Главная / Великие мысли / Древний мир / Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии

Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

И злым, и добрым, и заслуживающим смерти должен сочувствовать благородный. Ибо нет человека, свободного от вины.

Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа — в себе.

Разве бывает что-либо прекрасно или безобразно само по себе? Что нравится человеку, то для него и прекрасно.

Каковы те, кто ему служат, каковы те, кому он служит, таков и сам человек.

Как две щепки встречаются в великом океане и, встретившись, расходятся, так встречаются и люди.

Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро.

Все наши дела, мысли и речи следуют за нами — творите же добро!

Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречивая жена, послушный сын и полезное знание — вот шесть благ в этом мире.

Хороши новая одежда, новый зонт, новобрачная и новый дом. Но хороши также старый слуга и старый рис.

Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде.

Друг познается в беде, герой — в битве, честный — в уплате долга, жена — в бедности, родственники — в невзгодах.

Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.

Несбыточны сны, что приходят к больным, опечаленным, ожесточенным, влюбленным и пьяным.

Безумный утешается прошедшим, слабоумный — будущим, умный — настоящим.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости — лишь о возлюбленной, в старости — лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.

Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.

Юность мчится невозвратимым потоком. Так предадимся радости — ведь дарованы радости смертным!

Два пути перед мудрыми в этом бесплодном и непостоянном мире: вкушать нектар высшего знания или наслаждаться юными красавицами.

За счастьем следует несчастье, за несчастьем — счастье. Не бывает непрерывного несчастья, не бывает непрерывного счастья.

То, что судьба судила нам получить, мы получим и лежа в постели. То, чего не судила, — не получим, каких бы усилий ни прилагали.

Чему суждено быть — то и будет со мной. Неотвратим путь событий, мое дело — следовать ему.

Радуйся выпавшей тебе радости, переноси выпавшее тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец ждет урожая.

Раб своих надежд — раб всех людей, повелитель своих надежд — повелитель всего мира.

Надежда — источник великой тревоги, свобода от надежд — источник великого покоя.

Плод победы — ненависть, удел побежденного — печаль. Спокоен и счастлив тот, кто отказался и от победы, и от поражения.

Нет добродетели выше правдивости, нет порока хуже лжи.

Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо.

Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье.

Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого — вот извечная заповедь.

Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы.

Что невозможно, то невозможно; что возможно, то возможно. Повозка не движется по воде, корабль не плывет по суше.

Пусть драгоценность валяется под ногами, а стекло украшает голову — драгоценность остается драгоценностью, а стекло — стеклом.

Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет ли это тебе счастье или несчастье. Кто исполняет долг и спокойно, не радуясь и не печалясь, встречает любые последствия, тот поистине велик душою.

Лучше худо исполнять свой долг, чем хорошо — чужой. Не совершает греха тот, кто следует собственной природе.

Не сегодня, так завтра погибнет наше тело среди горестей и болезней. Что пользы преступать ради него долг?

Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени.

Того посещает богиня счастья, кто трудится подобно льву. Лишь ничтожные говорят: "Все от судьбы!" Одолевай судьбу мужественными делами; если же усердие твое не увенчается успехом, то нет на тебе вины!

Все задуманное можно осуществить человеческими усилиями. То, что зовем мы судьбою, есть лишь незримые свойства людей.

Не катится колесница на одном колесе, не совершается судьба без людских усилий.

Не приносят пользы мудрые наставления тому, кто страшится действия. Что проку от светильника в руках слепого?

Человек должен трудиться — плохо ему, когда он бездействует.

Мир и труд — вот источники благополучия.

Что пользы от учености, направленной на зло? Что пользы в светильнике, накрытом горшком?

Сами собой разрастаются масляное пятно на воде, чужой секрет в устах сплетника, малый дар у достойного и знание у разумного — такова природа вещей.

Нередко заблуждается наш разум, и вещи кажутся иными, чем они есть. Плоским представляется нам небо и огоньком — светлячок, но небо не плоское, а светлячок не огонь.

Женщины учены от природы, мужчины — от книг.

Лишь ученому ведомо утомление ученых, не поймет бесплодная болей роженицы.

Нет преграды, равной преграде невежества.

Сладость губ, упругость грудей, острота женских взоров и красота поэзии понятны лишь знатоку.

