Главная / Человек / Как научиться меньше говорить, а больше слушать
14 марта 2023

Как научиться меньше говорить, а больше слушать

Сова Психолог

Поделитесь с друзьями:

Пословиц, поговорок, мудрых мыслей – вагон и маленькая тележка мелким шрифтом. Однако если взять всего одну мудрость – “Поменьше говори, побольше слушай”, или “Человеку даны два уха, и всего один рот” – окажется, что не так-то просто это сделать! Как на практике освоить мудрость и уникальный навык поменьше говорить и побольше слушать?

В самом деле, говорить порой очень хочется. Иногда – очень-очень. И это понятно, ведь высказываясь по любому поводу, человек ощущает себя не просто значимым или важным – но и просто существующим. Разговор – это “я есьмь” для каждого из нас. Это так или иначе – но предъявление себя, своих внутренних процессов. Иногда очень хочется поделиться тем, что накипело. Иногда – хочется побыть для кого-то “экспертом”, мол, плавали, знаем!

А вот слушать в это время не очень получается. Действуя по правилу “Поменьше говори, побольше слушай” можно так и уйти не услышанным. Помолчал, выслушал, ушел – и что, ради этого затевалось общение? Где кайф-то?

В результате каждый хочет поговорить, а слушать хотят немногие, очень немногие. И тогда происходит удивительная вещь: даже если вы сидели и кивали, были внимательны, собраны и “включены” в диалог, но почти ничего не сказали (кроме междометий “угу”, “ага”, а в нужных местах – “ах”) – человек уходит с чувством “Ах, какой замечательный собеседник попался! Так хорошо понимает!”

Читайте также: Где желания – там и путь. Где нет желания – нет и пути.

Так что же теперь, “забить” на себя и все время выслушивать других?

Нет, и так не подойдет. Иначе спустя некоторое время вы с удивлением узнаете, что один думает о вас одно, другой – другое, а третий вообще решил, что вы почти Будда:)

Разговор – это про прояснение позиций. Он – там. Я – здесь. Мы вдвоем – можем так-то или туда пойти. Разговаривайте. Но не забывайте прислушиваться, слушать внимательно и замечать, что на самом деле говорят люди.

По опыту, чтобы это сделать, выговариваться все же необходимо. Нужно подходящее место, где вас слушают, и достаточно времени. И тогда вы сами удивитесь, как быстро иссякнет поток ваших слов. Как легко, оказывается, выговориться, наболтаться о себе любимом и перейти к чему-нибудь более новому, обоюдному, интересному! И в целом – легко и непринужденно перейти к вашему новому стилю общения “Поменьше говори, побольше слушай”. Это просто!

Вывод из статьи.

Первое. Правило “болтать меньше, чем слушать” – реализуемо на практике. Сделать это легко.

Второе. Для того чтобы научиться слушать – важно иметь место, где можно поговорить о себе. Правда, это необходимо. Действительно, без этого никуда.

Третье. Когда в вашем окружении есть хотя бы 1-2 человека, способных вас выслушать, и более того, они регулярно слушают и понимают – то довольно просто заинтересоваться тем, что болтают другие люди.

Четвертое. Если не перебивать, поменьше говорить и побольше слушать, открываются удивительные, необычные знания о людях.

Примеры: Девушка-цветочек говорит о приятных событиях не иначе как “было ужасно… красиво”, “и тут, представляешь, такой кошмар – он мне в любви признается!” Сразу становится понятной не только событийная канва (что происходило), но и ее отношение (как для нее это выглядит).

Другие особенности:

— говорить как бы не о себе,

— говорить за других (“и тут, вижу, она подумала, что я дурак”)

— воспринимать все в одном цвете (и необязательно розовом;)

— мечтательность, строительство замков на песке и прожектов.

Читайте также: Ценность хлеба как важная составляющая жизни человека

В целом любые особенности речи выдают особенности мышления. И только если у вас есть где поболтать, в общении с другими людьми поменьше говорить и побольше слушать получится с первого раза!

Приятных открытий!

