
«Предстоящая работа, не настолько сложна, как нас заверяют. Ведь не боги горшки обжигают — и самые обычные люди с помощью своей воли способны это сделать» («Мелочи жизни» Салтыков-Щедрин)

«Я уже пару лет хожу по издателям и выучил всю их подноготную — вы уж поверьте, не святые горшки лепят!» («Преступление и наказание» Достоевский)

«Не следует чрезмерно веселиться, и расстраиваться тоже не стоит — не боги горшки обжигают. Сегодня сделал небольшое дела, а завтра нужно сделать чуть больше» («За бегущим днём» Тендряков)

«Достав из кармана записную книжку и вечное перо Дроздов и заявил самым твёрдым тоном: — Тотчас же составим полный план пьесы по актам. Тогда тебе гораздо проще станет её писать. Видишь, не боги горшки обжигают» («Страна родная» Саянов)

Читайте также: Методический материал . Исследовательская работа «Лапти»

«Почему вам в самом деле не заняться изданием журнала? Не боги горшки обжигают в конце-то концов, те же смертные!» («Порфирий Петрович Кукушкин» Григорович)

Не так уж часто ищу я примеры позитивного мышления в недрах западноевропейской культуры. Чаще всего мне приходит на ум мудрость Востока — китайский даосизм, японский дзен, древние индийские джатаки… Но пришло время поучиться мудрости у Запада.

Понять смысл этой чудесной поговорки — значит понять саму суть западной культуры, ведь именно с фантастического рывка, сделанного греками древности, пошёл счет нашей современной цивилизации. Выходит так, что мы с Вами, всем, что у нас есть хорошего, обязаны именно этой поговорке.

Для того, чтобы повысить свою личную креативность, всегда надо подпитываться примерами из классической истории. Ведь почти вся история — это в общем-то история креативных личностей, не так ли? Не креативные люди в историю не попадут.

Когда-то греки были бедным, малочисленным народом (а точнее, сборной солянкой из разрозненных, враждующих племён). Они вели сумрачную, небогатую жизнь , во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически, они зависели от своих мощных и жестоких соседей — персов и египтян. Эти два древних мегагосударства были ярким образцом восточных деспотий — и они попортили много крови всем народам Древнего Мира. В Древнем Мире ещё не существовало такого понятия, как «восток-запад». Всё, что было тогда, было — Древний и жестокий к человеческой личности Восток.

И вот некогда (около 30 веков назад) в мире произошло чудо . Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные — так и говорят они, в непохожей на себя манере: «Произошло чудо! И точка».

Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, жалкий, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народец вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем — Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании индивидуальных прав человеческой личности. На признании мощи человеческого ума. На уважении к «Я».

За короткий промежуток времени эллины добились следующих фантастических результатов:

1. украли или купили разрозненные архаические знания египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки современного образца, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания имеющихся законов природы;

2. построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени — «греческим огнём»;

3. стали гегемонами всех известных морских путей того времени;

4. обогнали в международной торговле её традиционных лидеров — финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;

5. ликвидировали неграмотность — каждый грек умел читать и писать;

6. разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени — армию персов. И, кстати, после этого вообще стёрли цивилизацию персов с лица земли.

7. Осознали себя единым народом; 8. сделали греческий язык языком культуры, на котором говорил и думал весь тогдашний цивилизованный мир;

Читайте также: Тише едешь дальше будешь похожие пословицы. В чём смысл фразы «Тише едешь, дальше будешь

9. Отказались от своих старых богов и придумали новую единую религию, ставшую главной мировой религией — христианство.

Правда, последние два пункта греки осуществили конечно не за те уникальные 50 лет, которые в науке считаются «волшебной точкой» грандиозного слома эпох.

Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?

Существует ещё одна, важная для понимания поднятой нами темы греческая поговорка:

«Ничего слишком».

Великие греческие ораторы переосмыслили эту коротенькую народную мудрость, создав следующее крылатое выражение: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего».

