Классный час «Маленькое дело лучше большого безделья» классный час (4 класс) по теме
Смысл
Значение пословицы сводится к простой формуле: «Лучше делай хоть что-нибудь, чем ничего». Почему? Потому что труд, даже самый незначительный, имеет три составляющие:
- Он прогоняет скуку.
- У него есть цель.
- Труд результативен.
У безделья таких составляющих нет, потому что оно бессодержательно и безбрежно. Но помимо выше перечисленных элементов труда, есть еще одна его сторона, которую нужно обсудить особо и доказать все-таки, почему маленькое дело лучше большого безделья.
Труд имеет перспективу, а у лени ее нет
Любое, даже самое незначительное дело, может жить и развиваться, а если человек ничем не занят, то это не принесет ему прибыли. Тем более, наше время таково, что некоторые умудряются зарабатывать на самых, казалось бы, пустяковых вещах. Например, у кого-то, как он (или она) считает, отменный вкус, и человеку нравится одевать людей. Сегодня такая профессия называется «стилист». Но есть люди, которые зарабатывают на жизнь только тем, что подбирают состоятельным гражданам одежду, не касаясь образа в целом. Разумеется, если человек беден, то на личного стилиста у него денег просто нет.
Бедность и богатство в данном случае совсем не важны, а важно то, что маленькое дело лучше большого безделья. Даже если занятие кажется окружающим странным и непонятным. Как знать, может быть, человек через 10 или 20 лет станет законодателем моды.
Кстати, Стив Джобс и Билл Гейтс тоже начинали с малого. А что в итоге вышло? Всем известно. И этот пример даже успел набить оскомину. В любом случае, от фактов никуда не деться.
Сочинение на тему маленькое дело лучше большого безделья
– Давайте сейчас попробуем показать нашим гостям результаты своего дела. Создадим все вместе живую картину, добрую, веселую, которая бы порадовала нас и напомнила о совместном труде.
IV. Работа по теме
У.
Первой выступит группа “Умники и умницы” – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.
Выходят “хозяева класса”.Ученик 1.
Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.
Ученик 2.
Я слежу за чистотой подоконников.
Ученик 3.
Я слежу за чистотой мебели.
Ученик 4.
Я слежу за чистотой доски и пола.
Все
(
хором
). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.
Ученик 1.
Ребята! Давайте наведем в классе полный порядок!
Разыгрывается сценка.Озираясь, крадутся Мусор и Беспорядок. У Мусора одежда из каких-то лоскутков, приклеенных бумажек, погоны из кусков палок, на груди висят “награды” – огрызок яблока, обломок карандаша и т.п. Беспорядок с всклокоченными волосами, грязный, с одной порванной штаниной, в вылезшей из брюк рубашке, с неправильно застегнутыми пуговицами.Мусор.
Привет, ученики! Как поживаете? Да, я вижу, вы следите за чистотой! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Я так ненавижу чистоту! Вы бы насорили. Это нетрудно. Ах да, я забыл представиться. Меня зовут его величество разбойник Мусор XI!
Дети.
Что-то не слыхали о таком.
Мусор
(
гордо
). Мой папочка Мусор X был могущественным правителем Грязьландии. Пока его не свергли… А это мой подающий надежды сынок – Беспорядок.
Беспорядок.
Бросай работу!
Мусор.
Вступайте в “Общество грязнуль”!
Ученик 2.
А как в него вступить, что для этого нужно сделать?
Мусор.
Купайтесь в мусоре. Бросайте бумагу под ноги, оставляйте огрызки яблок, куски бутербродов под партами, никогда не мойте руки, а тем более перед едой, никогда не убирайте свой, а тем более чужой мусор, разводите пыль, паутину.
Беспорядок.
Да здравствуют болезнетворные микробы!
Мусор.
Замусорим весь класс! Да здравствуют грязнули и неряхи!
Беспорядок.
Бросай работу! Гулять!
Ученик 3.
