Самые смешные анекдоты про маленького мальчика для детей
Четверостишия про маленького мальчика, нашедшего пулемет, или про девочку, отыскавшую гранату, и прочие, подобные им, пользовались огромной популярностью в СССР. Они назывались «садистские стишки», их знали наизусть взрослые и дети, цитировали во время школьных перемен и дружеских застолий.
Многие считают их фольклором, ответом общества на слащаво-официозные истории о патриотических поступках пионеров и пионерок, и другую «одобренную свыше» литературу. Может быть и так. Тем не менее, есть основания полагать, что у «стишков» есть, во-первых, литературные предшественники, так сказать, «источники вдохновения», а во-вторых, автор. Причем, версий авторства есть несколько.
Истоки
В 1845 году во Франкфурте вышла книжка педагога и психиатра Гофмана «Штрувельпетер». Это сборник нравоучительных стихов для детей, в которых ребятишек, подверженных разнообразным детским «порокам» — постигают разнообразные кары, как правило, несоразмерные с «тяжестью проступка». Стишки эти пользовались огромным успехом и были переведены на другие языки, в том числе, и на русский, выйдя под названием «Степка-растрепка».
Еще одна популярная немецкая книжка для детей называлась «Макс и Мориц» (автор Вильгельм Буш). Это шуточная поэма с прологом и эпилогом, повествующая о проказах двух мальчишек. Проказы остроумны, но крайне жестоки. Мальчишки то вешают соседских кур, то подпиливают мост, в результате чего едва не гибнет портной, то насыпают пороху в трубку пастора. Финал сорванцов ужасен: крестьянин, которому надоели их шалости, поймал Макса и Морица и отнес их на мельницу. Эта полная черного юмора книжка пользовалась огромным успехом в России на рубеже XIX и XX веков.
По настроению и даже, отчасти, стилистике, эти произведения, в общем, действительно похожи на «садистские стишки». Но в России многословные и перегруженные морализаторством немецкие произведения стали катализатором для более простых и едко-беспечных строк, из разряда “Маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет”. Оказалось, эти строки имеют индивидуального, а не коллективного автора. Кто он?
Олег Григорьев
По одной из версий, отцом “стишков” был Олег Григорьев. Родился в 1943 году. Учился в художественной школе при институте имени Репина, имел задатки серьезного живописца. Однако, был исключен из школы, как писал детский писатель М. Яснов, «… за то, что рисовал не то и не так, что был насмешлив и скандален…». Чтобы прокормиться, Григорьев работал дворником, сторожем и кочегаром ещё задолго до того, как это стало мейнстримом среди отечественных андеграундных исполнителей. В процессе пристрастился к выпивке и потерял работу. В начале 70-х годов Олег Григорьев «за тунеядство» был отправлен в Вологодскую область на строительство промышленного предприятия. После освобождения принимал участие в различных выставках представителей ленинградского андеграунда. В 80-х годах были опубликованы его книги для детей «Витамин роста» и «Говорящий ворон». Как вспоминают его друзья, Олег Григорьев был очень образованным, умным и интеллигентным человеком, при этом – настоящей «головной болью» для милиции, поскольку в пьяном виде устраивал драки и дебоши. Такой образ жизни не мог не сказаться на здоровье и 30 апреля 1992 года умер от прободения язвы.
Перу Олега Григорьева принадлежит стихотворение, которое считают родоначальником советских «садистских стишков»:
“Я спросил электрика Петрова, для чего ты намотал на шею провод?”
Интервью
«МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ – МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИ…»
Летом москвичи едут на дачи, посещают сельские храмы. После разлуки все перемены там хорошо замечаются. В этом году появилось много беременных женщин.
-Это они выполняют заказ президента! – шутит протоиерей Сергий РЕЗНИКОВ из Успенского храма подмосковного Красногорска .