Но как же это всё можно связать: творческие успехи со скромностью, экспансию с жизненным минимализмом? Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Ответ прост — да только так и можно! Ошибка перфекционизма

Греки всегда были победителями, но никогда при этом не были перфекционистами. Им не давала быть перфекционистами сама природа.

О чём всегда думает настоящий перфекционист-невротик? Он думет о том, что все его успехи и способности — ничто, по сравнению с успехами и сособностями соседа. И от осознания этого, начинает себя загонять, растрачивая силы и эмоции в бесплодном соревновании.

У настоящего перфекциониста всегда — только видимость работы, видимость роста — на деле он просто паникует, суетится и бьётся в истерике. А это никогда не ведёт к победе. И ещё, главное — перфекционист никогда сам себя не уважает, не любит, не ценит…

Греки же, своё триумфальное шествие по мировой истории начали с первого простого шага — с уважения к самим себе.

Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»? А это весьма интересно!

Мы — не рабы!

Когда историки в один голос твердят о том, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках — это необъяснимое наукой чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба. А всё же, достаточен этот факт для того, чтобы объяснить рождение европейской цивилизации из ничего, или нет — судить Вам.

Читайте также: «Не в свои сани не садись»: значение фразеологизма и примеры употребления

Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к тому, чтобы всё это началось — строительство нации, победа над персами и вообще, всеобщий подъём. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа — отмена долгового рабства. До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами…

Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он…грек!» Даже если он задолжал денег (хоть это и это очень важно), он всё равно не может становиться рабом!

И вот, когда эта мысль Солона дошла до каждого грека в виде нового политического курса, началась совсем другая культура, породившая ту самую великую эпоху. Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родилась нация и это была нация победителей. У них ещё к тому времени не было никакой материальной культуры, чтобы было что противопоставить персам. У них была духовная культура — сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!

Уроки, которые нам необходимо извлечь

Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв (а любое развитие только так и происходит — скачкообразно) и хотим, чтобы этот наш прорыв позже назвали «уникальным, необъяснимым чудом», нам нужно держаться трёх постулатов, ведущих нас через тернии к звёздам:

1. Ничего слишком! 2. Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.

Эти три правила, если ими руководствоваться в жизни, позволят Вам:

А) трезво оценить имеющиеся у Вас ресурсы, б) испытать благодарность за то, что они Вам даны, в) не переживать попусту из-за того, что у Вас нет большего числа ресурсов,

Г) спокойно двигаться вперёд, к своей цели

И, наконец,

Д) стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.

И начинать так думать, и так жить, нужно с самого раннего детства. Ведь именно в детстве человек максимально подвержен заражению вирусом глупого перфекционизма, который при всех своих «благих порывах», на самом деле не даёт нам продвинуться ни на шаг, сковывая нас робостью, занижая нашу самооценку.

Поэтому, если у вас есть дети, прочитайте им следующее стихотворение, которое в шутливой и лаконичной форме итожит всё то, о чём я так долго рассказывала на материале истории первых веков нашей цивилизации. А если у Вас нет детей, то обратитесь к своему Внутреннему Ребёнку, хотя наш Внутренний Ребёнок и сам знает, где живёт истина, а где — самый визгливый из всех поросят…

Поросята

Весной поросята ходили гулять. Счастливей не знал я семьи. Хрю-хрю — говорила довольная мать, А детки визжали: И-и!

Но самый визгливый из всех поросят Сказал им: О, братья мои! Все взрослые свиньи «Хрю-хрю» говорят, Довольно визжать нам «И-и»!

Послушайте, братья, как я говорю! Чем хуже я взрослой свиньи? Бедняжка… Он думал, что скажет «Хрю-хрю»… Но жалобно взвизгнул «И-и»…

С тех пор перестали малютки играть, Не рылись в грязи и пыли, И всё от того, что: не смели визжать! А хрюкать они не могли…

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю. Рассчитывай силы свои. И если сказать не умеешь Хрю-хрю, Визжи, не стесняясь, И-и!

