О храбрецах
- «Неверный [монах] молится Аллаху Всевышнему, но Аллах, — Ему и слава! — недоволен этим». Так говорят о тех, кто ради других совершает поступки, способные, по их мнению, вызвать расположение, но на самом деле они вызывают отвращение.
- «Кровь не отмыть кровью». То есть смуту гасит не такая же смута, а перемирие.
- «Свежая трава не горит, посланник не умирает», — даже если в послании проявляются жесткость и грубость отправителя.
- «Тот, кто разводит дым, не может не закоптиться». Под этим подразумевают следующее: тот, кто поднимает смуту, сам становится ее жертвой.
- «Когда во двор дома входит насилие, закон и справедливость выходят в окно».
- Описывая врага, говорят:«Мы набросимся на него с кличем и криками, мы столкнемся [с ним], держа копья и щиты, мы будем сильны в бою, а после — спокойны (в перемирии, если о нем попросят), пусть крепкий враг смягчится».
- «Когда у царя есть дело, заботы принцессы остаются в стороне». Это подобно высказыванию: [«Когда разваливается река Аллаха, река Исы не нужна»].
- «Когда врага считаешь незначительным, он взбирается на голову». Имеется в виду, что в этом случае он погубит голову, т. е. [погасит] решимость, не умаляй его!
- «Он режет подбородок, поглаживая бороду». Так говорят о тех, кто, обольщая, строит козни.
- «Тот, кто готовит оружие против врага, получает жеребенка, а тот, кто забывает подготовиться, становится пленником». Так говорят, советуя быть наготове.
- «Огонь не потушить горящей головней». Так говорят, имея в виду, что одну смуту нельзя уладить при помощи другой, ей же подобной, — это можно сделать лишь миром.
- «Синее железо (оружие) не останется без дела». Это значит, что оно способно ранить, если им ударить.
- «Стая гусей без вожака не летает». Так говорят, советуя кому-либо следовать за тем, кто более сведущ, чем он.
- «Услуга раскалывает камень, а камень раскалывает голову». Так говорят о слуге, который хорошо прислуживает кому-либо или помогает бороться с врагом.
- «Храбрец познается в бою с врагом, а терпение благоразумного проявляется в споре».
- «Когда в степи стоит придорожный знак, никто не сбивается с пути. Когда у человека есть ум, его речь не бывает сбивчивой».
- «Стремись к мудрости, знанию и учись этому, не умаляя важности учения. Ибо тот, кто притязает на мудрость и знание без учения, оказывается растерянным во время испытания».
- «Богатырь познается в день битвы (когда разгорается ее пламя), а ум мудреца (познается) в собрании».
Сказал как отрезал:
- Не свыше сапога (судить)Вместо того чтобы длинно объяснять происхождение этого изречения, вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Сапожник»: в нем рассказана положенная в основу этого выражения легенда: Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво… И эта грудь не слишком ли нага?..» Тут Апеллес...