Рождение человека в мир – большая радость. Но и родительский крест тоже. «Маленькие детки – маленькие бедки , большие детки – большие бедки », – утверждает пословица.
-С какими вопросами в основном приходят к священнику родители маленьких детей? – спрашиваю батюшку.
-Начнем с того, что семейная жизнь – это одна из самых главных сложностей в христианской жизни, – говорит отец Сергий. – Крещение, борьба с грехами все-таки зависят от нас самих. А здесь начинаются отношения с другими людьми – женой (мужем), детьми. Один человек дозревает до чего-то, другой – нет. И надо так себя вести, чтобы тактично помогать близким .
-Хотя нам и с собой разобраться трудно.
-Родители задают самые разные вопросы. Например, как часто брать маленьких детей в церковь?
-Что вы советуете?
-Приучать детей к храму надо, но с большой осторожностью. Совсем не обязательно всегда брать их с собой, когда мы сами туда идем, а водить немножко реже, чтобы у них сохранялся интерес. Дома с ними беседовать о Боге, вместе молиться. Причем, по мере возрастания можно менять молитвенное правило. Чувствовать, когда дети на молитве начинают остывать, переминаться с ноги на ногу, зевать, смотреть в окно.
-Как поступать в этот момент?
-Лучше остановиться, дать им размяться – у них же другая моторность. Или попросить самих почитать. Нужно все время ставить себя на их место, слушать их ушами.
Вера не только полезна, но и очень интересна. Когда мы к ней приходим, у нас меняются отношения с людьми, мир окрашивается в иной свет и цвет. В мирской жизни говорят: «У этого человека удачная жизнь, а у меня – тяжелая. У него хорошие дети, а у меня – плохие». У христиан по-другому: все превращается в школу жизни. Любое событие становится для нас уроком, из которого мы должны вынести пользу. За красотой природы или произведений искусства мы начинаем видеть первоисточник – Творца.
Это надо прививать и детям.
Не стоит воспитывать их в псевдо-домостроевском духе. Сейчас жизнь имеет другие формы, и детям нужно уметь ориентироваться в обстановке.
-И получать больше любви, тепла, ласки. Их так не хватает!
-Если приучить маленьких детей к строгости семейной жизни без телевизора и развлечений и при этом не привить им истинных ценностей (а поделиться мы можем только тем, что имеем!), то потом они вырастут, и у них начнутся комплексы: «У всех это было, а мне не разрешали! Все развлекались, а я нет!»
Важно, чтобы ребенок воспринимал мир не столько падшим и враждебным, сколько способным к преображению. Это и для взрослых важно: не делить жизнь на Церковь и вне Церкви, но видеть ценное в миру. Господь любит праведных и неправедных (к ним-то Он и пришел), всем посылает дождь и солнце, в каждом человеке видит доброе – Свой образ.
-Земля пронизана Божеством, радостью.
-И важно, чтобы дети это чувствовали, понимали. Полезно с ними побывать на природе, в зоопарке, погулять по городу, посмотреть хороший фильм или спектакль. Я до сих пор помню «Синюю птицу» в МХАТе. Этот спектакль остался для меня теплым воспоминанием, привлекательным и добрым.
Нельзя только запрещать. Надо трудиться, чтобы дать ребенку увлекательное занятие, возможно, даже полезное для жизни. А то родители выключат телевизор – и делай, что хочешь! Если так поступать, то сын или дочь потом найдут себе занятие еще хуже.
Маленькие дети с большим интересом относятся к Церкви. Они заглядывают в глаза священнику, трогают за фелонь, с удовольствием кланяются.
-«Истово» кладут поклоны?
-Да. И, мне кажется, воспринимают происходящее как игру. Они и к жизни часто относятся как к игре. У игры, конечно, есть отрицательные стороны.
-Неискренность, лицемерие?
-Но есть и положительные . Она ставит перед ребенком некое препятствие, которое нужно преодолеть. Тут интересно найти ход, достичь результата.