О легендарных гончарах из станицы Пашковская ходили легенды. Здешние мастера считались лучшими в изготовлении керамических изделий из залежей местной глины.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено во всех станицах, где были залежи глины, пригодной для керамики. Особо умением изготавливать удивительные предметы из природного материала славилась станица Пашковская. Здешние гончары пользовались почетом и уважением.

Рукотворная красота

У станицы Пашковская располагались лучшие участки с гончарной вязкой глиной. Издавна о здешних мастерах была сложена поговорка: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». Мастера изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи для собственных нужд, возили свои изделия на ярмарки и продавали их или выменивали на другой товар: ткани, зерно, кожу. В гончарных мастерских посередине комнат стоял специальный станок, который вращался при помощи ног, а руки мастера лепили из бесформенного куска глины нужный предмет. В углу строили большую печь, где закаляли изделия огнем. На стенах висели полки, заполненные готовыми кувшинами, мисками, кружками, макитрами, свистульками. В помощники брали подмастерье – молодого мальчика, который перенимал все навыки учителя и со временем занимал его место. Первые гончарные изделия были ломкими и боялись попадания воды. Они был пригодны лишь для хранения сухого зерна. Однажды человек удалял из очага золу и заметил, что попавшая в огонь глина стала прочной как камень. С тех пор все изделия стали обжигать в племени и стали называть керамическими.

Традиционная роспись

На Кубани нет собственного орнамента. Все элементы росписи были заимствованы у переселенцев из других краев. Они приносили с собой новые художественные приемы и навыки. Пашковская керамика отличалась яркими цветами и наличием выпуклых деталей, сверху покрыта глазурью – прозрачной поливой. На изделиях тесно переплетались украинские, русские и кавказские мотивы. Характерными чертами кубанской керамики был цветочный орнамент, переплетенный с геометрическими рисунками. Изображались листья, цветы, замысловатые узоры, придуманные иностранцами, геометрические фигуры, птицы. С наружной стороны изделия были гладкими, а с внутренней – слегка шероховатыми. Глиняная посуда «дышала». В ней долгое время пища оставалась вкусной и свежей, сохранялся натуральный аромат трав и специй. В ней можно было готовить в печи разные блюда, от процесса нагревания глина становилась лишь крепче. Кубанские гончары всегда особо почитались в мире. О них слагались сказки, песни, пословицы. Овладеть гончарным ремеслом удавалось далеко не всем желающим. В каждое изделие следовало вложить много сил физических и душевных.

Знаете, откуда в русский язык пришла эта поговорка? Поговорка «не боги горшки обжигают» досталась нам от культуры древних греков. И понадобилась она мне для урока позитивного мышления, который будучи на сей раз длинным, обещает быть интересным.

Не так уж часто ищу я примеры позитивного мышления в недрах западноевропейской культуры. Чаще всего мне приходит на ум мудрость Востока — китайский даосизм, японский дзен, древние индийские джатаки… Но пришло время поучиться мудрости у Запада.

Читайте также: Лучшие поговорки и пословицы о работе и работниках

Понять смысл этой чудесной поговорки — значит понять саму суть западной культуры, ведь именно с фантастического рывка, сделанного греками древности, пошёл счет нашей современной цивилизации. Выходит так, что мы с Вами, всем, что у нас есть хорошего, обязаны именно этой поговорке.

Для того, чтобы повысить свою личную креативность, всегда надо подпитываться примерами из классической истории. Ведь почти вся история — это в общем-то история креативных личностей, не так ли? Не креативные люди в историю не попадут.

Когда-то греки были бедным, малочисленным народом (а точнее, сборной солянкой из разрозненных, враждующих племён). Они вели сумрачную, небогатую жизнь, во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически, они зависели от своих мощных и жестоких соседей — персов и египтян. Эти два древних мегагосударства были ярким образцом восточных деспотий — и они попортили много крови всем народам Древнего Мира. В Древнем Мире ещё не существовало такого понятия, как «восток-запад». Всё, что было тогда, было — Древний и жестокий к человеческой личности Восток.

