Главная / Человек / Пословицы о сказке колобок для детей. Скрытый смысл сказки Колобок
29 мая 2022

Пословицы о сказке колобок для детей. Скрытый смысл сказки Колобок

Сакральный смысл русских народных сказок. Колобок

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина.

Во втором утверждении — Правда, в первом же — сказана не совсем Правда, т. е. Ложь. «Ложь» и «ложе», «ложа» имеют однокоренное происхождение.

То, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете.

И всё же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле «поверхностная правда», «неполная правда»? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави — те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т. о.

, можно сказать, что Сказка — это всё-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Читайте также: Пословицы о чести. Почему так важно беречь честь смолоду?

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём.

В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что». Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? До поры нет.

Хотя у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т. е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощённого на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить прежде, чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т. о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Колобок

В старых сказках вы нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в дороге. Картами и компасами раньше не пользовались.

А как же тогда ориентировались в пути? Некоторые утверждают, что у людей была способность чувствовать силовые линии Земли, и они просто шли по этим линиям и поэтому не могли заблудиться. Да, были и такие люди, но не все. Какими же ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями (Чертогами).

Уместно было бы спросить, а кто им тогда преподавал, скажем, так, астрономию? Да вот дед и отец и преподавали. И первый наглядный пример астрономии, который дети видели наяву — это сказка «КОЛОБОК». Колобок сказка.jpg

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобок», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и вам всё будет понятно.

Читаем неискаженную сказку Колобок

Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок».

И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.

И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.

Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял.

Волк в своём Чертоге почти пол-колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Или в другом изложении:

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок».

Читайте также: Бегом с изоляции: 7 главных ошибок людей, начинающих пробежки после долгого сидения дома

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.

Тут навстречу ему Медведь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Схватил Колобка поперёк живота да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унёс.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.

Но Путь его ещё не закончился. Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.

А тут навстречу Колобку Лиса выходит: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» — «Не ешь меня, Лисонька», — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его: «Ам», — и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка.

Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса) до новолуния (Чертог Лисы).

«Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца.

К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается: Мидгард-Земля (по-современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Читайте также: Коучинг. Каков вопрос — таков и ответ.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Лебедь.jpg

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

Многие сказки знакомы нам с детства, но во взрослом возрасте смотришь на них по-другому.

Почему убежал Колобок? О чем Курочка Ряба? Как не травмировать ребенка рассказом, как волку вспороли брюхо? И можно ли сказку заменить мультиком? Мы обсудили сюжеты известных сказок вместе с Людмилой Коровай — руководителем психолого-педагогического центра “Страна Чудес”, психологом, арт-терапевтом, сказкотерапевтом, РПТ терапевтом.

Сказки — для взрослых

Изначально, когда сказки создавались, они предназначались для взрослых, а не для детей. И рассказывались они в определенных условиях, не на ходу. Так доступным языком передавалась информация об устройстве мира от старшего поколения младшему. И только примерно 200 лет назад сказки стали рассказывать детям на основании тех рассказов, которые раньше были для взрослых.

Чтобы сделать историю для взрослого понятной ребенку, ее сильно упрощали и сокращали. Из-за этого истинная информация, которая была заложена в некоторых известных сказках, потерялась или исказилась.

Так, например, в современной версии сказки «Три поросенка» — хэппи-энд. Когда волк разрушил домики братьев, поросенок Наф-Наф, чье жилище оказалось самым устойчивым, пустил их к себе и спас им жизни. Казалось бы, все логично. Но чему учит сказка?

В изначальной версии сказки волк съедает двух поросят, которые построили домики из соломы и веток. То есть они «не выживают» из-за своей безответственности.

Сказка учит тому, что если ты слишком легкомысленный, спустя рукава относишься к делу, не задумываешься о последствиях своих действий, то тебя ждет именно такой конец.

Третий поросенок ответственно подошел к делу и справился с возникшими в жизни трудностями (волк не смог ему навредить).

Современная версия, получается, пропагандирует безответственность и иждивенчество. Ведь поросята спустя рукава построили домики, но у них хеппи-энд. В жизни так не бывает.

И бесполезно после прочтения сказки объяснять ребенку, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф безответственные, с них не нужно брать пример, а третий поросенок — молодец, и на него надо равняться.

Ребенок уже понял смысл сказки через метафору, он на подсознательном уровне усвоил, что можно лениться и как-то все само собой устроится.