Нет, ребята, за работу! Долой “Общество грязнуль” и разбойника Мусора! Долой Беспорядок! А вот и наша подруга Чистота.
Чистота.
Я рада встрече с вами. Будем же друзьями! Запомните, что для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо помогать в уборке класса и в поддержании чистоты во всей школе. Когда в классе и школе чисто прибрано, на душе весело. И тогда хочется играть в умные игры.
У.
Давайте поиграем в игру “Подскажи словечко”. Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.
Очищайте обувь от грязи, снега при входе в…
(
помещение
).
Не сорите на…
(
пол
)
, на…
(
парте
).
Держите в порядке все…
(
вещи
).
Стирайте мел с доски влажной…
(
тряпкой
).
Пол подметайте влажным…
(
веником
).
Почаще проветривайте…
(
помещение
).
Чистота.
Молодцы!
У.
Следующей выступает группа “Веселые ребята”. Слушаем дружину порядка. Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи. Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе. Предлагаю вам игру “И я”. Если я назову правильный поступок, скажите: “И я”. Если нет – молчите. Готовы? Я в школу прихожу аккуратно одетой. Я редко беру в руки расческу. Я все школьные вещи содержу в порядке. Я в школу прихожу вовремя. Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех. Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс. Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе. Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече. Я всегда благодарю за помощь. Я всегда поднимаю упавшую вещь. Я всегда отнимаю игрушку у товарища. Я всегда перебиваю говорящего. Я всегда навожу порядок на столе. – Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы “Веселые ребята”.
Ученик 1.
Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.
Ученик 2.
Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.
Ученик 3.
Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.
Ученик 4.
Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
У.
Перемену нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера “Перемена”. О чем оно?
Ученик 1.
Перемена, перемена – Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели это Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог?
Ученик 2.
Если он, то, несомненно, С ним – большая перемена. Не угонишься за Вовой! Но, гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому – то сдачи, Попросил списать задачи, – Словом, сделал все, что мог!
Ученик 3.
Ну а тут – опять звонок… Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем! – Ничего, – вздыхает Вова, – На уроке отдохнем!
У.
А вот что может случиться с человеком, попавшим на перемену в школе.
Ученик читает стихотворение Юрия Макарова “Карабас и третий класс”.
В жизни всякое случается Подчас, Мне навстречу ковыляет Карабас. И хромает, и рыдает Барабас – Не узнать его ни в профиль, Ни анфас. – Где вы были, Карабас Барабас? Почему у Вас подбит Правый глаз? Бороды как не бывало У Вас, Что случилось, Карабас Барабас? Чешет сбитое колено Карабас: – Я попал на перемену В третий класс!
У.
Кто себя узнал, прослушав эти стихотворения? На кого из наших ребят похож Вова? Ребята, давайте не называть имен этих детей вслух. Я думаю, мы постараемся, чтобы такого больше в нашем классе не было. А теперь слово группе “Лучики”. Они санитары. Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.
Ученик 1.
Жил-был 1-й “Б” класс и были у него друзья – Чистота и Порядок. Все дети приходили в школу опрятными, чисто вымытыми, в аккуратной форме.
Под легкую музыку начинается демонстрация одежды мальчиков.Ученик 2.
В нашем классе вошли в моду: у мальчиков отутюженные брючки, накрахмаленные белые рубашки; у девочек аккуратные пиджаки, сверкающие белизной блузки, начищенная до зеркального блеска обувь – и у мальчиков, и у девочек.
Ученик 3.
Какой наряд будет красив без аккуратной и продуманной прически? Смотрите, какое разнообразие причесок у наших девочек: волосы заплетены в две, три, даже четыре косички, уложены “корзинкой”! А каким украшением являются бантики!
Ученик 4.
Я хочу выразить восхищение внешним видом ребят и обратить внимание на их походку, манеру держаться. Смотрите, как легко они двигаются, прямо держат спину, не сутулятся, у каждого – гордо поднятая голова, приветливое лицо. К красивой одежде очень подходит такая манера держаться.
