История съемок советского фильма “Служебный роман”
История любви забитого статиста и начальницы-мымры вызывает интерес до сих пор даже несмотря на то, что ей уже больше 40 лет. Фильм “Служебный роман” смотреть можно бесконечно. Не менее любопытна и история создания картины. Много интересных фактов о съемках фильма собрал онлайн-кинотеатр Okko.
Сюжет фильма
Рабочее название фильма было другим – “Сказка о руководящей Золушке”. И сам сюжет соответствует этой старой истории. Анатолий Новосельцев работает в статистическом учреждении. Он один воспитывает двоих детей – “мальчика и тоже мальчика”, живет от зарплаты до зарплаты и мечтает получить должность начальника отдела, благодаря которой можно улучшить финансовое положение. Руководит учреждением Людмила Прокофьевна – старомодная, консервативная и одинокая дама неопределенного возраста, для которой вся жизнь – это работа.
Главные роли в служебном романе сиграли Андрей Мягков и Алиса Фрейнлих
В один из дней на должность ее заместителя назначают Самохвалова – бывшего однокашника Новосельцева. Он предлагает Анатолию приударить за мымрой и влюбить ее в себя, чтобы получить повышение. Сначала отнекивающийся Новосельцев соглашается, но неожиданно для себя влюбляется в “сухаря”. Людмила Прокофьевна отвечает взаимностью и расцветает на глазах у всех. Но тут она узнает, что Новосельцев ухаживал за ней ради должности. После долгого выяснения отношений история заканчивается хеппи-эндом и рождением третьего мальчика.
Актерский состав, режиссеры и сценаристы
Фильм снял мэтр советского кино Эльдар Рязанов по своей же пьесе “Сослуживцы”, написанной в соавторстве с Эмилем Брагинским. Они же стали сценаристами. Музыку к фильму написал Андрей Петров, а оператором выступил Владимир Нахабцев.
Процесс создания “Служебного романа” не менее занимателен, чем его сюжет.
Людмила Прокофьевна (Фрейндлих)
Рязанов изначально предполагал, что роль мымры будет играть Алиса Фрейндлих. Режиссеру и актрисе пришлось немало потрудиться, чтобы из красивой женщины сделать то нечто, что предстает перед зрителями в первой серии. Из глубин костюмерных были добыты самые затрапезные наряды, а довершили образ очки отца оператора Нахабцева. Ходить так, “как будто сваи вколачивает”, Алисе Бруновне пришлось долго учиться. Для этого она старательно наблюдала за советскими чиновницами.
Алиса Фрейндлих в роли Людмилы Прокофьевны.
Анатолий Ефремович (Мягков)
Из Мягкова создавали недотепу с помощью очков и неказистого костюмчика. Завершить образ помогли накладные усы. Но у Андрея Мягкова была более сложная задача, чем у Фрейндлих. Если ей удалось превратиться в принцессу благодаря новой прическе, одежде и макияжу, то Новосельцев смог стать принцем и просто интересным мужчиной только благодаря актерскому мастерству.
Андрей Мягков в роли Анатолия Ефремовича.
Самохвалов (Басилашвили)
Олег Басилашвили сначала долго спорил с Рязановым насчет своей роли. Он считал, что ему нужно играть Новосельцева. Но после того как актер увидел в этой роли Мягкова, он согласился с выбором режиссера. Зато негодяя Самохвалова Басилашвили сыграл прекрасно. Правда, недостатком своей роли актер считал то, что ему пришлось учиться водить машину. В результате во время съемок он случайно снес киоск “Союзпечати” и повредил дорогую аппаратуру.
Олег Басилашвили в роли Самохвалова
Оля Рыжова (Немоляева)
Светлане Немоляевой досталась роль “молодящейся блондинки в жутких розочках” – матери семейства, которая была влюблена в героя Самохвалова со студенчества и писала ему нежные письма. Карьерист и подлец сделал их достоянием общественности, за что получил оплеуху от Новосельцева. Интересно в этом сюжете то, что он полностью взят из жизни кинематографистов, фамилии которых Рязанов назвать отказался.
