Главная / Человек / Хороший вопрос«Меня никогда не хвалили»: Какие ошибки родителей мы не хотим повторять
31 января 2022

Хороший вопрос«Меня никогда не хвалили»: Какие ошибки родителей мы не хотим повторять

Защита от сглаза при похвальбе

Похвальба. Если вы почувствовали явный дискомфорт после того как вас похвалили за красивое платье (костюм), то подойдите к любому зеркалу, и, глядя в свои глаза, мысленно произнесите: «Зависть, зависть! От меня отвяжись, да к тому, кто тебя породил, скорее воротись! В него воплотись, в его сердце приживись, а от меня отшатнись-отвяжись! Да будет так! Аминь!»

Если вам при похвальбе стало не по себе, то мысленно произнесите: «Я тебе не дал, ты у меня не взял. Черное дело помыслил, черное слово сказал — на себя зависть свою забрал! Да будет так! Аминь!»

Если кто-то вас в глаза похвалил, то мысленно проговорите трижды: «У меня свое, у тебя свое. Мое не отдам, твое не возьму. Да будет так! Аминь!» И мысленно перекреститесь.

Если вы почувствовали себя после чьей-то похвалы плохо, то, когда придете домой, встаньте под прохладный душ. Постойте так несколько минут, постоянно читая этот заговор: «Что недоброе пришло, все недоброе водой унесло. К хозяину отлетело, на его загривке осело! Да будет так! Аминь!» В ближайшее время сходите в церковь и приобретите там икону своего покровителя. Поставьте свечу о своем здравии, мысленно произнеся: «Господи, даруй мне, рабу Божьему (ваше имя), удачу и здоровье! Да будет так! Аминь!» При выходе сделайте посильное пожертвование на нужды церкви. По дороге домой, на ближайшем перекрестке бросьте монетку, мысленно произнеся: «Уплачено!» На ночь кладите эту икону к себе под подушку. Операция выполняется на убывающую луну.

Купите новую булавку и прокалите ее над огнем свечи с присказом: «Не бывать на тебе чужому взгляду, чужому следу, чужому слову, чужой воле. Аминь». Заколите булавку в свою одежду — она защитит вас от «похвалы».

Читайте также: Сборник — Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки. Страница 12

Когда вас будут нахваливать соседи, мысленно проговорите: «Завидущему да озевавшему в один глаз песку, в другой — соли». При этом покажите в кармане кукиш. А вечером, после ужина, возьмите три чистые ложки.

Хвалить и быть хвалимым

Дьерда:

Если человека хвалить и петь ему дифирамбы — даже искренне, даже заслуженно, — это приносит больше вреда, чем пользы. У меня перед глазами было немало подобных примеров: когда люди, прошедшие огонь и воду, не устояли перед медными трубами. И в итоге прочно застряли на этапе самолюбования. Но есть и другие примеры: когда доброе слово и позитивная оценка помогали кому-то поверить в себя, сделать новый шаг, раскрыться и т.д.

Вопрос такой:

Стоит ли хвалить и когда лучше этого не делать? Ну и вдогонку: как не раздуться, если хвалят тебя?

Ответ в рамках акции «Задай вопрос психологу»

Начнем с конца. Спрашивать надо не о том, как не раздуться, когда тебя хвалят, а о том, как не раздуться, когда хвалишь кого-то сам. Эта тема уже где-то в статьях мельком затрагивалась на примере комментариев, которые люди оставляют здесь на сайте. Кто-то спорит и ругает, кто-то хвалит и восхищается, но сама публичная форма этих излияний совершенно однозначно говорит о том, что эти комментаторы хотят просто продемонстрировать всем вокруг свою многогранную сверкающую личность.

С руганью все просто — чтобы критиковать другого человека, нужно самого себя ставить на ступеньку выше него. По крайней мере, такова должна быть внутренняя — возможно, неосознаваемая — позиция. Только при таких условиях может возникнуть сам этот критикующий импульс.

Никакому юристу или, там, бухгалтеру ведь и в голову не придет стоять над душой у нейрохирурга и давать ему умные советы — даже мысли такой не возникнет. Но зато очень часто можно услышать, как в компании за пивом и шашлыками на полном серьезе обсуждается политика, в которой никто из этой тусовки совершенно не рубит. И тем не менее, все чувствуют за собой некое моральное право выносить свои суждения и давать рекомендации.

Что тут происходит? Самое очевидное — это то, что выражая свое мнение человек как бы вступает на подиум и на время завладевает вниманием окружающих. Ну а если там, с трибуны, ему удается складно выразить какую-то глубокомысленную сентенцию, то фантазия ему тут же рисует бурные овации и всеобщее восхищение. Очень сладкое чувство, хотя и совершенно виртуальное.

[[Продолжение — кому похвала нужнее?]]

((Начинайте меня хвалить, ага…))

Реальная реакция окружающих к этим внутренним переживаниям никакого отношения не имеет. Сам залез на трибуну, сам высказался, сам себе поаплодировал и довольный собой освободил трибуну для следующего оратора. Так и происходит обычное компанейское общение, и именно в этом заключается главное удовольствие — друзья, подруги, коллеги и приятели нужны для того, чтобы в их присутствии можно было хорошенько отполировать свое эго, и чем легче удается это делать, тем лучше кажется компания, и тем больше всем хочется встречаться снова и снова.