Ученик 5.
Учеников нашего класса медицинские работники называют здоровячками, потому что они занимаются физкультурой, соблюдают правила гигиены, правильно питаются, вовремя обращаются к врачам, делятся своими проблемами со взрослыми.
У.
Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.
Д.
Мыло.
У.
Зубов много, а ничего не ест.
Д.
Расческа.
У.
Я не сахар, не мука, Но похож на них слегка. По утрам всегда я На зубы попадаю.
Д.
Зубной порошок.
У.
Говорит дорожка – Два витых конца: “Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица. Иначе ты в полдня Испачкаешь меня”.
Д.
Полотенце.
У.
Хвостик из кости, А на спинке – щетинка. Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит – Одежда станет чище.
Д.
Щетка одежная.
У.
Хохотун Егорка взялся за уборку. В пляс по комнате пошел, Оглянулся – чистый пол.
Д.
Веник.
У.
Если руки ваши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без…
Д.
Воды.
У.
Зубную щетку знали еще до нашей эры. Долгое время она была только у богатых людей. Вместо зубного порошка пользовались золой сожженных оленьих рогов. Простые люди протирали зубы мелом и настоем мяты. У разных народов были разные щетки. Французские изобретатели придумали зубную щетку с музыкой. Это для того, чтобы детям было приятно чистить зубы. А румынские специалисты создали совсем необыкновенную щетку. В ней нет обычной щетины, а зубы чистятся тоненькими струйками воды, водяным душем. Человек всегда должен быть опрятным, аккуратным. Вода есть везде, следовательно, неопрятность непростительна. Будьте опрятны, это нужно как для вашего здоровья, так и для тех людей, рядом с которыми вы находитесь.
Звучит песня о спорте.У.
А сейчас приглашаются “Румяные щечки” – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.
Все ребята
(
хором
). Мы проводим:
Ученик 1.
Гимнастику до занятий.
Ученик 2.
Физкультминутки в классе на уроках.
Ученик 3.
Настольные игры, спортивные соревнования.
Ученик 4.
Подвижные игры на переменках.
Все ребята
(
хором
). Желание у нас одно: Хотим стать настоящими спортсменами!
Разыгрывается сценка.Выходит Будильник.Будильник.
Внимание! Внимание! К утренней зарядке приготовиться! Пять раз – попрыгать; Три раза – наклониться. (
Будильник чихает, кашляет
.) Что такое? Простудился!
Д.
Что будем делать? Надо вызывать врача – доктора Айболита.
Звонят по телефону. Появляется Айболит. Он подходит к Будильнику, который чихает, кашляет.У.
Смотрите, как кашляет Будильник. Он так может всех заразить. Доктор, что надо делать?
Айболит.
Закрываться носовым платком.
У.
А что надо делать, чтобы не болеть?
Айболит.
Делать зарядку, закаляться, любить воду и чистоту, есть полезную пищу, ежедневно употреблять витамины.
Физкультурники под музыку проводят физкультминутку.Айболит.
А со спортом вы дружите?
Дети
(
хором
). Да!
Выступают дети, занимающиеся гимнастикой. Ученик читает стихотворение Юрия Макарова “Кто кого?”
Похвалялся как-то Федька: – Я любого сокрушу! Потому, что Федька Редькин Занимается УШУ. Вдруг как рыкнет пес Полкан – Острозубый великан: – Если с Редькиным сражусь я, Всех на свете рассмешу. Потому что я давненько Занимаюсь у-ку-шу.
Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого “Перильные состязания”.
Звонок… Переменка… Вниманье! Вниманье! Сегодня соревнованье! Борьба не для робких, Борьба не для хилых. Вид спорта – Новейший: Бобслей на перилах. Кто съедет, ни разу не спрыгнувши вниз, тому – чемпионское званье и ПРИЗ! Вот к старту выходит вихрастенький Гена, “трибуны” приветствуют шумно спортсмена. А он на перила взбирается первым – и мчит! Да так лихо, что холодно нервам. Весь класс его замер. Пролет… Разворот… Ура! Ай да Генка! Уж финиш вот-вот!