Поделитесь с друзьями:

Категории: — — восприятие других людей, — Дела отношенческие | Тэги: психология общения | Permalink

Больше слушать, меньше говорить

Бог дал нам два уха и один рот, причина очевидна: чтобы меньше говорить и больше слушать. Уверен, ты уже слышал нечто подобное. Но знаешь, почему Бог дал нам одну мать и одного отца? Двух людей разного пола, таких непохожих друг на друга. Для того чтобы у нас не было передышки, чтобы один говорил нам в одно ухо, а другой — в другое.

Слушать — разумнее, чем говорить. Этому учишься в процессе роста, набивая шишки, пока тебе не остается ничего, как признать справедливость Божественного замысла.

«Президент Теодор Рузвельт был не только человеком действия, но и хорошим слушателем, который также ценил данное качество в других людях. Однажды на праздничном балу его ужасно утомили люди, которые отвечали на его серьезные замечания пустыми, бессмысленными шуточками. Тогда он начал приветствовать гостей с улыбкой, говоря всем одну и ту же фразу: „Сегодня утром я убил свою бабушку”. Большинство людей настолько нервничали, встречаясь с президентом, что абсолютно не слышали слов, которые он произносил. Но один дипломат проявил внимательность. Выслушав реплику Рузвельта, он наклонился к президенту и прошептал ему: „Уверен, что она этого полностью заслуживала!”» («21 обязательное качество лидера», Джон Максвелл).

Наверное, Рузвельт улыбнулся, радуясь, что хотя бы один человек услышал его.

Взойдя на трон, Ровоам, сын Соломона, первым делом позвал старейшин, которые были советниками Соломона, и спросил их, что надо сделать, чтобы лучше управлять страной.

Старейшины со всей мудростью, которая приходит с годами, посоветовали ему уменьшить налоги, чтобы завоевать расположение народа, приведя множество доводов в пользу такого решения.

Выслушав старцев, царь позвал своих молодых друзей, тех, вместе с кем он вырос, и задал им тот же вопрос. Друзья дали противоположный совет: увеличить налоги, чтобы доказать, что он более сильный и твердый властитель, чем его отец. Они считали, что уступить требованиям народа означало проявить слабость.

Результат был ужасен. Народ оставил Ровоама, и возникло новое государство. Только одно колено осталось с Ровоамом, но люди ясно сказали царю, что сделали это не ради него, а из верности его деду, Давиду.

Всегда лучше прислушаться. Пожалуй, будет неплохой идеей в следующий раз, когда твои родители будут что-то советовать тебе, выслушать их внимательно. Возможно, они скажут как раз то, что тебе необходимо знать, и ты многого лишишься, пропустив это мимо ушей.

Проси у Бога мудрости, чтобы не допустить ошибок Ровоама.

«Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу?» (3Цар.12:6).

Читайте также: Простота хуже воровства… Или как это по-русски?

Как научиться мало говорить

6 июня 2020 в 9:26

Еще великий и многомудрый царь Соломон утверждал, что излишнее многословие ведет к неприятностям. И дело не только в том, что неумение держать язык за зубами уже само по себе может навлечь на вас массу проблем. Многословие и пустая болтовня являются неотделимым и точным признаком недалекого и пустого человека, не обладающего достаточными знаниями и не умеющего слушать собеседника. Если вы не хотите производить подобного впечатления у окружающих людей, вам следует научиться говорить как можно меньше, а вот как это сделать, вам расскажут советы психологов, которые мы собрали в данной статье.

Слово – серебро, молчание — золото

Эгоцентричный человек не может справиться с собственным желанием рассказать всему окружающему миру о собственной значимости. Да, собственно, он даже и не думает о том, что он вовсе не является центром этого самого окружающего мира. Поэтому такие люди, как правило, не обладают хорошими познаниями в каком-либо вопросе. Ведь им просто неинтересно, что и как происходит вне пределов его черепной коробки, напротив, он считает, что он просто обязан одарить тех, кто его окружает, россыпью своих драгоценных мыслей, сделав их тем самым невероятно счастливыми.