И тут, по большому счету, уже не важно, какое свое мнение высказывать — критиковать или хвалить, главное здесь побыть в роли вершителя судеб или верховного судьи, а еще лучше — тайком приравнять себя к Богу и начать выносить суждения о том, что есть добро, а что есть зло. Эго при этом раздувается до совершенно невероятных размеров.

Но почему так хочется залезть на трибуну, почему так хочется высказывать и даже навязывать свое мнение, почему раздувание эго воспринимается, как что-то приятное? Потому что в глубине души, в тишине и одиночестве такой человек считает себя полнейшей никчемностью. То есть объективно он, скорее всего, совершенно нормален — ничем не хуже и не лучше других, но специфическое завихрение в мозгу не дает ему этого понять, и ему все время кажется, что он лишь пустое место, не заслуживающее права на существование.

Читайте также: Ручные работы. Ручные швы Не игла шьет, а руки. Русская пословица. — презентация

И поэтому ему так приятно получать подтверждение тому, что другие люди его вообще замечают и слышат, а если они не только слышат, но еще и прислушиваются — так это вообще бальзам на душу. Вот и начинаются публичные выступления — хвалить, критиковать, травить анекдоты или просто приносить новые сплетни — все что угодно, лишь бы в очередной раз убедиться, что окружающие его действительно видят, что он действительно жив и стоит чужого внимания.

Такова природа большинства «мнений» — их цель только в том, чтобы укрепить позиции своего эго, накачать туда побольше воздуха, чтобы самому себе казаться важнее и значительнее. Многие животные раздуваются, чтобы отпугнуть противника, но только человек настолько глуп разумен, чтобы находить удовлетворение в раздувании своего воображаемого «Я».

Это был ответ на вопрос, как не раздуться, когда тебя хвалят.

Если, понимая природу чужой похвалы, вы все еще раздуваетесь, значит вы не понимаете природу чужой похвалы.

Когда человек высказывает свое мнение, он делает это не для вас — он делает это исключительно для себя и говорит только о себе. Принимать всерьез такое мнение, значит садиться к нему в одну лодку — он врет, что ему есть дело до вас, а вы врете себе, что его мнение о вас чего-то к вам прибавляет и его можно воспринимать всерьез.

// И это мы пока не затрагивали интеллектуальных способностей льстеца или критика, а ведь и их тоже можно поставить под большое сомнение… а еще, если уж не трогать умственные способности, есть мера его осведомленности, которая тоже под большим вопросом, ведь с чужой колокольни угол зрения всегда другой и не факт, что более объективный.

Теперь переходим к первой части вопроса — стоит ли вообще хвалить?

Ответ прост — все зависит от мотивации. Если цель похвалы состоит в том, чтобы поиграть гранями своей личности в лучах чужого внимания, то лучше эту похвалу засунуть туда, откуда она вылезла. То есть, можно, конечно, и поиграться, и покрасоваться — Бога ради — лишь бы отдавать себе отчет в том, зачем все это делается.

Другой вариант — похвала, как форма манипуляции. Тоже довольно очевидно все — если вы знаете, что вы делаете, знаете, зачем вы это делаете, и готовы нести ответственность за свои действия — без проблем. Похвала — это крючок, на который можно ловить очень крупную рыбу.

Третий вариант — похвала, как утешение (проявление жалости). Этот вариант может создавать иллюзию того, что похвала человеку чем-то помогает, придает ему сил и т. п. Но это впечатление исключительно ложное. Вместо реальной помощи такая похвала лишает сил и выбивает почву из под ног — вместо того, чтобы бороться дальше, человек бросает поводья и растворяется в своей инфантильной бессознательности. Сладкое и липкое состояние утешения подменяет собой удовлетворение от достижения поставленной цели, да и саму изначальную цель тоже.

Четвертый вариант — похвала, как форма конструктивной поддержки. Учитель может и, вероятно, должен, давать ученику обратную связь о том, насколько хорошо или плохо у того получается. Учитель здесь выполняет свою профессиональную функцию, его Эго здесь никак не замешано (это в идеальной ситуации, имеется в виду). Такого рода обратная связь вполне функциональна и полезна, независимо от того, позитивная она или негативная — главное, что она соотносит действия

человека с какой-то конкретной оценочной шкалой и никак не касается личных его качеств.

То есть, если человек сам

спросил вашего мнения по вопросу, в котором вы действительно лучше него разбираетесь, вы вполне можете высказать ему свое мнение, и это будет вполне нормально и конструктивно. Во всех прочих случаях, когда вашего мнения никто не спрашивал, а вам так и зудит его вывалить на окружающих, знайте — это просто игра вашего эга, и никому кроме вас она не интересна, а для более слабых личностей, еще и вредна.

Морфологический разбор слова «хвалят»

Их следует положить в стакан. Потом туда добавить три крупинки соли. Набирайте и выливайте воду из ложки и приговаривайте: «Как на ложечках ничего не держится, так бы и на рабе Божьей (свое полное имя) уроки не держались. С ветру пришло, на ветер пошло. Да будет так. Аминь!» После следует вылить эту воду по ветру через левое плечо, чтобы он все унес.

Читайте также: Гадание на ромашке — Любит-Не любит — стихи

Если почувствовали, что на вас кто-то из соседей плохо посмотрел, то вам следует по возвращении домой набрать в ковшик воды из колодца с третьего ведра, умыться и сказать: «С лесу пришло, так на лес и поди. С людей пришло, так на людей и поди. С ветру перешло, так на ветер и поди. Да будет так! Аминь!» Воду наотмашь вылить через левое плечо. Остаток воды вынести на улицу и вылить через левое плечо, проговорив три раза: «С лесу пришло, на лес уходи. С народу пришло, на народ поди. С ветру пришло, на ветер поди».