Светлана Немоляева в роли Оли Рыжовой.
Верочка (Ахеджакова)
Из хрупкой и не блещущей красотой Лии Ахеджаковой получилась настолько фактурная секретарша, что Рязанов ни разу не пожалел, что пригласил ее на эту роль. А ведь ему пришлось заново переписывать под нее часть сценария: в оригинале Верочка – длинноногая белокурая красавица.
Лия Ахеджакова в роли Верочки.
История съемок
Съемки начались осенью 1976 года. Работа кипела, потому что, во-первых, процесс был интересным, а во-вторых, Рязанов ни в чем не сдерживал актеров. Им разрешено было импровизировать как и где угодно. Например, сцена романтического ужина Новосельцева и Калугиной – полностью заслуга актеров. Как и эпизод с сапогами, когда Верочка, глядя на забракованную Людмилой Прокофьевной обувь, произносит: “Значит, надо брать”. Его придумала Лия Ахеджакова, а фраза до сих пор считается крылатой.
Отснятого материала хватило бы на 4 серии. Но, поскольку у Рязанова был лимит, многое пришлось вырезать. И не только кадры, но и целые сцены. Было снято много эпизодов о личной жизни Верочки. У нее даже был экранный муж, с которым она то ссорилась, то мирилась. Причем сначала его играл Михаил Светин, а потом роль отдали Александру Фатюшину. Но из-за лимитов режиссер вынужден был ограничиться только разговорами Верочки с ним по телефону.
Как сегодня вспоминают многие актеры картины “Служебный роман”, съемки проходили в атмосфере доверия, дружелюбия и творческого подъема. Поэтому фильм был снят в рекордно короткие сроки – к 20 января 1977 года.
Место действия
Снимали картину в Москве. И хотя действие происходит в одном статистическом учреждении, задействованы были 3 объекта.
Здание, где работали главные герои
Дом на Петровке, в котором сегодня размещается Агентство речного и морского транспорта, стал фасадом учреждения. Кабинеты и залы были сооружены в павильонах киностудии. А крыша, на которую “мымра” выходила поливать свои растения, принадлежала знаменитому тучерезу – многоквартирному дому в Большом Гнездниковском переулке.
Принцип выбора жилья для персонажей
Своих героев Рязанов расселил согласно их социальному статусу. Начальница Калугина проживала в элитном доме на Никитской, Самохвалов – на Горького, Новосельцев – в спальном районе на Чернышевского, а Верочка – в Чертаново, которое в то время только вошло в черту города. Ольге Рыжовой место жительства было выделено в Подмосковье, поэтому на работу ей приходилось ездить на электричке.
Интересные факты со съемок кинокартины
О фильме можно рассказать много занимательного:
- Во время съемок в сентябре выпал снег, что вдохновило Рязанова написать стихотворение “У природы нет плохой погоды”.
- В кабинете Калугиной стоит венгерский компьютер стоимостью 440 000 советских рублей. По утрам его привозил на съемки сотрудник ЦСУ, а вечером забирал.
- Мягков никак не мог влепить оплеуху Басилашвили, несмотря на его уговоры не стесняться. В результате, разозлившись на свою нерешительность, Андрей ударил актера сильнее, чем требовалось. И этот дубль был признан лучшим.
- На роль Шурочки пробовалась Римма Маркова, но Рязанов решил взять Иванову.
За фильм “Служебный роман” Государственную премию получили все актеры, сыгравшие главных героев, кроме Алисы Фрейндлих. В те времена нельзя было давать награды раньше чем через два года после предыдущей. А у нее уже была премия за роль в театре.
- Эликсир жизниТак же как философский камень, алхимики пытались найти эликсир жизни – удивительное снадобье, напиток, который мог бы сохранить человеку вечную молодость, дать ему бессмертие. Мы прекрасно знаем, что они не могли разрешить даже вопрос о долголетие человека, вопрос об излечении его от таких болезней, с которыми только несколько веков спустя научились бороться. Но случайно алхимики...