В духовной жизни это важно и для взрослых. Бог все время дает нам задачки, которые надо научиться решать. Если мы с любопытством будем к ним относиться, наша жизнь тоже станет интереснее. Что-то не получается с собой или другим человеком, значит, надо искать иной способ решения. Примерно так поступает врач: не подошло лечение – ищет новое.
Детям нужен такой интерес, такая радость. Часто родители сами этой радости не чувствуют, и жизнь ребенка превращается в полицейский режим. Это бывает потому, что мы сами не дотягиваем до правильного воспитания. Не жалейте времени, оторванного от ваших любимых занятий. Используйте любую возможность поговорить с ребенком, не считайте глупыми его вопросы, всегда радуйтесь тому, что он их пока задает.
Иногда можно сказать: «Подожди, я не знаю, как тебе ответить, позже поговорим». А иногда надо сразу отвечать, потому что другого случая не представится. Возможно, потом взрослые дети будут все отвергать.
— Причем этот период наступает быстро.
-На исповеди маленькие дети, как правило, говорят одно и то же: не слушаюсь, дерусь, « перерекаюсь » (у них много таких грамматически замечательных слов). Тут надо найти, как пробудить в них живой интерес к вере. Не знаю, правильно ли это, но я всегда спрашиваю: «А в Бога ты веришь или нет?»
-И что?
-Некоторые с сомнением отвечают, а некоторые уверенно: «Да, конечно!» – «А если веришь, то надо жить, как тебе велит Бог. А то получается вера, оторванная от жизни».
Дети многое понимают, больше, чем мы думаем. Конечно, если относиться к ним серьезно. Надо разговаривать с ними их языком и чувствовать, отзываются они или остаются равнодушными. Сейчас речь идет о среднем возрасте – от семи до десяти лет, когда ребята начинают входить в Церковь. Не о младенцах.
-Младенцы иногда так кричат перед Причастием!
-Такие сопротивленцы бывают! Думаю, что тут виноваты и родители. Если они воспитывались вне Церкви, то их собственное сопротивление, такая духовная наследственность может передаваться детям. Она не имеет рокового значения: это не «карма», не дамоклов меч, который висит над человеком. С этим можно справиться. Ни в коем случае не смущаться, а прививать детям любовь и интерес к вере.
Если маленькие детишки начинают крутиться в храме, стоит выйти с ними на улицу, немножко проветриться. Детям довольно трудно воспринимать одно и то же. И нужно объяснить ребенку, о чем идет речь на службе. Чтобы Бог входил живым в его жизнь.
Если дети начинают куролесить , бегать, наш настоятель говорит родителям: «Выходите вперед, чтобы ребята видели и слышали, что происходит». Но бывает, что они шушукаются, толкаются во время проповеди. И тут их лучше отвести в стороночку , чтобы они не мешали – другим. То, что ребенок не слушает, – это полбеды.
-А что другим мешает – беда?
-Конечно. Иногда на Крещении устраивается такой ор, что я сам себя не слышу.
-Понятно: это муки рождения в новую жизнь.
-Тогда тоже прошу родителей: «Отойдите в сторонку, успокойте вашего ребенка».
Как правило, младенцев приходят крестить на 90 процентов люди невоцерковленные . Я объясняю матерям: «От вашего вхождения в храм, от вашего Причастия напрямую зависит воспитание вашего сына или дочки.
Хотите, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, умел ориентироваться, выходить из сложных ситуаций, по-доброму относился к людям, знал, в чем смысл жизни, ее назначение, направление?»
-Что отвечают мамы?
-Вроде бы не отказываются: хотим. Тогда советую им в первую очередь заниматься собой.
Мы часто воспитываем детей назиданием, думаем, что наши слова до них дойдут. Кое-что действительно доходит, но только тогда, когда мы это подтверждаем своим примером. Я был свидетелем совершенно анекдотического случая: мама кричала на ребенка: «Не ори на меня!!!»