Значение слова Хвалиться в словаре Д.Н. Ушакова

ХВАЛИ́ТЬСЯ, хвалюсь, хвалишься, ·несовер. 1. (·совер. похвалиться) кем-чем. То же, что хвастаться в 1 ·знач. (·разг. ). «Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться.» Крылов. «Дьячок хвалился детками.» Некрасов. «Чем хвалится, безумец!» Пушкин. 2. (·совер. похвалиться) с ·инф. и с союзом «что». То же, что хвастаться во 2 ·знач. (·разг. ). «Прасол-выжига урезать цену хвалится.» Некрасов. «Она хвалилась, что хочет море сжечь.» Крылов. 3.страд. к хвалить» title=’что такое хвалить, значение слова хвалить в словаре Ушакова’>хвалить.

Что делать, когда хвалят?

Если вас лично похвалили, желательным будет сделать следующее:

— сказать «астагфирул-ла» (прости меня, Господи)[13], тем самым увязав в своих ощущениях то, в чем похвалили, с Божественным благословением, без которого обладать этим качеством вы не смогли бы; нейтрализуя самолюбование-‘уджб;

— проговорить молитву-ду‘а: «Аллаахумма-гфирлии ма ля я‘лямуун; ва ля ту’ахызнии би ма якуулююн; вадж‘альнии хайран мим-маа язуннуун» (Господи, прости мне то, что они не знают; не наказывай меня за то, что они говорят; сделай меня лучше того, что они думают обо мне)[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самые благодарные Аллаху (Богу, Господу) — это те, кто наиболее благодарен по отношению к людям [вне зависимости от того, к какой национальности, культуре, религии они относятся]»[15].

Находясь в обществе, взаимодействуя с другими людьми, на что в первую очередь мы обращаем внимание? Обычно — на их ошибки, недоработки, изъяны, промахи. Именно на то, за что можно невзлюбить, покритиковать, обидеть[16]. А надо бы начать замечать в других то, за что мы можем их похвалить или поблагодарить. Именно в таком случае мы научим себя видеть в других положительное, заслуживающее благодарности. И как следствие, результат — впишем себя пред Богом в список тех, кто наиболее благодарен Ему, Господу миров.

Напомню чудесный аят, о котором мы часто забываем в повседневной практике:

«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [новых возможностей, сил и энергии; мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны; критичны в отношении других; станете постоянно жаловаться на нехватку того или иного и проявлять недовольство в самых разных его формах; будете во всем видеть лишь плохое и не замечать хорошего, ныть], знайте — Мое наказание [предупреждает Господь миров], воистину, сурово!» (Св. Коран, 14:7).

«Знать свои слабые места необходимо, поэтому многие терпеливо и с благодарностью выслушивают критику. Но можно ли жить без поддержки и опираться только на неудачи?

Мать и дочь-подросток вечно воюют за чистоту, особенно на кухне — дочь никак не хочет ничего делать. Но вот однажды она («не знаю, что на нее нашло», скажет потом мать) взяла и перемыла сама всю посуду и подмела пол. Вернувшаяся с работы мать, окинув удивленным взглядом кухню, смогла сказать только: «Почему со стола не вытерла?»

Все мы знаем на личном опыте: когда окружающие обращают внимание в основном на то, что мы не сделали/не умеем/не получается, это вовсе не увеличивает наше желание чем-то заниматься.

Но невозможно опираться на неудачи — как невозможно опираться на гнилой посох. Такая картина мира и отношений делает невозможной и искреннюю благодарность — как ее можно испытывать, если видеть только то, что недоделано?

Даже с собакой часто поступают лучше, чем с человеком: дрессировщики знают, что для того, чтобы научить ее чему-нибудь, ее следует не наказывать, не критиковать — а поощрять, когда у нее что-то получается. Критика и наказание мотивируют только на то, чего не нужно делать.

Наверное, потребуется немало мудрости и смелости, чтобы хвалить тех, кому это необходимо. Чтобы мать, хотя бы в этот раз, могла сказать дочери: «Спасибо. У тебя здорово получилось»[17].

Значение слова Хвалиться в словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

хвали́ться, хвалю́сь, хва́лимся, хва́лишься, хва́литесь, хва́лится, хва́лятся, хваля́сь, хвали́лся, хвали́лась, хвали́лось, хвали́лись, хвали́сь, хвали́тесь, хваля́щийся, хваля́щаяся, хваля́щееся, хваля́щиеся, хваля́щегося, хваля́щейся, хваля́щегося, хваля́щихся, хваля́щемуся, хваля́щейся, хваля́щемуся, хваля́щимся, хваля́щийся, хваля́щуюся, хваля́щееся, хваля́щиеся, хваля́щегося, хваля́щуюся, хваля́щееся, хваля́щихся, хваля́щимся, хваля́щейся, хваля́щеюся, хваля́щимся, хваля́щимися, хваля́щемся, хваля́щейся, хваля́щемся, хваля́щихся, хвали́вшийся, хвали́вшаяся, хвали́вшееся, хвали́вшиеся, хвали́вшегося, хвали́вшейся, хвали́вшегося, хвали́вшихся, хвали́вшемуся, хвали́вшейся, хвали́вшемуся, хвали́вшимся, хвали́вшийся, хвали́вшуюся, хвали́вшееся, хвали́вшиеся, хвали́вшегося, хвали́вшуюся, хвали́вшееся, хвали́вшихся, хвали́вшимся, хвали́вшейся, хвали́вшеюся, хвали́вшимся, хвали́вшимися, хвали́вшемся, хвали́вшейся, хвали́вшемся, хвали́вшихся