Поэтому лучше читать эту сказку «в оригинале», там посыл логичный и более правильный.

Колобок

В этой сказке, пока она дошла до наших дней, сильно изменилась песенка Колобка. В первоначальной версии звучит так:

Я у дедушки ушел, Я у бабушки ушел, У тебя, зайца, не хитро уйти! У тебя, волка, не хитро уйти! У тебя, медведя, не хитро уйти!

У тебя, лиса, и подавно уйду!

Читайте также: Задания с буквой ч. А вот и буква. Чудесная буква Ч в чепчике! Пословицы и поговорки на букву Ч

Предлог У в современном значении — это предлог В (а в белорусском языке у нас до сих пор аналог русского предлога в— это предлог у).

И смысл получается такой:

Я в бабушку пошел, Я в дедушку пошел, Я в дедушку пошел, Я в бабушку пошел, В тебя, заяц, не хитро пойти! В тебя, волк, не хитро пойти! В тебя, медведь, не хитро пойти!

В тебя, лиса, и подавно пойду!

То есть в первоисточнике, в старинном варианте, получается, что речь идет о внутренних ресурсах героя, которые он по роду получил от своих предков, а также о ресурсах, которые приобрел на своем жизненном пути.

И тогда получается, что смысл у этой сказки совсем другой. Возможно, (если рассматривать метафорический смысл содержания сказки с точки зрения психологии), Колобок олицетворяет собой мужское начало.

На своем пути он встречал зайца, волка, медведя — это тоже символы мужского начала. И у них не получалось взаимодействия. А Лиса — это символ женского начала.

И она не съела Колобка, а они с ним объединились, то есть посыл сказки подсознанию через метафору — единение мужского и женского начала.

Поэтому эта сказка про гармонию мужского и женского начала в каждом из нас. Ведь многие проблемы у людей возникают из-за того, что они не признают в себе одно из начал. Яркий пример — папы часто говорят сыновьям: «Мужчины не плачут». Это и есть отрицание женского начала в мужчине.

Волк и семеро козлят

Интересна для анализа и эта сказка, поскольку в ней есть послание и для ребенка, и для мамы. Козлята в сказке — дети послушные, но на самом деле не очень умные. И только один из них умный — тот, который спрятался от Волка и потом рассказал маме о случившемся.

Эта сказка говорит о том, что опасно быть глупым и не уметь подстроиться под ситуацию. Козлята послушные, знают запреты, но они не смогли сориентироваться в непривычной, нестандартной ситуации ,когда пришел Волк.

А Мама-коза, можно сказать, была гиперопекающей и не развивала в детях самостоятельность, лабильность, их умственные и творческие способности. Она излишне оберегала детей: научила их закрывать дверь на засов, а что делать в случае опасности — нет.

Сказка как бы говорит мамам:

Если вы не научите детей справляться с трудностями, быть сообразительными и самостоятельными, то этому их научит жизнь (как Волк в сказке). Поэтому не опекайте излишне детей, позволяйте и помогайте им расти и взрослеть.

Курочка Ряба

Несмотря на свою простоту, эта сказка очень сложна и символична. И из-за того, что до наших дней она дошла в сильно измененном виде, может быть непонятно: о чем она?

Золотое яйцо в сказке можно рассматривать как множество символов. Оно может быть символом и материального богатства, и здоровья, и какой-то духовной ценности, и самой жизни. И дед с бабой били его, то есть пытались получить какую-то выгоду от яйца. А мышка — символ случайности — разбила яйцо, и дед с бабой остались ни с чем, поэтому они плачут.

То есть дед с бабой не уберегли то ценное, что им было дано, отнеслись к этому не бережно. Но Курочка снесла им обычное яйцо. То есть жизнь на этой неприятности не заканчивается.

Когда золотое яйцо рассматривают как символ смерти, а простое яйцо как символ жизни, тогда это сказка о победе жизни над смертью. Несмотря на сложный метафорический смысл дети усваивают из сказок именно его. Они ближе к природе, к интуитивным знаниям, поэтому могут понять этот глубинный смысл, заложенный в сказках.

Жестокость в сказках

Бывает, родителей пугают жестокие сцены в сказках: кого-то съели, с кем-то расправились или вспороли брюхо. Но стоит помнить, что такое настороженное восприятие сказки — это часто личная тревожность самого родителя, он видит сюжет сказки через призму своего восприятия и жизненного опыта.

