Главная / Великие мысли / Афоризмы К. Маркса, Ленина, Энгельса / Афоризмы К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина на тему общества
3 марта 2019
Афоризмы К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина на тему общества
- Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена… и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества.
К. Маркс
- …Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.
К. Маркс
- Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Общественные отношения тесно связаны с производительными силами. Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, — они изменяют все свои общественные отношения.
К. Маркс
- Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средство труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд.
К. Маркс
- Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.
К. Маркс
- Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития… не может ни переточить через естественные фазы развития, ни отмечать последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов. Каждый общественный строй возникает лишь при финансовой поддержке определенного класса.
В. И. Ленин
- Существование угнетенного класса составляет жизненное условие каждого общества, основанного на антагонизме классов. Освобождение угнетенного класса необходимо подразумевает, следовательно, создание нового общества.
К. Маркс
- …Наши отношения в обществе до известной степени уже начинают устанавливаться еще до того, как мы в состоянии оказать на них определяющее воздействие.
К. Маркс
- …Гибель старого общества не является потерей для тех, кому нечего терять в старом обществе…
К. Маркс и Ф. Энгельс
- Порох, компас, книгопечатание — три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок. Однако как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов. В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии.
К. Маркс
- Во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой. В тех же формах общества, где господствует капитал, преобладает элемент, созданный обществом, историей.
К. Маркс
- Буржуазное общество не может терпеть, чтобы земледелие было стеснено феодальными привилегиями, а промышленность — бюрократической опекой. Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.
К. Маркс и Ф. Энгельс
- Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями.
К. Маркс и Ф. Энгельс
- Беспрестанные перевороты в производстве., непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других.
К. Маркс и Ф. Энгельс
- Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство.
К. Маркс и Ф. Энгельс
- …В современном буржуазном обществе все отношения практически подчинены только одному абстрактному денежно-торгашескому отношению.
К. Маркс и Ф. Энгельс
- Разве в обиходе и деловых отношениях буржуазного общества возможно избежать грязи? Как раз там естественное место.
К. Маркс
- …В буржуазном обществе, основанном на меновой стоимости, возникают такие производственные отношения и отношения общения, которые представляют собой одновременно мины для взрыва этого строя.
К. Маркс
- Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.
К. Маркс
- Овладев всеми средствами производства в целях их общественно-планомерного применения, общество уничтожит существующее ныне порабощение людей их собственными средствами производства. Само собой разумеется, что общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. Старый способ производства должен быть, следовательно, коренным образом перевернут, и в особенности должно исчезнуть старое разделение труда. На его место должна вступить такая организация производства, где, с одной стороны, никто не мог бы сваливать на других свою долю участия в производительном труде… и где, с другой стороны, производительный труд, вместо того чтобы быть средством порабощения людей, стал бы средством их освобождения, предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные, — где производительный труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение.
Ф. Энгельс
- Всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производственных сил; развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех; ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других; полное уничтожение классов и противоположностей между ними; всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены рода деятельности, участия всех в пользовании блага, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней — вот главнейшие результаты ликвидации частной собственности.
Ф. Энгельс
- На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
К. Маркс и Ф. Энгельс
- …В противоположность старому обществу с его экономической нищетой и политическим безумием нарождается новое общество, международным принципом которого будет — мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин — труд.
К. Маркс
- Коммунистическое общество значит — все общее: земля, фабрики, общий труд, — вот что такое коммунизм.
В. И. Ленин
Сказал как отрезал:
- Одним миром мазаныПрежде всего не следует думать, что слово «миром» тут есть творительный падеж от слова «мир». Нет, это тоже творительный падеж, но от слова «миро». Миро — искусственно приготовляемое благовонное вещество, употребляющееся при церковных обрядах. В старину выражение «мы одним миром мазаны» означало: мы одной веры. Потом стало значить другое: «они одним миром мазаны» — одного...