И вот некогда (около 30 веков назад) в мире произошло чудо. Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные — так и говорят они, в непохожей на себя манере: «Произошло чудо! И точка».

Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, жалкий, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народец вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем — Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании индивидуальных прав человеческой личности. На признании мощи человеческого ума. На уважении к «Я».

За короткий промежуток времени эллины добились следующих фантастических результатов:

  1. украли или купили разрозненные архаические знания египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки современного образца, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания имеющихся законов природы;
  2. построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени — «греческим огнём»;
  3. стали гегемонами всех известных морских путей того времени;
  4. обогнали в международной торговле её традиционных лидеров — финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;
  5. ликвидировали неграмотность — каждый грек умел читать и писать;
  6. разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени — армию персов. И, кстати, после этого вообще стёрли цивилизацию персов с лица земли.
  7. Осознали себя единым народом;
  8. сделали греческий язык языком культуры, на котором говорил и думал весь тогдашний цивилизованный мир;
  9. Отказались от своих старых богов и придумали новую единую религию, ставшую главной мировой религией — христианство.

Правда, последние два пункта греки осуществили конечно не за те уникальные 50 лет, которые в науке считаются «волшебной точкой» грандиозного слома эпох.

Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?

Существует ещё одна, важная для понимания поднятой нами темы греческая поговорка:

«Ничего слишком»

Великие греческие ораторы переосмыслили эту коротенькую народную мудрость, создав следующее крылатое выражение: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего».

Но как же это всё можно связать: творческие успехи со скромностью, экспансию с жизненным минимализмом? Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Ответ прост — да только так и можно!

Ошибка перфекционизма

Греки всегда были победителями, но никогда при этом не были перфекционистами. Им не давала быть перфекционистами сама природа.

О чём всегда думает настоящий перфекционист-невротик? Он думет о том, что все его успехи и способности — ничто, по сравнению с успехами и сособностями соседа. И от осознания этого, начинает себя загонять, растрачивая силы и эмоции в бесплодном соревновании.

У настоящего перфекциониста всегда — только видимость работы, видимость роста — на деле он просто паникует, суетится и бьётся в истерике. А это никогда не ведёт к победе. И ещё, главное — перфекционист никогда сам себя не уважает, не любит, не ценит…

Греки же, своё триумфальное шествие по мировой истории начали с первого простого шага — с уважения к самим себе.

Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»? А это весьма интересно!

Мы — не рабы!

Когда историки в один голос твердят о том, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках — это необъяснимое наукой чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба. А всё же, достаточен этот факт для того, чтобы объяснить рождение европейской цивилизации из ничего, или нет — судить Вам.

Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к тому, чтобы всё это началось — строительство нации, победа над персами и вообще, всеобщий подъём. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа — отмена долгового рабства

. До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами…

Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он…грек!» Даже если он задолжал денег (хоть это и это очень важно), он всё равно не может становиться рабом!

И вот, когда эта мысль Солона дошла до каждого грека в виде нового политического курса, началась совсем другая культура, породившая ту самую великую эпоху. Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родиласьнация

и это была нация победителей. У них ещё к тому времени не было никакой материальной культуры, чтобы было что противопоставить персам. У них была духовная культура — сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!

Уроки, которые нам необходимо извлечь

Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв (а любое развитие только так и происходит — скачкообразно) и хотим, чтобы этот наш прорыв позже назвали «уникальным, необъяснимым чудом», нам нужно держаться трёх постулатов, ведущих нас через тернии к звёздам:

  1. Ничего слишком!
  2. Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.
  3. Не боги горшки обжигают…

Эти три правила, если ими руководствоваться в жизни, позволят Вам:

А) трезво оценить имеющиеся у Вас ресурсы, б) испытать благодарность за то, что они Вам даны, в) не переживать попусту из-за того, что у Вас нет большего числа ресурсов, г) спокойно двигаться вперёд, к своей цели

И, наконец,

Д) стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.

