Главная / Работа / Откуда фразеологизм «кто не работает, тот не ест»?
30 июня 2022

Откуда фразеологизм «кто не работает, тот не ест»?

В церкви Жён-мироносиц (Ярославовом дворище) с февраля 2020 г. работает этнографическая выставка «Рукам — работа, душе — праздник» (из интерактивного фонда Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы»). На выставке посетитель сможет познакомиться с ярмарочной культурой, с традиционными ремеслами и промыслами новгородских крестьян второй половины XIX — начала XX веков. На выставке будут проводиться интерактивные экскурсии с занятиями по прядению и ткачеству, а также мастер-классы по валянию, вязанию спицами, крючком, иглой, плетению поясов и изготовлению тряпичных кукол. На выставке работает сувенирная лавка.

***

К древнему Ярославову дворищу примыкал прославленный новгородский Торг, где велась оживлённая торговля не только привозными товарами, но и местными, производимыми ремесленниками. Для ярмарок отводились самые просторные городские, сельские и деревенские площади.

Обычно ярмарки проводились в церковные приходские праздники или приурочивались к чествованию православных святых. И таких ярмарок на Новгородчине в городах и посадах было более двадцати, а в сельской местности – более четырёхсот. В палатках, лавках, магазинах, ларьках приобретались продукты, фабричный товар. Свои изделия, необходимые для жизни и хозяйствования, предлагали кустари и ремесленники. Ярмарки были не просто местом совершения торговых сделок, но и своеобразным праздником, которого ждали и к которому тщательно готовились. Люди приходили нарядными, они встречались со своими знакомыми, родственниками из ближних и дальних сёл и деревень, обменивались новостями, обсуждали волнующие их вопросы.

Наши предки были настоящими умельцами. Почти каждый мужчина в деревне мастерски владел топором, мог срубить избу или баню, а женщина – спрясть, соткать полотно. Дерево использовалось не только в строительстве, но и в столярном, бондарном, колёсном, мебельном производствах. Широкое распространение получило производство долблёных изделий: корыт, ступ, мер, посуды и другой хозяйственной утвари. Крестьяне изготавливали коромысла, лопаты, грабли, веретёна, дуги, полозья и прочие необходимые в хозяйстве предметы. Они занимались плетением из природных материалов: бересты, лыка, корня, соломы, щепы, прута. Плетёные изделия находили сбыт среди всех слоёв населения.

Читайте также: ЭХ, ТРЯХНЕМ ЛАПТЯМИ… ИЛИ ОТКУДА ПОШЛИ ЛАПТИ НА РУСИ

Обработка конопли и льна существовала в основном в форме домашнего производства. Из волокна пряли с помощью прялки и веретена или самопрялки нити для тканья. Нити и ткани красили в домашних условиях или в мастерских. Изделия ткачества мастерицы украшали вышивкой. Из промыслов распространение получила «крестецкая строчка». Из льняных и конопляных волокон при помощи несложного станка вили верёвки и канаты, плели сети, неводы и другие орудия лова.

Гончарство было известно с глубокой древности. Новгородские гончары работали на гончарном круге, применяя в работе различные способы обработки изделий: лощение, обварку, чернение, глазурование. Свои изделия — корчаги и кувшины, горлачи, горшки, растворники, кубышки, маслёнки, рукомойники, кринки, детские игрушки – мастера-горшечники развозили по ярмаркам в большом количестве.

Ручная ковка – один из самых древних способов обработки металла. В кузницах производились и ремонтировались орудия земледелия, предметы скотоводства, рыболовства, домашняя утварь, инструменты для ремёсел и промыслов и прочее. Кузнецы подковывали лошадей, производили «ошиновку» – прикрепляли к деревянным тележным колёсам выкованные металлические ободья.

Среди промыслов по обработке животных продуктов выделялся кожевенный и примыкающие к нему скорняжный, шорный и сапожный. В кожевенном промысле выделывали кожи разных сортов, лайку, замшу, в скорняжном – овчину и другие меха. Шорники изготавливали конскую упряжь, ремни, кошельки и прочее.

Из овечьих шкур мастера шили шубы, полушубки, тулупы, шапки, рукавицы. Шерсть использовалась в изготовлении валенок, рукавиц, шляп, подхомутников, сукна. Сапожники изготавливали на заказ и продажу разного вида сапоги, башмаки, туфли и другие изделия.

Некоторые крестьяне сделали ремесло главным делом своей жизни. Обработка дерева, глины, волокнистых веществ, металла и других природных материалов, как и переработка продуктов сельского хозяйства, существовала в форме домашнего производства, ремесла и кустарного промысла. Доброе мнение о хорошем кузнеце, бондаре, гончаре, плотнике и других мастерах быстро разносилось по округе. Люди, умевшие красиво, весело, хорошо трудиться, пользовались уважением и почётом. Такое отношение к труду и трудолюбивым людям передавалось из поколения в поколение.

В народе говорили: «Рукам – работа, душе – праздник», «Работа да руки – надёжные в людях поруки», «Дерево смотри в плодах, а человека в делах».