У.
Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?
Выслушиваются ответы детей. Айболит.
Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.
Д.
Шахматы, шашки. – Игрушечные машинки. – Настольные игры. – “Ручеек”.
Айболит.
Молодцы! Правильно!
Айболит прощается и уходит. У.
Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому “садику”. Слово переходит к группе “Звездочки”. Они цветоводы.
Ученик 1.
Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.
Ученик 2.
Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.
Ученик 3.
По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.
Ученик 4.
Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.
Дети
(
хором
). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.
У.
Цветоводы предлагают следующие задания: 1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.
Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.
2. Узнать по описанию комнатные растения.
Каждой группе учеников раздается карточка с описанием комнатного растения.
3. С закрытыми глазами нарисовать цветок.
Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер. Дети выполняют задания. Итог обсуждается.
V. Итог работы
У.
Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?
Выслушиваются ответы детей.
– Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Существуют “Правила коллективной работы”. Давайте с ними познакомимся.
Ученики читают памятку “Правила коллективной работы”.
1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех. 2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное. 3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую. 4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других. 5. Помогите тому, у кого не ладится работа. 6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима. – Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске? На доске:
Дейл Карнеги и пословица
Широко известны книги американского психолога Дейла Карнеги. К ним можно относиться по-разному, но ему же принадлежит мудрая мысль: «Самое дешевое лекарство от невроза – это быть занятым». Таким образом, выясняется: у пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» существует еще и психологическое измерение. Скука и незанятость действительно опасны. Если человек не знает, куда себя применить, то у него заводятся разные скверные мысли, от которых он впадает в депрессию или другие неприятные и рисковые состояния. Если же человек занят, то у него нет времени на беспочвенные размышления, ему надо выполнять поставленные задачи.
Поэтому труд хорош не только тем, что дает средства к существованию и наполняет жизнь человека содержанием, — у работы так же есть терапевтический смысл: она не позволяет человеку сойти с ума от размышлений на тему, например, смысла жизни. Зачем забивать всякими абстрактными глупостями себе голову, когда конкретные задачи ждут своего решения? Ответ очевиден.
И если человек задумается, то поймет: пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» говорит о том же самом.
Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.
Оборудование.
Костюмы для инсценировок; магнитофон; аудиозапись с песнями о спорте; разрезные карточки с изображением растений; описания комнатных растений; листы бумаги; фломастеры; памятка «Правила коллективной работы».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
Учитель.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова?
Дети.
Трудолюбие – это любовь к труду.
У.
О ком говорят, что он трудолюбивый человек?
Д.
О человеке, который любит и умеет трудиться.
III. Вступительная беседа
У.
Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята?
Д.
Да.
У.
А как вы об этом узнали?
Д.
По тем действиям, которые они совершают.
У.
Вспомним, какие добрые, хорошие дела сумели вы сделать за истекший год. Есть хорошая пословица: «Маленькое дело лучше большого безделья». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Выслушиваются ответы детей.
– Конечно, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе, творческого отношения.
В нашем классе распространен опыт коллективных поручений – ЧТД – чередование традиционных (творческих) дел. Поручения даются группам ребят на определенный срок (1 – 2 недели).
Какие же поручения и конкретные обязанности чередуются у нас сегодня?
На доске:
- Группа 1: «Умники и умницы» – хозяева класса (ХК).
- Группа 2: «Веселые ребята» – дружина порядка (ДП).
- Группа 3: «Лучики» – санитары (С).
- Группа 4: «Румяные щечки» – физкультурники (Ф).
- Группа 5: «Звездочки» – цветоводы (Ц).
– Давайте сейчас попробуем показать нашим гостям результаты своего дела. Создадим все вместе живую картину, добрую, веселую, которая бы порадовала нас и напомнила о совместном труде.