И начинать так думать, и так жить, нужно с самого раннего детства. Ведь именно в детстве человек максимально подвержен заражению вирусом глупого перфекционизма, который при всех своих «благих порывах», на самом деле не даёт нам продвинуться ни на шаг, сковывая нас робостью, занижая нашу самооценку.

Поэтому, если у вас есть дети, прочитайте им следующее стихотворение, которое в шутливой и лаконичной форме итожит всё то, о чём я так долго рассказывала на материале истории первых веков нашей цивилизации. А если у Вас нет детей, то обратитесь к своему Внутреннему Ребёнку, хотя наш Внутренний Ребёнок и сам знает, где живёт истина, а где — самый визгливый из всех поросят…

Поросята

Весной поросята ходили гулять. Счастливей не знал я семьи. Хрю-хрю

— говорила довольная мать, А детки визжали:
И-и!
Но самый визгливый из всех поросят Сказал им: О, братья мои! Все взрослые свиньи «Хрю-хрю» говорят, Довольно визжать нам «И-и»!

Послушайте, братья, как я говорю! Чем хуже я взрослой свиньи? Бедняжка… Он думал, что скажет «Хрю-хрю

»… Но жалобно взвизгнул «
И-и
»…

С тех пор перестали малютки играть, Не рылись в грязи и пыли, И всё от того, что: не смели визжать! А хрюкать они не могли…

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю. Рассчитывай силы свои. И если сказать не умеешь Хрю-хрю

, Визжи, не стесняясь,
И-и
!

А теперь предлагаем вам сделать несколько полезных упражнений
для психологических карт.
Для начала осмыслим то самое крылатое выражение древних греков: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего

».

Эта же идея породила ещё более краткий афоризм: Ничего слишком!

Читайте также: Разговорами сыт не будешь. Уфимские медики отказались прекращать голодовку

Итак, упражнение №1 «Ничего Слишком»

Как можно связать творческие успехи – со скромностью, экспансию – с жизненным минимализмом?

Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Часть Первая. Как можно связать творческие успехи со … скромностью?

Сначала разберёмся со значением слова «скромность». Какое понятие, как вы думаете, ему противопоставляется?

Нам кажется, что «скромности» противопоставляется её антипод – «тщеславие». Итак, вот вам пара антонимов: «скромность – тщеславие».

А что же такое «тщеславие»? Это «желание тщетной славы».

А что значит «тщетной»? Тщета – это то, что мелко, недолговечно, некачественно, скоропреходяще, быстро кончается, комично, смешно и суетно, мелко, местечково, недостойно мудреца, имеет малую ценность по гамбургскому счёту. «Сегодня в газете, вечером в клозете». «Певица широко известная в Марьиной Роще».

Теперь вы понимаете, как можно связать творческие успехи со скромностью (то есть, невосприимчивостью к соблазнам тщеславия)?..

Тщеславием заразиться очень легко, особенно если не соблюдать основы умственной гигиены (не будь дурой и всё).

Общество пропитано тщеславием, как спёртый воздух в автобусе – микробами.

Тщеславие – это когда:

Итак, примеров Тщеславия – тысячи, от самых убогих до весьма хорошо замаскированных, ведь тщеславием пропитан весь социум. А наша с вами задача – п

ротивопоставить зуду Тщеславия – Скромность – и тихо добиться личных творческих успехов в одном каком-то деле в одну единицу времени… (А потом опять заново и что-то новое).

«Не святые горшки лепят». Керамическая отрасль Славянска переживает кризис

(Друкуємо мовою оригіналу)

Керамики Славянска вынуждены сокращать производство из-за отмены так называемого «ночного» тарифа на электроэнергию. Ранее промышленные предприятия ночью платили в два раза меньше за потребленную энергию, но из-за постановления Национальной комиссии по регулированию энергетики эту льготу с нового года отменили. А это, по словам керамиков, четверть от себестоимости продукции. Вскоре ее цена возрастет, спрос упадет, а производство значительно сократится.