Предложения со словом «хвалятся»

Мы нашли 28 предложений со словом «хвалятся». Также посмотрите синонимы «хвалятся». Показать значение слова

  • Знай: всё это ядерное оружие, которым хвалятся
    люди мирские, такая ерунда!
  • Ими хвалятся
    , их показывают, как редкого вида обезьян.
  • Начальники блудных мытарств хвалятся
    , что они более всех других истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада.
  • А если они так кичливо превозносят свои победы и хвалятся
    безнаказанностью своих злодейств, то все это ведет к одному.
  • Только раскольники да сектанты хвалятся
    своею трезвостью, за то враг им и помогает в самой трезвости.
  • Направят друг на друга пушки и палят, и хвалятся
    , кто больше убил.
  • Они много смеются и хвалятся
    , что «перебили их».
  • А еще хвалишься
    , что ты московский государь!
  • И главное, есть ещё одна живучая российская привычка хвалиться
    своим бескультурьем и тем, что «мы университетов не кончали».
  • Сам же Михаил Соломонович из скромности постеснялся хвалиться
    перед партийным трибуналом чинами и дружбой с членом Политбюро.
  • Безусловно, сегодня меня можно упрекнуть, что я все еще хвалюсь
    своей борьбой против собственных соотечественников.
  • Он заявил, что он не клоун какой-нибудь, чтобы людей развлекать и пустым рукавом хвалиться
    .
  • А я Ольге стала хвалиться
    , что Пушкин на меня поэму хочет сочинять.
  • Потом начал хвалиться
    своим умением, знанием, пониманием дела.
  • https://sinonim.org/
  • Мы с гордостью хвалимся
    перед деревенскими ребятами своими подарками.
  • Республики не только еще очень юны, да нам и в голову никогда не приходило хвалиться
    организацией и дисциплиной среди бюргеров.
  • Но туго набитая, новая, купеческая мошна нисколько не мешала ему хвалиться
    древним величием рода и незапятнанной «ясностью крови».
  • Я не хвалюсь
    ни спектаклем «“Юнона” и “Авось”», ни самим собой, ни нашей поездкой.
  • Не можете дать повышенный план, так зачем перед товарищем Сталиным хвалиться
    .
  • Недостаток в столице хлеба и топлива не мешал придворному ювелиру Фаберже хвалиться
    тем, что никогда еще он не делал таких прекрасных дел.
  • И хвалиться
    тем, что ты богат, но при этом обедаешь бутербродом, сидя в фургоне, в принципе странно.
  • А он и давай ей хвалиться
    , кто и что уже сделал.
  • Хотя чем тут хвалиться
    : мужику только подмигни.
  • Помню только, что он любил хвалиться
    , что он из «Сёмска» и они там братвой квартал на квартал бились.
  • Так что, хоть я и не хвалюсь
    этими сделками, вины за них тоже не ощущаю.
  • Видимо, потому, что в нынешней российской жизни особо хвалиться
    нечем.
  • Хвалиться
    наблюдательностью и объективностью самому автору не приходится.
  • Это не та Премудрость, к которой мы стремимся, которую ищем, которую стараемся постигнуть и которою хвалимся
    .
  • Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

    Синонимы «хвалятся» Показать значение слова Поиск предложений онлайн

    Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

    Хороший вопрос«Меня никогда не хвалили»: Какие ошибки родителей мы не хотим повторять

    Иногда мы думаем, что ни за что не повторим ошибки своих родителей, никогда не будем кричать на детей, будем понимающими и эмоционально доступными. Но время показывает, что мы не можем стать «идеальными» родителями вот так, по щелчку, особенно если у нас не было позитивного примера перед глазами. Первая наша необдуманная реакция — всегда такая же, как у наших родителей. И чтобы изменить это, нужно приложить много усилий. Дети со своей стороны тоже не бывают «идеальными».

    Важная вещь, которую удалось «сломать» лично мне, — мысль, что родители лучше знают, чем надо заниматься их ребёнку. У меня в детстве не было свободы выбирать увлечения. Увлечения были «правильные» — одобряемые — и «так, ерунда какая-то». Я очень долго обижалась на маму за то, что она забрала меня из балетной студии, где мне страшно нравилось и всё получалось, и отдала в ненавистную мне музыкальную школу, которую я бросила через три года. Когда ещё через пару лет я совершенно безо всякой поддержки родителей поступила в художественную школу, мои успехи тоже не вызвали энтузиазма. Рисование считалось «бестолковым», «несерьёзным» занятием. Я яростно отбивалась от поступления на юридический и экономический факультеты, которые так нравились папе, и в итоге поступала на непонятную мне социологию — это был компромисс. О творческих специальностях — журналистика, дизайн, режиссура, театр — не могло быть и речи. «Это же несерьёзно и талант нужен. А у тебя разве есть талант?» Подразумевалось, естественно, что нет.