На самом деле такие эпизоды в сказках не про жестокость. Сражение со Змеем Горынычем, Кощеем, монстрами — это все нужно герою сказки, чтобы, пройдя испытания, перейти на новый уровень и трансформироваться, то есть повзрослеть и приобрести новые качества.

И надо понимать, что, когда в сказке «рубят монстра», расправляются с кем-то, то имеется в виду не буквальное убийство, а избавление от того, что этот монстр символизирует.

Именно поэтому в первоначальной версии сказки «Три поросенка» Волк съел двоих поросят, потому что это символизирует борьбу с ленью и безответственностью.

И ребенок воспринял бы эту информацию на уровне символов правильно, не испугавшись.

Сказки и мультики

Сейчас очень много мультфильмов в свободном доступе. Но родителям стоит понимать, что допустимый максимум для просмотра мультфильма ребенком — 20-30 минут в день. Пусть это будет советский мультфильм или короткий мультфильм по русской народной сказке. Тогда от этого будет польза.

Так, например, в сказке Маша и Медведь хорошо показан жизненный урок для девочки. Поход в лес — это выход во взрослую жизнь.

Медведь — это символ изменившихся условий, к которым надо уметь адаптироваться, чтобы стать взрослым.

Маша успешно адаптировалась и, перехитрив Медведя, вернулась домой уже в ином качестве, повзрослевшей. Уже не девочкой, а девушкой. Эта сказка про взросление девочки.

А когда на основе этих героев сделали многосерийный мультфильм, то совсем непонятно, о чем он. Чему учит детей? Современные родители слишком легкомысленно относятся к мультикам: ребенок «сидит в них» — и дома тишина и покой.

А то, что у ребенка идет перегрузка нервной системы непонятно какой информацией — об этом родители, к сожалению, не задумываются. А ведь именно в детском возрасте происходит формирование психики, она неустойчива, пластична и податлива.

И та информация, которая сейчас «записывается» в подсознание через метафоры, остается там на всю жизнь и будет влиять на человека в будущем.

До какого возраста ребенку нужны сказки?

У сказок нет возрастных ограничений. Когда взрослые читают фантастику и фэнтэзи, смотрят фильмы про инопланетян или «ужастики» — это все ведь тоже сказка.

При выборе сказок для ребенка маме желательно полагаться на свою интуицию, чувствовать, нравится ли ей сказка или нет, дорос ее ребенок до нее или еще нет.

Например, сказки «Синяя Борода», «Красная Шапочка» лучше читать детям постарше — после 3-4 класса.

Совсем малышам подойдут народные песенки, потешки и прибаутки, так как они создавались именно для детей и в них меньше искажений первоначального смысла, чем в сказках.

Если после прочтения сказки ребенок повторяет поведение отрицательного героя, родителям не стоит пугаться. Скорее всего, в этом образе, есть что-то, что в данный момент актуально для ребенка. Что-то, что перекликается с его внутренним состоянием, с его переживаниями.

Дайте ребенку возможность «пожить» в этой роли, прожить те чувства и эмоции, которые он в данный момент испытывает.

Хорошо, если в этот момент взрослые поддержат ребенка, организуют сюжетно-ролевую игру, организуют мини-спектакль, предложат этого героя нарисовать или вылепить из соленого теста или пластилина.

Например, ребенок изображает волка из сказки. Скорее всего, он таким образом дает выход своей агрессии и стоящей за ней накопившейся злости или даже гневу. И если в этот момент ребенку запрещать «перевоплощаться в волка» и говорить ему, что так делать нельзя, то он эту агрессию, скорее всего, проявит в другом месте и по-другому. Например, ударит кого-то.

Поэтому будьте мудрыми родителями, старайтесь не запрещать что-то своим детям, а учитесь понимать, что происходит с ребенком, какова истинная причина его «странного» поведения. Если самостоятельно это сделать сложно, всегда есть возможность обратиться к специалистам, в частности к детскому психологу.