Конь, оружие, наука, лютня, речь, мужчина и женщина бывают хороши или дурны — все зависит от того, как с ними обращаются.

Науки ведут к скромности, лишь глупец кичится ученостью. Так свет усиливает наше зрение и делает слепыми сов.

Что пользы от науки тому, у кого нет ума? На что зеркало тому, кто лишен глаз?

Когда время действовать, то знание, сокрытое в книгах, — не знание, а деньги в чужих руках — не деньги.

Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы? Одно утомление.

Даже в гнусном теле мудрец найдет добродетель, которую надо почитать и уважать.

Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.

Давать советы глупцу — только злить его.

Неистинное представляется истинным, а истинное неистинным — таково многообразие бытия. Будьте же разумны!

Жизнь одна — тел много, истина одна — заблуждений много, знание одно — ересей много. Какой мудрец разберется во всех противоречиях?

Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.

Не берись ни за какие дела — вот первый признак мудрости. Взявшись же за дело, доводи его до конца — вот второй признак мудрости.

Когда все гибнет, мудрец сберегает половину и с этой половиной достигает своей цели.

Не станет разумный ради малого губить великое. Малым сберечь великое — вот истинная мудрость.

Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.

Когда надо давать советы другим, каждый — кладезь премудрости. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.

У кого не хватит ума поучать другого? Лишь великий разумом сам способен следовать надлежащим путем.

Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупые — порокам, сну и ссорам.

Мудрый не горюет о потерянном, об умершем и о прошлом. Тем он и отличается от глупца.

Огонь заливают водой, от солнца укрываются зонтом, от болезни спасаются лекарством. От всего есть средство — нет средства лишь от глупости.

Кого боги задумали погубить, того они лишают рассудка, и всё представляется ему в ложном свете.

Беспричинная ссора — вот признак глупости.

Умен человек — и все же он служит царю, поглощает отраву и наслаждается женщинами.

Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.

Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.

Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок, но лишенный аромата.

Все определяется словом, коренится в слове, вышло из слова. Кто лжет в слове, тот лжет во всем.

Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом.

Нельзя остановить пения безумца, лепета ребенка и слов женщины.

Молчание лучше слов.

Тело старится от странствий, гора — от воды. женщина — от неудовлетворенных желаний, сердце — от злых речей.

Не рассказывай о том, что задумал: не бывает успеха у замысла, что открыт другому.

Лучше мгновение, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни.

Не живи в стране, которой никто не правит, правят многие, правит женщина или правит дитя.

Тогда лишь стоит родиться, когда тебе уготована свобода. Если рабство — жизнь, что же такое смерть?

Где чтут недостойных и презирают достойных, там находят себе прибежище трое: голод, смерть и страх.

Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро — это делать для них то, чего желал бы самому себе.

Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных.

С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно — так же влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки.

Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.

Сердце злодея твердо в счастье и мягко в несчастье; сердце достойного мягко в счастье и твердо в несчастье.

Неизменно сердце доброго — пусть его гневают; не нагреется океан от горящей соломы.

Терпение — добродетель бессильного и украшение сильного.

Обилие плодов клонит ветвь книзу, пышный хвост замедляет походку павлина, быстроногого коня стреножат. Так сами достоинства причиняют зло.

Герой, ученый и красавица куда бы ни пошли, везде найдут приют.

Разум без отваги — свойство женщины; отвага без разума — свойство скотины.

Когда один смел в битве, все войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами.

Если нельзя избежать опасности, что толку в трусости, которая все равно не защитит тебя?

Бойся опасности, пока ее нет; когда же опасность пришла, не бойся, а борись с ней.

Пусть никто не соединяется с плохими друзьями, пусть никто не соединяется с плохими людьми. Привяжитесь к хорошим друзьям, привяжитесь к благородным людям.

"Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня". У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она…

Ненависти можно положить конец не ненавистью, а только любовью.

Даже тот, кто далеко, стоит рядом, если он в твоем сердце; даже тот, кто стоит рядом, далек, если твои мысли далеки от него.

Лучше враждовать с умным, чем дружить с дураком.

Ни матери, ни жене, ни брату, ни собственным детям нельзя довериться так, как истинному другу.

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение — вот шесть признаков дружбы.