    Воспитывая своих детей, я сразу решила, что не буду их принуждать. Не хочешь ходить на карате? Давай попробуем шахматы. Надоела театралка? А что хочешь? Экологию? Поищем. Конечно, были договорённости: «Походишь пару месяцев, если не понравится — бросишь» или «Давай ты доходишь этот год, а после каникул решишь, продолжать или нет». Конечно, мне было горько, когда сын бросал хорошие секции с хорошими учителями, потому что ему наскучило или было просто лень. Но я помнила, что насильно мил не будешь, давала отдохнуть и предлагала новые варианты.

    С младшими детьми я пошла дальше. К этому времени до меня дошло, что дело не только в возможности выбирать, но и в моральной поддержке. Ребёнок смотрит на себя глазами родителей, и если в этих глазах он всё время не слишком-то хорош, не очень-то талантлив, то так к себе и будет относиться. Я стала осознанно и активно хвалить детей за творческие и интеллектуальные упражнения. Я выросла в атмосфере, где если ты сделала что-то хорошо — так и должно быть, а вот если сделала плохо — обязательно заметят и отругают. В итоге я боялась браться за что-то новое и неожиданное, ведь поначалу всегда получается недостаточно хорошо.

    Мне пришлось осознать, что планка, которую ставили мне и которую я иногда ставила старшему ребёнку, сильно завышена. Не нужно вообще никаких стандартов со стороны родителей. Планки расставит окружающий мир — педагоги, тренеры, они сами, в конце концов, — а мама пусть просто любит и восхищается. Я хвалила и интересовалась любым рисунком и поделкой, любым достижением, причём делала это совершенно искренне. Это нетрудно, если отключить в голове измерительную линейку, которой сравниваешь ребёнка с другими детьми.

    Читайте также: Молчание — цитаты, афоризмы, высказывания

    Это был такой педагогический эксперимент — ноль критики, только позитив. Рисунки младших детей висят на стенах квартиры вперемешку с моими, и для них это много значит. И я вижу удивительный результат: они увлекаются творчеством и способны браться за любую задачу без страха, что не получится, что они не смогут, не умеют. Они просто берут и делают, как видят, как придумали. Иногда приносят мнe показать (раньше приносили чаще, теперь уже не так и нужно моё одобрение, они уверены в себе), и я, конечно, хвалю. Не важно, будет ребёнок дальше рисовать или нет. Художник — это состояние, творческая смелость и внутренняя свобода.

    ФОТОГРАФИИ: dohee — stock.adobe.com (1,

    Близкие по смыслу слова и выражения

    Всего найдено похожих слов: 29

    Слово Синонимы
    афиширующий, выгоняющий, выдвигающий,…
    бахвалящийся, кичащийся, фанфаронящийся,…
    берущий под козырек, делающий под козырек,…
    берущий под козырек, козыряющий, отдающий честь
    важничающий, взбухающий, вздувающийся,…
    важничающий, дерущий нос, задающийся, задирающий…
    важничающий, дерущий нос, задирающий нос,…
    важничающий, дерущий нос, задирающий нос,…
    важничающий, дерущий нос, задирающий нос,…
    важничающий, дерущий нос, задирающий нос,…
    важничающий, дерущий нос, задирающий нос,…
    важничающий, дерущий нос, задирающий хвост,…
    важничающий, задирающий нос, задирающий хвост,…
    важничающий, козыряющий, модничающий, пижонящий,…
    возвеличивающийся, воспевающийся, восхваляющийся,…
    возвышающийся, прославляющийся, расхваливающийся,…
    возносящийся, воспевающийся, выхваливающийся,…
    возносящийся, восхваляющийся, выхваливающийся,…
    возносящийся, восхваляющийся, выхваливающийся,…
    восхваляющийся, выхваливающийся, выхваляющийся,…
    восхваляющийся, хвалящийся
    вымечающийся, замечающийся, записывающийся,…
    высокомерничающий, дерущий нос, задающийся,…
    гремящий, превозносящийся, прославляющийся,…
    делающий под козырек, козыряющий, отдающий честь
    принимающийся, разрешающийся, расхваливающийся,…
    прославляющийся, расхваливающийся, хвалящийся

    Морфология слова «хвастающийся»

    Лемма

    : ХВАСТАТЬСЯ
    Формы слова
    : хвастаться, хвастаюсь, хвастаемся, хвастаешься, хвастаетесь, хвастается, хвастаются, хвастался, хвасталась, хвасталось, хвастались, хвастаясь, хваставшись, хвастайся, хвастайтесь, хвастающийся, хвастающегося, хвастающемуся, хвастающимся, хвастающемся, хвастающаяся, хвастающейся, хвастающуюся, хвастающеюся, хвастающееся, хвастающиеся, хвастающихся, хвастающимися, хваставшийся, хваставшегося, хваставшемуся, хваставшимся, хваставшемся, хваставшаяся, хваставшейся, хваставшуюся, хваставшеюся, хваставшееся, хваставшиеся, хваставшихся, хваставшимися

    Часть речи Граммемы
    причастие дст, единственное число, именительный, мужской род, неодушевленное, нп, нс, нст, одушевленное
    причастие винительный, дст, единственное число, мужской род, неодушевленное, нп, нс, нст

    хвалить

    хвал`ить, хвал`ю, хв`алит

    ХВАЛИТЬ, хвал’ить, -алю, -алишь; хвалящий и хвалящий; хваленный; несов., кого (что). Выражать одобрение, похвалу кому-чему-н. за что-н. Х. ученика за прилежание. Х. книгу. Хвалю за откровенность! сов. по~, -алю, -алишь; -аленный. Не похвалят кого-н. за что-н. (осудят или накажут, по головке не погладят; разг. ирон.). сущ. хваление, -я, ср.

