Главная / Очень интересно / Мировые возможности / История съемок советского фильма “Служебный роман”
17 сентября 2020

История съемок советского фильма “Служебный роман”

История любви забитого статиста и начальницы-мымры вызывает интерес до сих пор даже несмотря на то, что ей уже больше 40 лет. Фильм “Служебный роман” смотреть можно бесконечно. Не менее любопытна и история создания картины. Много интересных фактов о съемках фильма собрал онлайн-кинотеатр Okko.

Сюжет фильма

Рабочее название фильма было другим – “Сказка о руководящей Золушке”. И сам сюжет соответствует этой старой истории. Анатолий Новосельцев работает в статистическом учреждении. Он один воспитывает двоих детей – “мальчика и тоже мальчика”, живет от зарплаты до зарплаты и мечтает получить должность начальника отдела, благодаря которой можно улучшить финансовое положение. Руководит учреждением Людмила Прокофьевна – старомодная, консервативная и одинокая дама неопределенного возраста, для которой вся жизнь – это работа.

Главные роли в служебном романе сиграли Андрей Мягков и Алиса Фрейнлих. Главные роли в служебном романе сиграли Андрей Мягков и Алиса Фрейнлих

В один из дней на должность ее заместителя назначают Самохвалова – бывшего однокашника Новосельцева. Он предлагает Анатолию приударить за мымрой и влюбить ее в себя, чтобы получить повышение. Сначала отнекивающийся Новосельцев соглашается, но неожиданно для себя влюбляется в “сухаря”. Людмила Прокофьевна отвечает взаимностью и расцветает на глазах у всех. Но тут она узнает, что Новосельцев ухаживал за ней ради должности. После долгого выяснения отношений история заканчивается хеппи-эндом и рождением третьего мальчика.

Актерский состав, режиссеры и сценаристы

Фильм снял мэтр советского кино Эльдар Рязанов по своей же пьесе “Сослуживцы”, написанной в соавторстве с Эмилем Брагинским. Они же стали сценаристами. Музыку к фильму написал Андрей Петров, а оператором выступил Владимир Нахабцев.

Процесс создания “Служебного романа” не менее занимателен, чем его сюжет.

Людмила Прокофьевна (Фрейндлих)

Рязанов изначально предполагал, что роль мымры будет играть Алиса Фрейндлих. Режиссеру и актрисе пришлось немало потрудиться, чтобы из красивой женщины сделать то нечто, что предстает перед зрителями в первой серии. Из глубин костюмерных были добыты самые затрапезные наряды, а довершили образ очки отца оператора Нахабцева. Ходить так, “как будто сваи вколачивает”, Алисе Бруновне пришлось долго учиться. Для этого она старательно наблюдала за советскими чиновницами.

Алиса Фрейндлих в роли Людмилы Прокофьевны Алиса Фрейндлих в роли Людмилы Прокофьевны.

Анатолий Ефремович (Мягков)

Из Мягкова создавали недотепу с помощью очков и неказистого костюмчика. Завершить образ помогли накладные усы. Но у Андрея Мягкова была более сложная задача, чем у Фрейндлих. Если ей удалось превратиться в принцессу благодаря новой прическе, одежде и макияжу, то Новосельцев смог стать принцем и просто интересным мужчиной только благодаря актерскому мастерству.

Андрей Мягков в роли Анатолия Ефремовича Андрей Мягков в роли Анатолия Ефремовича.

Самохвалов (Басилашвили)

Олег Басилашвили сначала долго спорил с Рязановым насчет своей роли. Он считал, что ему нужно играть Новосельцева. Но после того как актер увидел в этой роли Мягкова, он согласился с выбором режиссера. Зато негодяя Самохвалова Басилашвили сыграл прекрасно. Правда, недостатком своей роли актер считал то, что ему пришлось учиться водить машину. В результате во время съемок он случайно снес киоск “Союзпечати” и повредил дорогую аппаратуру.

Олег Басилашвили в роли Самохвалова Олег Басилашвили в роли Самохвалова

Оля Рыжова (Немоляева)

Светлане Немоляевой досталась роль “молодящейся блондинки в жутких розочках” – матери семейства, которая была влюблена в героя Самохвалова со студенчества и писала ему нежные письма. Карьерист и подлец сделал их достоянием общественности, за что получил оплеуху от Новосельцева. Интересно в этом сюжете то, что он полностью взят из жизни кинематографистов, фамилии которых Рязанов назвать отказался.