На выставке «Рукам – работа, душе – праздник» посетитель сможет познакомиться с ярмарочной культурой новгородских крестьян, с традиционными промыслами и ремеслами, характерными для деревни второй половины XIX – начала XX веков.

На выставке будут проводиться интерактивные экскурсии с занятием по прядению и ткачеству, а также мастер-классы по валянию сувенирных изделий из овечьей шерсти, по вязанию спицами, крючком, иглой, по изготовлению тряпичных кукол. Каждый желающий сможет побыть в роли мастера или мастерицы, освоив азы ремесла, и изготовив сувенир на память своими руками.
Приглашаем на мастер-классы по ручному ткачеству из нити!

Выставка «Рукам – работа, душе – праздник»

Выставка знакомит с промыслами и ремеслами, характерными для русской деревни второй половины XIX – начала XX веков: столярным, колёсным, мебельным, гончарным, кузнечным, сапожным ремёслами, плетением из природных материалов, ткачеством, бондарным, рыболовным, кожевенным, скорняжным, шорным и другими промыслами.

На выставке проводятся интерактивные экскурсии с занятием по прядению и ткачеству, а также мастер-классы по валянию сувенирных изделий из овечьей шерсти, по вязанию спицами, крючком, иглой, по изготовлению тряпичных кукол. Каждый желающий сможет побыть в роли мастера или мастерицы, освоив азы ремесла и изготовив сувенир на память своими руками.

Выставка подготовлена сотрудниками музея-заповедника после закрытия на реставрацию выставочных залов в МНДЗ «Витославлицы» и будет работать на новом месте до окончания реставрационных работ.

Наши предки были настоящими умельцами. Почти каждый мужчина в деревне мастерски владел топором, мог срубить избу или баню, а женщина – спрясть, соткать полотно. Дерево использовалось не только в строительстве, но и в столярном, бондарном, колёсном, мебельном производствах. Широкое распространение получило производство долблёных изделий: корыт, ступ, мер, посуды и другой хозяйственной утвари. Крестьяне изготавливали коромысла, лопаты, грабли, веретёна, дуги, полозья и прочие необходимые в хозяйстве предметы. Они занимались плетением из природных материалов: бересты, лыка, корня, соломы, щепы, прута. Плетёные изделия находили сбыт среди всех слоёв населения.

Обработка конопли и льна существовала в основном в форме домашнего производства. Из волокна пряли с помощью прялки и веретена или самопрялки нити для тканья. Нити и ткани красили в домашних условиях или в мастерских. Изделия ткачества мастерицы украшали вышивкой. Из промыслов распространение получила «крестецкая строчка». Из льняных и конопляных волокон при помощи несложного станка вили верёвки и канаты, плели сети, неводы и другие орудия лова.

Новгородские гончары работали на гончарном круге, применяя в работе различные способы обработки изделий: лощение, обварку, чернение, глазурование. Свои изделия – корчаги и кувшины, горлачи, горшки, растворники, кубышки, маслёнки, рукомойники, кринки, детские игрушки – мастера-горшечники развозили по ярмаркам в большом количестве.

Читайте также: Узнаем кто рано встает, тому Бог подает: значение поговорки

Ручная ковка – один из самых древних способов обработки металла. В кузницах производились и ремонтировались орудия земледелия, предметы скотоводства, рыболовства, домашняя утварь, инструменты для ремёсел и промыслов и прочее. Кузнецы подковывали лошадей, производили «ошиновку» – прикрепляли к деревянным тележным колёсам выкованные металлические ободья.

Среди промыслов по обработке животных продуктов выделялся кожевенный и примыкающие к нему скорняжный, шорный и сапожный. В кожевенном промысле выделывали кожи разных сортов, лайку, замшу, в скорняжном – овчину и другие меха. Шорники изготавливали конскую упряжь, ремни, кошельки и прочее. Из овечьих шкур мастера шили шубы, полушубки, тулупы, шапки, рукавицы. Шерсть использовалась в изготовлении валенок, рукавиц, шляп, подхомутников, сукна. Сапожники изготавливали на заказ и продажу разного вида сапоги, башмаки, туфли и другие изделия.

Некоторые крестьяне сделали ремесло главным делом своей жизни. Обработка дерева, глины, волокнистых веществ, металла и других природных материалов, как и переработка продуктов сельского хозяйства, существовала в форме домашнего производства, ремесла и кустарного промысла. Доброе мнение о хорошем кузнеце, бондаре, гончаре, плотнике и других мастерах быстро разносилось по округе. Люди, умевшие красиво, весело, хорошо трудиться, пользовались уважением и почётом. Такое отношение к труду и трудолюбивым людям передавалось из поколения в поколение. В народе говорили: «Рукам – работа, душе – праздник», «Работа да руки – надёжные в людях поруки», «Дерево смотри в плодах, а человека в делах».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Се лев, а не собака
    Возникла эта шуточная поговорка из следующего рассказа. Некий художник по заказу церкви взялся нарисовать для религиозных литографий льва. Не будучи уверенным, что работа выполнена им безупречно, и не без основания опасаясь, что льва смогут спутать с другим животным, художник снабдил свой рисунок подписью: «Се лев, а не собака». Прототипом этого сюжета является, вероятно, рассказ Дон-Кихота...