Читайте также: Пословицы и поговорки со словом победа. Афоризмы о победе и поражении, выигрыше и проигрыше

Марта Разумовская

Если вы хотите поделиться личным опытом или рассказать о проблеме для статьи на нашем портале, пишите на [email protected]

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/psycho/27285-lisa-ne-sela-kolobka—oni-obedinilis-uznali-v-chem-smysl-izvestnykh-skazok.html

bogemasamara.ru

«К

олобок» — первая или в числе первых и самых любимых сказок многих малышей. История забавного Колобка, который насвистывает весёленький мотивчик, интересна и запоминается на лету. Омрачает её лишь грустное окончание. На просторах Европы есть множество похожих на нашего «Колобка» сюжетов. Например, у немцев центральное действующее лицо подобной истории – Блин, а в Британии – Пряничный Человечек.

Несмотря на кажущуюся простоту, в сказке «Колобок» прячется вековая народная мудрость. Давайте проиллюстрируем известный сюжет из ещё одного неиссякаемого источника опыта поколений — пословицами разных народов.

Начнём!

Жили-были, как в сказках водится, старик со старухой. И вот старику что-то в голову взбрело (или просто наступило время ужина), и он пристал к бабке с просьбой: испеки, мол, колобок. А бабка в удивлении: «Из чего печь-то? Муки в доме который день нет». Дед, конечно, как любой мужчина, быстро нашёл выход из положения: посоветовал супруге «по сусекам поскрести, авось чево сыщется». Как говорят на Руси: «Что поставят, то и кушай – хозяина в доме слушай». Старуха, конечно, подчинилась, кое-чего и пожарила Колобок да положила его на подоконник — студиться.

Колобок лежал – лежал на деревянном подоконнике, свежим воздухом дышал, а потом скатился на стул, упал на пол, покатился к двери и шасть на улицу! Свобода! Побежал Колобок, куда глаза глядят.

Катится по дороге, катится, и встретил Зайца. Смотрит Косой: вкуснятина сама — одна, без хозяина, по дороге катится. Ничейная. Обрадовался! И вместо «Здрасьте» провозгласил герою: «Я щаз тебя съем». Но Персонаж-из-Муки тоже не дураком народился (откуда ума да опыта набрался, непонятно, но всё же). Ответил он Зайцу: «Не надо меня есть, я невкусный, а вот пою я хорошо, послушай!». Затянул мотивчик заводной, усыпил бдительность потенциального поедателя – и ускользнул потихоньку.

Катится Колобок дальше, вокруг глядит, любуется пейзажами – а навстречу ему Волк. И тоже думает: «Что это еда по дорогам катается, забыл видимо, кто. Вот удача, а то живот как раз к спине прилип!» Как в эвенкийской пословице: «Вода не любит мягкого дна, желудок — пустоты». И завёл с Колобком тот же самый разговор: я тебя, мол, съем. А Колобку понравилось внимание аудитории к его певческому таланту, да и жить хотелось очень. Вот и ответил он Волку в том же ключе: не ешь меня, мол, подожди, песенку послушай. Волк согласился, потому как был ещё не настолько голоден, чтобы терять разум и элементарное чувство сострадания. Как в русской пословице: «Добр волк до овец, да пасти ему не дают». А Колобок снова применил ту же технику отхода, что и с Зайцем: запел песенку о том, как он от бабушки ушёл, от дедушки ушёл, от зайца ушёл – и от волка уйдёт. И, не поверите, ушёл! Быстро и тихо. Прям разведчик – шпион, а не Колобок!

Катится круглый вундеркинд дальше, катится – а навстречу ему Медведь. Испугался Колобок немного: не знал он, что есть в лесу такие большие и сильные звери. А Косолапый с утра позавтракал неплотно, а обед себе ещё не поймал, поэтому был в меру зол и разочарован в жизни. Вот и приветствовал гостя лесного фразой «Я тебя съем». А Колобок даже не обиделся – привык уже. И по намеченной схеме ответил: «Не ешь меня, Михал Потапыч, подожди немного, я тебе песенку спою». Потапыч согласился, но уточнил, что песенка не должна быть слишком длинной, потому как он скоро сильно проголодается – и тогда Колобок «арию» свою точно не допоет. Колобок согласился – и завёл всё тот же мотив о своей короткой жизни: как он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл, и от зайца ушёл, и от волка ушёл – и от медведя обязательно уйдёт. И растворился в море листвы – только Косолапый его и видел! Прямо как говорят в России: «Медведь грозился – да сам в яму свалился».

