Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин (1744 или 1745 — 1792) — русский писатель, просветитель. Создатель русской социальной комедии. Видел корень всех бед России в крепостном праве, едко высмеивал нравы дворянского сословия, систему дворянского воспитания и образования.

Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Не все ври, что знаешь.

Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.

Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.

Без ума жить худо; что ты наживешь без него?

Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинствы без них — какие к черту достоинствы.

Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Корыстолюбие редко любовь побеждает.

Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?

Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.

Молодой человек подобен воску.

У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.

Начинаются чины — перестает искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

В большом свете водятся премелкие души.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало!

Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Оставлять богатство детям? Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.

Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!

Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью.

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Без знатных дел знатное состояние ничто.

А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище.

В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — презнатная особа; добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.

Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.

Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Честь есть душа супружеского согласия.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Береги жену, не давай ей воли.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Когда же то тебя так сильно изумляет,

Что низка тварь корысть всему предпочитает

И к счастию бредет презренными путьми, —

Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.

Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

И сам не знаю я, на что сей создан свет!

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Иван
Иван
13 лет назад

очень круто!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Света
Света
13 лет назад

Спасиибо огромное**)))

андрей
андрей
14 лет назад

спасибо большое)))))))

Сказал как отрезал:
  • Блудный сын
    В Ленинградском Эрмитаже находится картина великого голландского художника Рембрандта «Блудный сын». Она изображает счастливую встречу старого, благообразного отца с измученным и оборванным сыном, вернувшимся из далеких странствий. Рембрандт написал ее на евангельский сюжет о легкомысленном сыне, который ушел из отцовского дома, испытал множество несчастий, а когда вернулся, был радостно встречен всё простившим родителем. «Притча о...