Не занимай у друга и не одалживай другу. Долг, словно ножницы, разрезает дружбу.

Пройдет время, и друг станет врагом, а враг — другом. Ибо собственная выгода сильнее всего.

Не победить сильным слабых, если те держатся вместе; не страшен ураган кустам, что растут близко друг к другу.

Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобнее стреле, вонзающейся в душу человека.

Здоровье, стойкость, могущество — великие блага, но они бесполезны, если нет наслаждения любовью.

При любовном наслаждении уста женщины всегда чисты.

Томимый страстью не уснет и на мягком ложе; удовлетворивший страсть сладко уснет и на шипах.

Кокетство с любимым заменяет у женщины признание в любви.

Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины.

Женщина создана рожать, мужчина — производить потомство.

Хорошая жена трудится на тебя, как слуга; дает советы, как советник; прекрасна, как богиня красоты; спокойна и вынослива, как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как гетера. Хорошая жена — шесть лиц в одном.

Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.

Хозяйка дома — вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.

Не звучит лютня без струн, не катится повозка без колес, несчастлива женщина без мужа — пусть у нее сотня родичей.

Как ни плох родной сын — невоспитан, уродлив, глуп, распутен, зол,- он все же радует сердце.

До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как с слугой, после пятнадцати — как с другом.

Не вмешивайся в дела мужа с женой, не вмешивайся в дела отца с сыном.

Нет места, нет случая, нет пожелавшего — тогда и чиста женщина. Пусть достанется ей сам бог любви — она пожелает другого мужчину. Такова уж природа всех жен.

Уже одна ревность мужа влечет жену к другому. Разумный охраняет жену, не показывая ревности.

До тех лишь пор бывает человек хозяином своих дел, пока в ухо ему не вонзается стрекало женских речей.

Что сделает злодей тому, в чьей руке меч спокойствия? Когда огонь не находит травы, он сам успокаивается.

Мягкость побеждает мягких, мягкость побеждает суровых. Нет ничего недостижимого для мягкости. Мягкость сильнее всего.

Победи сначала самого себя, а потом — врагов. Как может владеть другими не владеющий собой?

Когда случается упасть, достойный человек падает как мяч, ничтожный — как ком глины.

Смотрите благожелательно на все сущее: пусть каждое ваше слово будет спокойно, приветливо, благосклонно; пусть каждое действие ваше служит к исправлению, к развитию добра.

Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигает великого счастья.

Не совершай того, чего не следует делать — даже под угрозой смерти; не откладывай того, что следует сделать, — вот извечная заповедь.

Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому.

Как ни мало благодеяние, оно пустит сотню ростков, если оказать его достойному.

Ты думаешь: "Я один" — и не знаешь, что сердце твое не покидает мудрец, взирающий на добро и зло, творимые тобою.

Никакое добро не пропадает даром.

Побеждай гнев мягкостью, зло — добром, жадность — щедростью, ложь — правдой.

Нет подвижничества, равного терпеливости; нет счастья, равного удовлетворенности; нет дара, равного дружбе; нет добродетели, равной состраданию.

Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства; будь щедрым, но не к недостойным; будь смелым, но без дерзости.

На восходе солнце красно, красно оно и на закате. И в счастье и в несчастье неизменны великие.

Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.

Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга — в добре ближнему, грех — в зле ближнему.

Как ловок благородный, когда надо скрыть чужой порок! Как неловок он, когда приходится обнаруживать свои достоинства.

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

Внимай полезной речи, пусть она исходит от ребенка; не слушай дурных речей, пусть они исходят от старца.

Кто, зная о злодействе и имея силу ему воспрепятствовать, не сделал этого — виноват наравне со злодеем.

Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик — учителя, женатый сын — мать, разлюбивший муж — жену, достигший цели — помощника, выбравшийся из чащи — проводника, больной — врача.

Не сердись на рассерженного, отвечай мягкостью на грубость, не говори суетного и лживого.

Тот настоящий человек, кто сбрасывает подступивший гнев, как змея сбрасывает старую кожу.

Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, и другого.

Не будь груб ни с кем — тебе ответят тем же. Сердитая речь причиняет боль, и тебя постигнет возмездие.

Кто не отвечает ни на излишнюю хвалу, ни на порицание, кто не отвечает ударом на удар, кто не желает зла обидчику, тому завидуют боги.