IV. Работа по теме
У.
Первой выступит группа «Умники и умницы» – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.
Выходят «хозяева класса».
Ученик 1.
Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.
Ученик 2.
Я слежу за чистотой подоконников.
Ученик 3.
Я слежу за чистотой мебели.
Ученик 4.
Я слежу за чистотой доски и пола.
Все
(
хором
). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.
Ученик 1.
Ребята! Давайте наведем в классе полный порядок!
Разыгрывается сценка.
Озираясь, крадутся Мусор и Беспорядок. У Мусора одежда из каких-то лоскутков, приклеенных бумажек, погоны из кусков палок, на груди висят «награды» – огрызок яблока, обломок карандаша и т.п. Беспорядок с всклокоченными волосами, грязный, с одной порванной штаниной, в вылезшей из брюк рубашке, с неправильно застегнутыми пуговицами.
Мусор.
Привет, ученики! Как поживаете? Да, я вижу, вы следите за чистотой! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Я так ненавижу чистоту! Вы бы насорили. Это нетрудно. Ах да, я забыл представиться. Меня зовут его величество разбойник Мусор XI!
Дети.
Что-то не слыхали о таком.
Мусор
(
гордо
). Мой папочка Мусор X был могущественным правителем Грязьландии. Пока его не свергли… А это мой подающий надежды сынок – Беспорядок.
Беспорядок.
Бросай работу!
Мусор.
Вступайте в «Общество грязнуль»!
Ученик 2.
А как в него вступить, что для этого нужно сделать?
Мусор.
Купайтесь в мусоре. Бросайте бумагу под ноги, оставляйте огрызки яблок, куски бутербродов под партами, никогда не мойте руки, а тем более перед едой, никогда не убирайте свой, а тем более чужой мусор, разводите пыль, паутину.
Беспорядок.
Да здравствуют болезнетворные микробы!
Мусор.
Замусорим весь класс! Да здравствуют грязнули и неряхи!
Беспорядок.
Бросай работу! Гулять!
Ученик 3.
Нет, ребята, за работу! Долой «Общество грязнуль» и разбойника Мусора! Долой Беспорядок! А вот и наша подруга Чистота.
Чистота.
Я рада встрече с вами. Будем же друзьями! Запомните, что для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо помогать в уборке класса и в поддержании чистоты во всей школе. Когда в классе и школе чисто прибрано, на душе весело. И тогда хочется играть в умные игры.
У.
Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.
- Очищайте обувь от грязи, снега при входе в…
(
помещение
). - Не сорите на…
(
пол
)
, на…
(
парте
). - Держите в порядке все…
(
вещи
). - Стирайте мел с доски влажной…
(
тряпкой
). - Пол подметайте влажным…
(
веником
). - Почаще проветривайте…
(
помещение
).
Чистота.
Молодцы!
У.
Следующей выступает группа «Веселые ребята». Слушаем дружину порядка. Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи. Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе. Предлагаю вам игру «И я». Если я назову правильный поступок, скажите: «И я». Если нет – молчите. Готовы?
- Я в школу прихожу аккуратно одетой.
- Я редко беру в руки расческу.
- Я все школьные вещи содержу в порядке.
- Я в школу прихожу вовремя.
- Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.
- Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.
- Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.
- Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.
- Я всегда благодарю за помощь.
- Я всегда поднимаю упавшую вещь.
- Я всегда отнимаю игрушку у товарища.
- Я всегда перебиваю говорящего.
- Я всегда навожу порядок на столе.
– Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы «Веселые ребята».
Ученик 1.
Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.
Ученик 2.
Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.
Ученик 3.
Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.
Ученик 4.
Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
У.
Перемену нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера «Перемена». О чем оно?
Ученик 1.
Перемена, перемена – Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели это Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог?
Ученик 2.
Если он, то, несомненно, С ним – большая перемена. Не угонишься за Вовой! Но, гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому – то сдачи, Попросил списать задачи, – Словом, сделал все, что мог!