Светлана Немоляева в роли Оли Рыжовой Светлана Немоляева в роли Оли Рыжовой.

Верочка (Ахеджакова)

Из хрупкой и не блещущей красотой Лии Ахеджаковой получилась настолько фактурная секретарша, что Рязанов ни разу не пожалел, что пригласил ее на эту роль. А ведь ему пришлось заново переписывать под нее часть сценария: в оригинале Верочка – длинноногая белокурая красавица.

Лия Ахеджакова в роли Верочки Лия Ахеджакова в роли Верочки.

История съемок

Съемки начались осенью 1976 года. Работа кипела, потому что, во-первых, процесс был интересным, а во-вторых, Рязанов ни в чем не сдерживал актеров. Им разрешено было импровизировать как и где угодно. Например, сцена романтического ужина Новосельцева и Калугиной – полностью заслуга актеров. Как и эпизод с сапогами, когда Верочка, глядя на забракованную Людмилой Прокофьевной обувь, произносит: “Значит, надо брать”. Его придумала Лия Ахеджакова, а фраза до сих пор считается крылатой.

Отснятого материала хватило бы на 4 серии. Но, поскольку у Рязанова был лимит, многое пришлось вырезать. И не только кадры, но и целые сцены. Было снято много эпизодов о личной жизни Верочки. У нее даже был экранный муж, с которым она то ссорилась, то мирилась. Причем сначала его играл Михаил Светин, а потом роль отдали Александру Фатюшину. Но из-за лимитов режиссер вынужден был ограничиться только разговорами Верочки с ним по телефону.

Как сегодня вспоминают многие актеры картины “Служебный роман”, съемки проходили в атмосфере доверия, дружелюбия и творческого подъема. Поэтому фильм был снят в рекордно короткие сроки – к 20 января 1977 года.

Место действия

Снимали картину в Москве. И хотя действие происходит в одном статистическом учреждении, задействованы были 3 объекта.

Здание, где работали главные герои

Дом на Петровке, в котором сегодня размещается Агентство речного и морского транспорта, стал фасадом учреждения. Кабинеты и залы были сооружены в павильонах киностудии. А крыша, на которую “мымра” выходила поливать свои растения, принадлежала знаменитому тучерезу – многоквартирному дому в Большом Гнездниковском переулке.

Принцип выбора жилья для персонажей

Своих героев Рязанов расселил согласно их социальному статусу. Начальница Калугина проживала в элитном доме на Никитской, Самохвалов – на Горького, Новосельцев – в спальном районе на Чернышевского, а Верочка – в Чертаново, которое в то время только вошло в черту города. Ольге Рыжовой место жительства было выделено в Подмосковье, поэтому на работу ей приходилось ездить на электричке.

Интересные факты со съемок кинокартины

О фильме можно рассказать много занимательного:

  1. Во время съемок в сентябре выпал снег, что вдохновило Рязанова написать стихотворение “У природы нет плохой погоды”.
  2. В кабинете Калугиной стоит венгерский компьютер стоимостью 440 000 советских рублей. По утрам его привозил на съемки сотрудник ЦСУ, а вечером забирал.
  3. Мягков никак не мог влепить оплеуху Басилашвили, несмотря на его уговоры не стесняться. В результате, разозлившись на свою нерешительность, Андрей ударил актера сильнее, чем требовалось. И этот дубль был признан лучшим.
  4. На роль Шурочки пробовалась Римма Маркова, но Рязанов решил взять Иванову.

За фильм “Служебный роман” Государственную премию получили все актеры, сыгравшие главных героев, кроме Алисы Фрейндлих. В те времена нельзя было давать награды раньше чем через два года после предыдущей. А у нее уже была премия за роль в театре.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Спорить из-за тени осла
    Поговорка, родившаяся из странной басни. Путник, ехавший на осле, нанятом за деньги, на привале присел отдохнуть в тени, падавшей от животного. Хозяин осла запротестовал, заявив, что отдал внаймы только осла, и потребовал за него тень дополнительной платы. Разгорелся ожесточенный спор. Дело дошло до суда. Выражение «тень осла» стало обозначением нелепого спора, затеянного по пустякам. Хотя...
Top