Покатился Колобок дальше по дороге. Расслабился, гордиться собой стал, решил, что мир лежит у его ног и беспокоиться больше не о чем. И вот в этот шаткий момент нашему герою повстречалась Лиса – рыжая краса. Как говорят русские, «На кривой дороге вперёд не видать». Лиса, к слову, очень любила булочки. Вот и не могла устоять перед вкусным хрустящим Колобком.

«Я тебя съем», — говорит Лиса Колобку. А Колобок глядит на неё чуть ли не насмешливо. «Тоже мне, поедательница, — думает. – Меня такие страшные да сильные звери пытались съесть и не съели! А тут какая-то рыжая девка кусочек хочет откусить! И что она о себе возомнила!» Но все же смилостивился Колобок над Лисой и решил порадовать девку неразумную хотя бы своим творчеством. «Не ешь меня, я тебе песенку спою» — ответил.

А Лиса песни обожала: красивые, про любовь, про жизнь, про… Да про все на свете, лишь бы красивые. Поэтому и согласилась. А ещё поняла она, что Колобок хочет её обмануть – и решила немного поиграть со строптивой добычей – благо, была не особо голодна.

В общем, Колобок запел ту же самую песенку: как он от бабушки ушёл, потом от дедушки, от зайца и от волка, а ещё и от медведя. И поэтому, дескать, от лисы он и подавно убежит.

Закончил песенку Колобок. Впервые за всю свою жизнь короткую. Лиса изобразила бурный восторг и попросила повторить, сев к ней на носок (потому что она, дескать, слышит плохо). Колобок, обрадованный, согласился, сел к хитрюге на нос, затянул песенку повторно, а она его – ам – и съела!

Вот так и закончилась недолгая жизнь умного, но легковерного Колобка. Прям как в ливской пословице: «Кто всему верит, того часто обманывают».

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке»Колобок»; краткое содержание сказки «Колобок».

Цели:

Задачи:

Оборудование:

  • Костюмы, шапочки для инсценировки; краски, кисточки, альбомные листы, колобок на тарелке, музыка с пением птиц.
  • Методы:

    словесный, наглядный, практический, социо — игровой, метод «волшебной капли».

    Форма проведения:

    деловая игра.

    Данное мероприятие составлено нетрадиционно, по книге Л.В.Фесюковой «Воспитание сказкой» взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов триз (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.). Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по — своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

    Во — первых, читателю нужно знать, для чего необходим «нравственный
    урок»
    . При нашем подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря каждая сказка опирается на пословицы, поговорки: » Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок — вот главная задача. Например: сказка «Принцесса на горошине». «Нравственный урок — » Изнеженность — достоинство принцесс:» Действительно, не лучше ли повести беседу с ребёнком в таком русле. Важно не опоздать с главным — научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

    В рубрике — «Сказка и математика»

    — находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространённый из них «Чем похожи, и чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия — это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: » Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала:» Именно поэтому детям будет, полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи, и чем отличаются простое и золотое яйцо?».

    Рассмотрим теперь следующий из раздела — «Воспитание добрых чувств».

    Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

    Учить детей сравнивать, сопоставлять;

    Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

    Ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребёнку возможность выбора собственной позиции;

    Упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам.

    Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления — значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

    Для развития речи детей советует чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Предлагают следующие новые названия — «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», » Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову.

    Следующим существенным моментом в нашей сказке является рубрика «Развитие мышления и воображения»

    Воображение очень полезно и важно для детей: оно делает их жизнь индивидуально — творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку, или какой — то её эпизод. Ещё один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи — объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же, оговоримся это нелёгкая работа и для нас, взрослых. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Каждая личность — клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. В данном случае ребёнок изобретает, то есть придумывает что — то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях.

    Одной из важнейших задач, состоящих сегодня на повестке дня, — формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и природа».

    Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.

    Наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки»

    мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Детям предлагается что — то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимике и жестов. О полезности этих занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.

    Вполне понятно, что предлагаемые разделы, заложенные в нашем мероприятии, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Причём, несомненно, и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну — две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То, есть воспитатели могут самостоятельно выбирать те задания и вопросы, которые покажутся им важными и полезными, интересными и полезными для конкретного ребёнка или конкретной возрастной группы детей.

    Ход проведения

    Инсценировка сказки «Колобок»

    Стоит скамейка на скамейке сидит старик и старуха.

    Старик: Сколько живу на белом свете! А всё жить хочется:

    Старуха: Да — а:

    Старик: Благодать! Птицы: Бабочки: Солнышко.