Ученик 3.
Ну а тут – опять звонок… Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем! – Ничего, – вздыхает Вова, – На уроке отдохнем!
У.
А вот что может случиться с человеком, попавшим на перемену в школе.
Ученик читает стихотворение Юрия Макарова «Карабас и третий класс».
В жизни всякое случается Подчас, Мне навстречу ковыляет Карабас. И хромает, и рыдает Барабас – Не узнать его ни в профиль, Ни анфас. – Где вы были, Карабас Барабас? Почему у Вас подбит Правый глаз? Бороды как не бывало У Вас, Что случилось, Карабас Барабас? Чешет сбитое колено Карабас: – Я попал на перемену В третий класс!
У.
Кто себя узнал, прослушав эти стихотворения? На кого из наших ребят похож Вова? Ребята, давайте не называть имен этих детей вслух. Я думаю, мы постараемся, чтобы такого больше в нашем классе не было. А теперь слово группе «Лучики». Они санитары. Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.
Ученик 1.
Жил-был 1-й «Б» класс и были у него друзья – Чистота и Порядок. Все дети приходили в школу опрятными, чисто вымытыми, в аккуратной форме.
Под легкую музыку начинается демонстрация одежды мальчиков.
Ученик 2.
В нашем классе вошли в моду: у мальчиков отутюженные брючки, накрахмаленные белые рубашки; у девочек аккуратные пиджаки, сверкающие белизной блузки, начищенная до зеркального блеска обувь – и у мальчиков, и у девочек.
Ученик 3.
Какой наряд будет красив без аккуратной и продуманной прически? Смотрите, какое разнообразие причесок у наших девочек: волосы заплетены в две, три, даже четыре косички, уложены «корзинкой»! А каким украшением являются бантики!
Ученик 4.
Я хочу выразить восхищение внешним видом ребят и обратить внимание на их походку, манеру держаться. Смотрите, как легко они двигаются, прямо держат спину, не сутулятся, у каждого – гордо поднятая голова, приветливое лицо. К красивой одежде очень подходит такая манера держаться.
Ученик 5.
Учеников нашего класса медицинские работники называют здоровячками, потому что они занимаются физкультурой, соблюдают правила гигиены, правильно питаются, вовремя обращаются к врачам, делятся своими проблемами со взрослыми.
У.
Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки.
Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.
Д.
Мыло.
У.
Зубов много, а ничего не ест.
Д.
Расческа.
У.
Я не сахар, не мука, Но похож на них слегка. По утрам всегда я На зубы попадаю.
Д.
Зубной порошок.
У.
Говорит дорожка – Два витых конца: «Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица. Иначе ты в полдня Испачкаешь меня».
Д.
Полотенце.
У.
Хвостик из кости, А на спинке – щетинка. Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит – Одежда станет чище.
Д.
Щетка одежная.
У.
Хохотун Егорка взялся за уборку. В пляс по комнате пошел, Оглянулся – чистый пол.
Д.
Веник.
У.
Если руки ваши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без…
Д.
Воды.
У.
Зубную щетку знали еще до нашей эры. Долгое время она была только у богатых людей. Вместо зубного порошка пользовались золой сожженных оленьих рогов. Простые люди протирали зубы мелом и настоем мяты. У разных народов были разные щетки. Французские изобретатели придумали зубную щетку с музыкой. Это для того, чтобы детям было приятно чистить зубы. А румынские специалисты создали совсем необыкновенную щетку. В ней нет обычной щетины, а зубы чистятся тоненькими струйками воды, водяным душем. Человек всегда должен быть опрятным, аккуратным. Вода есть везде, следовательно, неопрятность непростительна. Будьте опрятны, это нужно как для вашего здоровья, так и для тех людей, рядом с которыми вы находитесь.
Звучит песня о спорте.
У.
А сейчас приглашаются «Румяные щечки» – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.
Все ребята
(
хором
). Мы проводим:
Ученик 1.