И наоборот, чем большей культурой и знаниями обладает человек, тем более осторожно он будет обращаться со словом, поскольку гораздо более ясно видит всю шаткость любых аксиом и утверждений. Поэтому, прежде чем что-то сказать, такой человек будет тщательно обдумывать свои тезисы, подбирая точные слова. Но ведь для этого требуется время, а, следовательно, такой человек будет меньше говорить, а молчать значительно больше.

Не судите, да не судимы будете

Подумайте о том, каких тем вы больше всего любите касаться в разговорах. Не правда ли – это, как правило, другие люди, в данный момент здесь отсутствующие. Это именно их привычки, личная жизнь, внешность чаще всего являются предметом досужих разговоров. А ведь одна из заповедей гласит – не судите. И дело даже не в том, что если вы не будете много говорить о других и обсуждать их, то и вы не станете темой для их обсуждения. Дело в том, что такая привычка крайне разрушительно влияет на вашу собственную душу, а коме того, делает вас обычным сплетником. Вряд ли вы хотите, чтобы с вами это случилось. Кроме того, порядочные люди стараются не общаться со сплетниками, не желая слушать, когда при них говорят о других, тем более в негативном ключе. Таким образом, круг ваших знакомых будет состоять из вполне определенных личностей.

Если вы не будете обсуждать других людей за их спиной, не будете слушать, когда это делают другие, то вы, таким образом, будете и сами намного меньше говорить. А ведь именно этого вы хотели, не правда ли? Да и ваше душевное состояние окажется намного чище и спокойнее.

Кто такие энергетические вампиры

Замечали ли вы, что после того, как вы пообщаетесь с некоторыми людьми, вы чувствуете себя уставшими и разбитыми, как будто вам пришлось ворочать тяжелые мешки? Все дело в том, что вы общались с энергетическим вампиром, человеком, которому для хорошего самочувствия необходимо получить чью-то энергетику. Довольно часто такие люди не просто любят поговорить, они еще и стараются спровоцировать человека на взрыв эмоций, преимущественно негативного характера. Если вы начали замечать за собой нечто подобное, если вы испытываете потребность в постоянном общении и бурных разговорах, то вероятно, это может являться симптомом того, что у вас нарушен энергетический обмен. Возможно, что вы подверглись воздействию сглаза или порчи. В данной ситуации вам не просто нужно научиться меньше говорить, вам следует заняться духовными практиками, для того, чтобы установить гармонию между вами и окружающим вас миром. В крайнем случае, вы можете обратиться в церковь и пообщаться с батюшкой, выполняя его советы и рекомендации.

Предисловие

«Если говоришь, что думаешь, то думай, что говоришь!»

Когда я впервые прочла эту фразу, она мне сразу понравилась. Тогда я была еще подростком. С тех пор прошло уже четверть века, но чем дальше, тем больше и больше нравится мне эта мысль. К величайшему сожалению, я не запомнила ни где ее прочитала, ни кто это сказал. «Википедия» подсказывает, что фраза прозвучала в комедийном фильме-притче «Трасса 60», вышедшем на экраны в 2002 году. Но мне кажется, что я слышала ее еще раньше – может быть, прочитала на знаменитой 16-й странице «Литературной газеты», где публиковались юмор и сатира.

Чем же она меня так «зацепила»? Я люблю те пословицы и афоризмы, в которых можно найти сразу несколько смыслов. Эта – из таких. Когда я прочла ее в первый раз, мне показалось, что она высмеивает трусливое лицемерие. «Говори правду, только когда она приятна и полезна! Даже, когда хочешь быть искренним, думай, чтобы не сказать лишнего!». Своего рода «вредные советы для взрослых». Если вы помните, я тогда была подростком.

Позже, я стала думать, что речь идет о такте и умении сочувствовать. Даже когда «режешь правду-матку», будь осторожен. Не обижай людей, сам того не желая! В таком прочтении эта фраза значила то же, что и другой замечательный афоризм: «Джентльмен – это тот, кто никогда и никого не оскорбит непреднамеренно».

Потом, когда я стала профессиональным писателем, эта фраза приобрела для меня новое значение: когда хочешь что-то сказать (и особенно когда хочешь сказать важную правду), сначала подумай, как сделать это так, чтобы тебя правильно поняли. Потому что какой смысл в правде, если ее не поймут? Или не поймут, почему она для тебя так важна?