    Старуха(вздыхая):Да — а: Солнышко.

    Звучит музыка с пением птиц.

    Старик: А что, старуха, может, на Колобок — то муки наскребём?

    Старуха: Наскребём.

    Старик: Давно уж ты ничего не пекла.

    Старуха: Муку — то где взять? На Колобок — то наскребу.

    Уходит

    Старик(поднимается кряхтя): Пойду, помогу Старухе печку растопить.

    Уходит.

    Старуха(выходит с Колобком в руках): Пусть остывает. До чего хорош! Как картинка!

    Старик(разглядывая): Румяный.

    Вместе уходят.

    Колобок: Ура! Кажется, путь открыт! Покачусь, погляжу на белый свет.

    Идёт тихонько.

    Заяц (выскакивает навстречу): Ой! Фу, как ты меня напугал!

    Колобок: Ха — ха -ха.

    Заяц: Я тебя за это съем!

    Колобок: Глупости! Лучше послушай мою песенку! (Поёт)

    Я весёлый Колобок! У меня румяный бок, Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, А от зайца и подавно уйду!

    Заяц: Ой — ой! (убегает)

    Волк (выходит): Эй, Колобок, тут Заяц не пробегал?

    Колобок: Не знаю.

    Волк: Ну, раз не знаешь, тогда я тебя съем!

    Колобок (отходит от волка):Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою.

    Волк (глядя Колобку вслед): Га — га — га! Смешная песенка! И Колобок смешной! Га — га — га! Ладно, пускай поёт.

    Уходит.

    Медведь(выходит удивлённо): Во! Колобок! Сам прикатился! Хочет, чтобы я его съел!

    Колобок(весело): Нет, Медведь! Я только песенку хотел спеть!

    Медведь(удивляясь): Хо! Песенку? Что за песенка?

    Медведь(глядя Колобку вслед и почёсывая живот): Какой смешной Колобок! Прикатился спеть песню! Нужна мне его песня!

    Уходит.

    Лиса (выскакивает ласково): Ах, какой симпатичный, какой милый Колобок! Куда путь держишь?

    Колобок: Просто качусь по дорожке.

    Лиса(ещё ласковее): Ах, как это чудесно! А песенки петь любишь?

    Колобок: Всю дорогу пою! И Зайцу спел, и Волку, и Медведю.

    Лиса(удивлённо): Что ты говоришь? Ах, как бы мне хотелось послушать!

    Колобок: Я и тебе спою.

    Лиса: Боюсь, не расслышу я твою песенку. Глуха стала. А так хотелось бы:

    Колобок: Я громко буду петь.

    Лиса: Ах, не поможет мне это! Вот если б ты ко мне поближе подошёл, я бы расслышала.

    Колобок, прижимаясь к Лисе, поёт песню. Лиса пытается его укусить. В конце песенки Колобок быстро убегает.

    Лиса: И молодец! И правильно сделал! Действительно прелестная песня.(Тихонько идёт за ширму)

    Приятный денёк выдался: и обед, и музыкальное оформление.

    Воспитатель: Дети, давайте сейчас побеседуем по сказке.

    Как наша сказка связанна с математикой?

    Речевая зарядка.

    Попробуем с помощью определений составить представление о Колобке. Какой он?(ответы детей, воспитатель может дополнить: бесстрашный, весёлый, доверчивый, все ему кажутся друзьями)

    Сказка и природа.

    Придумайте, как Колобку изменить цвет, чтобы его не было видно зимой. (Белый). Летом? (зелёный, под цвет травы). Осенью? (жёлтый, под цвет опавшей листвы).

    Развитие мышления и воображения.

    Сочиним свою сказку про Колобка и как её назовём? (ответы детей, воспитатель дополняет «Я спасаю Колобка», «Колобок — невидимка», «Колобок — великан», «Колобок меняет цвет» и т. д.

    Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь давайте прочтём пословицы и расскажем, как они отражают смысл нашей сказки. (ответы детей)

    Сказка развивает моторику рук.

    Воспитатель: А теперь, дети, давайте, с помощью » волшебной капли», испечём своего Колобка на листе бумаги.

    Воспитатель помогает детям, показывает. Большая краска капли капается на листок бумаги и вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается. На другой половине листа делают объёмную аппликацию из смятых кружочков

    Подведение итога.