-Чудо такое…
-Ребенок и не орал, только голос повысил, а мама уже вышла из себя. Потом сын может скопировать ее поведение – втрое больше. И будет не только кричать, но еще и стукнет. А это ужасно, если дети поднимают руку на родителей.
-Хотя и тут остается надежда: доброе семечко было посеяно, должно взойти.
-Часто родители спрашивают, как наказывать ребенка.
-Да, чтобы это было научение , а не расправа?
-Надо предпочитать словесные и менее жесткие наказания. Важно заранее предупредить сына (или дочь): «Будешь так себя вести – накажу!». Тогда получится, что он сам себя наказал, потому что знал последствия своего поведения. Винить некого. Ему же были поставлены определенные условия.
Важна не сила наказания, а его неотвратимость. Скажем, лишили ребенка конфетки. Он требует: «Нет, дай конфетку!» Начинается рев. И тут надо проявить твердость, перетерпеть: рано или поздно рев закончится. А в следующий раз ребенок задумается, как ему поступить.
-А у детей много проблем?
-Все не перечислишь. Например, ребенок хочет дружить с ребятами, а они с ним – не дружат. Или дразнят. Тут многое зависит от родителей: противопоставят они своего сына тем «плохим» или скажут: «А ты учись жить со всеми в мире». Чтобы в каждом конкретном случае поступить правильно, надо вспомнить себя в детстве, встать на место ребенка, заглянуть в книжки.
-Ч то делать, когда тебя дразнят?
-Лучше всего – сразу про себя прочитать «Отче наш…». Научить ребенка не обращать внимания, самому посмеяться над собой. Это отнимает всякую почву у дразнящих : им просто становится скучно. Относиться к себе с юмором – это вообще замечательное качество.
-И редкое!
-Но полезное. Снимаются многие проблемы. Иногда можно дать дразнящему сдачи – пусть почувствует силу. Но смысл сопротивления силой состоит в том, что человеком должна руководить не месть: надо остановить того, кто делает зло. Трудно это сообразить в острой ситуации, оно должно быть заложено в сердце: «Мне нельзя ненавидеть, мне нужно остановить». Иногда – жестко. Но прибегать к таким методам можно только в крайних случаях.
И всегда тут есть повод для молитвы, обращения к Богу. Надо учить ребенка всегда искать Его воли и самому выходить из положения. Не бежать каждый раз к матери и спрашивать, как поступить. Поначалу – вместе с матерью помолиться, а потом – и самому. Бог открывает детям, как им быть.
-В основном ребятишки находятся под присмотром женщин.
-Кто с детьми? Мать, бабушка. Отцы и дедушки зарабатывают деньги. Но отцы сейчас – вообще слабый пол. Редко кто из них несет ответственность перед Богом за семью, жену и детей. А от этого многое зависит в семье.
Дети не должны присутствовать при родительских ссорах. Если мама и папа поссорились, то пусть уж лучше ребятишки посмотрят, как они мирятся.
Матери нужно проявлять уважение к отцу: «Давай спросим папу, что он скажет». Когда ребенок видит такие уважительные отношения, любовь родителей друг к другу, он этому учится. И его собственная семья потом будет здоровой.
Мы воспитываем детей, они воспитывают нас. Не буквально. Но, занимаясь ими, мы начинаем думать, как нам жить, как себя вести. Наше единство с Богом, с детьми – это залог движения в правильную сторону.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
- Геркулеса подвигиГеракл, сын отца богов Зевса и смертной женщины Алкмены, был любимым мифическим героем греков. И верно: простодушный и умный, добрый и могучий, благородный во всех случаях жизни, Геркулес (так его звали римляне) воплощал лучшие черты греческого народа. Греки приписывали ему множество удивительных деяний. Он совершил одиннадцать небывалых подвигов: убил немейского льва; уничтожил лернейскую Гидру –...