    ХВАЛИТЬ что, хваливать, одобрять, превозносить, называть добрым, хорошим, признавать достоинство, добрые качества, пртивопол. хулить, хаять, бранить. Как вас хвалят? пск. честят, зовут по отчеству. Хвалю (люблю) молодца за обычай! Хвали утро вечером. В очи не хвали, за очи не брани. Всякая фаля сама себя хвалит. Похваля (коня) в соху, и похуля в соху. Так это-то ваш хваленый конь? пресловутый. Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка! Скорого дела не хвалят. Худое нечего хвалить. Всяк свое хвалит. Дурак дурака и хвалит. Всякий купец свой товар хвалит. Всякая работа мастера хвалит. Нам товару не хвалить, так и не свалить. Кто девку хвалит? Отец-мать. Нехваленая девка дороже хваленой. Не хвали жену телом, а хвали делом. Всякое дыхание хвалит Господа. И Бога хвалим, и грешим. Всяк правду хвалит, да не всяк ее хранит. Всякую свадьбу три дня хвалят, да три дня хаят. Хвалить не устать. Хвалить не нанять. Ржаная (гречневая, ячная) каша сама себя хвалит (начальный смысл этого был прямой: что хорошо, то нечего хвалить, а ныне пословица эта к самохвальству). Все хвалят добро, да не всех хвалит оно. -ся, страдат. Хвалится милость на суде, Иак. | — чем, бахвалить, похваляться, величаться, хвастать и -ся. Не хвались, а лучше Богу помолись. Кем хвалился, тем и свалился (подавился). Наша сторонушка хвалится садами. Хвалилась синица море сжечь. Не хвались отцом, а похвались сыном-молодцом! Идучи на суд не хвались. И собой не хвалюсь, и людей не хаю. Не хвались отъездом, хвались приездом, приехав, кончив путь. Не хвались в Москву, а хвались из Москвы, убравшись поздорову. Не видав вечера, и хвалиться нечего. Хвались вечером, днем не сеченый. Нечем хвалиться, как все из рук валится. Богатым не хвалятся (т. е. его не хвалят), да что ему деется? И не хвалятся совик да малица, а греют. | Угрожать, грозить местью. Хвалился, что деревню сожжет. А пол(поль)ской и литовской король хвалится на Московское государство, стар. Восхвалять вельможу. Выхвалять товар свой. Дохвалился до позору. Его смолоду захвалили. Способ этот нахваливается. Он нахвалился досыта. Нечем похвалиться. Похулить грешно, а похвалить не за что. Один хвалит, другой под(при)хваливает. Перехвалил через край. Расхвалить кого. Хваленье ср. хвала ж.

    Ржаная, ячневая или гречневая каша, по пословице, сама себя хвалит. «Начальный смысл этого», поясняет Даль (ПРН, с. 732, и СВРЯ, ст. Хвалить; еще см. Крыл. слова С. Максимова, ст. Каша сама себя хвалит), «был прямой: что хорошо, то нечего хвалить; ныне пословица эта говорится к самохвальству.» Если кашу хвалить нечего и никто ее не хвалит, она хвалит сама себя. Так и поговорка сам себе рад кто, «т. е. негостеприимен» (Даль), получается из *никому (чужому) не рад. И гоголевская унтер-офицерша сама себя высекла, раз не кто-то другой. Вообще если никто (другой), то (я) сам, а каждый сам для себя есть «не кто другой», никто. — Пословицу не надо понимать буквально; поскольку (гречневая) каша бесспорно, общепризнанно хороша, она в похвалах совсем не нуждается и сама за себя говорит. В этом же смысле хвалят себя хороший товар, доброе дело (ПРН, с. 733 и 525), правда («Правда сама себя хвалит (и величает)» — с. 197 и СВРЯ, ст. Сам), которой каша особенно близка через мать: правде-матке соответствует Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной или Щи да каша — мать наша (ПРН, с. 812 сл.). «Прямой смысл» в пояснении Даля как раз непрямой, фигуральный, на самом деле каша не хвалит себя, как не рад себе негостеприимный, нелюдимый человек, ср. пословицы «Сам себе на радость никто не живет», «Моя радость хоть во пне, да не во мне» (ПРН, с. 778) и «Хорошо то, что другие хвалят», «Сам не выхвалишься, коли люди не похвалят» (с. 733 сл., при этом сам поет, сам слушает, сам и хвалит — с. 733 — похоже на сел в овин да играет один попа Семена, который книги продал, а карты купил, — Р. поcл, погов ., с. 72).

    Сам себе рад. Поговорка Он сам себе рад, «т. е. негостеприимен» (ПРН, с. 790, и СВРЯ, ст. Сам), может быть получена по правилу «Если никто, то сам» из *Он никому (чужому) не рад. И наоборот, поскольку «сам» есть «не кто другой», «никто», из поговорки получается исходная фраза. То, что кто-то рад самому себе, нельзя понимать буквально, принимать за правду, ведь «Сам на себя никто не нарадуется», «Сам себе на радость никто не живет», «Моя радость хоть во пне, да не во мне», «Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься» (ПРН, с. 778, у Мельникова-Печерского «Живучи вдвоем, друг на дружку взглянешь да улыбнешься, а живучи в одиночестве, на себя глядя, только всплачешься…» — В лесах , 3.16); так уже в Бриха-дараньяка-упанишаде (1.4.3): «тот, кто одинок, не знает радости». Так и М. Бахтин в работе об авторе и герое (ЭСТ1 с. 93 и 120): «моя жизнь-пребывание не есть радостное пребывание с самим собою как качественно определенною и любимою личностью», «Другость моя радуется во мне, но не я для себя.» Даже дурак рад не «сам себе», «Рад дурак своей масти» (ПРН, с. 443). Поговорка фигурально и потому усиленно отрицает, что негостеприимный, нелюдимый, одинокий человек хоть кому-нибудь да рад, эта замена никто на сам и делает правду, голую речь («Голая речь не пословица» — с. 859 и 972) пословицей, поэзией. Ср. У него гостят четыре угла — «никого», только с богами своими — «с образáми» — и знается или У него один замок гостит, да и тот на пробое висит (с. 791).