Но что может помешать людям понять друг друга?

В замечательном рассказе Акутагавы Рюнескэ «В чаще» несколько человек рассказывают об одном и том же трагическом происшествии в чаще леса разные истории. Там не обошлось без магии! Но я, к величайшему сожалению, не владею магией, и речь пойдет не об этом.

В рассказе Гилберта Кита Честертона «Преступление капитана Гэхегена» человек поведал трем знакомым о своих планах на вечер, но каждый в этот момент думал о чем-то другом и понял его по-своему. Поэтому когда героя заподозрили в преступлении, три свидетеля показали, что он говорил им разные вещи, а значит задумал что-то нехорошее. И если бы не вмешательство мудрого друга, бедняге пришлось бы худо. Это – истинная правда. Мы очень часто слышим не то, что нам говорят, а то, что хотим (или боимся) услышать. Более того, мы не всегда можем верить даже собственным глазам, а не только ушам! Один профессор криминалистики поставил такой эксперимент: когда он начал читать лекцию, в аудиторию ворвались несколько человек в масках, схватили преподавателя и унесли его. Конечно, студенты были ошарашены и испуганы. Потом профессор вернулся, успокоил всех, сказав, что это была инсценировка, и начал задавать вопросы: как были одеты нападавшие, какого они были роста и возраста, было ли у них оружие и так далее. Вы догадываетесь, что произошло? Все «свидетели» давали разные показания! Они даже не могли точно вспомнить, сколько было нападавших: одни говорили – трое, другие – четверо. Психолог объяснит этот феномен без труда. Студенты были слишком ошарашены, чтобы запомнить детали. Но когда их стали спрашивать, их мозги немедленно принялись «подсказывать» то, чего на самом деле не было, но что можно было «дорисовать» с помощью воображения. Эти молодые люди вовсе не были сознательными лжецами: наоборот, они очень хотели сказать правду и именно поэтому лгали, сами того не подозревая. Профессор задумал этот эксперимент, чтобы показать студентам: нельзя слепо доверять свидетелям. Но я не криминалист и не психолог, и моя книга не об этом. Однако сделаем пометку на будущее: то, что мы запомнили, и то, что происходило на самом деле, не обязательно совпадает. А значит, то, что мы говорим, и то, что слышат и запоминают люди – это совсем не одно и то же.

А как обстоит дело с текстами? Казалось бы, если слова написаны на бумаге, их можно перечитывать сколько угодно раз в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает. Какие могут быть сложности?

Оказывается, и тут все не так просто. Когда я веду мастер-классы для начинающих писателей, то часто использую метод, очень похожий на описанный выше эксперимент. В процессе обсуждения какого-то рассказа я прошу слушателей предположить, что именно хотел сказать писатель в своем тексте. Что подвигло его написать именно то, что он написал, придумать именно эту историю, какую мысль он хотел донести до нас? Как правило, стоит высказаться первому читателю, как автор начинает кричать, что его не так поняли, что он хотел сказать совсем не то и не о том. Получается как в детской игре в «испорченный телефон»: мы шепчем одно слово, а в итоге получается совсем другое. Кстати, я впервые познакомилась с этой игрой в детском садике, в котором работала очень мудрая воспитательница. Когда игра заканчивалась – и из «ракетки» получался, к примеру, «табурет», – воспитательница начинала с конца и спрашивала каждого ребенка, что он услышал и что прошептал соседу. Таким образом мы видели, как «ракетка» превращалась в «розетку», «розетка» – в «пипетку», «пипетка» – в «пакет», «пакет» – в «букет», а «букет» – в «табурет».

А теперь самое важное: зачастую нас понимают неправильно не потому, что люди невнимательны, а потому, что мы сами запутываем их. И тоже из самых лучших побуждений. Мы говорим (или пишем) слишком много, мы говорим слишком сложно, мы хотим говорить «красиво». И в результате получается текст, который невозможно понять.