Решение Нацкомиссии по регулированию энергетики стало болезненным ударом по керамической отрасли Славянска. В Киеве решили отменить льготы промышленным предприятиям на использование электроэнергии ночью. Поэтому обжигать и сушить изделия станет значительно дороже. Да и в целом за подорожанием электроэнергии вырастут цены на все остальное.

«Если поднялись цены на электроэнергию, то и на газ, и на уголь, и на бензин, и на все остальное пойдет повышение. А потом это потянет за собой и продукты питания», – говорит обжигальщик керамических изделий Николай Сирота.

Работники керамических предприятий готовятся к увольнениям. Люди говорят, что тарифы на энергоносители – это четверть себестоимости их изделий. Если посуда подорожает, то на нее упадет спрос, что неизбежно повлечет сокращение производства и увольнения работников.

Мы теряем рабочие места
Наталья Щеглова

«Если будут дорожать энергоносители, значит будет дорожать у нас и посуда. Если у нас подорожает посуда, то у нас покупать ее не будут. Мы теряем рабочие места. А если энергоносители подешевеют, у нас еще прибавятся рабочие места», – объясняет мастер участка Наталья Щеглова.

Наталья Щеглова

Почти все мастерские в городе для обжигания своих изделий использовали электроэнергию. Когда действовал «ночной» тариф это было выгодно. Сегодня большинство крупных предприятий перешли на газ. Но это все равно не позволяет им выйти на европейские рынки, рассказывает директор керамической фабрики Вячеслав Скориков. Там все давно занято дешевыми китайскими изделиями, украинские товары не выдерживают конкуренции.

Трудно нам в Европе приходится
Вячеслав Скориков

«Рынки сбыта надо искать в Европе, надо туда стремиться. Но туда войти можно только с эксклюзивными вещами. Ширпотреб там весь забит Китаем, забит немецкими предприятиями. Они тоже возвращаются в этот рынок. Поэтому трудно нам в Европе приходится», – говорит Вячеслав Скориков.

В мастерской Галины Горобец делают керамическую посуду и цветочные горшки более десяти лет. В этом бизнесе вся семья: муж, дети и внуки. Все печи в мастерской электрические.

Пока производство сокращают и распродают ранее произведенную продукцию. Но весной придется устанавливать новые цены. Экономить на качестве керамисты не собираются. Репутация дороже.

Закрываться не собираемся. Не дождутся
Галина Горобец

«Закрываться не собираемся. Не дождутся. Мы здесь уже 18 лет, и когда я ставила задачу детям и внукам, говорила, что мы пришли на 100 лет. Мы сдаваться не будем. Нам это нравится. Это эмоции. Понимаете, когда-то больше прибыль, когда-то меньше, в какие-то моменты у нас ее вообще нету. Но ничего. Дальше думаем. Надо трудиться», – рассказывает Галина Горобец.

Галина Горобец

Впрочем, далеко не все мастера с оптимизмом смотрят в будущее. По словам городского головы Славянска Вадима Ляха, керамическая отрасль не приносит в городскую казну больших прибылей, но если производство остановится, то определенный социальный взрыв все-таки произойдет.

Люди не уверены в завтрашнем дне
Вадим Лях

«Сейчас вижу, что люди теряют работу. Меня это волнует. Что касается доли в городском бюджете, то она не является критической. Такой, при которой недоплата этих денег в виде налогов, привела бы к каким-то катаклизмам именно в самом городе. Она больше, наверное, на социальных настроениях отражается. Люди не уверены в завтрашнем дне: как предприниматели, так и наемные работники», – говорит Вадим Лях.

Вадим Лях

Повлиять на тарифы в городском совете не могут. Но прогнозируют, что вскоре кризис в керамической отрасли города пройдет. Крупные предприятия распродадут свои запасы и рынок стабилизируется. Стоимость продукции крупных предприятий и небольших мастерских, – а их в городе более трехсот – выровняется, и славянская керамика вновь заполнит прилавки магазинов.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу. Якщо у вас є тема для публікації чи відгук, пишіть нам)

Упражнение «Из колхозной молодёжи панковал один лишь я!..»