    Гость это чужой в доме: «Чужой человек в доме — колокол (на воротах)» (ПРН, с. 791, и Старин, посл ., с. 126) — этим основанным на пословице определением гостя поделился со мной А. Григорян году в 1974. Ср. «Неверная жена — чужой человек в доме» (РПП, с. 181), а еще ирландское прозвище англичан «чужаки в доме». О госте и гостеприимстве см. Э. Бенвенист, Индоевр. установл . 1,1.7; Т. Агапкина и Л. Невская в Слав. др . 1, с. 531—33.

    К радости о себе. Пословица Сам на себя никто не нарадуется по остроумному возражению В. Бибихина (5.5.1992) не может не быть двусмысленной, если уж говорит ее двойственный Иван-дурак. Ср. «На чужой горбок не насмеюся, на свой не нагляжуся» (РПП, с. 260) — но виден ли мне мой горбок? И вижу ли я себя, «на себя глядючи» («Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься»)? Всяк сам себе загляденье (ПРН, с. 607) недвусмысленно ироничная пословица, Сам на себя никто не нарадуется тоже. Иронична и поговорка рад другу, да не как себе (СВРЯ, ст. Друг), это сравнение с невозможным образцом, с радостью о себе, делает ее похожей на библейскую заповедь (Левит, 19.18) «Люби ближнего твоего как самого себя»; усилительное сравнение с любовью к себе предполагает что-то вроде «если ты матушкин сынок», а кто бабке не внук? Всё это двуголосые слова по Бахтину. Сюда же из давней записи самого Бибихина: «Я не тот, который себя сознаю—, а тот странный, которого нет. Я не могу себя видеть, и нравственность так же парадоксальна как евангельские притчи.» — Узнай себя , с. 476.

    «Я» — никто. Я сам — безымянный никто, отсюда псевдоним Анненского Ник. Т — о, к нему см. А. Аникин, Псевд. Анн. Часто у Бродского: Нарисуй на бумаге простой кружок. | Это буду я: ничего внутри. (То не Муза воды набирает в рот— ),
    Ты — никто, и я — никто.Вместе мы — почти пейзаж.Ты — никто, и я — никто:дыма мертвая петля.Мы с тобой — никто, ничто.Мы с тобой никто, ничто.
    И если кто-нибудь спросит: «кто ты?», ответь: «кто, я? | я — никто», как Улисс некогда Полифему. (Новая жизнь , концовка), — | я, иначе — никто, всечеловек, один | из— (В кафе ), еще ср. Келломяки (13), Посвящение, Вертумн (3).

    Переосмысление пословицы про гречневую кашу. Но вот происходит переоценка этой простой пищи («Горе наше — ржаная/гречневая каша, а поел бы и такой, да нет никакой» — ПРН, с. 87; каша, манная каша «простак, простофиля» — СРНГ 13, с. 148, ср. размазня) и буквализация фигуры самохваления, и пословица переиначивается: Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди (Мудрое сл ., с. 90) — здесь гречневая каша в противоположность овсяной достойна похвалы, ср. в Записках блокадного человека (1) Лидии Гинзбург:

    — Мои-то раньше были не дай бог. Вдруг гречневой каши не хотят. Свари им овсянку. И суп овсяный, и кашу.—

    Семья так хорошо жила, что дети в порядке чудачества (с жиру, как прежде господа ели ржаной хлеб) требовали не лучшего, а того, что похуже, — вот подводная тема рассказа о гречневой и овсянке.

    — но ведь раньше она была выше похвал; пословица переосмысляется: Грешнева каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша (Р. посл, погов ., с. 80, ср. Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родúлась — РПП, с. 102, или Калина сама себя хвалила: я с медом хороша — Ленингр. обл ., 1443) — вслед за овсяной кашей гречневая становится самохвалкой и попадает в один ряд со всякой харей или жабой («Всякая харя/жаба (сама) себя хвалит» — ПРН, с. 735, ср. у Достоевского о Фоме Опискине: «Его не хвалили — так он сам себя начал хвалить.» — Село Степанчиково —, 1.1). Так же переосмыслено, принято за правду ходячее сам(а) себя высек(ла), злорадно применяемое к тому, чьи козни обернулись против него самого, хотя смешная фраза городничего (Ревизор , 4.15: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-Богу врет. Она сама себя высекла.») доводит до нелепости ответ «Это само сломалось» провинившегося ребенка, а унтер — офицерская вдова ничего не злоумышляла.