Что я имею в виду? Школьник, написавший в сочинении «Андрей Болконский, как тот дуб, расцвел и зазеленел», вовсе не хотел сказать то, что сказал. Он имел в виду, что, встретив Наташу, князь Андрей снова ощутил радость жизни и, увидев, как на старом дубе пробивается молодая листва, поверил, что и для него может наступить новая весна. Мысль довольно банальная, но весьма уместная в школьном сочинении – если бы автор смог выразить ее, не вызывая смеха у читателя.

И здесь самое время вернуться в начало и вспомнить мой любимый афоризм: «Когда говоришь, что думаешь, то думай, что говоришь!» Думай о том, что услышит или прочтет собеседник! И постарайся его не запутать!

Я слышала и другую версию этой фразы: «Не всегда говори все, что знаешь, но всегда знай, с кем говоришь!». Что касается ее первой части, здесь каждый сам может провести свои границы. А вот вторую («знай, с кем говоришь») можно воспринимать и так, и эдак. Либо это предостережение: не говори лишнего людям, которые могут воспользоваться полученной информацией, обратив ее против тебя. Либо напоминание о том, что к разным людям стоит обращаться по-разному, чтобы они правильно тебя поняли. В буквальном смысле: «с каждым общаться на его языке».

Когда мы говорим на иностранном языке – особенно, если знаем его недостаточно хорошо, – то готовы к тому, что нас могут понять неправильно. Поэтому прикладываем сознательные усилия для более ясного выражения своих мыслей: выбираем более простые речевые конструкции, следим за подбором слов, помним, что их значения могут совпадать в разных языках лишь частично, не забываем о возможных синонимах, уместных в разных ситуациях (например, old и elderly). Словом, продумываем свою речь, прежде чем раскрыть рот или что-то написать.

Читайте также: Учимся понимать чертовски быструю английскую речь на примере выступлений Эдди Мерфи и Эминема

Совсем другое дело, когда мы говорим на родном языке. Нам кажется, что тут все получится само собой. Мы просто воспроизведем мысли так, как они складываются в голове, и все будет понятно без перевода. Но мы с вами уже убедились: так, к сожалению, выходит далеко не всегда.

А ведь мы можем передавать не только мысли, но и чувства. Нам может хотеться вызывать доверие у собеседника, упрекнуть его в чем-то, растрогать или рассмешить. Но только так, чтобы он смеялся над вашей историей, а не над вами! Как это сделать?

Школа тут не поможет: у учителей просто не хватает времени. Их задача – научить не делать ошибок, прежде всего, грамматических и пунктуационных. А если они и рассказывают ученикам, как можно ясно и внятно излагать свои мысли, те, как правило, все равно пропускают это мимо ушей. Что тут думать? Знай говори, что в голову придет, а слушатели сами все поймут!

А вот писатели знают, как важно быть правильно понятым и как можно этого добиться. Кроме вдохновения и писательской магии (куда же без нее!) существует еще и техника: несколько очень простых приемов, позволяющих не запутаться самим и не запутать читателей или слушателей. В основном, это правила о том, чего не следует делать. Они оставляют авторам широкие возможности делать то, что им хочется. Это такие своеобразные «правила дорожного движения» для письменной и устной речи. И речь эта может быть любой: не обязательно художественным произведением, но и докладом, который должен рассказать о проделанной вами работе и «подать» результаты в лучшем свете, или выступлением, которое побуждает слушателей сделать что-нибудь, или просто историей, которой вы хотите развлечь компанию.

Об этих правилах и пойдет речь. Они просты, но неочевидны. И очень нужны! «Счастье – это когда тебя понимают», – написал один из героев старого фильма. И если вы хотите, чтобы вас понимали правильно, не нужно мешать людям это делать. А как не мешать им? Об этом и расскажет книга, которую вы держите в руках.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Под сапогом (башмаком) быть (находиться, держать)
    Вспомните «Робинзона Крузо». Когда только что спасенный Робинзоном дикарь, будущий Пятница, старался заслужить доверие и покровительство повелителя, он, среди прочих знаков покорности, многократно ложился перед хозяином на землю и ставил себе на голову его ногу. У многих народов было принято падать ниц перед господином и ставить его ногу себе на шею или на голову, выражая...