Главная / Великие мысли / Афоризмы К. Маркса, Ленина, Энгельса / Афоризмы К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина на тему искусства
18 июля 2019
Афоризмы К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина на тему искусства
- Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации.
К. Маркс
- …В области самого искусства известные значительные формы его возможны только на низкой ступени развития искусства. Если это в пределах самого искусства имеет место в отношениях между различными его видами, то тем менее поразительно, что это обстоятельство имеет место и в отношении всей области искусства к общему развитию общества.
К. Маркс
- Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты.
К. Маркс
- Исключительная концентрация художественного таланта в отдельных индивидах и связанное с этим подавление его в широкой массе есть следствие разделения труда.
К. Маркс
- …Только музыка пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкального уха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла…
К. Маркс
- …При коммунистической организации общества отпадает подчинение художника местной и национальной ограниченности, целиком вытекающее из разделения труда, а также замыкание художника в рамках какого-нибудь определенного искусства, благодаря чему он является исключительно живописцем, скульптором и т. д. В коммунистическом обществе не существует живописцев, существуют лишь люди, которые занимаются и живописью как одним из видов своей деятельности.
К. Маркс
- Какое дело литературе до того, что у того или иного писателя имеется крупица таланта, что он временами создает какой-нибудь пустяк, если он вообще никуда не годится, если все его направление, его литературный облик, все его творчество в целом ничего не стоят? В литературе всякий ценен не сам по себе, а лишь в своем взаимоотношении с целым.
Ф. Энгельс
- Мятежный отпор рабочего класса угнетающей среде, которая его окружает, его судорожные попытки, полусознательные или сознательные, восстановить свое человеческое достоинство вписаны в историю и должны поэтому занять свое место в области реализма.
Ф. Энгельс
- …Социалистический тенденциозный роман целиком выполняет, на мой взгляд, свое назначение, когда, правдиво изображая действительные отношения, разрывает господствующие условные иллюзии о природе этих отношений, расшатывает оптимизм буржуазного мира, вселяет сомнения по поводу неизменности основ существующего, — хотя бы автор и не предлагал при этом никакого определенного решения и даже иной раз не становился явно на чью-либо сторону.
Ф. Энгельс
- Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства.
Ф. Энгельс
- … Поэзия прошлых революций (конечно, за исключением «Марсельезы») редко звучит по-революционному в позднейшие времена, так как, для того чтобы воздействовать на массы, она должна отражать и предрассудки масс того времени.
Ф. Энгельс
- Для заурядного писателя возможность выражать свои мысли с известным изяществом покупается за счет кастрации языка.
Ф. Энгельс
- Полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания… с Шекспировской живостью и богатством действия будет достигнуто, вероятно, только в будущем… Во всяком случае, именно в этом слиянии я вижу будущее драмы.
Ф. Энгельс
- …Даже для большинства вещей, написанных в расчете на то, что они будут жить вечно, существует определенный период, когда они производят наибольший эффект и наиболее своевременны.
Ф. Энгельс
- Если гибель прежних классов, например рыцарства, могла дать материал для грандиозных произведений трагического искусства, то мещанство, естественно, не может дать ничего другого, кроме бессильных проявлений фанатической злобы и собрания поговорок и изречений, достойных Санчо Пансы.
К. Маркс
- …Сколько бы Гамлет ни твердил об энергии, он всегда останется Гамлетом.
Ф. Энгельс
- Если Дон-Кихоту угодно сражаться с ветряными мельницами, то это вполне соответствует его званию и роли; но Санчо Панса мы не можем позволить ничего подобного.
Ф. Энгельс
- Разве в жизни глубочайшая трагедия не предстает подчас в шутовском наряде? Напомню только о характере, который хотя и выведен, как и подобает ему, в романе, но по трагичности, по-моему, не имеет себе равного, — я имею в виду Дон-Кихота. Что может быть трагичнее человека, который из чистой любви к человечеству, оставаясь непонятым своими современниками, совершает самые комические сумасбродства?
Ф. Энгельс
- Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.
В. И. Ленин
- …Для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела… Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного- единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса.
В. И. Ленин
Сказал как отрезал:
- А король-то голый!Два плута, выдав себя за ткачей, взялись соткать одному королю такую ткань, которую якобы может видеть лишь умный человек, достойный той должности, которую он занимает. Делая вид, что они усердно поработали, плуты вручили заказчику «ничто», пустоту вместо ткани. Однако король и все окружающие притворились, что видят прекрасную материю; ведь иначе вышло бы, что они глупы...