    «Закон тождества». Под действием «Если никто, то сам» возник и испорченный буквализацией «закон/принцип тождества» А = А, он имеет смысл только как фигуральный, усиленный вариант принципа индивидуации А ≠ Б; так и берет закон тождества Мандельштам в Утре акмеизма , ср. его же упрек русскому символизму «Никто не хочет быть самим собой.» Пословица «Всяк человек равен самому себе» (Север , с. 110), т. е. никому не равен, «кроме самого себя», и пословицы «Бог и лесу не сравнял» и «Бог и пальцев на руке не уравнял» (ПРН, с. 856), использующие фольклорную связь человек — дерево или ребенок — палец, говорят об одном: все люди разные, двух одинаковых не найдешь. Сюда же, конечно, английское identity «тождество» и «личность, своеобразие, неповторимость». Ср. Николай Бахтин о «рационально пустой формуле» А = А по изложению его лекций Современность и наследие эллинства : «Но в этой формуле вскрывается самая сущность подлинного выбора: избрать в вещи можно только ее самое, единственное в ней и неповторимое.» (ЖИ, с. 139); и «Тавтология — предельный допускаемый языком способ обозначения предмета как единичного, непохожего.» — В. Просцевичус, Прямое знач . (с. 18). А когда Флоренский в Столпе , с. 25–29, протестовал против А = А или когда Михаил Бахтин в Поэт . Дост. сказал «Человек никогда не совпадает с самим собой. К нему нельзя применить формулу тождества: А есть А.» (с. 100), они отвергали уже обессмысленную окаменелость. К критике выражений тождества см. в Трактате Витгенштейна, 4.241–243, 5.53—5352, и Тождество Я. Хинтикки.

    К критике закона тождества — из «Я это ты» Карла Моррисона (с. 354 сл.):

    Предложения «Я это я» и «Ты это ты» грамматически правильны, но логически они никуда не ведут из-за своего повтора. А предложение «Я это ты» правильно и грамматически и логически. Тем не менее оно создает трудности, если вообразить, что личностное — то, что составляет некое «я» и отличает его от всякого возможного «ты», — единично и потому несообщимо. Если принять, что личное своеобразие (identity) несообщимо (что некое лицо способно быть или «я» или «ты», но не обоими вместе), «я» и «ты» как отдельные сущности останутся навсегда далеки одно от другого. Понятый так обособленный симметричный эгоизм этих «Я есмь я» и «Ты еси ты» непреодолим.

    Еще примеры на «Если никто, то сам». У Гончарова (Обломов , 1.1 и 4.5): «— Вот спинка-то у дивана до сих пор не починена; что б тебе призвать столяра да починить? Ведь ты же изломал. — Я не ломал, — отвечал Захар, — она сама изломалась; не век же ей быть: надо когда-нибудь и изломаться.» «—Мальчишки, должно быть, разорвали: дрался — признавайся? — Нет, маменька, это само разорвалось! — сказал Ваня.» У Пришвина (Кащеева цепь , 1): «— Борону ты сломал? — Я? Лопни мои глаза, провалиться на месте, ежели я. — Кто же сломал? — Сама сломалась.» Снова Достоевский:

    — Кто тебе показывал? Кто смел показать?

    — Я сама видела, — отвечала Катя решительно.

    — Ну, хорошо! Ты не скажешь на других, я тебя знаю.

    Кто у нас тогда первый начал?

    Никто. Само началось с первого шага.

    (Неточна Незванова , 5, и Кроткая , 1.4). А вот грамматический пример: страдательное значение возвратного — ся или датского — s: sig «себя» возникло по тому же правилу — действие совершает над собой сам объект действия, если деятель отсутствует в кругозоре говорящего. Подтвердить это может искусственность и вторичность трехчленной страдательной конструкции сравнительно с двучленной.

    К возвратно-страдательному — ся. Возвратному — ся соответствует в санскрите или греческом средний залог, о значении которого Ян Гонда высказался так:

    «Полупервобытный» — и архаичный человек явно испытывал желание избежать по разным соображениям активной формы и предпочитал употребить более или менее «эвентивное» выражение. Вместо того чтобы отнести совершение действия (process) к субъекту, который во многих случаях не был или же лишь смутно был ему известен, он делал субъектом лицо (или предмет), бывшее «седалищем» действия, связывая того с медиальным глаголом. Ничего не скажешь, это даже для нас во многих случаях более легкое и очевидное дело — утверждать нечто о том, кто (или том, что) подвергается действию и кто как правило хорошо известен, чем о силе, существе, сущности или явлении, которое, говоря с научной объективностью, есть автор или инициатор этого действия.

    — Индоевр. медий (с. 180 сл. / 150 сл., дальше среди примеров польское mnie się chce в отличие от ja chcę). К страдательным оборотам с агентом и без агента см. Санскр. пассив Гонды, с. 4–6 и 77 сл. Агентивное дополнение трехчленной страдательной конструкции, вторичной по сравнению с двучленом без такого дополнения, вероятно, бывшее инструментальное. Ср. в Санскр. пассиве «—я бы предпочел считать, что индоиранский твор. деятеля развился из твор., обозначающего karaņa», т. е. средство, орудие (с. 81, дальше Гонда сравнивает со славянским творительным по Миклошичу); о происхождении категории субъекта из «инструментального» локуса — В. Топоров, Др. — греч. SΣM- , с. 13 сл. = Случай *ĜEN- , с. 139 сл.

    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Сказал как отрезал:
    • Все свое ношу с собой (omnia mea mecum porto)
      Римские историки рассказывают, будто в дни завоевания персами греческого города Приены за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Все, что имею, всегда ношу при себе». Говорил он по-гречески, но слова эти дошли до нас в латинском переводе. Оказалось, добавляют...