Гимнастику до занятий.
Ученик 2.
Физкультминутки в классе на уроках.
Ученик 3.
Настольные игры, спортивные соревнования.
Ученик 4.
Подвижные игры на переменках.
Все ребята
(
хором
). Желание у нас одно: Хотим стать настоящими спортсменами!
Разыгрывается сценка.
Выходит Будильник.
Будильник.
Внимание! Внимание! К утренней зарядке приготовиться! Пять раз – попрыгать; Три раза – наклониться. (
Будильник чихает, кашляет
.) Что такое? Простудился!
Д.
Что будем делать? Надо вызывать врача – доктора Айболита.
Звонят по телефону. Появляется Айболит. Он подходит к Будильнику, который чихает, кашляет.
У.
Смотрите, как кашляет Будильник. Он так может всех заразить. Доктор, что надо делать?
Айболит.
Закрываться носовым платком.
У.
А что надо делать, чтобы не болеть?
Айболит.
Делать зарядку, закаляться, любить воду и чистоту, есть полезную пищу, ежедневно употреблять витамины.
Физкультурники под музыку проводят физкультминутку.
Айболит.
А со спортом вы дружите?
Дети
(
хором
). Да!
Выступают дети, занимающиеся гимнастикой. Ученик читает стихотворение Юрия Макарова «Кто кого?»
Похвалялся как-то Федька: – Я любого сокрушу! Потому, что Федька Редькин Занимается УШУ. Вдруг как рыкнет пес Полкан – Острозубый великан: – Если с Редькиным сражусь я, Всех на свете рассмешу. Потому что я давненько Занимаюсь у-ку-шу.
Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого «Перильные состязания».
Звонок… Переменка… Вниманье! Вниманье! Сегодня соревнованье! Борьба не для робких, Борьба не для хилых. Вид спорта – Новейший: Бобслей на перилах. Кто съедет, ни разу не спрыгнувши вниз, тому – чемпионское званье и ПРИЗ! Вот к старту выходит вихрастенький Гена, «трибуны» приветствуют шумно спортсмена. А он на перила взбирается первым – и мчит! Да так лихо, что холодно нервам. Весь класс его замер. Пролет… Разворот… Ура! Ай да Генка! Уж финиш вот-вот!
У.
Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?
Выслушиваются ответы детей.
Айболит.
Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.
Д.
Шахматы, шашки. – Игрушечные машинки. – Настольные игры. – «Ручеек».
Айболит.
Молодцы! Правильно!
Айболит прощается и уходит.
У.
Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому «садику». Слово переходит к группе «Звездочки». Они цветоводы.
Ученик 1.
Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.
Ученик 2.
Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.
Ученик 3.
По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.
Ученик 4.
Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.
Дети
(
хором
). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.
У.
Цветоводы предлагают следующие задания:
1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.
Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.
2. Узнать по описанию комнатные растения.
Каждой группе учеников раздается карточка с описанием комнатного растения.
3. С закрытыми глазами нарисовать цветок.
Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер.
Дети выполняют задания. Итог обсуждается.
V. Итог работы
У.
Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?
Выслушиваются ответы детей.
– Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща.
Существуют «Правила коллективной работы». Давайте с ними познакомимся.
Ученики читают памятку «Правила коллективной работы».
1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех. 2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное. 3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую. 4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других. 5. Помогите тому, у кого не ладится работа. 6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.
– Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске?
На доске:
|
Выслушиваются ответы детей.
– Что сегодня вы узнали нового? Что захотелось изменить в своей жизни?
Дети отвечают.
- Зеленая улицаЭто сочетание слов великолепно показывает, как быстро и сильно меняется наш язык. Сто лет назад оно вызывало у всех дрожь ужаса: «зеленой улицей» называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен зеленой палкой, точнее, гибким длинным прутом, «шпицрутеном». По такой «улице» прогоняли или протаскивали осужденных. На них с обеих сторон сыпались жестокие удары,...