    Воспитатель: Что мы делали? Что понравилось? Не будем ли мы поддаваться тем сладким речам, которые нам говорят? (другие вопросы и размышления детей по ходу беседы).

    Воспитатель:.

    Спасибо за игру. До свидания, ребята!

    Вот наконец я подошёл и одной из интереснейших тем как Славянские (Русские) народные сказки. А именно к скрытому, первоначальному смыслу этих сказок. И начать я хочу с самой простой и всем известной сказки под названием «Колобок».

    Предисловие (для раскрытия и обозначения темы сказок): С давних пор в нас начали убивать всё русское. Переписывание истории, уничтожение письменности, навязывание чуждой нам культуры. Всё это привело к тому что мы даже перестали понимать смысл сказок доставшихся в наследство от наших мудрых предков. А что уж говорить о мудрости которая была предназначена для взрослых? Через сказки происходила первоначальная передача знаний от поколения к поколению. Фундамент знаний на которых формировалась славянская личность. Пора вспомнить и понять смысл заложенный в сказках.

    И так СКАЗКА «КОЛОБОК» Вкратце вспомним сюжет, сказки (мало ли кто не помнит):

    Дед попросил испечь колобок — баба испекла и положила на окошко студить. Колобок же укатился в лес. В лесу он встречается и поет свою песенку разным животным, от которых потом «убегает» и наконец встречает лису, которая его и съела.

    Надо сказать, что изначальный вариант этой сказки был несколько иным: зверей было больше и каждый из зверей еще и откусывал от колобка по кусочку: Попросил Тарх (Бог — Хранитель древней Великой Мудрости, сын Перуна) Живу (Богиня жизни,плодородия, рождения, весны, дочь Лады, жена Даждьбога): — Испеки мне Колобок. Жива по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — «ам», и съела целиком.

    А теперь — пояснение: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию.

    Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

    Следующая сказка будет про Репку. Я надеюсь вам было интересно и вы узнали что-то новенькое

    Советуем почитать

    Какие смыслы и аллюзии можно найти в «Колобке»?

    В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации этой сказки нет.

    Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка».

    Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Детям непременно понравится этот мультфильм! Авторы хорошо поработали над сюжетом, который не сильно отличается от первоисточника.

    В первые сказка опубликована в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают, что корни сказки уходят глубоко в дохристианскую Русь. Н.

    Толстой детально разобрал сказку по сочетанию и значению слов, изучил стилистику, лингвистику, семантику сказки.

    В этой статье попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно знать и взрослым, и детям.

    Колобок как олицетворение качества человека

    В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок.

    Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок».

    Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.

    Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним – умением говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь.

    Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих.

    Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.

    Хлебная символика

    Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:

    И пес перед хлебом смиряется

    Хлеб всему голова

    Только ангелы с неба не просят хлеба

    Без хлеба смерть, без соли смех

    Хлеб греет, не шуба

    Худ обед, коли хлеба нет

    Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.

    кадр из м/ф «Колобок»

    Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.

    Почему колобок положили остужаться?

    Отвечая на поставленный вопрос, процитирую Владимира Личутина из его статьи «Слово о бессловесных» (Выступление на XI Всемирном Русском Народном Соборе):

    Кстати и с житенным караваем не так все просто; он не только насыщает утробу, но поновляет кровь, вместе с тем и душу и невольно участвует в создании слова.

    Сейчас мы все охотники до мяконького и тепленького; ну и слава Богу, значит ожили.

    Но ведь в годы предавние нашими предками было сказано остерженье: «Да не едим хлеба горячева и гораздо мяхкова, но пусть переночует, ибо от него многие стомаховы (животные) болезни приключаются».

    Хлеб «поновляет» кровь. Еще один символ хлеба как начала новой жизни. Дабы усилить значение хлеба, именно как символа «новой жизни», его положили остужать, чтобы не приключилось чего не приятного.

    Почему колобок укатился?

    Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

    Колобок не стал ждать своей участи и укатился. Не случайно колобок в русской сказке круглый. Заметим, в аналогичных зарубежных сказках, как правило, хлебный человек с ногами, а в русской сказке – колобок «покатился».

    В словаре Ушакова синонимами этого слова являются: упасть, свалиться, соскользнуть, быстро спуститься.