Будь внимателен к гостю — пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.

Человек, творящий зло, — враг самому себе: ведь сам он и вкусит плоды своего зла.

Ничтожен тот, кто способен говорить о чужих недостатках или о своих добродетелях. Ни о чужих недостатках, ни о своих добродетелях не говорит истинно достойный.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их; низкий — лишь о недостатках. И пусть оба они лгут — первый идет на небо, второй — в преисподнюю.

Не подобает разумному вести в собрании дурные речи о другом.

Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз отдают замуж девушку — три эти дела делают лишь раз.

Два средства есть от телесных и душевных недугов: или примени противодействие, или не думай о них.

Лекарство от несчастья — не думать о нем. Когда думаешь о несчастье, оно не проходит, а возрастает.

Терпение — украшение мужчины, скромность — украшение женщины; однако получивший оскорбление должен ответить силой, а предающаяся любовным наслаждениям — оставить сдержанность.

Когда книга, жена или деньги попадают в чужие руки, то они пропадают для нас; если же возвращаются, то книга — истрепанной, жена — испорченной, а деньги — по частям.

Глупец суетится вовсю, затеяв пустяк, — умный сохраняет спокойствие, берясь за великое дело.

К умному и честному стремись, с умным и лживым будь настороже, честного и глупого жалей, лживого и глупого избегай.

Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, огня, старших и женщин: окажешься слишком близко — они погубят тебя; окажешься слишком далеко — они будут бесполезны для тебя.

Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Излишек в чем бы то ни было опасен: грубость раздражает людей, упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку.

Занозу, расшатанный зуб и дурного советника надо удалять с корнем — вот условие покоя.

Кое-что можно открыть женам, кое-что друзьям, кое-что детям — ведь все они достойны доверия. Но всего каждому открывать нельзя.

Пусть тебя озолотят, не доверяй врагу и нелюбящей женщине — иначе ты погиб.

Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого.

Не следуй неумеренным желаниям, но не подавляй всех желаний.

Не успокаивается желание от наслаждения желанным; еще сильнее вспыхивает огонь, в который подлили масла.

Побеждай жадного деньгами, гордого — мольбой, глупого — потворством, мудрого — правдивостью.

Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родится на свет без пороков.

Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки.

Чаше весов подобен ничтожный человек: чуть что — он возносится, чуть что — падает.

Жестокость — даже к злым — ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?

Невелика мудрость — обмануть доверчивого. Невелико мужество — убить заснувшего на твоей груди.

Не одолеть сильному слабого, когда тот недоверчив. Но даже слабый одолеет сильного, когда тот доверчив.

Вялость, женолюбие, болезненность, привязанность к родным местам, довольство жизнью, боязливость — вот шесть преград на пути к величию.

Знание зависит от ученья, почет — от дел, благополучие — от усердия, награда — от судьбы.

Никто не бывает от природы ни высоким, ни низким — лишь собственные дела ведут человека к почету или презрению.

Два упущения возможны при владении богатством: давать недостойному и не давать достойному.

Лучше всего деньги, добытые собственным трудом, хуже — добытые по наследству, еще хуже — от брата, хуже всего — от женщины.

Человек служит не человеку — человек служит деньгам.

Для жадного нет дельного и не дельного, нет славного и позорного, нет доброго и злого — для него есть только выгодное и невыгодное.

Две ошибки совершил творец: создал женщин и золото.

Нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни.

Остатки долга, огня и болезни способны снова возрастать — уничтожайте их до конца.

Живи в молодости так, чтобы быть счастливым в старости.

Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения; ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти.

Время никого не любит и никого не ненавидит, время ни к кому не равнодушно — оно уносит всех.

Даже с собственным телом невозможно быть вечно — что же говорить о других существах?

Мудрый не оплакивает ни умерших, ни живых.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Танцевать от печки
    Так говорят о людях, у которых привычка действовать по затверженному заменяет знания. Его просят: «Прочитай басню «Стрекоза и Муравей» начиная со слов: «Помертвело чисто поле…» — а он не может. Он может только «от печки», с самого начала. Смысл этого выражения понятен, а вот откуда оно пошло? Судя по всему, из книги одного русского писателя...