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ. МОИ ЛИЧНЫЕ БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ ТЩЕСЛАВИЯ

Спонтанно, 3 карты из колоды «1000 Дорог «. Давайте посмотрим, что может отвлечь вас от Настоящего Дела и отправить на глупый суетный конкурс «У кого жёлтая струя дальше».

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ. КЕМ БЫ Я МОГЛА СТАТЬ, ЕСЛИ БЫ НЕ СОРЕВНОВАЛАСЬ СО СВЕТКОЙ В КОЛИЧЕСТВЕ УХАЖЁРОВ С РАЙОНА В СПОРТИВНЫХ ШТАНАХ

Елена Назаренко

ФОТОГРАФИЯ: ВИКТОРИЯ ИЛЬИНА / FACEBOOK / INSTAGRAM

Как мы на решились?

К тому времени, когда моему сыну исполнилось два года, я стала специалистом по вопросам детской одежды.

Недорогая одежда, одежда класса люкс, из органических тканей, с оригинальным дизайном, сшитая вручную или произведенная в Китае. Пожалуй, я знала об этом все.

Именно тогда я познакомилась с двумя испанскими мамами с маленькими детьми, моими ровесницами. Обе они создавали отличную детскую одежду. За спиной у них не было больших капиталов, огромных производств. Небольшие мастерские, которые начинались с одного человека. С совсем простых вещей. Каждая из них шла по своему пути. Наступала на собственные грабли. Но то, что у них получалось, было по-настоящему прекрасно.

Это была не просто одежда, это была философия. Каждая вещь словно рассказывала историю из жизни. Наверное, я и сама не поняла тогда, насколько все это на меня подействовало.

В тот момент мне пришла в голову идея, казалось бы, вполне здравая. Не найдя ничего похожего, я задумалась о том, чтобы привезти их изделия в Россию.

«Ты знаешь, вот, решила заняться детской одеждой…»,

— сказала я своей подруге — известному дизайнеру. И не успела рассказать в чем, собственно, дело, как получила неожиданно бурное одобрение: «Наконец-то ты решилась. Какая прекрасная идея! У тебя обязательно получится».

Недоразумение прояснилось очень быстро. Подруга решила, что речь идет о создании собственной коллекции. Тогда, два года назад, идея показалась мне смехотворной. «Где я, а где собственная коллекция…», — с горечью ответила я. Забегая наперед, скажу, что торговым представителем я не стала. Поняла, что это совсем не мой путь. Тем более, что именно тогда появился чудесный проект «Наши Дети», который занимал все мое время, силы и вдохновение. И неожиданно, именно этот проект и дал мне силы на то, чтобы горькое неверие превратилось в надежду…

Да-да, ведь в свое время казалось чудом, что такое количество людей в состоянии оценить сдержанную эстетику художественных детских фотографий на фоне засилия попсовых, зефирных снимков. Когда не самые простые тексты находили отклик в сердцах читателей. Сотни тысяч человек согласились с тем, что «настоящее» не значит «мрачное». А это значит, что красота всегда проложит себе путь.

Другим чудом стало знакомство с дизайнером Еленой Китаевой. Я увидела ее на фестивале в Москве. Казалось, она попала туда случайно. Ее стиль, дизайны и ткани казались инопланетными. Но об этом я расскажу в следующий раз.

А сегодня мне хочется сказать лишь одно. Начинать – всегда страшно. Обстоятельства почти всегда складываются так, словно мир хочет, чтобы вы отступились. Но я верю в то, что горшки обжигают не боги. А мы с вами. И у нас все получится.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Перековать мечи на орала
    С самого начала давайте уточним: есть два глагола «орать». Один, более поздний, вам хорошо известен: это «горланить» — кричать что есть мочи. Второй означает «пахать». Отсюда «оратай» или «оратель» — пахарь, землепашец, а «орало» («рало») — общее название орудий для пахоты. Теперь ясным становится и библейское выражение «перековать мечи на орала», не так ли? Это...