    В народе закрепился фразеологизм «катиться по наклонной плоскости», что означает «терять ранее присущие кому-то
    положительные качества, достойный образ жизни».
    Понимая, в каком значении он «покатился» становится ясно, что кончиться это должно плачевно.

    Значение песни Колобка

    Колобок покатился по дороге. Дорога всегда олицетворяла жизненный путь, движение. Путь колобка олицетворяет собой путь человека, ставшего на неправильный путь.

    Чем страдает колобок? Безусловно, тщеславием, которое прогрессирует в нем по мере его путешествия. Вроде бы безобидный хвастунишка? Но, посмотрите как развивается этот порок на примере увеличения «побежденных» колобком персонажей в песне. Сначала он хвастал что ушел от дедушки и бабушки, затем уже и от зайца, затем еще и волка с медведем… То есть мы видим как прогрессирует его тщеславие.

    Конец Колобка

    Появление лисы, как губительницы колобка, можно трактовать по разному. Лиса – самое хитрое животное. Как бы не был ловок и хитер колобок, лиса оказалась еще хитрее, наказав хвастунишку сполна.

    Колобок не угодил бы в пасть лисы если бы не стал хвастать перед ней, но он не смог этого сделать. В этом и замысел – показать до чего может довести вроде безобидное хвастовство (как признак тщеславия).

    Другое понимание

    Еще одно понимание сказки «Колобок» – это трактовка евангельской притчи о блудном сыне (Лук 15:11). В статье на сказку о Буратино мы писали:

    Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город.

    Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения.

    Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращению: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

    В «Колобке» мы видим альтернативный конец притчи, что было бы если сын не вернулся к отцу и не раскаялся. Колобок тоже не стал ждать пока остудится, а взял и укатился. Он также живет в пороке, что показывается через нарастающее тщеславие. Но в «Колобке» дается ответ на скрытый вопрос в притче: что было бы…если не вернулся?

    Смыслы

    В простой сказке о Колобке заложено множество образов и смыслов. Самое главное – понять смысл духовного закона о том, что за всякий грех придется платить, каждый грех приводит к еще большим грехам.

    Можно возразить, что автором надуманно искались именно христианские ценности. На что можно ответить, что в каждом творении человека есть частичка Бога, наша задача – ее увидеть…

    Смотрите мультфильм «Колобок»

    Источник: https://multigood.ru/istorija-russkoj-literatury/osmyslenie/kakie-smysly-i-allyuzii-mozhno-nayti-v-kolobke/

    Хитрость

    Персонажи сказки ведут себя по-разному. Лиса представляет собой собирательный образ зла в обличии добра. Хитрость лисы сродни лицемерию. Она обманом заставляет Колобка поверить, что заинтересована его красотой. Лесть дает ей преимущество и помогает добиться цели, то есть съесть жертву. Сказка о Колобке учит детей, что лживые комплименты могут навлечь беду. Не всегда слова оказываются правдой, а те, кого считали друзьями могут оказаться страшными врагами. Доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к катастрофическим последствиям. Лучше вынести этот урок из сказки, чем столкнуться на личном опыте. Цель: развитие познавательной сферы детей.
    Задачи: 1. Развивать познавательные психические процессы: восприятие, внимание, речь, память, мышление, воображение, повышать уровень осведомленности.
    2. Развивать сплоченность группы, эмпатию, навыки сотрудничества.

    3. Развивать чувство прекрасного, доброжелательного отношения друг к другу.

    Оборудование: куклы бабушки, зайца, волка, медведя, лисы, домик, колобок; 6 разрезных картинок

    Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

    Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

    Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

    Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

    Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе.

    Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

    Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

    «Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

    Астрономическая

    При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

    Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды.

    В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта.

    Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

    Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

    Юнгианская интерпретация

    Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа.

    Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя.

    Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

    Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

    Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

    Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

    Мистическая

    Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

    Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

    Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

    4. Архетипная

    Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

    По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

    https://www.youtube.com/watch?v=fzFi5nnl5NY\u0026list=PLfBFRwDPN0CeUU1cRic3y7h-2VMLPf5tg

    Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

    Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Сказал как отрезал:
    • Овидиевы превращения
      Две тысячи лет назад в Древнем Риме Публий Овидий Назон написал книгу «Метаморфозы». Она состояла из рассказов, в которых использовались греческие и римские мифы о чудесных превращениях богов и людей в животных и птиц, в растения и камни, в созвездия и реки. В XVIII веке книга Овидия была переведена на русский язык под названием «Овидиевы...